Pofigism as a lifestyle 2.0

Музей Autoworld -Часть 7. FN, Hanomag, Hispano-Suiza, Imperia

Posted in Belgium, FN, Hanomag, Hispano-Suiza, Imperia by pofigist on 31 декабря, 2019

Продолжение. Начало здесь.

FN_Logo

FN

Довольно известная в узких кругах лиц, интересующихся вооружением, фирма была основана в 1889 году и поначалу занималась выпуском оружия, о чем говорит, кстати, полное название компании: Fabrique Nationale d’Armes de Guerre (национальная фабрика военного вооружения, как будто оружие бывает невоенным).  Как водится у таких фирм, первым изделием стали винтовки системы Маузера, но после того, как компания была продана немцам из Ludwig Loewe, началась диверсификация производства и в ассортименте появились велосипеды, а впоследствии и автомобили.

Первый автомобиль FN был создан в 1899 году, за ним последовали мотоциклы, а потом появилась достаточно интересная машина, опередившая время примерно лет на 100 — это был последовательный гибрид, у котого ДВС крутил генератор, а в движение машина приводилась с помощью двух электродвигателей. Впрочем, машина оказалась чрезвычайно ненадежной и в массовое производство не пошла.

Потерпев неудачу с автомобилями собственной конструкции, компания временно прекратила разработку машин и купила лицензию на выпуск моделей La Locomotrice, которые, впрочем, были тоже лицензионными, от Rochet-Schneider. Но желание делать что-то свое никуда не исчезло и в 1909 году в ассортименте выпускаемой продукции появляется модели 1950 и 2700 собственной разработки. Машины понравились покупателям и производство начало быстро расширяться, так что FN стала одним из самых больших автопроизводителей в Бельгии, по крайней мере, до Первой Мировой.

Во время войны, после захвата немцами Бельгии, производство автомобилей было прекращено, а сразу после восстановления мира, компания отделилась от Ludwig Loewe и отправилась в свободное плавание. Первой послевоенной моделью стала модернизированная машина 2700А, которая получила электрический стартер и фары.

Затем, на протяжении почти 15 лет, компания выпускала ничем особо не выдающиеся автомобили, которые, тем не менее, продавались неплохо, а одну из таких машин даже купил Шах Персии, правда, непонятно зачем. Шах приказал сделать машину ни на что не похожей и, в итоге, она получила алюминиево-деревянную (и, надо сказать, довольно страхолюдную) отделку.

В середине 1930-х годов экономика Бельгии (да и всего мира, в общем-то) была не в лучшем состоянии и автомобили продавались не очень хорошо. FN предложила свой сборочный завод американцам, которые как раз пытались нарастить свое присутствие в Европе, но что-то не срослось и контракт не был подписан. В 1935 году FN прекращает выпуск своих автомобилей, но на помощь фирме приходит Peugeot и в Бельгии начинается сборка Peugeot 202. Параллельно FN начинает выпуск грузовиков и троллейбусов.

Во время Второй Мировой, фирма переживает расцвет производства, потому что она начала выпускать грузовики и мотоциклы для оккупантов, за что, впоследствии, получила на свою голову несколько не особенно приятных подарков от авиации союзников в виде бомб приличного размера, в результате чего, заводы FN стали вровень с землей.

После войны, компания, отстроив заводы с помощью американцев и англичан, продолжила выпуск грузовиков и троллейбусов. Впрочем, последние троллейбусы сошли с конвейера в 1955 году, а еще через десять лет, та же участь постигла и остальные четырехколесные поделки FN. С тех пор, компания решила вернуться к своим корням и сосредоточилась на выпуске оружия, а про автомобили во всех их ипостасях и думать забыла.

FN Phaeton Typ A

1901-FN-Phaeton

Вторая модель FN отличалась от первой только более мощным мотором (3.5 л.с. супротив 2.5 л.с. у родоначальницы). В остальном, это был автомобиль примитивной конструкции, с двухскоростной коробкой передач. Продали примерно 100 таких машин.

Год выпуска: 1901
Двигатель: 0.8л, 2 цилиндра, 3.5 л.с.

FN 2700 AT

1919_FN-2700_AT

Первая послевоенная модель, та самая, которая получила электростартер и тахометр. А заодно и первая машина фирмы, которая экспортировалась в США, правда вот, не знаю, насколько она была успешной на том рынке.

Год выпуска: 1919
Двигатель: 2.7л, 4 цилиндра

FN 1300 S Sport

1925-FN-1300S

Довольно обычный родстер тех времен, правда, у него были тормоза на всех четырех колесах, что тогда было невероятным достижением для бельгийского автопрома.

Год выпуска: 1925
Двигатель: 1.5л, 4 цилиндра, 10 л.с.

FN 1400 Cabriolet

1929-FN-1400

Единственная модель фирмы, принимавшая участие в серьезных автопробегах — две такие машины ездили по Африке в качестве участниц автопробега Алжир-Кейптаун, с заездом в Бельгийское Конго. Впервые бельгийский автомобиль оказался в тех краях, да еще и своим ходом, что произвело серьезное впечатление на окружающих и даже сподобило персидского Шаха (интересно, а он-то каким боком к Конго?) на то, чтобы заказать себе такую игрушку.

Конструктивно, машина была точно такой же, что и 1300 S, но вместо четырехступенчатой коробки передач, получила трехступенчатую. Интересное такое «улучшение».

Год выпуска: 1929
Двигатель: 1.5л, 4 цилиндра, 10 л.с.

FN 1400 Shah of Persia

Это слайд-шоу требует JavaScript.

А вот и она, машина, сделанная для Шаха Персии. Как по мне, так это просто кошмар, со всеми этими деревянными наростами. Но, поскольку вкусы у всех разные, кому-то, видимо, это нравилось. Кстати, для улучшения динамических характеристик, моторчик подкрутили и теперь он стал выдавать 11 «лошадей», а заодно вернули 4-хступенчатую коробку. Что-то мне подсказывает, что под капотом были так называемые «налоговые» лошади, но музей о реальной мощности скромно умалчивает.

Год выпуска: 1930
Двигатель: 1.5л, 4 цилиндра, 11 л.с.

FN 1400 S Sport

1930-FN-1400S_Sport

Еще одна машина из семейства 1400-тых, на этот раз с претензией на спорт. Но коробку опять воткнули трехступенчатую, непонятно зачем.

Год выпуска: 1930
Двигатель: 1.5л, 4 цилиндра, 11 л.с.

FN Type 42 Prince Baudoin

1935-FN-42-PriceBaudouin

Последняя модель фирмы, равно как и в случае с другим, известным нам автозаводом, решила поэксплуатировать славу королевской семьи и была названа в честь внуков царствующего монарха Бельгии — принцев Бодуэна и Альбера. Помните, как на излете своего существования, АЗЛК называл свои машины по именам князей? Вот, примерно такая же история, только вместо давно умерших князей тут были еще живущие члены королевской семьи. Надо было АЗЛК называть свои машины как-то типа «Борис» или «Великий Ельцин», авось бы и сдюжили. А может, и нет, поскольку FN это никак не помогло и Type 42 стала последней легковой машиной фирмы. Такие дела.

Год выпуска: 1935
Двигатель: 2.0л, 4 цилиндра, 40 л.с.
Максимальная скорость: 90 км\ч

hanomag_logo

HANOMAG

Рассказ о фирме здесь.

Hanomag 2/10PS «Komissbrot»

1925-Hanomag_Komissbrot

Довольно необычный автомобиль был первой моделью Hanomag. С закрытым кузовом я их еще не видел, поскольку они, как правило, были двухместными машинами без крыши. Кстати, похоже, что у этой модели две двери (у открытой была всего одна, со стороны водителя), а значит в таком кузове проблема с жесткостью ушла.

Про название машины или, вернее, ее прозвище, я уже не так давно распинался, так что просто приведу цитату из самого себя: «Забавно выглядящая машинка, дизайнеру которой была поставлена задача сделать машину максимально дешевой. Для этого он поставил на тележку странноватый кузов, который тут же получил название «коммиссарский хлеб», поскольку он был похож на буханку плохо пропеченного черного хлеба (то есть, то, что в СССР называлось «кирпич»).»

Год выпуска: 1925
Двигатель: 0.5л, 1 цилиндр, 10 л.с.

Hispano-Suiza_logo

HISPANO-SUIZA

Рассказ о фирме здесь

Hispano-Suiza K6

1935-Hispano-Suiza_K6

Недорогая (по меркам Испано-Сюиза, конечно) машина, вышедшая в кризисный период и призванная улучшить продажи автомобилей бренда. Впрочем, снижение цены не особо помогло — выпустили всего 200 таких машин. А еще эта модель получила окраску кузова типа «металлик», что тогда было новшеством.

Год выпуска: 1935
Двигатель: 5.2л, 6 цилиндров, 30 л.с.(налоговых и 120 реальных

Imperia_Logo

Фирма была основана неким Адрианом Пьедбефом в 1904 для выпуска велосипедов (что, похоже, было стандартной причиной основания многих фирм того времени), но уже в 1906 году создала свой первый автомобиль и попытала счастья в гонках. Особого успеха в спортивных соревнованиях, впрочем, фирма не достигла, но упорно продолжала стараться и выпустила еще несколько моделей, которые тоже были, прямо скажем, так себе.

Для того, чтобы решить технические проблемы, Пьедбеф покупает мелкую компанию Pieper и с ее помощью создает первый автомобиль, который получил название Imperia (а сама фирма переименовывается в Piedboeuf-Imperia. С этой машиной дела у фирмы пошли на лад, по крайней мере, в мире автоспорта, но в 1910 году Пьедбеф продает компанию некоему Жюлю Спрингелю, после чего та стала называться Springuel-Imperia.

В 1913 году подписывается договор с Abadal, по которому шасси Imperia поставляются в Испанию, а взамен Imperia получает двигатели Abadal. Машины такого совместного производства называются Imperia-Abadal, а в Испании просто Abadal. Во время Первой Мировой, производство машин ожидаемо прекращается, а затем, после того, как главный инженер Хенце (который был немцем) покидает страну вместе с оккупантами, фирму выкупает некто Ван Рогген и начинает выпуск машин высшего ценового сегмента, а параллельно пытается договориться с американцами по поводу сотрудничества в разработке и выпуске более дешевых автомобилей, после чего работа с Abadal была прекращена.

Переход в средний ценовой сегмент заметно улучшил благосостояние компании и Ван Рогген принялся скупать конкурентов. Первой его жертвой стала фирма Metallurgique, которая обанкротилась в 1927 году, затем наступил черед Nagant, а в 1929 году — Excelsior. Параллельно подписывается договор о сотрудничестве с Avions Voisin, что, кстати, нашло отражение во внешнем виде машин Imperia, и Adler, у которых фирма покупает лицензии на выпуск Adler Trumpf и Adler Trumpf Junior. Лицензионные машины получают «птичьи» имена (видимо, потому что у Адлера на гербе пернатое создание), так, например, TA-7 стала называться Hirondelle (ласточка) или Moutte (чайка), в зависимости от кузова, а TA-9 — Albatross (перевод, думаю, не нужен). Череда покупок заканчивается в 1934 году с приобретением фирмы Minerva, так что можно сказать, что Ван Рогген действительно создал свою автоимперию, которая стала самым большим автопроизводителем в Бельгии.

Во время войны, немецкая оккупационная администрация передает заводы Imperia фирме NAG (да, той самой, которая AEG) для выпуска грузовиков Bussing, но какое-то время там еще выпускают и легковые машины по образу и подобию Adler. После войны, когда Bussing-NAG (или NAG-Bussing) отправились восвояси, Imperia опять решила заняться производством легковых машин, но уже без Minerva, которая за это время успела обанкротиться и выпала из обоймы. Для этого был создан «гибрид» под названием TA-8, который был, фактически, Adler Trumpf, но с двигателем Amilcar, которые производила фирма Hotchkiss, ставшая новым владельцем Amilcar.

В то же самое время начинаются переговоры с британской Standard по сборке британских моделей. Вскоре, поскольку в соответствии с планом Понса, на французском рынке не нашлось места для Amilcar и, впоследствии, Hotchkiss, выпуск TA-8 пришлось прекратить и фирма полностью перешла на контрактную сборку чужих машин. Интерес к этому проявляли и немцы из Volkswagen, но бельгийцы им отказали, потому что не могли простить им оккупацию Бельгии и временную конфискацию компании.

Дела, вроде бы, шли неплохо, поскольку британцы платили за сборку исправно, а тут еще и Alfa Romeo подоспела с предложением о выпуске Alfa Romeo 1900, да и Standard решили добавить в гамму «бельгийских» машин линейку Triumph. В общем, будущее казалось безоблачным, но, как часто бывает, если все кажется хорошо, то жди серьезных проблем. Так и случилось — в 1958 году Standard открывает в Бельгии свой собственный завод и услуги Imperia британцам больше не нужны. Контракт с Alfa Romeo тоже закончился, а идти на поклон к немцам из Volkswagen не позволяла гордость. В итоге, руководство компании подало на банкротство фирмы и самый большой автопроизводитель Бельгии на протяжении почти полувека, перестал существовать. Такие дела.

Впрочем, в 2008 году была сделана попытка возрождения бренда под названием GP Imperia, причем, GP означало Green Propulsion (то есть, «зеленый двигатель», гибрид), а вовсе не Gran Prix, хотя прототип был весьма спортивным на вид двухместным купе. Первые поставки машин ожидались в 2013 году, затем они были перенесены на 2015, а в 2016-м фирма решила обанкротиться, причем, по непонятной причине, процесс этот завершился только в 2019 году. На сегодняшний момент, единственное, что осталось от Imperia — это довольно убогий сайт усопшей компании, сделанный явно на коленке.

Imperia N4 1100 SS

1932-Imperia_1100SS

Последняя модель Imperia из того времени, когда она сама разрабатывала свои машины (то есть, до Адлеровской платформы). У N4 появились тормоза на всех колесах с гидроусилителем и это все, что можно сказать интересного об этой машине. Причем, судя по максимальной скорости, тут, похоже, «лошади» честные, а не налоговые. Неудивительно, что им пришлось переключиться на сборку машин конкурентов…

Год выпуска: 1932
Двигатель: 1.1л, 4 цилиндра, 25 л.с.
Максимальная скорость: 80 км\ч

Imperia TA-8

1949-Imperia_TA8

Первая послевоенная модель Imperia была, фактически, сборной солянкой — шасси от Adler Trumpf Junior, а мотор от Amilcar. Всего за три года выпуска было сделано около 400 таких машин.

Год выпуска: 1949
Двигатель: 1.3л, 4 цилиндра, 44 л.с.
Максимальная скорость: 120 км\ч

Продолжение следует

 

 

 

комментариев 10

Subscribe to comments with RSS.

  1. manowaroff said, on 31 декабря, 2019 at 08:51

    Какие-то странноватые вкусы были у персидского шаха. 🙂

    • pofigist said, on 31 декабря, 2019 at 13:53

      Ага, я тоже не понял, как такое вообще может понравиться. 🙂

  2. […] Последняя модель тогда еще независимой фирмы Minerva получила четырехцилиндровый движок и позиционировалась, как машина среднего класса, что, в теории, должно было привлечь новых покупателей, несколько обедневших в период кризиса. Это, впрочем, не помогло и фирма, выпустив 400 таких машин, объявила себя банкротом, после чего, была выкуплена компанией Imperia. […]

  3. […] не английский, а бельгийский — он собран на заводе Imperia, так что местные считают его […]

  4. […] машины Imperia я писал совсем недавно, так что если есть желание, […]

  5. […] в общем-то, это неверно — гибриды были, например, FN, появившийся на свет аж в 1899 году, а первый серийно […]

  6. […] брендами выпускали такие гранды, как бельгийские FN и […]

  7. […] согласиться на переход под контроль бельгийцев из Imperia. И хотя этот самый контроль продолжался чуть более […]

  8. […] раз в Германии, в музее Фольксвагена, а второй — в Бельгии, в Autoworld. Особых различий между ними нет, если не […]


Обсуждение закрыто.