Музей немецкого автомобилестроения EFA — Часть 1. Adler
Как я уже тут писал, недавно я смотался в Мюнхен, чтобы прогуляться по Deutches Museum, который, к сожалению, оказался не особенно интересным. Зато, в процессе поиска чем бы там еще заняться, обнаружились два весьма приличных автомобильных музея: Mazda Frey (сериал здесь: 1, 2, 3, 4 и 5) и EFA, про который я и начну сегодня рассказывать.
Сразу предупреждаю, что невиданных мной ранее машин там немного. В основном, собрание музея является коллекцией типа «наше все» и большинство из этих машин я уже подробно рассматривал на страницах данного блога. Но, вообще говоря, музей этот очень приятственный, несмотря на то, что информации о машинах они приводят очень немного, и, на мой взгляд, заслуживает очередного сериала (планируются 6 постов).
Располагается музей в небольшой деревушке Amerang, в чем-то типа бизнес-парка и выглядит не особенно роскошно.
Роскошь, собственно, начинается внутри музея, посмотрите как они оформили выставочный зал! По концепции это очень похоже на Blackhawk (8 серий обзора можно прочитать здесь: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8) с той лишь разницей, что в Blackhawk выставлены действительно уникальные машины, а в EFA — серийные, но те, которые, что называется, оставили свой след в немецком автомобилестроении.
Разумеется, там есть и упоминание о лошадях (ибо какой рассказ о личном транспорте может обойтись без моторов в 1 лошадиную силу?).
Машины находятся в двух залах (это больший из них), впрочем, есть еще и основное хранилище, но вход туда только с экскурсоводом и по предварительной записи, так что туда мы не попали.
Экспозиия расположена по годам выпуска машин, так что можно отследить, как разные фирмы работали над современным им дизайном и что из этого получалось.
А это — маленький зал (он называется Wasserburger Strasse), через который можно попасть в зал основной экспозиции. В этом зале выставлены недорогие машины, что называется, для рабочих масс.
Я уже говорил, что машины в музее, в основном, массового производства, но есть и несколько действительно уникальных аппаратов, таких, например, как концепт-кар от Audi Urban Spider, который виднеется на фотке выше слева, последний в ряду. Впрочем, мы на него посмотрим «в упор» в следующей серии, а пока что я продолжу обзорную экскурсию.
Название музея (EFA) происходит от имени владельца местной компании по выпуску мороженого и замороженной пиццы, Эрнста Фрайбергера (Ernst Freibeger), уроженца этих мест и, собственно, названия деревни: Ernst Freiberger Amerang (EFA). История музея началась с того, что жена основателя подарила ему Mercedes-Benz 300SL в день его выхода на пенсию, что дало ему, кроме самого автомобиля, новое хобби — коллекционирование транспортных средств. Почему я говорю «транспортных средств», а не автомобилей? Потому что кроме машин, он еще и собирал модели поездов:
А чтоб уже совсем впасть в детство, он построил свою личную железную дорогу:
Которая, если верить музею, является единственной в мире действующей моделью, выполненной в таком масштабе. Протяженность рельсового пути составляет 650 метров.
Модель эта обычно пребывает в выключенном состоянии, но когда мы зашли в этот зал, служитель решил нас впечатлить и включил ее.
Выглядит это все классно — поезда ездят, гудят друг другу, шлагбаумы на переездах поднимаются и опускаются, овцы шляются туда-сюда. Воистину правы наши женщины, когда говорят, что мужики никогда не вырастают из коротких штанишек и нам только дай возможность поиграть с какой-нибудь технической штуковиной!
Кстати, в этом музее хорошо видна разница между бедными и не очень мужиками: если вторые идут в гараж, чтобы повозиться с одной или, в лучшем случае, парочкой, железных коней, то те, у кого есть на это средства, строят себе большой гараж и возятся с более интересными моделями этих самых коней и в большем их количестве. А если не учитывать эту маленькую разницу, то, как говорят наши женщины, все мужики одинаковы.
На этом я закончу обзорную экскурсию по музею и перейду к фоткам машин.
История бренда здесь.
Adler 4.5PS
При взгляде на эту машину, можно подумать, что перед вами какой-то француз: Renault или DeDion Bouton, если судить по характерной форме капота. Но нет, это Adler, а дизайн машины такой потому, что именно автомобилем Renault вдохновлялся герр Кляйер, основатель фирмы Adler.
Это второй автомобиль фирмы, первый имел кузов типа Визави и двигатель мощностью в 3.5 л.с. У этой машины мощность двигателя была увеличена и компоновка уже более-менее стандартная (вернее, стандартной она станет позже).
Кстати, пока я еще не отошел от режима исключительно занудства, хочу попенять музею в том, что никакой информации о машинах, за исключением отдельных технических данных, там не приводится. Персонал говорит только по-немецки, а для того, чтобы получить хоть какое-то представление о том, что же находится перед тобой, надо скачивать специальное приложение типа «голосовой гид», которое у меня так и не заработало. Впрочем, по какому-то капризу «яблочных» богов, оно запустилось уже в Англии, что, конечно, было неплохо, ибо помощь при написании этих постов весьма приветствуется, но в музее оно пригодилось бы больше.
Годы выпуска: 1900-1903
Двигатель: 0.5л, 1 цилиндр, 4.5 л.с.
Максимальная скорость: 35 км\ч
Цена нового автомобиля: 6100 марок
Adler 8/16
Как я ни старался, найти какую-то информацию об истории создания этой машины, мои поиски успехом не увенчались. Более того, нигде, кроме одного-двух сайтов даже не упоминается тот факт, что у Adler была модель 8/16, обычно пишут про 8/12. Вот только 8/12 была с двухцилиндровым мотором, а эта — с четырехцилиндровым.
Машина позиционировалась как такси и очень полюбилась берлинским извозчикам (только не спрашивайте почему именно берлинским, музей на этот счет не распространяется). Двигатель для этой машины разработал не кто иной, как Rumpler, в бытность свою наемным работником у Adler.
Годы выпуска: 1904-1907
Двигатель: 2.8л, 4 цилиндра, 16 л.с.
Максимальная скорость: 60 км\ч
Цена нового автомобиля: 13500 марок
Adler K 5/13
Машина вышла в тот момент, когда Adler считался одним из самых крупных автопроизводителей в Германии и 20% всех машин продаваемых на местном рынке до Первой Мировой были как раз Adler.
Первоначально, K 5/13 выпускался с двигателем в 13 л.с., но затем его основательно переработали и отдача возросла до 16 л.с.. Что интересно, фирма не стала переименовывать эту машину, она так и осталась с индексом 5/13. Чуть позднее, был выпущен более навороченный вариант KL 6/16, который оснащался таким же двигателем, но стоил дороже. Машину можно было купить в двухместном или четырехместном вариантах, в зависимости от желания и финансовых возможностей покупателя.
Годы выпуска: 1911-1920
Двигатель: 1.3л, 4 цилиндра, 13 л.с.
Максимальная скорость: 55 км\ч
Цена нового автомобиля: 4000 марок
Adler 2.5L Autobahn
Никогда не виденный мной ранее Adler 2.5L (также известен как Adler Autobahn и Adler Typ 10) получил довольно примечательный кузов в стиле сильно увеличенного «жука». Объясняется это просто — главный инженер, который занимался созданием этой машины, Карл Еншке (Karl Jenschke) был ранее главным инженером на очень похожем проекте: Steyr Baby (он же Steyr 50/55) и, похоже, пользуясь отсутствием в те годы практики подписания NDA (договор о неразглашении) для технических работников, создал вот такой вот автомобиль, но уже под маркой Adler.
Прозвище Autobahn машина получила, потому что появилась на рынке как раз во время расцвета автомагистралей (собственно, autobahn и означает такую магистраль), поскольку автомобиль был довольно быстрым, то погонять по автобанам на ней было очень приятно. Ну а Typ 10 было чисто заводским названием, известное лишь историкам-занудам.
Годы выпуска: 1937-1940
Двигатель: 2.5л, 4 цилиндра, 58 л.с.
Максимальная скорость: 130 км\ч
Цена нового автомобиля: 5850 марок
Продолжение следует
Прикольный дизайн у Автобана. 🙂
Судя по всему, музей интересный. На общих фотках виднеются некоторые любопытные экземпляры.
Очень интересный. Намного круче того же Дойче Музеума.
Это радует. Будем позырить, так сказать. 🙂
Я постараюсь быстрее выкладывать отчеты, но у меня сейчас период командировок, так что задержки 109% будут. Надеюсь, впрочем, что сериал не сильно растянется по времени.
Да я никуда не тороплюсь, в общем-то. 🙂
Я тороплюсь 🙂 у меня в загашнике примерно 20 музеев лежат 😉
Фигассе! Мягко выражаясь… 🙂
Ага. И этот список только растёт
[…] Продолжение. Начало здесь. […]
[…] Swiss). Вскоре появились еще Mercedes-Benz 170V, FIAT Topolino, Steyr Baby, Adler Autobahn и даже никому не известный Leichtbau […]