Pofigism as a lifestyle 2.0

Dundee Transport Museum — Часть 3. Mini, Morris, Peugeot, Scottish Aviation, Standard, Volvo

Posted in автомобили, Mini, Morris, Peugeot, Scottish Aviation, Standard, Volvo by pofigist on 25 июня, 2021

Окончание. Начало здесь

mini-logo

Довольно подробный рассказ о фирме здесь и здесь.

Mini Moke (1967)

1967-Mini-Moke

Довольно забавный агрегат, созданный для британской армии, представители которой, видимо, покрутив пальцем у виска, отвергли эту идею в зародыше. Впрочем, армейской жизни эти машины все равно не избежали, ибо попали на службу к бразильцам и даже поучаствовали в различного рода армейских операциях в Африке, во время родезийских войн (Родезия теперь называется Зимбабве).

Однако, настоящая слава к этим машинам пришла вовсе не на поле брани, а после того, как Moke принял участие в фильме «Ограбление по-итальянски» (Italian Job), где на нем каталась Бриджит Бардо. После этого, у машины образовалась небольшая армия (кхм!) фанатов, которые восстанавливают эти самые Moke и считают их вполне достойными внимания энтузиастов.

morris_motors_logo

Morris Quarter Ton (1955)

1955-Morris-Quarter_Ton

Поначалу я подумал было, что это один из вариантов Morris Cowley MCV (благо что этих машинок, сделанных на базе Morris Oxford наклепали довольно много), но потом, при более детальном рассмотрении фотографий (поясняющей таблички в музее не было), я пришел к выводу, что это Morris Quarter Ton (то бишь, четвертьтонник), сделанный на базе Morris Minor.

Эти машины выпускали довольно долго, аж до 1973 года. У первых моделей, которые закупали британские почтовики были передние крылья, отделанные резиной, чтобы не царапать кузов в узких проулках (как почтальон вылазил из машины в таких местах для меня остается загадкой), но обычные коммерческие варианты щеголяли полностью окрашенными крыльями, без всякой резины.

peugeot_logo

Рассказ о фирме здесь

Peugeot 106 Electrique

1995-Peugeot_106EV

Вот скажите честно — вы ожидали бы увидеть в музее невзрачный Peugeot 106? Я тоже не ожидал, но оказалось, что эта машина довольно примечательна, ибо я, например, не имел ни малейшего представления о том, что Пежо выпускал такие электромобили.

В 1995 году, во время очередного обострения болезни, называемой «электрификация всей страны» (имеется в виду Европа, а не то, о чем вы подумали), французы решили пойти на очередную авантюру, создав небольшой электромобиль на базе 106-й модели. Маркетологи рисовали радужно-эльфийские планы и говорили о том, что вот-вот и вся Европа будет ездить на электромобилей, на рынке которых будут доминировать, разумеется, французы из Пежо. Это отразилось и в производственных (общий объем выпуска в 100 тысяч машин) и в продажных планах (по 20 тысяч машин в год), но, как говорится, хочешь насмешить бога, расскажи ему о своих планах… За восемь лет выпуска удалось продать всего 6400 машин, причем львиную долю из них купило французское правительство, которому явно не терпелось выкинуть собранные налогоплательщиками деньги на очередную игрушку для чиновников.

Машина получилась чахлой (27 л.с.), с небольшим запасом хода (50 миль в идеальных условиях, то бишь «никогда») и с максимальной скоростью в 90 км\ч. Стоимость ее при этом была примерно в 2.5 раза больше, чем аналогичный бензиновый вариант (бензиновые 106-е стоили тогда около 6 тысяч фунтов, зато электрическая тянула аж на 14500!). Добавьте к этому постоянные проблемы с электрической частью (особенно с NiCd батареями) и становится понятно, почему машина провалилась в продажах.

Кстати, забавный факт — машину все равно приходилось заправлять бензином, потому что именно на нем работала отопительная система. А в Шотландии зимой без обогревателя… лучше сразу застрелиться, чем так мучиться за свои же деньги.

SCOTTISH AVIATION

Вообще говоря, Scottish Aviation не занималась автомобилями, кроме одной-единственной попытки, о которой мы, собственно, сегодня и поговорим. Фирма была основана в 1935 и была, фактически, аэрошколой, в которой учили пилотированию всех желающих. Потом руководство пришло к выводу, что надо бы было начать строить свои собственные самолеты, некоторые из которых вы уже видели на страницах этого блога (например, здесь), а потом была череда коммерческих успехов и неурядиц, в результате чего фирма влилась в состав British Aerospace, а потом перепродана американской Spirit Aerosystems, которая занимается оборонкой и космосом (они принимали участие в создании марсоходов).

Scottish Aviation SCAMP (1965)

1965-ScottishAviation-SCAMP_1

У кого-то в Scottish Aviation было очень хорошее чувство юмора, поскольку для того, чтобы назвать свое детище «мошенник» или «бездельник», надо было человеком с довольно интересным процессом мышления. Впрочем и сама идея, из-за которой эти машины появились на свет, тоже была несколько, как бы это сказать, неординарной: в один прекрасный день, глава отдела инноваций фирмы, обратил внимание на то, что около его местной железнодорожной станции к прибытию поезда съезжается большое количество автомобилей, за рулями которых сидят исключительно женщины. Он заинтересовался причиной такого необычного (для тех времен) действа и оказалось, что женщины поджидают своих мужей, которые приезжают на поезде, чтобы отвести глав семейств домой.

И тут его осенило: «а давате-ка забабахаем маленькую дешевую машину, которую можно было бы заряжать прямо на станции и чтобы для нее не надо было выделять много места!» Поскольку в Scottish Aviation разбирались в самолетах и всем, что с ними было связано, но ничерта не понимали в автомобилях (а тем более, электромобилях), было решено взять за образец мини-тягач, который таскал в аэропортах тележки с багажом, воткнуть в него электромотор и объявить о создании нового суперэкологичного и ультравыгодного транспортного средства. Вскоре было создано техзадание, которое гласило:
1. Машина должна быть двухместной (плюс небольшое место для багажа) и максимально дешевой
2. Максимальная скорость должна была позволять машине уверенно ехать в городском потоке со скоростью чуть выше разрешенной (35 миль в час, то бишь, почти 60 км\ч), а разгон до максималки должен был занимать не более 14 секунд.
3. Батарея должна была обеспечивать запас хода в 40 км (25 миль) и полностью заряжаться за 8 часов от обычной розетки.

Вооруженные такими знаниями, инженеры принялись за работу, быстро сварганили первый прототип и даже подрядили Стирлинга Мосса для демонстраций потенциальным клиентам. На удивление руководства компании, фирма получила более 200 запросов от различного рода организаций (в том числе государственных) и проекту был дан зеленый свет.

Однако, вместо того, чтобы сразу строить завод и городить грандиозные планы на сотни тысяч продаж (см Пежо выше), фирма решила подойти к делу более обстоятельно и поначалу построила опытную партию из 12 машин, которые подверглись полноценному тестированию, после чего выяснилось, что отсутствие опыта в постройке дорожных средств передвижения у фирмы, полностью сказалось на этих несчастных 12 машинах. Ломалось все, что можно, а заодно и то, что нельзя (например, раскалывались колеса после пробега в 90 км). Батареи периодически уходили в бессрочную забастовку (то есть, отказывались принимать заряд, на что производитель батарей, Lucas, отвечал, что «а что вы хотите? это же экспериментальные штуковины?».

1965-ScottishAviation-SCAMP

В итоге, после того, как выяснилось, что для доведения этих колымаг до ума потребуются серьезные ресурсы, главный заказчик отказался от закупок, а вслед за ним отказались и все остальные. Фирма пыталась предложить эти машины автопроизводителям (Reliant и Rootes), но когда те увидели, с чем им предлагают иметь дело, в страхе бежали и не вернулись Программа SCAMP была свернута в 1968 году.

Интересно, что четыре из этих электромобильчиков впоследствии были доведены до ума и эксплуатировались в местном аэропорту (уж не знаю в каком качестве). До наших дней дошли пять из SCAMP и один из них вы сейчас видите на ваших мониторах. Кстати, не удивляйтсь тому, что я пишу SCAMP заглавными буквами — дело в том, что кто-то в руководстве Scottish Aviation все же сообразил, что название машины было несколько неблагозвучным и предложил официальную расшифровку оного: Scottish Aviation Amper Project, то бишь SCAMP (или, если уж быть точным, то SCAmP).

standard_logo1

Рассказ о фирме здесь.

Standard Little 9 (1933)

1933-Standard_Little_9

Фирма Standard известна, в основном, своей моделью Vanguard, которая выглядела точь-в-точь, как Победа, но в Англии ее машины были довольно популярны, хотя были не совсем уж дешевыми. Например, этот Little 9 (названный так потому что он был маленьким и движок там был 9-сильным) стоил 140 фунтов, что по тем временам было вполне прилично. Но машины Standard считались качественными и очень надежными, да и репутация былых времен, когда они выпускали дорогие автомобили, еще не ушла. В общем, с продажами проблем не было, даже несмотря на то, что двигатель у машины был создан в середине 1920-х и активно использовался на таких древностях, как Standard Fulham.

С технической точки зрения машина не представляла собой ничего особенного — кузов был один (седан), хотя, впрочем, было еще несколько кабриолетов, но они представляют собой очень большую редкость, ибо их было очень и очень мало. Двигатель 1.0 л, 9-сильный, коробка 3-ступенчатая, а максимальная скорость была 85 км\ч.

volvo_logo

История фирмы подробно описана в обзоре заводского музея. Семь частей: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7.

Volvo P1800

1971-Volvo_P1800

Если вы читали мой обзор фирменного музея Volvo, то в курсе, что поначалу эту модель выпускали в Англии, на заводе Jensen, но из-за мерзейшего качества сборки, руководство шведской компании решило разорвать отношения с англичанами и начать собирать эти машины самостоятельно. Я так понимаю, что данная сценка как раз и символизирует легендарную надежность Volvo, собранных Jensen (а может, и нет).

Хотя, если подумать, то машина, которую вы видите на фотографии, это не P1800, а P1800S (S означает Sverige, то бишь, шведского выпуска), а они были далеко не такими ломучими, как их английские собратья. Я не знаю почему музей об этом умалчивает, но данный автомобиль был выпущен в 1971 году, а производство P1800S началось в Гётеборге за 8 лет до этого.

Машина была найдена в заброшенном гараже в Перте, где она простояла 20 лет и теперь ее потихоньку восстанавливают силами добровольцев, которые помогают этому музею.

На этом я, пожалуй, и закончу этот небольшой (по моим-то многосерийным меркам) обзор музея и пойду готовить новый комплект фотографий для следующего сериала.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: