Pofigism as a lifestyle 2.0

Шотландия: Национальный музей авиации — Часть 1 (1930-1959)

Posted in AEC, Bedford, Мирометания, автомобили, Scotland by pofigist on 11 ноября, 2020

Вот скажите, куда податься бедному британцу во время почти повсеместного карантина, когда с острова никуда не деться, а душа просит чего-то технически интересного? Разумеется, в музей, потому что больше некуда (даже автосалоны работают в таком режиме, что туда как-то не хочется соваться). Вот так мы с друзьями и решили, организовав двухдневную поездку в Шотландию на выходные, где было запланировано закупиться вискарем (как бы дань традиции) , а заодно посетить пару-тройку музеев (один из музеев я уже описывал, кстати — это королевская яхта Британия).

Планы, надо сказать, осуществились почти полностью — в музеи мы попали (во все, кроме музея вискаря в Эдинбурге), да и пару бутылок я с собой привез. Пока что никак не соберусь их откупорить, но всему свое время…

Первым по списку музеем стал национальный музей авиации (National Museum of Flight), неподалеку от Эдинбурга. Он находится на территории бывшей авиабазы RAF East Fortune (RAF означает «королевские ВВС, если кто не в курсе), которую базу основали еще в 1915 году для дирижаблей. Затем, когда выяснилось, что аппараты тяжелее воздуха вполне способны воевать, то было принято решение разместить там учебный полк, целью которого было обучение пилотов-истребителей.

Впрочем, поскольку мы говорим о Британии, где решения принимаются долго и после серьезных обсуждений (это такой эвфемизм, обозначающий словоблудия), то этот самый полк оказался там только в 1918 году, когда война, можно сказать, уже прекратилась и особой надобности в военных пилотах не было. Почесав в коллективных правительственных затылках, руководство страны мудро приняло решение (что заняло примерно два года) о закрытии авиабазы и передаче ее гражданским властям, которые, несколько офигев от нежданно свалившегося на них счастья в виде нескольки взлетных полос и кучи ангаров, решили, что надо там устроить туберкулезный санаторий (это в Шотландии-то! на берегу, можно сказать, холоднючего моря!).

В 1939 году началась Вторая Мировая война, по поскольку, фактически, реальные боевые действия начались несколько позже, правительство опять позволило себе устроить мозговую раскачку и приняло решение вернуть себе авиабазу в 1940 году, после чего, местные власти с радостью свернули санаторную деятельность и передали все это заведение обратно воякам для устройства там очередного тренировочного лагеря.

Впрочем, в этот раз тренировки действительно начались и пилотов обучали полетам на ночных истребителях, поскольку немцы приобрели пренеприятнейшую привычку бомбить страну, причем, преимущественно, по ночам. Основным самолетом стал Bristol Bleinheim, но затем его сменили на Bristol Beaufighter — тяжелый ночной истребитель, оснащенный четырьмя пушками и шестью пулеметами, эдакий летающий танк. Тут уже пришла очередь изрядно потрепанных в Битве за Британию, Люфтваффе задать себе вопрос «а оно нам надо?» и, видимо ответ был отрицательным, поскольку большая часть немецких бомбардировщиков была перебазирована с британского направления на восточное, чтобы бомбить там сами знаете кого. Не то, чтобы налеты совсем прекратились, но в целом, Королевские ВВС доминировали в воздушном пространстве страны. В итоге, тренировочные самолеты сменили на de Havilland Mosquito и в таком вот виде авиабаза просуществовала до 1946 года.

После войны, министерство обороны решило, что лучше всего будет сбагрить авиабазу, висящую на балансе министерства и проедающую бюджетные деньги, американцам в качестве аэродрома подскока (строения опять вернули местному совету, который поселил там туберкулезников), но те, похоже, заподозрили неладное и затягивали переговоры, которые продолжались до 1950 года. Затем, американцы поняв, что они получили абсолютно ненужную им базу, на которой, кстати, никогда не садился американский самолет, попытались вернуть ее законным владельцам, но этот процесс затянулся еще на десять лет, пока, наконец-то, в 1961 году, британское министерство обороны не решило продать все это недвижимое имущество ко всем чертям и избавиться от этой обузы раз и навсегда.

Землю забрали себе местные фермеры, а строения базы, после переселения из них туберкулезников, были переделаны и в 1975 году там открылась первая экспозиция того, что через несколько лет будет названо Национальным музеем авиации.

Я думаю, что теперь уже стало понятно, в какое место мы попали и, надо сказать, что этот самый музей производит лучшее впечатление, чем можно ожидать из того описания, что я накарябал выше. Трава подстрижена, строения находятся в целости и сохранности, а экспонаты, по большей части, довольно ухожены и находятся в хорошем состоянии. То есть, это, конечно, не гламурный музей, где с каждого самолета сдувают пылинки, но и не собрание ржавых древностей, как иногда бывает. В общем, если будете поблизости, рекомендую потратить на него пару часов, там есть что посмотреть.

К слову о том, на что там посмотреть — я сделал подборку экспонатов (преимущественно самолетов, но есть и автомобилеподобные устройства), которую будут представлять в хронологическом порядке, а не по брендам, как я обычно делаю. Ну хоть раз-то можно мне отойти от заведенных мною же порядков, правильно?

De Havilland Puss Moth

1930_DeHavilland_Moth

«Кошачья моль» (именно так переводится Puss Moth) начали выпускать в 1929 году и на нем было установлено несколько рекордов — например, шотландец Джим Моллисон (Jim Mollison) пересек на нем Атлантику, а также, впервые в истории, перелетел южную Атлантику.

Самолет имел складные крылья для того, чтобы его можно было поместить в обычный гараж, правда, по этому поводу у меня возникают серьезные сомнения, ибо в стандартный английский гараж я еле-еле засунул FIAT Punto, причем, места на то, чтобы из него вылезти, практически не осталось. А этот самолет, все-таки, побольше этого самого Пунто будет…

Самолет на фотографии совершил перелет в Австралию в 1930 году. Путь из Кройдона в Англии до Дарвина занял четыре недели, четыре дня и четыре часа (про четыре минуты и четыре секунды не упоминается).

Год выпуска: 1930
Экипаж: 1 пилот + 2 пассажира
Максимальная скорость: 206 км\ч
Дальность полета: 483 км

Weir W-2 и Montgomerie-Parsons

1934_Weir_Monthomery

На этой фотографии два автожира — тот, что сзади называется Wier W-2, а тот, что спереди — Montgomerie-Parsons. Если кто-то не в курсе, то автожир держится в воздухе по принципу вертолета, но верхний винт не имеет своего двигателя, а просто раскручивается набегающим потоком воздуха.

В 1926 году фирма Cierva Autogyro начала продавать лицензии на выпуск своих машин и шотландская контора Weir купила такую лицензию и начала производить их под своим именем. W-2 стала второй моделью фирмы. Первый полет она совершила в 1934 году в Глазго.

Год выпуска: 1934
Экипаж: 1 пилот
Максимальная скорость: 153 км\ч
Дальность полета: 322 км

Montgomerie Engineering начала разрабатывать автожиры в 1981 году, а в 1996 году она построила машину на фотографии для университета Глазго. В теории она была двухместной, но заднее сиденье сняли и заменили на специальную клетку для аппаратуры, которую разрабатывали студенты. В общем, кому-то повезло с курсовым проектом.

Год выпуска: 1996
Экипаж: 1 пилот
Максимальная скорость: 113 км\ч

AEC_Logo

Как это иногда бывает, я неожиданно натыкаюсь на продукцию фирм, которые, в теории, всемирно известны, но на практике про них никто никогда не слышал. Компания AEC — одна из таких фирм.

Компания была основана в Англии в 1912 году для выпуска автобусов и грузовиков и была названа Associated Equipment Company (сокращенно AEC). Самыми известными машинами фирмы стали знаменитые британские двухэтажные автобусы RouteMaster и грузовики M-серии (серия была так названа потому, что все модели назывались на букву М).

В 1931 году фирма начала выпуск троллейбусов совместно с другой довольно известной компанией (правда, в области авиастроения, а не автомобилей) English Electric, а затем купила американскую компанию Four Wheel Drive Auto Company, известную своей пожарной техникой, например, брендом Seagrave (впрочем, Сигрейв перешел к ней позже, когда AEC уже перепродала FWD).

С началом Второй Мировой, производство мирной продукции было остановлено и фирма полностью переключилась на выпуск армейских грузовиков и тягачей (да, та самая М-серия), а после окончания войны купила Crossley и Maudslay, после чего переименовалась в ACV (Associated Commercial Vehicle) и в таком виде просуществовала до 1962 года, после чего она попала в загребущие лапы Leyland, которая сделала все, чтобы прибить курицу, несущую золотые яйца (в стиле «так не доставайся же ты никому!»), в результате чего, выпуск легендарных RouteMaster был остановлен, а фирма была полностью переориентирована на выпуск грузовиков.

После того, как группа Leyland (на тот момент уже British Leyland) прекратила существование, бренд AEC исчез из употребления. Впрочем, это не совсем точно — Leyland перестала использовать AEC еще в 1977 году, переименовав AEC Marathon в Leyland Marathon. Но, в любом случае, бренд AEC перестал существовать в 1979 году. Такие дела.

AEC Matador

1939_AEC_Matador

Это артиллерийский тягач, использовавшийся британской армией и ВВС в годы Второй Мировой войны и после нее. Машина была неприхотливой и обладала хорошей проходимостью, так что военным она нравилась во всем, кроме скоростных характеристик — несмотря на то, что двигатель тут был огромным по британским меркам (7.6л, 95 л.с.), максимальная скорость была всего 50 км\ч. Зато машина вполне могла тащить груз в 10 тонн.

Miles M.18

1939_Miles_M18

Вернемся к самолетам. Этот небольшой гражданский двухместный самолет выпускали с 1938 года и по 1942 год. Фирма предлагала его британским ВВС в качестве легкого тренировочного самолета, но вояки, по какой-то причине, решили его не покупать, несмотря на то, что он понравился пилотам-инструкторам. В результате фирма выпустила всего четыре таких самолета.

Данная конкретная машина была куплена Брайаном Айлесом (Brian Iles) в 1948 году в качестве спортивного самолета и он на ней выиграл несколько авиагонок: Goodyear Trophy в 1956 году, Британский чемпионат в 1956 и 1957 годах, OSRAM Cup в 1957 году и Королевский Приз в 1961 году.

Год выпуска: 1939
Экипаж: 1 пилот + 1 пассажир
Максимальная скорость: 209 км\ч
Дальность полета: 676 км

General Aircraft Cygnet

1940_GeneralAircract_Cygnet

Это был первый легкий цельнометаллический самолет в Британии. Выпуск начался в 1936 году и всего было построено 11 таких самолетов до прекращения производства в 1944 году.

Первоначально, машина предназначалась для частников, но во время войны, британские ВВС ее реквизировали и использовали для обучения пилотов и, в особенности взлетам-посадкам, потому что необычная схема шасси с носовым колесом была непривычна для новичков.

Год выпуска: 1940
Экипаж: 1 пилот + 1 пассажир
Максимальная скорость: 217 км\ч
Дальность полета: 716 км

De Havilland Dragon

1942_DeHavilland_Dragon

В свое время (в 1930-х годах) машина была, фактически, монополистом на внутренних авиарейсах в Шотландии, впрочем, один из таких «драконов» был куплен уже упомянутым Джимом Моллисоном, который, вместе со своей женой Эми Джонсон (Amy Johnson) решил установить рекорд на дальность полета. Они вылетели из Уэльса в США, но не дотянули до рекорда буквально несколько миль, так как у них закончилось горючее.

Этот самолет был построен в 1942 году и после Второй Мировой он попал в Австралию, где использовался в качестве санитарного самолета, а потом его купил некий пастор и облетал на нем свою паству, неся слово божие на крыльях дракона.

Год выпуска: 1942
Экипаж: 1 пилот + 6 пассажиров
Максимальная скорость: 216 км\ч
Дальность полета: 877 км

Messerschmitt Komet ME-163B-1A

1945_Messerschmitt_Komet

Ракетный истребитель, который был самым скоростным в годы Второй Мировой войны. Как и многое вундерваффе, которое разрабатывалось немцами в спешке, он получился сырым и не смог решить задачу, которая на него возлагалась — за все время использования ME-163 одержали 9 воздушных побед, причем, за это же время союзниками были уничтожены 14 таких самолетов.

Самолеты собирала фирма Junkers из частей, выпущенных другими компаниями. При сборке использовался рабский труд заключенных из концлагерей.

На этом самолете шотландец Эрик Браун (Eric Brown) совершил тренировочный полет 10 июня 1945, став, таким образом, единственным пилотом союзников, летавших на Me-163

Год выпуска: 1945
Экипаж: 1 пилот
Максимальная скорость: 960 км\ч
Дальность полета: 80 км
Вооружение: 2 пушки (30 мм)

Avro Anson C.19

1947_Avro_Anson

Avro Anson начали выпускать в 1935 году в качестве пассажирских самолетов для местных авиалиний. Машина на фотографии была реквизирована Королевскими ВВС в 1940 году и использовалась в качестве самолета противолодочной разведки, а через 10 лет была продана картографической компании для аэрофотосъемок местности.

Год выпуска: 1940
Экипаж: 2 пилота
Максимальная скорость: 306 км\ч
Дальность полета: 982 км

Armstrong Whitworth Meteor NF.14

1953_Armstrong_Meteor

Метеоры стали первым реактивным истребителями, поступившими на службу в Королевские ВВС (в 1944 году). Машина на фотографии в военных действиях не участвовала, поскольку она была выпущена в 1953 году и использовалась для отработки радарных систем (поэтому у нее такой длинный нос). Из-за своей раскраски она получила прозвище «Ментадент», по имени известной на тот момент марки зубной пасты.

Год выпуска: 1953
Экипаж: 1 пилот + 1 штурман
Максимальная скорость: 930 км\ч
Дальность полета: 1529 км
Вооружение: 4 пушки (20 мм)

Slingsby T.38 Grasshopper

1953_Slingsby_T38

«Кузнечики» (так переводится слово grasshopper) использовались для тренировочных планерных полетов в ВВС с 1952 и по 1980 года. Дизайн машины цельнотянутый у немцев, которые еще в 1938 году выпустили модель SG.38, которая тоже использовалась для обучения военных пилотов, правда, с другой стороны фронта.

Этот планер был куплен музеем у ВВС за символические 10 фунтов (примерно 100 рублей по сегодняшнему курсу) в 1979 году.

Год выпуска: 1953
Экипаж: 1 пилот
Максимальная скорость: 130 км\ч

Bedford_Logo

Рассказ об истории фирмы здесь

Bedford RLHZ «Green Goddess»

1954_Bedford

Это самоходная насосная установка (пожарная помпа, если по-простому) на шасси Bedford RL, которую выпускали с 1953 и по 1956 год. В то время в стране царила истерия по поводу возможной ядерной войны (угадайте, с кем?) и правительство решило создать специальное добровольческое подразделение в структуре Гражданской Обороны, которое помогало бы пожарным в тушении возгораний в результате ядерной атаки (я не буду вдаваться в логику такого решения, ибо, как мне кажется, если бы на Англию сбросили бы атомные бомбы, то эти самые пожары тушить было бы просто некому).

По вполне понятным причинам, машины эти практически не использовались и, после упразднения ГО в 1968 году, были переданы армии, которая, абсолютно не понимая, что ей делать со всем этим счастьем, поставила их на консервацию, из которой их достали лишь однажды — в 1977 году во время всеобщей забастовки пожарных.

De Havilland Dove

1954_DeHavilland_Dove

Проект «голубя» был представлен правительству еще в 1942 году, как пассажирский лайнер для послевоенных местных авиалиний. Он был одобрен и самолет пошел в производство в 1946 году и оказался чрезвычайно успешным — были проданы более 500 машин.

Этот самолет базировался в аэропорту Станстеда и использовался для подтверждения квалификации пилотов и для калибрации радарных систем аэропорта.

Год выпуска: 1953
Экипаж: 2 пилота + 8 пассажиров
Максимальная скорость: 338 км\ч
Дальность полета: 1722 км

Hawker Sea Hawk F2

1954_Hawker_SeaHawk

Это одноместный реактивный истребитель морского базирования, который применялся, в том числе, во время Суэцкого кризиса, когда шесть эскадрилий Sea Hawk атаковали египетские позиции.

Этот самолет, впрочем, в боях не участвовал, поскольку он был придан тренировочному подразделению ВВС и остался в Шотландии.

Год выпуска: 1954
Экипаж: 1 пилот
Максимальная скорость: 964 км\ч
Дальность полета: 1191 км
Вооружение: 4 пушки (20 мм)

Beech E-18S

1955_Beech_E18S

Это американский самолет 1955 года выпуска, который был приобретен шотландской авиакомпанией Loganair в 1968 году. Этот самолет стал первым (и какое-то время единственным) на самой первом международном рейсе фирмы из Глазго в Ставангере (Норвегия).

Затем, самолет был переведен на медицинские рейсы и стал летающей «скорой помощью», перевозя пациентов из отдаленных частей Шотландии на лечение в Англию.

Год выпуска: 1955
Экипаж: 2 пилота + 9 пассажиров
Максимальная скорость: 377 км\ч
Дальность полета: 2350 км

Aero S-103

1956_Aero_S103

Aero S-103 был чешским лицензионным вариантом МиГ-15бис, который использовался чехословацкими ВВС. В то время эти самолеты были намного лучше своих западных противников и в 1953 году Aero S-103 сбил самолет американских ВВС случайно вторгшегося в чехословацкое воздушное пространство.

Этот самолет нес службу в 11 чехословацком авиаполку и на носу у него нарисован герб города Острава.

Год выпуска: 1956
Экипаж: 1 пилот
Максимальная скорость: 1059 км\ч
Дальность полета: 1240 км
Вооружение: 2 пушки (23 мм), 1 пушка (37 мм), 2 100кг бомбы или ракеты.

Mercury AT55

1959_Mercury_AT55

Если вам когда-либо было интересно что за машины тащат ваш багаж из самолета в аэровокзал, то теперь вы можете удовлетворить свое любопытство.

Эти тягачи выпускались небольшой фирмой Mercury Truck and Tractor, которая, на сегодняшний момент, принадлежит группе Marshalls, специализирующейся на продаже различного рода плиток, брусчатки, асфальта и тому подобных абсолютно немеханизированных штук. Впрочем, у фирмы есть еще и небольшое подразделение в виде Marshalls Engineering, куда, видимо, эти самые Mercury и приткнули.

Scottish Aviation Twin Pioneer

1959_ScottishAviation_Pioneer

В отличие от автопрома (вот как-то ничего кроме Albion в голову не приходит), авиастроение в Шотландии было вполне развитым и даже существовала фирма Scottish Aviation, ставшая позднее частью British Aerospace.

Twin Pioneer принадлежит к классу самолетов с укороченным взлетом-посадкой, что сделало его весьма популярным для полетов на шотландские острова, а также, что неудивительно, среди британских военных (в качестве почтовика и самолета снабжения).

Конкретно этот самолет был куплен фирмой Flight One Limited из Глостершира (это Англия) и использовался для аэрофотографирования и картографических нужд.

Год выпуска: 1959
Экипаж: 2 пилота + 16 пассажиров
Максимальная скорость: 266 км\ч
Дальность полета: 1127 км

Окончание следует

комментариев 6

Subscribe to comments with RSS.

  1. manowaroff said, on 11 ноября, 2020 at 15:57

    Есть интересные самолеты, коих я не видел живьем.
    AEC Matador, как я погляжу, с Мальты притащили. 🙂

    • pofigist said, on 11 ноября, 2020 at 16:02

      Да, с Мальты 🙂 а как догадался?

      • manowaroff said, on 11 ноября, 2020 at 16:04

        По надписи RAF Luqa. На аэродроме Лука во время Второй мировой была база британских ВВС. 🙂

        • pofigist said, on 11 ноября, 2020 at 16:05

          А, ну тогда понятно 🙂

  2. […] Окончание. Начало здесь […]

  3. […] вы уже видели на страницах этого блога (например, здесь), а потом была череда коммерческих успехов и неурядиц, […]


Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: