Pofigism as a lifestyle 2.0

L’Aventure Citroen — Часть 3. 1930-1936

Posted in Citroen, Мирометания, автомобили, France by pofigist on 1 сентября, 2022

Продолжение. Начало здесь

В конце 1929 года в США началась Великая Депрессия, но серьезно она пока затронула только англосаксонские страны: США, Британию и Канаду с Австралией. В Европе все еще царила благодать и Ситроен наращивал производство и продажи своих автомобилей. Впрочем, он понимал, что тучи над его компанией потихоньку сгущаются и начал диверсифицировать компанию — серьезно вложился в несколько таксомоторных фирм (которые затем стали закупать его машины), а также в несколько фирм, занимающихся пассажироперевозками. В итоге, доля рынка Ситроена осталась той же — 45% во Франции, а вот доля продаж грузовиков выросла до 40% (автобусы строили на базе грузовых шасси). Продвигал он и довольно оригинальную идею по организации некоего международного картеля производителей автомобилей (ближайший современный аналог — ОПЕК), но правительство США, что вполне логично, усмотрело в этом монопольный сговор и наложило вето.

А пока что фирма спокойно продавала свои автомобили C-серии, но, если говорить штампами, то тучи на горизонте уже сгущались.

Citroen C4 Scarabee d’Or III (P17)

1930-Citroen-C4_Scarabee

Увлечение Ситроена заморскими экспедициями никуда не делось и в 1930 году на свет появился очередной «скарабей» на основе модели C4, получивший индекс P17. В отличие от остальных машин этой серии (я про P17, не C4), ей заинтересовались французские военные и предложили фирме серьезный заказ, что и объясняет довольно большое количество произведенных фирмой P17.

Данная конкретная машина относилась к китайской экспедиции — в 1931-1932 годах она проехала 12115 километров за 315 дней по пути из Бейрута в Пекин. В 1981 году ее отреставрировали в честь пятидесятилетия этой экспедиции.

Годы и объем выпуска : 1930-1940, 10000 машин
Машина на фотографии
: 1930 года
Двигатель : 1.6л, 4 цилиндра, 30 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 46 км\ч

Citroen C4G Familiale

1931-Citroen-C4G

Модель C4 была «младшим братом» C6 и получила четырехцилиндровый двигатель. В небольшой на тот момент линейке моделей Ситроена, состоявшей всего из двух моделей, C4 отвечала за средний покупательский сегмент, а вот C6 нацеливалась на более зажиточных покупателей. Что, кстати, отразилось на количестве продаж: C4 разошелся тиражом почти в четверть миллиона экземпляров, что по тем временам было просто невероятно много.

Годы и объем выпуска : 1928-1934, 243068 машин (всех типов)
Машина на фотографии
: 1931 года
Двигатель : 1.8л, 4 цилиндра, 32 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 95 км\ч

Citroen C4G Fourgon

1931-Citroen-C4G_Fourgon

Разумеется, фирма не могла обойти стороной коммерческий рынок, тем более, что захват его был одной из целей компании. Для этого была создана модель AC4 на базе C4G, которая совмещала удобную легковую кабину (ну ладно, пусть даже и только половину от нее) с грузовым кузовом. Машина получила грузоподъемность в полтонны, чего типичным покупателям таких развозных грузовичков вполне хватало.

Годы и объем выпуска : 1928-1934, 243068 машин (всех типов)
Машина на фотографии
: 1931 года
Двигатель : 1.8л, 4 цилиндра, 30 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 60 км\ч

Citroen C6G Conduite Interieure 6 Places

1931-Citroen-C6G

Этот шестиместный автомобиль относился к последнему поколению C6 — модели G. Эта модель получила двигатель большего объема, который крепился к раме не так же, как все остальные двигатели фирмы. Дело в том, что Ситроен лицензировал у Крайслера технологию под названием Floating Power (дословно — плавающая мощь или энергия), суть которой сводилась к тому, что двигатель надо было крепить к раме не жестко (в этом случае он передавал на нее вибрации и толчки), а на специальные подушки, причем только в двух точках — спереди и сзади. Таким образом, передача крутильных колебаний на раму была снижена и машина ехала очень плавно.

Годы и объем выпуска : 1931-1932, 30000 машин
Машина на фотографии
: 1931 года
Двигатель : 2.7л, 6 цилиндров, 50 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 110 км\ч

Citroen C4G Roadster

1932-Citroen-C4G

Довольно оригинальный представитель серии C4G получил специальный лючок для клюшек для игры в гольф (если присмотреться к фотографии, его можно увидеть рядом с задним колесом). Решетка радиатора была термостатической, жалюзи могли закрываться когда двигатель был холодным и полностью раскрываться, когда он выходил на заданную температуру.

Годы и объем выпуска : 1928-1934, 243068 машин (всех типов)
Машина на фотографии
: 1932 года
Двигатель : 1.8л, 4 цилиндра, 32 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 95 км\ч

Citroen C4G Roadster

1932-Citroen-C4G_Roadster

Еще одни родстер этой же серии, но без отсека для клюшек.

Годы и объем выпуска : 1928-1934, 243068 машин (всех типов)
Машина на фотографии
: 1932 года
Двигатель : 1.8л, 4 цилиндра, 32 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 95 км\ч

Citroen Rosalie 8A

1933-Citroen-Rosalie_8A

В 1932 году фирма прекратила выпуск C4 и C6 и начала производить новую модель под названием Rosalie. История этого имени, кстати, довольно интересна — дело в том, что назвать ее планировали иначе, просто по налоговым «лошадям», без имени собственного.

В начале 1930х фирма, производящая смазочные материалы для автопромышленности, Yacco, потеряла большинство своих богатых клиентов (а они были одними из самых известных французских автопроизводителей: Amilcar, Donnet, Voisin и некоторых других такого же калибра) и руководство поняло, что с этим надо что-то делать. Вариант был один: обхаживать оставшихся крупных французских автопроизводителей: Renault, Citroen и Peugeot.

Для того, чтобы обратить на себя внимание Андре Ситроена, Yacco купила шасси Citroen C6F, на который установила специальный алюминиевый обтекаемый кузов. Все смазочные материалы были, разумеется, заменены на те, что производила Yacco. Автомобиль назвали Rosalie.

На гонках, проходивших с 22 октября и по 1 ноября 1931 года, машина проехала дистанцию в 25 тысяч километров за 222 часа, 38 минут и 56 секунд со средней скоростью в 109 км\ч, побив таким образом 14 мировых рекордов. Для следующего рекордного заезда фирма купила Citroen C6G (это была Rosalie II) и гоняла его на дистанции 100 тысяч км, которые тот прошел со средней скоростью в 104 км\ч. Ситроен, наконец, понял, что Yacco пытается обратить на себя его внимание и пообещал любому, кто сможет побить рекорды Rosalie, довольно серьезный денежный приз. Параллельно он начал переговоры о сотрудничестве с Yacco.

Воодушевленное такими перспективами (наконец-то кто-то из большой французской тройки обратил внимание на небольшую компанию!), фирма усиленно стала продвигать новые проекты: Rosalie III, Petite Rosalie (она же Rosalie IV) и Rosalie V. Petite Rosalie даже смогла поставить рекорд в гонке на полмиллиона (!) километров и Ситроен пообещал денежный приз в 3 миллиона франков тому, кто побьет это достижение к 1 июля 1935 года.

Однако, к тому времени у самого Ситроена начались серьезные денежные проблемы (об этом позже) и контракт с Yacco заключен не был. Вместо этого фирма решила перезаключить контракт с Mobiloil, которая вместо спортивных достижений предложила большую скидку, в чем Ситроен тогда нуждался больше. В итоге, разочарованные владельцы Yacco пошли окучивать другие компании (также безуспешно, к слову) и пытаться выйти на рынок авиамасел (вот это у них получилось и они смогли заключить контракт с Air France — фирма Yacco, кстати, существет и поныне). А новую модель Ситроена назвали Rosalie, чтобы увековечить память о невероятных достижениях ее предшественников из C-серии.

Первой из семейства Rosalie на свет появилась 8CV, которая, собственно, и была Petite Rosalie и предназначалась на замену младшим моделям серии B. Затем выпустили 10CV и 15CV, на смену C4 и C6 соответственно. Таким образом, хотя формально в гамме моделей Ситроена была всего одна модель, фактически она закрывала весь предыдущий модельный ряд, начиная от небольшого и недорогого B, и заканчивая роскошным C6. Не удивительно, что фирма предлагала Rosalie аж в 50 типах кузовов!

Годы и объем выпуска : 1932-1934, 28000 машин
Машина на фотографии
: 1933 года
Двигатель : 1.5л, 4 цилиндра, 32 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 90 км\ч

Citroen Rosalie 10L

1933-Citroen-Rosalie_10L

Родстер 10CV, который пришел на смену родстеру C4G. Машина получила гидравлические амортизаторы.

Годы и объем выпуска : 1932-1935, 49249 машин
Машина на фотографии
: 1933 года
Двигатель : 1.8л, 4 цилиндра, 36 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 95 км\ч

Citroen Rosalie 15A

1933-Citroen-Rosalie_15A

Самая большая и хуже всего продающаяся модель из всех Rosalie. Напомню, что в то время кризис докатился уже и до континентальной Европы и французы стали экономить, в результате чего, продажи таких машин начали падать.

Годы и объем выпуска : 1932-1935, 7728 машин
Машина на фотографии
: 1933 года
Двигатель : 2.7л, 6 цилиндров, 56 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 120 км\ч

В 1933 году французский рынок автомобилей находился, что называется, в свободном падении и даже такие монстры автопромышленности, как Citroen, начали ощущать на себе все проблемы экономической депрессии. Английское подразделение сократило производство на две трети, а только что созданное производство в Германии, пришлось закрыть. Дело в том, что когда Гитлер узнал о еврейском происхождении владельца компании (чего, впрочем, никто и не скрывал), то он запретил продажи Ситроена в стране, а для «защиты рынка» от иностранных (читай, еврейских) промышленников, ввел заградительные пошлины, которых не избежал никто, даже Рено и Пежо, которые к евреям не имели никакого отношения.

Однако, сам Ситроен почему-то думал, что кризис вскоре закончится и начал разрабатывать планы на будущее, которое казалось ему вполне светлым. Он решил стать первым среди массовых производителей, которые выведут на рынок дизельный легковой автомобиль (и стал-таки, когда Rosalie 10D опередила аналогичный Мерседес на полгода), а также наладить производство новой, революционной переднеприводной модели, под названием Traction Avant.

И вот тут он совершил серьезную ошибку, раструбив во всеуслышание, что вскоре фирма начнет продажи машины, от которой все ахнут (и это при том, что автомобиля этого еще не существовало). Покупатели ему поверили и решили придержать денежки, ибо зачем тратить их на что-то старое, когда уже через год можно будет купить что-то, что заставит всех соседей поседеть от зависти?

Второй ошибкой было то, что для выпуска Traction Avant, он начал строить новый завод, занимая средства где только можно. А поскольку во время кризисов заемные деньги, как правило, дорогие, то выплаты по банковским процентам росли и очень серьезно.

Ну и третьей ошибкой стало сокращение производства базовых моделей Rosalie и переориентация части производственных мощностей на выпуск новой модели, которой еще даже и не существовало (инженеры, работая по семь дней в неделю, пытались довести Traction Avant, что называется, до ума).

В итоге, финансовое состояние компании сильно ухудшалось, равно как и личное состояние Ситроена, который из-за всех этих проблем «сорвался» и начал пить и прожигать деньги в казино. Несмотря на то, что Traction Avant вышел в срок, в 1934 году, автомобиль был очень «сырым» и даже на одной из презентаций у него заклинило тормоза, так что Ситроену пришлось почти час произносить речь, пока его механики срочно исправляли поломку.

Citroen Traction Avant 7A

1934-Citroen-Traction_7A

Самая первая модель семейства Traction Avant не имела ни Traction, ни Avant в названии. Ее звали просто 7 (или неофициально 7A). Выставочный макет этой машины, который представили на Парижском автосалоне 1934 года вы сейчас и имеете счастье лицезреть. 7A выпускали всего два месяца, потому что, во-первых, двигателя 1.3л машине катастрофически не хватало, а во-вторых, проблем с надежностью в еще толком не отработанной конструкции было очень много.

Годы и объем выпуска : 1934, 7000 машин
Машина на фотографии
: 1934 года
Двигатель : 1.3л, 4 цилиндра, 32 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 90 км\ч

Citroen Traction Avant 7B

1934-Citroen-Traction_7B

Почти сразу же после начала выпуска 7-й модели, ее сменили на 7B, у которой был другой двигатель. Интересно, что двигатель этот должен бы был «задвинуть» машину в другой налоговый класс — 9CV, но фирма этот факт проигнорировала, продолжая называть ее просто 7. Этот вариант продержался на конвейере четыре месяца, но проблемы с двигателем продолжались, так что уже в сентябре 1934 года на рынок вывели 7C с движком большего объема (1.6л).

Годы и объем выпуска : 1934, 15620 машин
Машина на фотографии
: 1934 года
Двигатель : 1.5л, 4 цилиндра, 35 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 100 км\ч

1934-й год стал последним, когда фирмой руководил Андре Ситроен. Traction Avant продавались неплохо, но расходы на гарантийное обслуживание сьели всю прибыль, которую принесла стареющая Rosalie и сам Traction Avant. Долги компании выросли настолько, что банки отказали Ситроену в кредите.

Он пытался спасти ситуацию, обратившись к правительству и указывая на то, что заводы Ситроена являются, что называется, градообразующими, и их закрытие приведет к массовому недовольству населения. Правительство его призыв проигнорировало и фирма подала было документы на процедуру банкротства, но в дело вмешался самый крупный акционер фирмы, компания Michelin. Она стала новым владельцем компании и начала серьезную реорганизацию фирмы, в результате чего начались сокращения всех непрофильных расходов (например, иллюминация Citroen на Эйфелевой башне была отключена).

Сам же Андре Ситроен получил 18 января 1935 года письмо, в котором говорилось, что фирма, названная в его честь, в его услугах больше не нуждается, так что его присутствие в офисе более не требуется. Получив такое уведомление, Ситроен не смог перенести потерю дела всей жизни и через несколько месяцев скончался. В дань уважение к нему, прощание с покойным проходило в здании администрации завода, который он не так давно построил. Такие дела.

Citroen Rosalie 7UA MI

1936-Citroen-Rosalie_7UA

Несмотря на то, что Traction Avant уже вышел на рынок, руководство Michelin, вопреки мнению Ситроена, решило продолжить выпуск Rosalie, чтобы покупатели могли выбрать «старый надежный Ситроен», а не новый и ломучий Traction Avant. Это привело к тому, что одновременно фирма выпускала две почти одинаковые (в смысле потребительских качеств) линейки, но компания получила передышку и смогла довести TA до ума, выйдя в прибыль уже через два года после того, как она с помощью Michelin избежала банкротства.

Серия Rosalie 7UI MI стала последней в линейке Rosalie, причем руководство фирмы, поставленное Michelin, начало серьезную унификацию заднеприводной Rosalie с прееднеприводным Traction Avant. Именно поэтому у машины появился индекс MI, который означал moteur inverse (перевернутый двигатель), который развернули на 180 градусов, чтобы обеспечить его работу на заднеприводном автомобиле.

Годы и объем выпуска : 1935-1938, 7313 машин
Машина на фотографии
: 1936 года
Двигатель : 1.6л, 4 цилиндра, 35 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 100 км\ч

Citroen Traction Avant 11B Cabriolet

1936-Citroen-Traction_11B

И закончим сегодняшний рассказ на кабриолете серии 11B, одной из самых редких машин семейства Traction Avant. Двигатель здесь уже помощнее, чем у седьмой серии (что, в общем-то, закономерно, ибо это эквивалент C4G). Продавалась 11-я серия хуже, чем седьмая, но это тоже было в порядке вещей, ибо с уходом Ситроена из компании (и из жизни) проблемы в экономике никуда не исчезли. А вообще говоря, Traction Avant был выпущен в количестве более 600 тысяч экземпляров, что, вроде бы и много, но если учесть, что эту модель выпускали аж до 1956 года, то как бы и не не очень.

Годы и объем выпуска : 1937-1939, 510 машин
Машина на фотографии
: 1936 года
Двигатель : 1.9л, 4 цилиндра, 56 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 120 км\ч

Продолжение следует

комментария 4

Subscribe to comments with RSS.

  1. […] Продолжение. Начало здесь […]

  2. […] Yacco с Citroen C6G, в результате чего на свет появился Citroen Rosalie. Машина выдержала истязание с честью и после этого […]

  3. […] описание фирменного музея здесь: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, […]

  4. […] описание фирменного музея здесь: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: