Pofigism as a lifestyle 2.0

Музей Louwman — Часть 17. Talbot Lago, Tatra, Thames, Toyota

Posted in Мирометания, автомобили, Holland, Talbot, Tatra, Thames, Toyota by pofigist on 12 июня, 2019

Продолжение. Начало здесь

Talbot_Logo

Рассказ о фирме здесь.

Talbot Lago T150 SS Coupe

IMGP7179

Машины Talbot Lago были известны не только как произведения искусства, но и как достаточно серьезные конкуренты на гонках. Например, эта машина участвовала в гонках в Монте Карло в 1949 году, а до этого — в Ле Мане, где пришла третьей, пропустив вперед парочку Delahaye.

Кузов у этого автомобиля работы Figoni & Falaschi, один из шестнадцати, сделанных ими для Talbot Lago, причем, все машины были разными, нет двух одинаковых. Я даже не хочу думать, сколько сейчас этот автомобиль может стоить и могу только надеяться на то, что у музея Louwman есть хорошая страховка (о стоимости которой я тоже думать не хочу).

Машина в музее выпущена в: 1937 году
Двигатель: 4.0 л, 6 цилиндров, 160 л.с., 185 км\ч

Talbot Lago T26 Grand Sport Coupe

IMGP7181

А это уже послевоенный Тальбо, который появился на рынке в весьма нехорошее для машин такого класса время. Дело в том, что в Европе (а, в особенности, во Франции) тогда царили весьма социалистические нравы и выход в продажу такой дорогой и роскошной машины показался многим как «пир во время чумы» — страна лежала в разрухе, а они посмели сделать такое богатство. Критики клеймили фирму за наглость, потакание низменным вкусам капитала и, в итоге, были проданы всего лишь 36 таких машин.

Кстати, кузов был изготовлен в ателье Saoutchik, которое основал некто Жак Саутчик, урожденный гражданин Российской Империи (вернее, ее украинской или белорусской частях — на этот счет единого мнения в интернетах нет, но фамилия больше украинская, чем белорусская, на мой белорусский взгляд), Яков Савчук, который перебрался в Париж и заделался кузовных дел мастером. Ателье это гремело по всему миру и делало эксклюзивные кузова для Bugatti, Delahaye, Bentley, Bucciali, Hispano Suiza, Mercedes-Benz, Dubonnet, Jaguar, Cadillac, Isotta-Fraschini, Renault, Voisin и даже недавно рассмотренного мной в этой серии Pegaso. В общем, человек он был явно талантливый.

Машина в музее выпущена в: 1948 году
Двигатель: 4.5 л, 6 цилиндров, 190 л.с., 200 км\ч

Talbot Lago T26 Grand Sport Coupe

 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Та же самая машина, но в другом, более скромном кузове от Chapron. Ателье это позже прославилось созданием открытой версии Citroen DS и удлиненной версии Citroen SM (тот, который Maserati) под названием President. Этой машине повезло чуть больше и ее не критиковали так яростно, так что выпуск продолжился до 1953 года.

Машина в музее выпущена в: 1949 году
Двигатель: 4.5 л, 6 цилиндров, 190 л.с., 200 км\ч

Tatra_logo

Краткий рассказ о фирме здесь, а не краткий я надеюсь написать вскорости (это, кстати, означает «в течение года», а не завтра) ибо не так давно я съездил в Чехию и посетил там «фирменный» музей Tatra, что было очень и очень интересно.

Tatra 87

IMGP7215

Одна из самых известных машин фирмы, которую прозвали «рыба» из-за плавника, жаберных воздухозаборников и фонарем во лбу, как у рыб семейства удильщиковых (да, мне тоже пришлось лезть в Википедию, чтобы понять как они называются). Кстати, если хочется побольше фотографий этой модели, милости прошу в рассказы об Autostadt и о Рижском музее, они там тоже были.

Машина в музее выпущена в: 1948 году
Двигатель: 3.0 л, V8 воздушного охлаждения, 85 л.с., 160 км\ч

Thames_Logo

Если про первые две марки слышали все (по крайней мере, я так думаю), то этот бренд неизвестен даже в стране происхождения, то бишь в Англии, поскольку строительство автомобилей было для нее побочным родом деятельности, хотя и небесприбыльным.

Фирма была основана в 1837 году и называлась Ditchburn and Mare Shipbuilding Company (то есть, судоверфь Дичтберна и Мара). Она, как и положено судоверфи, занималась постройкой судов и даже была весьма уважаема на этом поприще, так что смогла выбить несколько контрактов от Адмиралтейства (английского, понятное дело). Несмотря на это, фирма в 1855 году оказалась на грани банкротства, поскольку инженеры редко бывают хорошими дельцами (и наоборот), так что компанию пришлось спасать кредиторам. Они, кстати, в этом деле преуспели и, после реорганизации фирмы, она стала называться Thames Ironworks and Shipbuilding and Engineering Co. Ltd. (если не очень дословно, то судостроители, металлурги и проектировщики).

В 1860 году фирма построила первый в мире железный линкор, который весьма понравился Адмиралтейству, а потом стала строить суда для иностранных заказчиков, среди которых была и Российская Империя. Всего было построено 144 корабля. Впрочем, корабли меня не интересуют абсолютно (слишком большая игрушка), так что перейдем к автомобилям.

Первый автомобиль был построен на Thames (так сокращенно называли фирму) в 1906 году. Производство было мелкосерийным, ибо компания рассматривала этот род деятельности как побочный и, в какой-то мере, экспериментальный. Несмотря на это, были выпущены 12 моделей, примерно по две модели в год с начала производства автомобилей и до закрытия компании. Как правило, машины были большими и вальяжными, за исключением двух моделей, выпущенных в 1908 году специально для гонок в Brooklands. Машины получили огромного размера движки (9.6л и 10.5л), но мощность составляла 60 и 80 л.с. соответственно. Что, впрочем, не помешало им установить несколько рекордов.

В 1911 году фирма столкнулась с тем, что заказы от Адмиралтейства сошли почти на нет и даже пожаловалась Черчиллю, в то время бывшего первым лордом Адмиралтейства, но из жалобы ничего не вышло, так что фирма закрылась в 1912 году.

Я не знаю, читают ли этот блог футбольные фанаты, но на всякий случай напишу. В 1895 году работники компании под ее эгидой создали футбольный клуб Thames Ironworks FC, который впоследствии перешел в профессиональную лигу и был переименован в West Ham United. На гербе West Ham изображены кувалды, которыми орудовали основатели клуба, а прозвища, которые получил клуб тоже связаны с фирмой Thames Ironworks. Официальное прозвище The Hammers (молотки), а неофициальное — The Irons (железяки). Вот так-то.

Thames Stagecoach

IMGP7076

Этот автобус был выполнен по образу и подобию классического дилижанса, чтобы не отпугнуть публику новомодными веяниями. Создали его по заказу фирмы Motor Coaches Co, а использовали для подвозки гостей на скачки в Аскот и Эпсом. В салоне помещались 9 человек (из тех, что побогаче) и еще 16 могли разместиться на крыше (кто победнее).

Судя по тому, что музей датирует машину 1913 годом, это один из последних автомобилей, выпущенный Thames перед самым закрытием компании. Видимо, постройка кузова у субподрядчика заняла еще какое-то время, потому что Thames прекратила существование в 1912 году.

Машина в музее выпущена в: 1913 году
Двигатель: 5.0 л,  6 цилиндров, 48л.с.

toyota

Еще один весьма редкий гость в европейских музеях, как и Suzuki. Когда-нибудь я доберусь до Японии и хочу сходить в их заводской музей, но пока что это остается именно «когда-нибудь».

Фирма была основана в 1918 году, как предприятие по выпуску текстиля, а затем, по производству автоматических ткацких станков. Несмотря на то, что Тойота известна, в основном, как крупнейший в мире автопроизводитель (за первое место она боролась раньше с GM, а теперь с VW), автомобили занимают важное, но далеко не главное место в Toyota Group, состоящей из более, чем 20 компаний. Кроме автомобилей, фирма выпускает запчасти, погрузчики (прибыль от которых, кстати, в пять раз превышает прибыль от автомобилей, если верить финансовым документам на сайте Toyota Industries), ткацкие станки и даже корабли. Кроме того, фирмы Toyota занимаются банковской деятельностью, страховками и недвижимостью, так что семейный бизнес весьма неплохо диверсифицирован.

К слову сказать, та самая, первая фирма Toyota теперь называется Toyota Boshoku, а в 1933 году от нее отпочковалась Toyota Industries, во главе которой встал сын основателя фирмы Саичиро Тойоды, Киичиро. Первый автомобиль был создан в 1935 году, но только в виде прототипа, называвшегося Toyoda A1. Кстати, обратите внимание на то, что поначалу фирма называлась Toyoda (с буквой «д») а привычное нам Toyota (с буквой «т») появилось только через пару лет, потому что японцы решили, что раз в иероглифе «Тойота» есть восемь черточек, то это более удачное название и принесет фирме счастье. Они, в общем-то, не ошиблись.

Первый серийный автомобиль, АА, появился в 1936 году (он все еще назывался Toyoda AA) и, несмотря на то, что его выпуск продолжался до 1943 года, выпустили их всего 1400 штук. Дело в том, что Япония спешно перевооружалась и все заводы были переориентированы на войну, так что Toyota перешла на грузовики, а легковые машины были почти заброшены (была еще модель AC, которых сделали чуть более ста штук).

После войны (с 1947 года) компания начала выпускать свою первую массовую модель под названием Toyopet SA, которая внешне была весьма похожа на VW Beetle, что объяснялось довольно просто — перед войной многие японские инженеры плотно общались со своими немецкими коллегами, в том числе и с Порше. Машина получилась довольно удачной, продажи, что называется, пошли, причем, в том числе и на экспорт. Затем появилась знаменитая серия Crow, потом Corona, а за ней и самая продаваемая в мире машина, Corolla. Остальное, как говорится, уже история, причем, новейшая.

В 1960-х годах фирма начала экспансию на зарубежные рынки, для чего были построены заводы в США, который до сих пор остается важнейшим рынком для Тойоты. В Европе тоже открыли производство, но попозже, поскольку Европа никогда не была в приоритете для компании и этот рынок ей не рассматривается, как важный. Например, если посмотреть статистику продаж ЕС+EFTA, то фирма продала 275 тысяч машин в этом году (на сегодняшний день, в годовом исчислении это будет больше). Это примерно в пять раз меньше, чем продажи группы VW, в четыре — PSA, в 2.5 чем Renault Group и даже меньше, чем у FCA, Hyundai/KIA, BMW, Ford и Daimler Group. У остальных японцев, впрочем, дела еще хуже — например, Honda продала всего 55 тысяч машин.

Фирма периодически вступает в кооперацию с конкурентами, думаю, что все слышали с ее альянсом с GM в США и Австралии, которое, впрочем, прекратилось в 2010 году, после чего завод во Фремонте был передан Tesla Motors в обмен на сотрудничество и выпуск RAV4 EV второй версии с помощью Tesla. Ну и 42 миллиона долларов, конечно. Кстати, я на этом заводе был, когда работал на Tesla и даже принимал участие в первичном планировании производства, хоть это самое участие было и небольшим, поскольку я, в основном, занимался софтом Model S.

Затем был основан совместный с PSA завод по выпуску Toyota Aygo/Citroen C1/Peugeot 107. Впрочем, это сотрудничество тоже будет прекращено, потому что Toyota решила подмять этот завод под себя и выкупить все акции у PSA, что, в общем-то, правильно, потому что в процессе создания этих машин PSA к производству и разработке не подпускали на пушечный выстрел — они занимались только логистикой и другими второстепенными вещами.

В общем, Тойота процветает и ей не помешала даже весьма хорошо организованная медийная атака в США и Европе, когда наши местные газеты выходили с заголовками «Не пользуйся своей Тойотой, она тебя убьет!!!!!», а на сайтах педалировались страшные истории о том, как их машины самостоятельно разгоняются и вообще просто машины-убийцы. Фирма заплатила огромный штраф, несмотря на то, что ни одного доказанного случая саморазгона не было (вместо этого были свидетельства некоей переводчицы о том, что софт у фирмы плохой). Погибшие, впрочем, были — из тех, что поддались панике и фирма заплатила компенсацию 400 владельцам машин Toyota.

Эта попытка death by media (смерть посредством СМИ, если дословно) была весьма похожа на аналогичную историю с Audi 100, когда тележурналисты CBS сфабриковали похожую историю, просверлив дырку в автоматической коробке передач (про что они «забыли» упомянуть) и засняв на камеру неконтролируемый разгон машины. Или на те медийные скандалы, в результате которох были уничтожены фирмы Tucker (в США) и Borgward (в Германии). Про похожие политические дрязги я упоминать не буду, потому что не хочу писать о политике. Ну вот не хочу и все.

Toyota Corolla

IMGP6873

Первое поколение будущего бестселлера японской компании. Название, кстати, происходит из бытовавшей тогда в фирме привычки называть все машины коронами. То есть, Crown — корона на английском, Corona она и в Африке корона, а Corolla означает «маленькая корона» на латыни.

Первые машины появились с двигателем 1.1л, затем движок увеличили до 1.2л. Автомобиль выпускали в виде седана, универсала и купе.

Машина в музее выпущена в: 1967 году
Двигатель: 1.1 л,  4 цилиндра, 48л.с.

Toyota Corona

IMGP6885

Эта «корона» уже побольше и является, в отличие от машины на предыдущей фотке, представителем третьего поколения, RT40. В дизайне кузова принимал участие Баттиста Фарина, знакомый нам по Pininfarina.

Машину выпускали в виде седана, двухдверного купе, трехдверного фургона, универсала, двух вариантов пикапов и пятидверного хэтчбека. В общем, выбор был.

Машина в музее выпущена в: 1965 году
Двигатель: 1.5 л,  4 цилиндра, 70л.с.

Toyota Celica Coupe GT-TS

IMGP7033

Данная конкретная машина участвовала в 16 ралли и выиграла 6 из них. Несмотря на то, что в то время в WRC ограничений на технические изыски было не так уж и много (чем, например, воспользовались в Audi, выставив полноприводную машину), Тойота осталась верна классической заднеприводной схеме. Мотор, однако, был серьезно переделан, так что вместо стандартных 180 «лошадей», он стал выдавать 370.

Машина в музее выпущена в: 1983 году
Двигатель: 2.1 л,  4 цилиндра, 370л.с.

Toyoda AA

IMGP7165

А вот это — настоящий раритет! Единственная сохранившаяся в мире Toyoda AA. Такой машины нет даже в Японии, в заводском музее Тойоты, где выставлена реплика.

Коллекционеры по всему миру охотились на Toyoda AA, но нигде не могли найти эту машину. И тут в 2008 году, один знакомый позвонил директору музея Louwman и сказал, что слышал, что кто-то продает такой автомобиль. Директор, разумеется, не поверил, но, на всякий случай решил позвонить в Россию, где с ним переговорил некий студент, утверждавший, что он увидел объявление в местной газете. Несмотря на то, что рекламное объявление утверждало, что машина называется Chrysler Airflow (автомобили, кстати, похожи, потому что Toyoda «творчески переработала» американский автомобиль) и даже в документах значилось Chrysler, студент был на 100% уверен, что это никакой не Крайслер, а самая настоящая Тойода АА. Директор, все еще не веря в такую удачу, попросил продавца прислать фотографии и, когда он их получил, стало ясно, что Атлантида Тойода АА найдена.

Машину продавал внук фермера, который использовал автомобиль в подсобном хозяйстве и «на полях страны». Пораспросив его еще немного, музейщикам стало ясно, что «надо брать». Дело было за малым — визы, разрешения на вывоз, огранизация транспорта и прочей логистики. Со всем этим бардаком стоимость машины можно было не учитывать, потому что, по слухам, ее продали за пять тысяч то ли долларов, то ли рублей (посмотрите ролик здесь, там фраза «пять тысяч явно слышна). В любом случае, за такую машину это чрезвычайно мало.

Весь процесс занял несколько месяцев и, после того, как Министерство Культуры России выдало справку о том, что автомобиль не представляет культурной и исторической ценности (расстрелять без права переписки!), машину разрешили вывезти за границу. Теперь она в Голландии и обрела покой в этом музее.

Несмотря на то, что автомобиль претерпел суровый сибирский тюнинг (например, в него всадили движок от ГАЗ-51), фирма Toyota положила на него глаз и предлагала музею любые деньги за машину. Музей, впрочем, отказался и тогда японцы, вздохнув, попросили автомобиль на месяц в Японию, а за это они подарят музею часть обстановки кабинета господина Тойоды. Голландцы согласились, японцы слово сдержали и теперь рабочий стол Тойоды можно лицезреть рядом с этой машиной. Впрочем, это просто стол — ничего особо примечательного.

Машина в музее выпущена в: 1936 году
Двигатель: 3.3 л,  6 цилиндров, 62л.с.

Toyota 2000GT

IMGP7198

Первый японский суперкар по утверждению музея. У машины независимая подвеска, дисковые тормоза и синхронизированная коробка передач. У машины четыре фары: две выдвигающиеся и две, прикрытые плексигласом, что означает, что машину сделали для американского рынка. Всего, кстати, выпустили 351 такую машину, что делает ее одной из редчайших Тойот. Не настолько редкой, как АА, конечно, но все равно.

Интересно, что кабриолета на базе 2000GT не было, но в фильме о Джеймсе Бонде «Живешь только дважды» такая машина была! Ее сделали специально для этого фильма.

Машина в музее выпущена в: 1968 году
Двигатель: 2.0 л,  6 цилиндров, 150л.с., 200 км\ч

Окончание следует

комментариев 8

Subscribe to comments with RSS.

  1. manowaroff said, on 13 июня, 2019 at 08:13

    Классные тачки у Тальбо. Особенно первая.
    Тойоту 2000GT видел как-то на улицах Мальты. Видимо, хозяин автомобильного музея на ней катался. 🙂

    • pofigist said, on 13 июня, 2019 at 08:14

      Ага, мне они очень нравятся. А 2000GT просто невероятная редкость сегодня

      • manowaroff said, on 13 июня, 2019 at 08:20

        Да я думаю, что и в конце 60-х 2000GT была редкостью при серии в 351 экземпляр. 🙂
        А что, в музее не было первого поколения Крауна?

        • pofigist said, on 13 июня, 2019 at 08:55

          Нет, не было. Только эти, да и то в общем зале, без особых церемоний

  2. […] Окончание. Начало здесь. […]

  3. […] Рассказ о фирме здесь. […]

  4. […] и недорогому купе примерять на себя славу великой Toyota 2000GT, первого суперкара от японской фирмы. Как бы то ни […]

  5. […] (мы уже встречались с их работой, когда рассматривали Talbot Lago T26), который превратил гоночный автомобиль в шикарное […]


Обсуждение закрыто.