Национальный музей автомобилей в Мюлхаузе — Часть 8. Все на «D»
Продолжение. Начало здесь
Речь пойдет об английском Daimler, а не о немецком, так что если вы немного подзабыли историю компании, можете прочесть ее здесь.
Daimler Bus
Начнем с древнего (микро)автобуса, получившего незамысловатое название «Bus». Это одна из первых моделей фирмы, которая производилась по лицензии Готтлиба Даймлера в Англии и была чрезвычайно похожа на ту же самую модель, выпускаемую по аналогичной лицензии во Франции. Вот только там был шильдик Panhard Levassor.
Машина на фото образца: 1899 года
Двигатель: 2 цилиндра
Максимальная скорость: неизвестно
Daimler TE 20
Оный Daimler на фотке располагается слева и является одной из машин, которые когда-то принадлежали британскому королевскому семейству. Впрочем, традиционно, все британские короли и королевы в 20-м веке покупали себе по крайней мере один Daimler. Традиция эта была нарушена только после 1945 года, когда место Daimler прочно занял Rolls-Royce.
Машина на фото образца: 1912 года
Двигатель: 20 л.с, 3.3л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 60 км\ч
Daimler DF 302
Одна из последних моделей Daimler, когда фирма все еще была независимой. В 1960 году компанию купил Jaguar и вместо выпуска новых моделей, стал просто выпускать под этим брендом более дорогие модификации собственных машин. Вот как Ford и Ford Vignale.
Машина на фото образца: 1954 года
Двигатель: 90 л.с, 3.0л, 6 цилиндров
Максимальная скорость: 140 км\ч
Мне казалось, что я уже много раз упоминал на страницах этого блога имя Александра Даррака (Alexandre Darracq), но оказалось, что это было только в связи с другими компаниями, которые он помог основать (Opel, Alfa Romeo, Talbot, Gladiator, Sunbeam, Clement-Talbot…). Впрочем, добавить ко всем этим историям особо нечего, так что об истории Talbot (который ранее был Darracq, Talbot-Darracq, а затем Talbot-Lago), можете прочитать здесь. А об остальном наследии Darracq можно будет прочитать в этой серии, потому как его имя тесно переплетено со многими французскими автокомпаниями.
Darracq Type C
Первая коммерчески успешная модель от Darracq. Ничего особенного даже для тех лет, но продавалась неплохо.
Машина на фото образца: 1901 года
Двигатель: 6.5 л.с, 0.8л, 1 цилиндр
Максимальная скорость: 37 км\ч
Darracq Type L
Несмотря на относительную неказистость машин Darracq, он был большим поклонником автогонок и, за неимением собственных гоночных машин, решил «примазаться» к автоспорту, выпуская автомобили, на которых любой желающий мог учиться спортивному вождению, посещая специальную автошколу, основанную компанией.
Кстати, начиная с 1904 года, фирма поднапряглась и кое-как смогла выпустить несколько весьма приличных спортивных машин, которые побеждали в гонках и даже установливали рекорды скорости. На продажах это, впрочем, никак не сказалось.
Машина на фото образца: 1903 года
Двигатель: 8 л.с, 1.1л, 1 цилиндр
Максимальная скорость: 38 км\ч
Darracq Type SS 20/28
Но автоспорт автоспортом, а деньги-то делать надо. А как можно было заработать в те годы на автомобилях? Правильно, попытаться привлечь богатых покупателей. Вот одна из таких попыток фирмы немного обогатиться. Тоже, впрочем, не особо удачная.
Машина на фото образца: 1907 года
Двигатель: 28 л.с, 4.7л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 70 км\ч
Darracq Type P
Финансовое состояние компании все ухудшалось и в 1912 году она была реорганизована (читай, продана), а сам Александр Даррак отошел от дел.
Машина на фото образца: 1910 года
Двигатель: 15 л.с, 4 цилиндра
Максимальная скорость: неизвестна
De Camille Jenatzy
В 1898 году некто Камиль Женатци основал небольшую фабрику по выпуску электрических повозок. Но он был одним из многих мелких фабрикантов, так что о нем никто не слышал и покупать его машины не хотел. И тогда, в качестве рекламного трюка, он решил побить мировой рекорд скорости (не только для электромобилей, а вообще) и стать первым в мире человеком, преодолевшим рубеж в 100 км в час.
Для сей благородной цели он построил неказисто выглядящий и весьма спорный, с точки зрения аэродинамики, агрегат, приводимый в движение двумя электромоторами, который назвал La Jamais Contente, в дословном переводе «никогда не удовлетворяемый».
Машина действительно смогла разогнаться до «сотни», так что рекорд был установлен. А вот помогло ли это продажам — история умалчивает. Хотя, если судить по тому факту, что о фирме этого самого Женатци никто не слышал, вряд ли дело окупилось.
Машина на фото образца: 1899 года
Двигатель: 2 электромотора (68 л.с.)
Максимальная скорость: 100 км\ч
Фирма была основана в 1897 году Полем Дековилем (Paul Decauville) в качестве подразделения одноименной компании, которая существовала с 1847 года и занималась всем, что было связано с железными дорогами. Новое подразделение выпустило первый автомобиль в в 1898 году и он сразу нашел дорогу к кошелькам покупателей, так что в первый же год фирма смогла продать 107 таких машин.
Продажи потихоньку росли и автомобили Decauville начали участвовать в гонках, чем привлекли внимание некоего Генри Ройса (Henry Royce), которого настолько зайинтересовал дизайн французской фирмы, что он сделал свой первый автомобиль по образу и подобию Decauville. А еще, именно этому бренду восточные немцы обязаны тем, что могли ездить на машинах Wartburg — так назывались лицензионные Decauville, которые собирали на заводе в Айзенахе.
Несмотря на относительный успех компании, конкуренты не дремали и в 1907 году начали предлагать более продвинутые модели чем те, что могли предложить в Decauville. Продажи стали падать и автомобильное подразделение было закрыто в 1911 году.
Decauville Type 10 HP
Машина на фото образца: 1903 года
Двигатель: 10 л.с, 2.1л, 2 цилиндра
Максимальная скорость: 50 км\ч
Вообще-то, мне показалось странным, что в музее почти не было Delage (и ее преемницы, Delahaye), потому что машины этих компании были довольно оригинальными и, в массе своей, очень красивыми (я про модели 1930-х годов, если что). Но Delage нашелся только один, так что будем говорить про него.
Да, кстати, пока не забыл — об истории бренда можно прочитать здесь
Delage Type D6-11
Я знаю, что говорил о том, что машины Delage (и Delahaye) были весьма красивыми, но в данном случае беру свои слова обратно. Несмотря на громкий лозунг фирмы «Delage — самая красивая французская машина», я лично ничего красивого тут не вижу — обычный лимузин своей эпохи.
Машина на фото образца: 1933 года
Двигатель: 63 л.с, 2.0л, 6 цилиндров
Максимальная скорость: 105 км\ч
Об истории фирмы можно прочитать здесь (там же, кстати, довольно много интересных моделей, в отличие от тех, что были выставлены в данном музее. Ну вот не любил Шлумпф ни Деляжей, ни Делайе, что ж поделаешь…
Delahaye Type 28A
Если честно, то я иногда удивляюсь тому, что пишут в музеях в качестве пояснений к выставленным там автомобилям. Например, табличка к данной машины гласила, что в 1906 году Делайе занялся пожарной техникой. И какое отношение это имеет к данной конкретной машине? Хоть бы написали, что это была первая машина компании с карданным приводом, что ли!
Машина на фото образца: 1908 года
Двигатель: 10 л.с, 1.2л, 2 цилиндра
Максимальная скорость: 60 км\ч
Delahaye Type 10/12 и Delahaye Type 32
На этой фотке два Delahaye. Ближний к нам — это тип 32, 1914 года. А тот, что за ним — модель 1912 года. Вот их техданные:
Машина на фото образца: 1912 года
Двигатель: 12 л.с
Максимальная скорость: неизвестна
Машина на фото образца: 1914 года
Двигатель: 16 л.с, 2.9л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 70 км\ч
Delahaye 135M
В 1951 году, некто (имени музей не приводит) отправился со своей избранницей в медовый месяц по США, а машину прихватил с собой, в качестве транспортного средства. Молодоженам так понравилось в Штатах, что они решили там остаться, вместе с машиной. В 1986 году, владелец автомобиля решил подарить его музею, для чего использовал бережно хранимый им аж с 1951 года, обратный открытый билет на корабль. Если честно, то во всей этой романтической истории меня поражают два факта:
- То, что кто-то может хранить неиспользованный билет на пароход 35 лет
- То, что пароходная компания приняла этот самый билет тридцатипятилетней давности.
Машина на фото образца: 1949 года
Двигатель: 115 л.с, 3.6л, 6 цилиндров
Максимальная скорость: 160 км\ч
Delamare-Deboutteville
Вы думали, что самый первый четырехколесный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания придумал немец по фамилии Benz? Так вот, на самом деле, самым первым таким автомобилем была самоходная повозка от Эдуарда Деламара-Дебутевилля (Eduard Delamare-Deboutteville), который еще в 1884 году построил такой агрегат и прокатился на нем по местной проселочной дороге (после чего машина взорвалась). Но он успел получить на нее патент и, таким образом, его можно назвать первым в мире человеком, создавшим автомобиль для дорог общего пользования. Карл Бенц выпустил в свет свой Patent-Motorwagen только через год.
Справедливости ради, можно сказать, что поскольку эту машину так и не запустили в серию, немецкий вариант можно считать первым серийным автомобилем, но я благоразумно оставлю споры об этом автоисторикам, каковым, как известно, я не являюсь.
В музее выставлена не сама машина, а ее реплика, поскольку от взрыва там серьещно пострадала и была отправлена в утиль.
Машина на фото образца: 1884 года (реплика 1984 года)
Двигатель: 8 л.с, 2 цилиндра
Максимальная скорость: 10 км\ч
Машины Делонэ-Бельвиль знамениты, во основном, тем, что одним из первых покупателей был Царь Всея Руси (что, кстати, дало возможность фирме назвать одну из своих моделей SMT, что в переводе с французского означало «Его Величество Царь). А еще тем, что в 1911 году, на одной из машин этой марки, было совершено первое в мире ограбление банка с участием автомобиля (злоумышленник скрылся на Delaunay Belleville от полиции).
Впрочем, об этой марке я уже писал, так что повторяться я не буду.
Delaunay-Belleville Type P6
Если вы думаете, что услуга шаттла, когда отель забирает приезжих из аэропорта или вокзала на специально выделенном для этого, автомобиле, является чем-то новым, то вы жестоко ошибаетесь. Такой порядок был заведен во всех мало-мальски приличных отелях Ниццы еще с 1905 года, а в качестве транспортного средства выступали только Delaunay-Belleville. Примерно такие, как на фотографии выше.
Машина на фото образца: 1909
Двигатель: 31 л.с, 4.4л, 6 цилиндров
Максимальная скорость: 60 км\ч
Delaunay-Belleville Type HB6
А это уже «царская» машина. Прозвище к ней пристало с легкой руки Николая Второго (думаю, что объяснять кто это такой, не надо), а вслед за ним, машину стали покупать и другие коронованные особы.
Машина на фото образца: 1912
Двигатель: 21 л.с, 4.4л, 6 цилиндров
Максимальная скорость: 70 км\ч
Dufaux
В начале века, братья Анри и Арманд Дюфо (Henry и Armand Dufaux) решили заняться авиастроением, а чтобы совсем не замыкаться на делах небесных, еще и автогонками. Для того, чтобы побить всех и вся в этом деле, они создали машину с огромным, даже по тем временам, двигателем в 12 литров.
Первый блин, впрочем, оказался комом и машина даже не смогла стронуться со стартовой линии из-за поломки. Но зато уже через год братья начали выигрывать гонки, а на одной из своих монструозных машин (с двигателем в 26 литров!) Арманд даже установил мировой рекорд скорости в 158 км\ч. Это было в 1905 году.
Братья пытались коммерциализировать свои гоночные успехи, но им это не удалось и они решили стать банкирами, в чем весьма преуспели, в отличие от своих технических занятий. Выпуск автомобилей Dufaux был прекращен в 1907 году.
В музее выставлена самая первая модель Дюфо — та самая, 12-литровая.
Машина на фото образца: 1904
Двигатель: 90 л.с, 12.7л, 8 цилиндров
Максимальная скорость: 140 км\ч
Продолжение следует
Сколько всякого интересного и экзотичного!
Delahaye 135M весьма понравилась. Чем-то напоминает Мицуоку Химико. 🙂
Himiko? Это которая переделанная Mazda MX5? 🙂
Я особой схожести не усмотрел, разве что крылья более-менее такие же. Но такой дизайн был весьма распространен в 40-х и 50-х годах прошлого века. Кстати, эту самую Mitsuoka Roadster я бы купил, но жаба задавила отдавать за нее 40 тысяч фунтов.
[…] Продолжение. Начало здесь […]
[…] то, чтобы основать новую автомобильную компанию имени себя, для чего он продал свою велосипедную мастерскую […]