Покатушки на БелАЗе
Как вы уже, наверное, заметили, я тут выпал из интернет-жизни на пару недель. Причина была проста — я решил смотаться с семейством в Республику Беларусь, где мы покатались по стране, осчастливили своим посещением несколько магазинов (внеся таким образом неоценимый вклад в поддержание экономики страны), а также решили посетить один из самых известных заводов страны — БелАЗ.
Завод был основан в 1948 году и выпускал различную строительную и дорожную технику, но «нашел себя» только в 1958 году, когда с МАЗа передали документацию и оснастку для выпуска огромного тяжелого грузовика МАЗ-525. После этого, в голове у кого-то из чиновников минтяжмаша что-то щелкнуло и завод был переориентирован на выпуск карьерных самосвалов и тягачей невменяемой грузоподъемности (например, самый мощный и большой автомобиль БелАЗ 75710 может перевезти аж 450 тонн, что зафиксировано в книге Рекордов Гиннесса, хотя на испытаниях машину умудрились загрузить аж 520 тоннами). Рынок таких машин, понятное дело, невелик. Но, соответственно, и конкуренция невелика, ибо мало кто в мире может построить что-то подобное (на память приходят Komatsu, Oshkosh и Caterpillar).
Экскурсии по заводу начали проводить сравнительно недавно — с прошлого года, но процесс еще не устаканился и все проходит по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда», хотя принцип этот, вполне применим ко всей Беларуси — вроде бы народ старается, но мелкие ляпы сводят на нет все это старание…
Для того, чтобы попасть на экскурсию, надо позвонить по телефону, указанному на сайте завода в разделе «промышленный туризм» (ну или отправить им мейл), потому что вот так просто, явочным порядком, можно на экскурсию и не попасть. Как ни странно, желающих было много и на проходной столпилась куча народу, которую, в лучших советских традициях, выперли охранники с фразами типа «а нечего толпиться тут!». Оплата экскурсии, которая начиналась в 13:10, проводилась в специальном окне, которое, разумеется, было закрыто с 12:00 до 13:00. Ну и сам процесс оплаты тоже был «родным» — с заполнением квитанций, «вас тут не стояло» и т.п. В общем, если кто-то страдает по развалу СССР, то лекарство от ностальгии тут будет выдано абсолютно бесплатно.
Небольшой лайфхак. Для жителей дальнего зарубежья (а это все, что не Россия и не Беларусь, кстати), цены несколько выше, чем для «наших людей». Несильно, правда — 16 рублей для иностранцев и 10 для руссобелорусов. Ну и покатушки на БелАЗе тоже дороже — 96 рублей супротив 91. Так вот, паспорт там никто не требует, а если вы чисто говорите по-русски (хотел было написать «без акцента», но потом подумал, что чего-чего а этих самых акцентов в той же России столько, что мне светит какая-нибудь националистическая статья), то поверят на слово. Например, я на вопрос «мужчина, гражданство какое?» ответил «да с Минска я» и мне записали в графе «гражданство» «Республика Беларусь». Мелочь, конечно, но приятно.
Группа формируется их расчета в 30 человек и ее сопровождают два экскурсовода — один прокладывает путь, второй подгоняет отстающих. Соответственно, они одеты в разные куртки — тот, который спереди носит белую ветровку, а тот (ну или та, в нашем случае), который подгоняет — в синюю. К слову сказать, эти самые ветровки можно купить в магазине «Белазовец», причем, не сказать, чтобы очень задешево — моя куртка стоила 42 белорусских рубля, что примерно составляет 17 британских фунтов. Интересно, что несмотря на то, что на заводе есть швейная фабрика, занимающаяся, в основном, выпуском спецодежды и женских халатиков, куртки эти шьют где-то в другом месте Беларуси (мне лень вставать и смотреть на ярлычок, уж простите). А еще в этом магазине можно купить сувениры и совсем не сувенирную кувалду, без которой (и такой-то матери) на постсоветском пространстве ничего не происходит. Кувалда с логотипом БелАЗа стоит всего-то 8 рублей (чуть более 3 фунтов). Рекомендую к покупке!
Перво-наперво, народ заводят в музей и заставляют одеть жилеты безопасности (ну, чтобы было видно что там застряло в рессоре). Музей — классика советского наследия и, в отличие от аналогичных заведений, скажем, в Европе, представляет собой комнату, утыканную портретами директоров, этапами пройденного пути и подарками от заграничных делегаций.
Впрочем, пенять я им на это не буду, потому что даже ежу понятно, что такую машинку, как БелАЗ (любой модели) в помещение засунуть будет весьма проблематично. Впрочем, модельный ряд завода в музее тоже присутствует, хотя и в весьма уменьшенном виде.
Например, я только там узнал, что кроме огромных карьерных самосвалов и такой экзотики, как одноосные тягачи (выпускаются в Могилеве, на МоАЗ, дочернем предприятии БелАЗ), были еще и троллейвозы (представьте себе огромный грузовик с троллейбусными штангами сверху — вот это оно и есть).
После того, как народу рассказали об истории завода и «ху из ху» в руководстве партии и правительства, экскурсанты были рассажены в автобусе и тот двинулся на площадку готовой продукции.
Здесь группу разделили — те, кто имел дурость (и я в том числе) оплатить, как значилось в квитанции «ездовую аренду автомобиля БелАЗ на 10 минут», были оставлены под дождем, дожидаться своей очереди, а остальные 20 с чем-то человек, также остались под тем же дождем, но с целью пофоткаться, а затем были уведены в цех. То есть, те, кто не платил за поездку, увидели больше, чем те, кто платил, что довольно странно.
В любом случае, фотографировать в цехах нельзя (впрочем, я не увидел, как уже сказано выше, внутренностей ни одного из цехов), так что фотки будут только со стоянки готовой продукции.
Кстати, о фотках. К сожалению, мне в Беларуси с погодой капитально не повезло — почти каждый день лил дождь, так что ежедневно возносил благодарности фирме Пентакс, которая сделала мою водонепроницаемую камеру. Впрочем, «дворников» на стекле у нее нет (как, кстати, не было и на том БелАЗе, на котором я катался), так что капли дождя попадали на оптику с целью испоганить снимки, что им вполне, кстати говоря, удавалось.
Размеры техники, конечно, впечатляют.
На некоторые из самосвалов можно было залезть и сделать фотку сверху (а заодно избавиться от дождя):
Эта фотка была сделана с крайнего справа БелАЗа со следующего кадра.
В общем, громадина та еще. Кстати, я тут вспомнил, что даже не приводил еще технических характеристик этих монстров. Для того, чтобы особо не напрягаться перечислением оных для всего модельного ряда, приведу их для самой маленькой и самой большой моделей. Просто потому, что если вам такая машина нужна, вы эти техданные все равно уже знаете наизусть, а если нет, то сайт завода в помощь.
Итак, самый маленький БелАЗ, модель 7540А:
Грузоподъемность и общий вес: 30 тонн, 52.6 тонны
Двигатель: ЯМЗ 420 л.с., V12
Трансмиссия: Гидромеханическая
Максимальная скорость: 50 км\ч
И самый большой БелАЗ, модель 75710:
Грузоподъемность и общий вес: 450 тонн, 810 тонн
Двигатель: Detroit Diesel DD16 V16, 2300 л.с. (два на машину)
Трансмиссия: Электрическая (гибридная)
Максимальная скорость: 64 км\ч
Вот примерно так. Если БелАЗы «легких» серий имеют механическую трансмиссию, то тяжелые — только электрическую, поскольку механика просто не выдерживает. Схема простая — это последовательный гибрид: дизельный двигатель (или двигатели, как в случае с 75710) крутит генератор, тот уже подает ток на электродвигатели и вся эта махина сдвигается с места.
А вот и «мой» арендованный на 10 минут БелАЗ:
Вид изнутри кабины такой:
Дворников нет, так что фотографировать что-либо было бесполезно. Водитель (а «арендовать» машину можно было только с водителем, поскольку никто в здравом уме не позволит неподготовленному человеку сесть за руль такого монстра — мало ли что в голову взбредет, тем более в свете последних европейских событий (а остановить такую штуку можно только из танка, да и то если прямой наводкой)… так вот, водитель сказал, что, вообще-то, у машины дворники должны были быть, но вот как-то так получилось (помните знаменитую черномырдинскую фразу, которую я уже приводил выше?) что их не поставили — бывает…
Снаружи кабина выглядит примерно так:
Там есть место для водителя и пассажира, да и вообще, довольно просторно — места в наличии сколько хочешь (что неудивительно).
Распределительный шкаф генератора. Ну или что-то около того, экскурсоводшу наверх я заманить не смог, так что пришлось обойтись без объяснений.
А вот это вовсе не фары, а крышки воздухозаборочных фильтров. Фары у БелАЗов обычные и из-за размеров машины их увидеть (если они не включены, разумеется) довольно трудно. А то, что кажется, на первый взгляд, фарами — и есть эти самые крышки фильтров.
После покатушек (надо сказать, что машина по испытательному полигону прошла довольно уверенно и несмотря на отсутствие какой-либо загрузки в кузове, подвеска вела себя как в хорошей легковушке — мягко, но не укачивая), «ездунов» повели в столовую, где угостили чаем с пряниками. Вот такими:
Теоретически, пряник имеет форму БелАЗа (машины, а не завода), но как получилось, так получилось. Пряники, кстати, купить нельзя, для продажи они не предназначены, что странно. Брали бы пример с Фольксвагена с его сосисками и макаронами, которые мало того, что продаются на заводе, так еще и имеют каталожный номер и (по крайней мере, в теории) их можно заказать у дилера фирмы (я не проверял).
После поглощения экскурсантами предоставленного заводом провианта, нас опять погрузили в автобус и увезли на проходную.
Вот этот самый автобус в сравнении с продукцией фирмы. Впечатляет, конечно.
Ну и пара слов в завершение обзора. Завод, как мне было сказано, здравствует и несмотря на не очень здоровое состояние общемировой экономики, перешел с четырехдневной рабочей недели (в 2009 году) на шестидневную (в 2016). Продукция компании продается в 70 странах мира (в основном, конечно, в России и Африке, но не далее как вчера я видел маленький БелАЗ на строительстве трассы в Англии) и в прошлом году они отгрузили 2000 автомобилей.
Понятно, что 2000 машин в год — немного, но тут надо учесть, что это штучное производство и каждая машина делается под заказ, то есть, «на склад» завод не работает. Да и стоимость такого автомобиля вполне себе «штучная» — начинается с 6 миллионов долларов, что, кстати, немного по сравнению с конкурентами.
Ну хорошо, сделать-то сделали и даже продали. А как его получить-то покупателю? Машинка-то для дорог общего пользования не предназначена! Помнится, в Минске, когда везли один из БелАЗов на ВДНХ (он шел своим ходом), приходилось снимать троллейбусные провода с проспекта и перекрывать этот самый проспект, ибо проехать он мог только по центру. А теперь представьте себе, что вы заказали такую вот игрушку (ну так, пацанам показать, над полицией поиздеваться, чисто конкретно…) — как она к вам доберется-то? Все просто — полностью собранную машину опять разбирают, грузят в поезд (один 75710 как раз и занимает полный состав из 25 вагонов) и собирают уже на месте. Меня, если честно, это весьма впечатлило.
Пожалуй, на этой позитивной ноте я и закруглюсь, бо норму по знако-местам я уже сегодня перевыполнил, хотя тематика для меня и не совсем «родная». В общем, пойду лениться.
Круть! А нам в прошлом году экскурсию на БелАЗ обломали по причине отвратной погоды. 😦
В этот раз тоже отвратная была, как видишь 🙂 Но они решили не обламывать, чему я несказанно рад.
В конце октября она была еще более мерзкой. Тогда шел дождь с мокрым снегом и дул очень сильный ветер.
А говорят, что «танки грязи не боятся» 🙂 Хотя это, вроде бы, реклама Камаза 🙂
Ага, камазовская реклама. 🙂
Но там экскурсоводам дико не хотелось посетителей на улице выгуливать. Впрочем, у нас тоже особого желания не было шастать вне закрытого помещения. 🙂
Ну тогда в другой раз. Впрочем, после моего развернутого изложения экскурсии, можешь уже не ездить в Жодино 🙂
Подумаем. 🙂
Там ещё есть экскурсия на тракторный завод 🙂
Это на котором трактора «Беларусь» делают?
Ага, он самый 🙂
Тоже вариант. 🙂
Прикольно. Спасибо. Жалко, что в цеху пофоткать не дали.
P.S. два на ма_щ_ину
Собственно, в цех я и не попал, в отличие от жены (которой как раз это было нафиг не нужно ::))
Но, вообще-то, ни на одном автозаводе не дают фотографировать в цехах.
Насчет «щ», поправил, спасибо 🙂