Национальный музей автомобилей в Мюлхаузе — Часть 9. DeDion Bouton
Продолжение. Начало здесь
В этой части речь пойдет только о машинах DeDion и примкнувшим к нему Bouton. Любителям автостарины могу посоветовать прочитать этот пост, а все остальные могут просто наслаждаться видом древних колымаг, которых вряд ли можно увидеть где-то кроме данного музея.
DeDion Bouton Esculape
Начнем с самого древнего DeDion Bouton из представленных в музее — это модель Esculape, названная так по имени греческого бога-целителя, поскольку основная масса покупателей была из врачей. Вообще говоря, именно представители данной профессии почему-то были самыми прогрессивными в том, что касалось автомобилизма и покупали себе самодвижущиеся повозки с тем, чтобы ездить на них к хворым и страждущим.
Машина на фото образца: 1898 года
Двигатель: 2.5 л.с, 0.3л, 1 цилиндр
Максимальная скорость: 35 км\ч
DeDion Bouton Type E
Основное отличие машины от конкурентов составляло то, что ее двигатель крутился довольно быстро — обороты на холостом ходу составляли 1500 оборотов в минуту, в то время, как у Benz было всего 500 оборотов. С точки маркетинга, это, наверное, круто, но вот чем это помогало покупателям — я не в курсе.
Машина на фото образца: 1901 года
Двигатель: 3.5 л.с, 0.4л, 1 цилиндр
Максимальная скорость: 30 км\ч
DeDion Bouton Type L
Довольно распространенный в то время тип кузов «визави», как мне кажется, был весьма неудобным. Если учесть, что водитель сидел на заднем сидении, а пассажиры лицом к нему на переднем, то, учитывая, что люди, как правило, не прозрачные, я затрудняюсь понимать, как он вообще мог видеть куда они все едут.
Машина на фото образца: 1901 года
Двигатель: 6 л.с, 0.7л, 1 цилиндр
Максимальная скорость: 45 км\ч
DeDion Bouton Type G
Справа — еще один автомобиль в кузове «визави», причем у него есть даже какое-то подобие ветрового стекла. Видимо, чтобы сидящим спереди пассажирам не дуло в спину. К слову сказать, это была довольно распространенная машина и в музее есть аж семь экземпляров (но я буду милосердным и покажу фотку только одного такого автомобиля).
Машина на фото образца: 1901 года
Двигатель: 4.5 л.с, 0.5л, 1 цилиндр
Максимальная скорость: 35 км\ч
DeDion Bouton Type V
Слева — более привычный нашему взгляду образец, тип V. Он выполнен по новейшему (для тех времен) типу компоновки — никаких пассажиров перед водителем и мотор спереди.
Машина на фото образца: 1904 года
Двигатель: 8 л.с, 0.9л, 1 цилиндр
Максимальная скорость: 40 км\ч
DeDion Bouton Type J
Еще одна «сладкая парочка» в виде Type J (справа) и Type S (слева). Начнем с Type J:
Машина на фото образца: 1902 года
Двигатель: 6 л.с, 0.7л, 1 цилиндр
Максимальная скорость: 45 км\ч
DeDion Bouton Type S
Машина на фото образца: 1903 года
Двигатель: 12 л.с, 0.7л, 2 цилиндра
Максимальная скорость: 50 км\ч
DeDion Bouton Type H
Технически — стандартный одноцилиндровый DeDion. Зато компоновка (если не считать вертикально поставленного ветрового стекла) более-менее современная.
Машина на фото образца: 1902 года
Двигатель: 9 л.с, 0.8л, 1 цилиндр
Максимальная скорость: 50 км\ч
DeDion Bouton Type O
Это была личная машина шофера Маркиза Де Диона, эфиопа по имени Зелеле (Zelele). Довольно неплохо для того времени, кстати.
Машина на фото образца: 1902 года
Двигатель: 8 л.с, 0.9л, 1 цилиндр
Максимальная скорость: 40 км\ч
DeDion Bouton Type V
Еще один Type V, который совершенно не похож на другой Type V, который мы видели ранее, впрочем, технические характеристики остались прежними. Ну вот так уж получилось.
Машина на фото образца: 1904 года
Двигатель: 8 л.с, 0.9л, 1 цилиндр
Максимальная скорость: 40 км\ч
DeDion Bouton Type AL
В 1906 году, похоже, у фирмы закончился алфавит и они перешли на двухбуквенные обозначения. Страшно подумать как назывались бы их машины, если бы компания дожила до наших дней!
Машина на фото образца: 1906 года
Двигатель: 6 л.с, 0.9л, 1 цилиндр
Максимальная скорость: 42 км\ч
DeDion Bouton Type AW
Одна из двух машин, выставленных фирмой на гонках 1908 года Париж-Пекин. Призов они не завоевали, но и с дистанции не сошли. А еще, у AW появился четырехцилиндровый движок, вместо обычного одноцилиндрового. Прогресс, однако!
Машина на фото образца: 1908 года
Двигатель: 12 л.с, 1.8л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 65 км\ч
DeDion Bouton Type BG
Выпуск модели BG определил стратегию фирмы на ближайшие годы — было решено «идти вверх» и заняться выпуском дорогих автомобилей. И все равно, с этими одноцилиндровыми движками надо было что-то делать.
Машина на фото образца: 1908 года
Двигатель: 6 л.с, 0.9л, 1 цилиндр
Максимальная скорость: 45 км\ч
DeDion Bouton Type BS
Справа — машина с говорящим названием BS (для тех, кто не в курсе, в англоязычном интернете это устоявшееся сокращение слова bullshit, обычно применямом в смысле «полная чушь»). Так вот, в полном соответствии с названием, у машины была весьма необычная система управления — педаль газа совмещенная с тормозом. Для того, чтобы ехать, водитель должен был нажимать на педаль, а чтобы тормозить — отпускать ее. Фирма утверждала, что любой водитель может быстро привыкнуть к такой схеме, но, как показала практика, не привыкли.
К слову сказать, история, как известно, развивается по спирали. Это я к тому, что через 108 лет с момента выпуска BS, компания Nissan предложила аналогичную систему, гордо названную e-Pedal для своего Leaf. Как видно, все новое — хорошо забытое старое, включая bullshit.
Машина на фото образца: 1909 года
Двигатель: 18 л.с, 3.0л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 55 км\ч
DeDion Bouton Type DX
Слева — вполне обычная модель DX, которая была последней моделью перед тем, как фирма перестала выпускать гражданские автомобили и полностью переквалифицировалась на выпуск военной продукции.
Машина на фото образца: 1913 года
Двигатель: 9 л.с, 1.4л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 55 км\ч
DeDion Bouton Type DH
Пожалуй, самая популярная модель от DeDion Bouton перед Первой Мировой. Она получилась очень надежной и неприхотливой, так что за ней даже выстраивались очереди — покупателям приходилось подолгу ждать заказанную машину.
Машина на фото образца: 1912 года
Двигатель: 10 л.с, 1.6л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 55 км\ч
DeDion Bouton Type DH
Весьма занятная попытка построить лимузин на базе DH. Особенно интересно смотряться целлулоидные окна, которые можно скатать в трубочку. Для простонародного автомобиля это, может быть, и прошло, но для лимузина? Хмм…
Машина на фото образца: 1912 года
Двигатель: 9 л.с, 1.6л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 50 км\ч
Продолжение следует
DeDion Bouton Type G — Аэродинамика? Нет, не слышал. 🙂
В то время, скорее всего, действительно не слышали 🙂
Ну вот просто интересно, вот такой здоровый «парус» никогда не складывался на максимальной скорости и не долбал пассажиров по башке? Вроде бы, 10 м/с не такая уж и большая скорость для ветра, но иногда и от этого падают всяческие рекламные щиты.
Я думаю, что в те годы состояние дорог было таким, что «парус» мог дать в голову пассажирам только по причине вибрации, но никак не от набегания воздушного потока 🙂
А, наверное, да. Про дороги начала прошлого века я не подумал. 🙂