L’Aventure Peugeot — Часть 5. 1930-1935
Продолжение. Начало здесь
Peugeot 201
В 1929 году фирма решила изменить принцип наименования моделей (он был достаточно запутанным, так что немудрено, что кто-то решил навести порядок) и запатентовала трехзначные индексы с нолем в середине. Первой машиной с новым индексом стал 201-й.
В то время фирма разделила свои автомобили на четыре класса:
1. Малый (то, что в Англии называется Supermini, класс B) — индекс начинался с двойки
2. Малый семейный (C) — индекс начинался с тройки
3. Семейный (D) — четверка
4. Семейный (D, но побольше и подороже, чем те, у «четверок») — шестерка.
Других классов не было, да и разделения этого фирма, в общем-то, не придерживалась, если взять историю ее моделей на протяжении достаточно долгого времени. Так, например, «шестерка» впоследствии перекочевала в класс E, «двойка» то влезала в C, то возращалась обратно в B, потом появилась еще и «пятерка»… В общем, любовь к созданию бардака в модельном ряду у фирмы осталась еще от Армана.
Если говорить о той машине, что на фотографии, то вы, наверное, заметили, что кузов у нее какой-то странный. На французском он называется spider arriere, а фактически является гибридом между ландоле и спортивной машиной с «тещиным» сиденьем. Работало это так — крышку багажника можно было откинуть и тогда у машины появлялись еще два сиденья (в этом самом багажнике). А чтобы пассажирам было хоть какое-то место, то задняя часть крыши складывалась, образовывая в итоге, что-то типа ландоле. Французы такие затейники!
Впрочем, машина с таким кузовом не особо заинтересовала покупателей, тем более, что экономика твердой поступью шагала в анус, так что такой вот «спайдер» составлял менее 1% от общего числа продаж 201-й модели. Кстати, в теории, 201-й должен был бы придти на смену 190-й модели, но (мы же про Пежо говорим, так?) бардак в компании привел к тому, что какое-то время 190 и 201 выпускались параллельно.
Годы и объем выпуска : 1929-1932, 1385 машин
Машина на фотографии : 1930 года
Двигатель : 1.1л, 4 цилиндра, 23 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 80 км\ч
Peugeot Type 190
Для того, чтобы окончательно запутать покупателей, 190-я получила эмблему на радиаторе в стиле 201-й, но на ней было написано не 190, а 5CV. Дело в том, что 190-я стала наследницей моделей 161 и 172, которые были одновременно известны, как Quadrilette и 5CV, так что кто-то решил продолжить традицию и назвать 190-ю 5CV, чтобы враги не догадались.
Технически, машина была очень похожа на 172-ю, но получила тормоза на всех четырех колесах. Выпускали автомобиль в двух вариантах: 190S (стандарт?) и 190Z, но вот в чем была разница — я не в курсе.
Машина позиционировалась, как средство передвижения для женщин и начинающих водителей, а реклама делала акцент на надежности и легкости в управлении автомобилем. В 1929 году мадмуазель Марсель Леблан на такой машине финишировала первой (я так понимаю, что в своем классе) на гонке Тур де Франс (автомобильной, не велосипедной, хотя скорость в 44 км\ч ближе к той, которую развивают велосипедисты), что привело к повышенному интересу к машине со стороны женской части французского общества.
Ну и по традиции, которая, кстати, скоро закончится, краткое описание «предыдущих серий»:
Type 183: про нее мы еще поговорим в этой серии.
Type 184: это был большой и довольно дорогой автомобиль, который продавался очень плохо. Информацию о нем можно найти в предыдущей серии.
Type 185-189: информации нет.
Годы и объем выпуска : 1928-1931, 33677 машин
Машина на фотографии : 1930 года
Двигатель : 0.7л, 4 цилиндра, 14 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 60 км\ч
Peugeot 201 Coupe
Еще один представитель 201-й серии, на этот раз в кузове «купе». Музей говорит о том, что эта небольшая машинка (речь идет, конечно, не об этом конкретном автомобиле, а о 201-й серии вообще) сделала для Peugeot то, что раньше сотворили Bebe и 161/172 — спасла фирму от банкротства в тяжелые времена. Так что, отправляясь к дилеру Peugeot за 208-м (или 2008-м, не суть), помните, что покупая такие вот машины, вы спасаете компанию от закрытия (как я в роли рекламного агента?).
Еще один вариант 201-й модели можно увидеть в коллекции Шлумпфа.
Годы и объем выпуска : 1929-1932, 8357 машин
Машина на фотографии : 1930 года
Двигатель : 1.1л, 4 цилиндра, 23 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 80 км\ч
Peugeot 201 Berline
Это все тот же 201-й, но уже в кузове «седан». Несмотря на всю «французскость» слова «седан», во Франции такие кузова называют Berline (кстати, в Англии они называются еще более странно, saloon).
Всего с 1929 года (по 1932-й) фирма продала 142309 201-х (впечатляет, правда? не забывайте про финансовый кризис на дворе!). Из них седанов было более половины.
Кстати, похожий 201-й есть в бельгийском музее Bossaert.
Годы и объем выпуска : 1929-1932, 79000 машин
Машина на фотографии : 1931 года
Двигатель : 1.1л, 4 цилиндра, 23 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 80 км\ч
Peugeot 301C Record
Вскоре после запуска в серию 201-й модели, фирма решила, что у нее возникла дыра в модельном ряду, поскольку 190-я и 201-я были небольшими автомобилями, а 183-я была побольше, но уже морально устарела. Поэтому компания спешно вывела на рынок 301-ю модель, которая базировалась на 201-й, но была несколько больше, с более мощным мотором и независимой подвеской спереди.
Для рекламной кампании фирма создала спортивный вариант, целью которого было побитие рекорда по средней скорости в 24-часовой гонке. В итоге, после наворачивания немалого количества кругов на автодроме Miramas (около Марселя), выяснилось, что в течение суток машина проехала 2650 километров со средней скоростью чуть более 110 км\ч.
Кстати, что интересно, индексы подвидов у 301-й модели начинались с буквы С (A и B не было). А всего этих самых подвидов было несколько:
301C — базовая модель, с различными типами кузовов
301m — грузопассажирский вариант
301d — фургон
301L — еще один грузопассажирский вариант
301CR — рестайлинговый 301C
301LR — рестайлинговый 301L
301D — рестайлинговый 301CR
Как-то так, в общем.
Годы и объем выпуска : 1932, 1 машина
Машина на фотографии : 1932 года
Двигатель : 1.5л, 4 цилиндра, 34 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 120 км\ч
Peugeot Type 183D
Еще один реликт «донулевой» эпохи, 183-я модель стояла на ступеньку выше 301-й (занимая нишу между ней и 401), при этом являлась прямым наследником 181-й модели.
В линейке были четыре варианта 183-й, отличающихся размерами: 183 и 183A получили колею спереди в 1305 мм и сзади в 1320 мм (зачем?), ширину машины 160 см и высоту 180. А 183C и 183D — 1311 мм, 1324 мм, 155 см и 178 см соответственно. Основное отличие было, впрочем, в двигателе, при одинаковом объеме он выдавал 38 л.с. в 183 и 183А, 42 л.с. в 183C и 47 л.с. в 183D. Из чего, кстати, следует, что 183 и 183А не отличались ничем, так что непонятно зачем было огород городить.
Машины 183-й серии были очень популярны среди таксистов, потому что при относительно небольших размерах, в них можно было везти до шести пассажиров, не считая водителя. Кстати, в данный конкретный автомобиль помещались пятеро: три человека спереди и два сзади на откидных сиденьях (это же типа кабриолет).
И, кстати, не знаю, заметили вы или нет, но на радиаторной решетке написано вовсе не 183, а Six 12. Six относится к шестицилиндровости мотора, а 12 — к налоговым «лошадям». Чтобы никто не догадался, короче.
Да, и еще — это последний автомобиль со старой нумерацией в этом обзоре. Больше я не буду терзать вас измышлениями на тему того, какие именно модели фирма решила не выставлять в музее. Можете вздохнуть с облегчением!
Годы и объем выпуска : 1927-1932, 12631 машина
Машина на фотографии : 1932 года
Двигатель : 2.0л, 4 цилиндра, 47 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 95 км\ч
Peugeot 201T
Похоже, что мне пора менять камеру. Я не знаю, в чем причина, но в этом и последующих обзорах есть куча фотографий, которые были вполне резкими в видоискателе, но получились размытыми на фотографиях. В данном конкретном случае это не мешает, наоборот — на мой взгляд получилось даже очень неплохо, как будто это моделька машины, снятая макролинзой. Но вот в других местах все очень и очень погано. Даже и не знаю в чем проблема.
Если же говорить о самой машине, то на базе 201-й, в виду ее дешевизны, фирма выпускала довольно много вариантов, в том числе и коммерческие фургоны, как тот, что на фотографии. Они были разных типов, с открытыми и закрытыми кузовами и стоили совсем недорого, так что владельцы мелких компаний с удовольствием покупали такие автомобили. Машина на фотографии принадлежала булочнику, который развозил на ней свои изделия клиентам.
Годы и объем выпуска : 1931-1933, 1676 машин
Машина на фотографии : 1933 года
Двигатель : 1.1л, 4 цилиндра, 23 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 60 км\ч
Peugeot 301D
Дальше у нас будут две неподписанные музеем машины из 301-й серии. Судя по всему, это 301D 1934 года, потому что именно тогда у седанов 301-й модели отобрали задние «форточки».
Годы и объем выпуска : 1934-1936, 30058 машин
Машина на фотографии : 1934 года
Двигатель : 1.5л, 4 цилиндра, 35 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 80 км\ч
Peugeot 301D
В 1935 году решетка радиатора 301-й модели стала наклонной, а задние «форточки» вернули обратно. Так что, скорее всего, эта машина родом либо из 1935, либо 1936 (дальше фирма стала выпускать 302 модель).
Годы и объем выпуска : 1934-1936, 30058 машин
Машина на фотографии : 1934 года
Двигатель : 1.5л, 4 цилиндра, 35 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 80 км\ч
Peugeot 401D
401-я модель стояла на ступеньку выше (теперь бы это назвали бы класс D), чем 301-я модель, но моторы у нее были почти такими же, как и у 301-й, за исключением того, что рабочий объем увеличили до 1.7 литра. Машина продавалась не очень хорошо, так что всего через два года после начала выпуска, ее сменили на 402, которая поражала потенциальных покупателем необычным дизайном.
Годы и объем выпуска : 1934-1935, 13545 машин
Машина на фотографии : 1935 года
Двигатель : 1.7л, 4 цилиндра, 44 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 100 км\ч
Peugeot 401D Coupe Transformable
Первый в мире серийный автомобиль с кузовом купе-кабриолет. Такие кузова со складной металлической крышей были очень популярны в 1990-х и 2000-х, но потом их перестали производить. Последними из «могикан» стали Mercedes SLK и BMW 4-series, так что на сегодняшний день, никто ничего подобного не выпускает, а жаль. У меня тоже было нечто подобное, у моего Ford Focus CC была именно такая крыша.
Идея, впрочем, ко двору не пришлась и до появления на рынке Ford Skyliner (его можно увидеть здесь или здесь), а также концептуального Scimitar, никто особо не заморачивался по поводу металлических складных крыш у кабриолетов. До Форд были редкие попытки сделать что-то подобное (например, Gaylord Gladiator или Playboy Convertible), но никто, кроме Peugeot ничего подобного не делал. Впрочем, заслуги самой Peugeot в появлении этой машины тоже нет — ее дизайнером был некий французский дантист Georges Paulin, который придумал такую крышу в 1931 году и запатентовал ее в 1932-м.
В 1933 году Paulin решил заказать кузов на основе своего патента у известного переделками серийных Пежо автодилера Darl’mat , но тому так понравилась эта идея, что он познакомил Жоржа с владельцем кузовной фирмы Pourtout, который сразу же предложил бывшему дантисту должность ведущего дизайнера. Под его руководством были созданы 401D Eclipse и 601C Eclipse.
Поначалу, руководство Peugeot не было уверено в финансовой выгоде производства таких машин, но затем оно поняло, что даже если эти автомобили будут просто стоять у дилеров и привлекать потенциальных покупателей (которые купят что-то попроще и менее экстравагантное), то дело уже стоит свеч. В итоге, фирма купила патент у Paulin и начала самостоятельно выпускать 401D Eclipse мелкой серией, под названием Coupe Transformable.
Годы и объем выпуска : 1934-1935, 79 машин
Машина на фотографии : 1935 года
Двигатель : 1.7л, 4 цилиндра, 44 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 100 км\ч
Peugeot 402 Roadster
В 1935 году в компании случилось немыслимое: она распрощалась с консервативным «квадратным» дизайном своих машин и начала выпускать нечто авангардное и обтекаемое. Мне лично этот дизайн очень нравится, несмотря на некоторые спортные решения (зачем было прятать фары под радиаторной решеткой?).
Впрочем, в отличие от того же Ситроена, который решил внести серьезные изменения не только во внешний вид, но и в техническую составляющую своего Traction Avant (и в процессе всего этого обанкротился, перейдя в собственность Michelin), руководство Peugeot решило не предпринимать рискованных шагов и использовало технические наработки 401-й модели. Ведь покупатели обращают, в первую очередь, внимание на внешность автомобиля, а кого вообще волнуют детали подвески или подробности работы клапанов в двигателе?
В итоге, 402 модель стала бестселлером в своем классе (напомню, что речь идет о тех годах, когда машины относительно высокого класса продавались плохо из-за проблем в экономике). Компания предлагала более десятка вариантов машины — разные кузова, три типа колесной базы, довольно приличное оснащение (например, электрические «дворники» и траффикаторы (механические указатели поворота), а также резервный бензобак). В дополнение ко всему, длиннобазной версией машины заинтересовалась французская армия, так что продажи были весьма неплохими и продолжали оставаться таковыми до тех пор, пока оккупационная немецкая армия не сказала фирме «Хальт!».
Годы и объем выпуска : 1935-1942, 75172 машин
Машина на фотографии : 1935 года
Двигатель : 2.0л, 4 цилиндра, 58 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 120 км\ч
Peugeot 601
На момент выпуска, это была самая большая и дорогая машина от Пежо, флагман фирмы. На серьезные продажи никто не рассчитывал, дело было в престиже марки. Впрочем, очень скоро фирма осознала, что финансово этот самый престиж очень невыгоден и те же штучные кабриолеты Eclipse привлекают публику к дилерам Peugeot намного лучше, чем 601-я модель, так что всего через год после начала выпуска, модель сняли с производства. Такие дела.
Автомобили получили новый шестицилиндровый двигатель, довольно консервативный (по сравнению со второй серией (x02) внешний вид и независимую переднюю подвеску. Трехступенчатая несинхронизированная коробка передач осталась на месте.
В рекламе машины утверждалось, что она легко разгоняется (35 секунд до «сотни») и потребляет мало топлива (12.8 литра на «сотню» при перегоне из Парижа в Бордо со средней скоростью в 65 км\ч).
Годы и объем выпуска : 1934-1935, 3999 машин
Машина на фотографии : 1935 года
Двигатель : 2.15л, 6 цилиндров, 60 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 105 км\ч
Peugeot 601C Eclipse
Кто-то в музее поленился и полностью скопировал текст описания из такой же таблички для предыдущей модели 601-й. Но мы-то знаем, что это очередное творение Georges Paulin, созданное им для Pourtout незадолго до того, как он покинул фирму и перешел к Rolls-Royce, где он создал очень красивый концепт Bentley Corniche, который, впрочем, из-за начала Второй Мировой войны, в серию не пошел. В годы войны, Полен сотрудничал с британской разведкой во Франции и нацисты об этом узнали. Он был казнен в 1942 году. Такие дела.
На этой печальной ноте, пожалуй, надо закругляться. Следующая серия будет охватывать довольно большой период времени (почти двадцать лет), так что будет довольно интересно, как я надеюсь.
Годы и объем выпуска : 1934-1935, данных об объеме производства нет
Машина на фотографии: 1935 года
Двигатель : 2.15л, 6 цилиндров, 60 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 105 км\ч
Продолжение следует
[…] Продолжение. Начало здесь […]
[…] рассказ о фирменном музее Пежо и истории фирмы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, […]
[…] рассказ о фирменном музее Пежо и истории фирмы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, […]
[…] я про них рассказывал в одной из серий обзора музея Peugeot). Причем, нельзя сказать, что эти машины не были […]
>на некоторые спорные решения (зачем было прятать фары под радиаторной решеткой?).
Реклама обыгрывала это тем, что так фары защищены от камней и мусора летящих из под колес впереди идущей машины. Надо думать движение на французских гравийных шоссе было в 1930е уже весьма оживленным — если это имело какой то смысл для потребителей.
А самое милое в «второй серии» Пежо это дырка для «ручки дружбы» — заводной рукояти на случай если стартер не фурычит… Она проходит через ноль в эмблеме — сразу становится ясно зачем нужна дырка посредине номера модели — 4О2 — и куда ручку вставлять 🙂 Дизайнер имел вкус.
Это весьма интересно и я о такой рекламе не слышал, спасибо!
Впрочем, равно как и о ноле, хотя, похоже, у того же 301 такого не было.
ну про дыру это особенность именно 402 и иже с ним. То есть похоже дизайнер красиво обыграл уже имеющуюся фишку…
Но получилось да — красиво. Еще цифры были в цветах французского флага — патриотично.
Вот уж чего-чего, а патриотизма у французов — хоть отбавляй 🙂 Если в Италию приехать (по крайней мере, в северную), то большинство машин на дорогах — импортные. А вот во Франции — свои.