Pofigism as a lifestyle 2.0

L’Aventure Peugeot — Часть 4. 1917-1928

Posted in Bugatti, Мирометания, автомобили, France, Peugeot by pofigist on 27 июня, 2022

Продолжение. Начало здесь

Peugeot Type 1525

1917_Peugeot_Type1525

Думаю, что те, кто каким-то образом смог продраться через нагромождение технической информации в предыдущей серии, сейчас серьезно напряглись в ожидании того, что я начну перечислять техданные почти полторы тысячи моделей (в прошлой серии мы остановились на Type 153, а тут сразу 1525). Спешу вас убедить, что этого не произойдет.

Завод в Сошо (это там, где сейчас находится этот музей) был основан в 1912 году для выпуска тяжелых грузовиков. Первой моделью стала 1501, потом было еще несколько вариантов (1504, 1515, 1524 и так далее), которые отличались, в основном, грузоподъемностью. Но поскольку грузовики не входят в сферу моих интересов, то я не стал детально разбираться в различиях между этими моделями, а сразу перейду к той машине, что выставлена в музее.

1525 был самым популярным грузовиком во французской армии времен Первой Мировой: их выпуск составил 2/3 из всех грузовых машин Peugeot того времени. Дизайн машины был чисто утилитарным — никаких пневматических шин, слабый мотор и низкая скорость. Зато у нее была вполне приличная грузоподъемность (4 тонны) что, скорее всего, искупало все недостатки.

Годы и объем выпуска : 1917-1920, 4084 машин
Машина на фотографии
: 1917 года
Двигатель : 4.7л, 4 цилиндра, 22 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 30 км\ч

Peugeot Type 159

1919_Peugeot_Type159

Тэк-с… на чем мы там остановились в прошлой серии? На 153-й? Ну тогда вы, наверное, ждете перечисления моделей, начиная с 154-й и заканчивая 158-й? К вашему превеликому сожалению, вынужден вас разочаровать: 154, 155, 157 и 158 фирма не выпускала. 156-я была, но, в соответствии с грандиозным бардаком, творившимся в то время в, оказавшейся на грани банкротства, компании, она вышла в свет только через два года, в 1921-м. Впрочем, мы о ней поговорим позже, а пока что перейдем к 159-й модели.

C 1914 по 1918 год (мне же не нужно объяснять, что тогда происходило в Франции, так?) фирма практически не занималась выпуском легковых автомобилей, производя вместо них грузовики (6 тысяч штук), двигатели для танков (1400) и самолетов (10 тысяч), а также бомбы и снаряды (6 миллионов штук).

К массовому производству легковых автомобилей фирма вернулась только в 1919 году и 159-я стала первой послевоенной моделью Peugeot. Почему компания решила выпустить первым делом относительно недорогой автомобиль, у которого, фактически, даже не было предшественника в гамме машин Peugeot (вообще-то, предшественник был, но это Lion Peugeot VD)? Ответ простой — фирма, которая полностью сосредоточилась на военных заказах, была не в состоянии быстро переключиться на мирные рельсы, а конкуренты (в основном британцы и американцы) не дремали, так что компания чуть не очутилась на грани банкротства и для спасения ей требовалось что-то простое и недорогое. Вот таким автомобилем и стала 159-я модель.

Кстати, по слухам, 159-ю, равно как и 156-ю, кстати, создали еще до войны, но в производство не пустили. Арман хотел, чтобы первой послевоенной моделью стала 156-я, а потом уже к ней добавилась 159-я. Но так случилось, что Арман Пежо умер в 1915 году и его наследники решили иначе.

Годы и объем выпуска : 1919-1920, 502 машин
Машина на фотографии
: 1919 года
Двигатель : 1.5л, 4 цилиндра, 25 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 55 км\ч

Peugeot Type 161

1921_Peugeot_Type161

Подобный автомобиль мы уже видели в Мюлхаузе (Мюлузе).

Поскольку 159-я модель продавалась не очень хорошо, а финансовое состояние фирмы не улучшалось, в 1921 году было принято решение запустить в серию Quadrilette — идеологическую наследницу знаменитой Bebe, чтобы она хоть как-то улучшила ситуацию с продажами.

Машину позиционировали, как «дешевле — только пешком», поскольку формально она принадлежала к классу мотоколясок, так что налоги на нее были минимальными. Существовали два подвида 161-й модели: в обычной 161, той, что на фотографии, пассажир сидел за водителем (машина была двухместной, так что ее размеры вы можете себе представить). А у 161Е они сидели почти рядом. «Почти» — потому что пассажирское сиденье было смещено назад, а иначе водитель бы не получил доступа к педалями.

С точки зрения технического оснащения, здесь все было сделано ради экономии. Даже такие штуки, как фары, брезентовая крыша и запасное колесо, не входили в список стандартного оборудования и их надо было докупать отдельно. Руководство фирмы должно было благодарить французские власти, что им еще не пришло в голову установить минимальные стандарты всего и вся, а то добиться такого радикального снижения цен за счет выкидывания «ненужных» вещей из прейскуранта, фирма бы не смогла. Странно еще, что за руль и педали не надо было доплачивать.

В любом случае, машинка продавалась очень хорошо (по меркам Peugeot, конечно) и фирма начала получать долгожданную прибыль.

Кстати, чуть не забыл — надо же рассказать о 160-й модели! Это был уникальный (в смысле — сделанный в единственном экзмепляре) автомобиль, появившийся на свет в 1923 году и получивший 6-цилиндровый семилитровый движок. Уникальность его заключалась в том, что он получил лакированный кузов, сделанный по тому же принципу, что и дорогие катера. Сделала его фирма Labourdette.

Годы и объем выпуска : 1921-1922, 3500 машин
Машина на фотографии
: 1921 года
Двигатель : 0.67л, 4 цилиндра, 4 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 60 км\ч

Peugeot Type 153 BRA

1922_Peugeot_Type153

Как вы помните из предыдущей серии, 153-ю модель начали выпускать еще в далеком 1913 году, но поскольку на создание полностью нового автомобиля в этом классе у фирмы не было денег, то было решено вернуть на сборочные стапеля (конвейеров у Peugeot еще не было) довоенную устаревшую модель. Двигатель, впрочем, заменили.

Данный конкретный автомобиль получил кузов «лимузин» работы Henri Chapron, так что обошлась эта машина своему владельцу весьма недешево. Впрочем, лимузины всегда стоили хороших денег, во все времена…

Годы и объем выпуска : 1921-1925, 1305 машин
Машина на фотографии
: 1922 года
Двигатель : 2.95л, 4 цилиндра, 15 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 80 км\ч

Peugeot Type 163

1922_Peugeot_Type163

Перескакиваем через Type 162, о котором ничего не известно и поговорим о Type 163.

163-я пришла на смену не оправдавшей надежд 159-й и получила сразу несколько технических новшеств, главным из которых стал электрический стартер. Кроме этого, у машины появилась 6-вольтовая электросистема, с соответствующим аккумулятором, фарами и задними фонарями. А еще — это первая машина Peugeot, для сборки которой использовали конвейер, так что объем ее выпуска перевалил за 10 тысяч экземпляров.

Что же касается данного конкретного экземпляра, то его история довольно загадочна. Машину обнаружили в 2014 году в городе Лион, когда сносили старое здание. Внутри этого здания была полностью замурованная комната, где и стоял этот автомобиль. Внутри был номер местной газеты, датированный 1945 годом и талоны на бензин 1947 года. Причина создания такой «капсулы времени» неизвестна.

Автомобиль существовал в нескольких версиях: обычная 163-я, 163B с удлиненной колесной базой и тем же двигателем, что и у обычной 163-й, 163BR (чуть более мощный движок, колесная база как у 163B), 163BRS (спортивный вариант 163BR) и 163BS (спортивный вариант 163B). Кроме этого, выпускали еще и коммерческие фургоны, такие как машина на фотографии. Грузоподъемность у последнего была невелика: 600 кг.

Годы и объем выпуска : 1919-1924, 13332 машин
Машина на фотографии
: 1922 года
Двигатель : 1.4л, 4 цилиндра, 10 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 60 км\ч

Peugeot Type 156

1923_Peugeot_Type156

Я думаю, что вы уже поняли, что в послевоенной нумерации моделей царил просто хаос, так что тот факт, что после 163-й на рынок вывели 156-ю, никого не должен удивлять.

Модель стала идеологической наследницей 135-й модели с точки зрения позиционирования, но получила шестицилиндровый двигатель системы Найта. Кстати, если говорить о двигателях, именно на этой машине фирма начала обкатку нескольких прототипов дизельных моторов, за 10 лет до того, как такие двигатели стали применяться серийно. Что интересно, первым серийным автомобилем с таким движком стал другой француз: Citroen Rosalie, вышедший в свет в 1933 году. Почему Peugeot забросили свои эксперименты — я не в курсе, но, видимо, в руководстве дышащей на ладан фирмы посчитали, что «не до жиру, быть бы живу».

Автомобиль продавался очень плохо, его общий тираж был в два с половиной раза меньше, чем у 135-й (и это за 10 лет выпуска!). И даже поддержка французского президента, заказавшего себе такой автомобиль, не смогла переломить ситуацию. В итоге, если не считать кратковременного выпуска Peugeot 184 в 1928 году, фирма отказалась от выпуска больших автомобилей почти на пятьдесят лет, до появления в ее гамме 604-й модели.

А еще надо заметить, что это первый легковой автомобиль, который начали выпускать на заводе в Сошо, который до этого делал только грузовики.

Годы и объем выпуска : 1921-1931, 180 машин
Машина на фотографии
: 1923 года
Двигатель : 6.0л, 6 цилиндров, 25 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 90 км\ч

Peugeot Type 163

1923_Peugeot_Type163

И опять возвращаемся к 163-й модели.

Данный конкретный экземпляр стал одним из первых леворульных автомобилей среди машин Peugeot, после того, как новое издание французских правил дорожного движения потребовало, чтобы все машины, постоянно использующиеся на французских дорогах, стали леворульными (нельзя же правильным французам уподобляться этим мерзким бриташкам, так?).

Все остальное у этой машины — как у уже виденной нами 163. Только вот кузов другой, чисто пассажирский, а не типа «фургон».

Годы и объем выпуска : 1919-1924, 13332 машин
Машина на фотографии
: 1923 года
Двигатель : 1.4л, 4 цилиндра, 10 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 60 км\ч

Peugeot Type 174

1923_Peugeot_Type174

Традиционно, перед тем, как говорить об данной модели, попробуем разобраться с ее предшественницами, не упомянутыми в данном повествовании. Хотя, собственно, говорить-то особо и не о чем, ибо модели 164-171 не существовали (или о них нет данных), а о 172, которая стала наследницей 161, мы поговорим чуть позже.

Впрочем, можно сказать пару слов о 173-й, которой в музее тоже нет. Это был довольно продвинутый, по тем временам, агрегат, с верхневальным двигателем и барабанными тормозами на всех четырех колесах. Выпускали машину только в спортивном варианте 173S, а позиционировалась она на ступеньку выше, чем Quadrilette. Двигатель был 1.5 л, мощностью в 29 л.с.. Всего выпустили 1002 экземпляра.

Поскольку затея с 156-й не увенчалась успехом, фирма решила сойти на ступеньку ниже и попытаться еще раз. В результате, на свет появилась 174-я модель, которая получила двигатель системы Найта, но не шести- а четырехцилиндровый. Продажи оказались лучше, чем у 156-й, но все равно не такими большими, как надеялось руководство фирмы. В итоге, и этот сегмент был заброшен, до появления 504-й модели в середине 1960-х. Такие дела.

Одна 174-я есть в Мюлхаузе (Мюлузе). Обратите внимание на то, что объем выпуска там указан в 208 экземпляров, а здесь — 810. Это потому, что существовало два варианта 174-й: обычный (810 машин) и Sport (208).

Годы и объем выпуска : 1922-1928, 810 машин
Машина на фотографии
: 1923 года
Двигатель : 3.8л, 4 цилиндра, 85 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 100 км\ч

Peugeot Type 175

1924_Peugeot_Type175

А вот это уже спортивный автомобиль, который даже побеждал в гонках. Так, например, в 1924 году такая машина стала первой на гонках Париж-Ницца в трехлитровом классе. Кузов у машины был деревянным, обшитым стальными панелями, а вот капот сделали алюминиевым. Электрооборудование стало 12-вольтовым, как в современных нам автомобилях.

До наших дней дошло всего четыре таких машины (видимо, из-за их гоночно-спортивной природы и распространенности кюветов на дорогах всего мира).

Годы и объем выпуска : 1922-1925, 303 машины
Машина на фотографии
: 1924 года
Двигатель : 3.0л, 4 цилиндра, 65 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 100 км\ч

Peugeot Type 176

1925_Peugeot_Type176

После того, как 174 и 156 сошли со сцены, флагманом стала 176 модель, наследница 153-й. Это был вполне стандартный семейный (для относительно небедной семьи, разумеется) автомобиль той эпохи, с двигателем системы Найта.

Кстати, в 1926 году в истории Пежо произошло весьма важное событие — она разделилась надвое. Дело в том, что руководство велосипедной части компании было весьма недовольно тем, что они зарабатывали серьезные деньги, которыми им приходилось делиться с постоянно несущей убытки автомобильной частью фирмы. Поэтому было решено выделить велосипедное подразделение в самостоятельную фирму, а автомобильному дать еще один шанс — утонет, так утонет. Не утонуло, как известно.

Годы и объем выпуска : 1923-1928, 1512 машин
Машина на фотографии
: 1926 года
Двигатель : 2.5л, 4 цилиндра, 14 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 110 км\ч

Peugeot Type 172R

1926_Peugeot_Type172R

А вот, собственно, и причина, по которой автомобильное прозводство выжило. Пока руководство пыталось заигрывать с зажиточной публикой, которая, в массе своей, воротила нос от машин Peugeot, дешевые автомобили серии Quadrilette прекрасно продавались.

На фотографии вы видите 172-ю модель, которая стала наследницей 161-й. Машину выпускали в следующих вариантах:
172 — базовая модель, двигатель 0.67л, 11 л.с.
172BC — первая модернизация, 0.72л, 11.5 л.с.
172BS — спортивный вариант, выпускавшийся всего год (1924). 0.72л, 12 л.с.
172M — вторая модернизация, 0.70л, 12 л.с.
172R — самая распространенная модель в линейке. 0.72л, 12 л.с.
172RE — самый мощный (и чуть ли не самый редкий) вариант. 0.95л, 20 л.с.
172P — третья модернизация, 0.72л, 14 л.с.

172-я есть в Мюлхаузе (Мюлузе), 172BS (она же Grand Sport) стоит в Brooklands, а в Caister Castle есть 172R. В общем, этих машин довольно много в музеях, что неудивительно, ибо объем их выпуска стал рекордным для Peugeot.

Годы и объем выпуска : 1925-1927, 27119 машин
Машина на фотографии
: 1926 года
Двигатель : 0.72л, 4 цилиндра, 12 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 60 км\ч

Peugeot-Bugatti

1927_Peugeot_Bugatti

Вообще говоря, я не очень понимаю, почему эту машину музей называет Peugeot-Bugatti. Это Bugatti 52 Baby, которую мы видели в Мюлхаузе (Мюлузе) и Mullin. Как видно из размеров, это не настоящий полноразмерный автомобиль, а просто детская игрушка, которую Этторе создал для своего сына. Производство не планировалось, но поскольку многие клиенты восхищались этой игрушкой, то Этторе решился запустить ее в производство.

Данный электромобильчик был подарен руководством Bugatti сыну Жан-Пьера Пежо, в качестве памятного подарка о сотрудничестве между компаниями.

Годы и объем выпуска : 1927-1937, 452 машин
Машина на фотографии
: 1927 года
Двигатель : электрический
Максимальная скорость: 16 км\ч

Peugeot Type 177M

1927_Peugeot_Type177

177-я модель стала наследницей 173-й и, фактически, была ее модернизированной версией. Машина ничем особенным не выделялась, это был эдакий Ford Focus своей эпохи, то есть, простой недорогой автомобиль для ширнармасс.

Единственный более-менее интересный факт, относящийся к этому автомобилю, заключается в том, что с выпуском этой машины началась консолидация производственных площадей фирмы, поскольку Peugeot не могла себе позволить четыре относительно небольших завода. В итоге, производство этой машины было перенесено в Сошо.

Фирма выпускала несколько вариантов модели:
177B (а также BL и BH — отличия были в кузовах): копия 173-й, 1.5л, 29 л.с.
177M (и ее модернизации M1, M2): то же самое, но с менее мощным двигателем, 1.4л, 28 л.с.
177R — более мощный двигатель 1.6л, 30 л.с.

Кстати, в описании музея на французском языке написано, что у нее максимальная скорость была 70 км\ч (в это я могу поверить) а на английском: 40 км\ч (а вот в это — вряд ли).

Годы и объем выпуска : 1923-1929, 34241 машина
Машина на фотографии
: 1927 года
Двигатель : 1.4л, 4 цилиндра, 28 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 70 км\ч

Peugeot Type 184

1927_Peugeot_Type184

И перед тем, как начать говорить об этой машине, вкратце пробежимся по тем моделям, которые не представлены в музее.

Type 178, 179, 180 — нет данных.
Type 181 — почти то же самое, что 177, но с почти тем же движком, что у 177R. Было два варианта, отличающихся колесной базой: 181 (2795 мм) и 181B (2865 мм).  Двигатель 1.6л, 40 л.с.
Type 182 — нет данных
Type 183 — об этой машине мы поговорим в следующей серии.

Что же касается 184-й, то это был довольно большой автомобиль, идеологический наследник 156-й модели, который продавался в четыре раза хуже предшественника, так что немудрено, что на нем история больших Пежо закончилась на довольно много лет. Кузов здесь, как и полагается дорогой машине тех годов, клиент заказывал у специальной кузовостроительной фирмы (выбор пал на Labourdette). 

Машина, в общем-то, была неплохой, но против нее сыграли две вещи: проблемы с экономикой во Франции (а также рост классовой ненависти к тем, кого могли счесть за богатых), а также то, что фирма не воспринималась, как нечто «свое» в этом классе. Ну вот примерно как если бы сейчас, скажем, SEAT сделал бы шестиметровый лимузин со всеми полагающимися такой машине примочками. Впрочем, зачем далеко ходить, пример Volkswagen Phaeton у всех перед глазами.

Кстати, если говорить о кризисе, то у Peugeot в то время возникли проблемы и кроме сбыта 184-й модели. Дело в том, что фирма недавно купила заводы у компании Bellanger (нет, я о ней тоже ничего не слышал) и собиралась, было, увеличить количество выпускаемых автомобилей за счет приобретения, но стало ясно, что этого не произойдет. В итоге, заводы были перепроданы Люсьену Розенгару, который как раз собирался открыть свою собственную автомобильную компанию Rosengart (я недавно был в автомобильном музее, посвященного этой фирме).

Вторая сделка, которую Peugeot хотел провернуть — это покупка De Dion Bouton. Такое приобретение дало бы фирме выход в высшие сегменты рынка, но что-то сорвалось и сделка не состоялась. Вообще говоря, я не очень понимаю, что там случилось, тем более, что во многих источниках, где рассказывается об истории Peugeot, утверждается, что фирма смогла купить De Dion Bouton, а в тех, где говорят об истории De Dion Bouton, пишут, что то ли сделка сорвалась, то ли Mercedes-Benz ее перебил, то ли еще что-то. Единственное, что точно известно, так это то, что легковое подразделение De Dion Bouton перестало существовать в 1932 году.

Годы и объем выпуска : 1928-1929, 43 машины
Машина на фотографии
: 1928 года
Двигатель : 3.8л, 6 цилиндров, 80 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 115 км\ч

Продолжение следует

комментария 3

Subscribe to comments with RSS.

  1. […] Продолжение. Начало здесь […]

  2. […] вы знаете (если читали четвертую серию в этом обзоре), Peugeot начала экспериментировать с […]

  3. […] рассказ о фирменном музее Пежо и истории фирмы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: