Pofigism as a lifestyle 2.0

Музей Skoda — Часть 3. 1970-1979

Posted in BAZ, Czech, Мирометания, автомобили, Skoda by pofigist on 29 февраля, 2020

Продолжение. Начало здесь

Сегодняшняя часть будет почти целиком посвящена машина из отдела прототипов, потому что, если говорить начистоту, Шкода в то время не производила каких-то выдающихся автомобилей, по крайней мере, на мой взгляд.

Skoda Super Sport Ferat

IMGP6054

Очень оригинальная машина, которую фирма так и не решилась выпустить в серийном виде. У нее нет дверей, а для того, чтобы попасть в салон, надо откинуть колпак пассажирского отсека вперед (он поднимается вместе со стеклом) и вот тогда в машину можно как-то залезть. Автомобиль был показан публике на Брюссельском автосалоне 1972 года, но, видимо, не вызвал большого интереса. Через десять лет, машину, которую забросили в угол одного из цехов, достали, почистили и она стала кинозвездой нескольких чехословацких фильмов. А потом ее вернули в музей, где она и находится поныне.

Годы выпуска: 1971
Машина на фото образца: 1971 года
Двигатель: 1.1л, 4 цилиндра, 73 л.с.
Максимальная скорость: 180 км\ч
Объем выпуска: 1 машина

Skoda 720 OP1 (731)

IMGP6055

Не удивляйтесь такому странному названию машины — судьба у нее была еще более странной и, в общем-то, не особо счастливой. Дело в том, что в 1971 году, чехословацкое правительство решило улучшить ситуацию с трудоустройством в Братиславе (насколько я понял, в то время это был достаточно депрессивный регион страны) и приказало построить там автозавод мощностью до 190 тысяч машин в год. Но строительство должно было начаться не на пустом месте, а на базе отдела разработок и дизайна Tatra, который, кстати, создавал Tatra 603-X, а затем доводил до ума Tatra 613 Vignale (впрочем, ни одна из этих машин в серию так и не пошла).

Впрочем, о заводе и его судьбе я напишу чуть позже, а пока вернусь к машине, которая выставлена в музее. Разработка новой модели началась в 1967 году, сразу после начала выпуска 1000 MB, причем инженеры сразу же столкнулись с серьезными бюрократическими трудностями — руководство завода не понимало зачем надо возвращаться к обычной схеме (двигатель спереди, привод сзади), когда заднемоторная машина раскупается так хорошо. В итоге, были построены несколько прототипов, но руководству не понравился дизайн ни одного из них, так что проект передали ItalDesign, которые тоже сделали несколько вариантов. Однако, начальство Шкоды все никак не могло решиться на такой «революционный» проект и тогда Компартия приняла волевое решение отобрать проект у Шкоды и передать его на строящийся в Братиславе завод BAZ.

BAZ тут же создали несколько своих прототипов, один из которых вы видите на фотографии выше. Машины должны были называться Skoda 1250 и 1500, а код моделей измениться с 720 на 731 (седан) и 732 (универсал). Правительство даже разработало план производства и утвердило цены, но тут что-то опять пошло не так…

В 1972 году ЧССР и ГДР заключили договор о совместной разработке и производстве объединенной платформы для автомобилей, выпускаемых в этих странах. Платформа эта должна была послужить основой для новых машин, которые должны были придти на смену Trabant 601, Wartburg 353 и Skoda 1100. Разработку  (и, соответственно, постановку на конвейер) 720 (или 731/732) отменили и началась подготовка к выпуску Skoda 760 (так должна была называться новая машина).

В середине 1970-х годов стало ясно, что экономика ГДР не вытянет проект и Шкода забрала разработку себе. BAZ опять остался не у дел и в его цехах начался выпуск различных станков для различных чешских заводов. А параллельно, конструкторы пытались создать свою машину, на основе той технической документации, которая досталась им от Skoda 760. На помощь пришла другая соцстрана — Румыния, в которой уже началось производство лицензионной копии Renault 12 под названием Dacia 1300. В итоге, часть подвески словаки позаимствовали у румынов и на свет появилась Skoda 762B.

Руководство Шкоды посмотрело на машину, ужаснулось и подписало договор о передаче на BAZ модели Skoda 120. «Ура!!!» закричали словацкие инженеры и рванулись к своим кульманам, чтобы начать творить новые шедевры уже на основе этой машины. В итоге, на свет Божий, появились прототипы на базе 120-й модели (заводской индекс 742), причем, некоторые из низ были вполне даже приличными, например, BAZ Locusta (743) или BAZ Official (растянутый до размеров Волги вариант 742-й). А еще были фургоны-каблучки Furgonet и Furgonette, переднеприводной гибрид 742-й и Zastava 101 (она же FIAT 128)… Шкодовцы уже не знали как на все это реагировать и тут в дело опять вмешалась Компартия, приказав переориентировать BAZ на выпуск фургонов Avia.

А дальше все пошло так, как и раньше — конструкторский отдел создал несколько прототипов, власть предержащие посмотрели на тот бардак (впрочем, в отличие от предыдущих лет, некое количество Avia завод все-таки собрал), который творился на BAZ и опять приказали BAZ начать выпуск Шкод. В этот раз Skoda не доверила изготовление технологического прототипа BAZ и сделала его сама на базе Skoda Garde, категорически запретив словацким дизайнерам что-либо менять. И чудо свершилось — 1 мая 1982 года с конвейера BAZ сошли первые серийные Шкоды! Правда, сходили они с него медленно и печально — в первый год выпустили аж 38 машин, а за последующие пять лет — еще около 3 тысяч. По меркам BAZ это был рекорд, но если вспомнить, что планируемый объем выпуска составлял более сотни тысяч в год, то возникает вопрос: «а что ж они там вообще делают, а?»

В 1989 году выпуск Шкод на BAZ прекратился и тут случилось чудо — завод купил Volkswagen. Немцы каким-то образом смогли заставить словаков работать и теперь завод занимается выпуском Volkswagen Touareg, Audi Q7, Audi Q8, Porsche Cayenne, Volkswagen up!, Volkswagen e-up!, ŠKODA Citigo и SEAT Mii.

На этом экскурс в историю создания 731-й модели можно считать завершенным.

Годы выпуска: 1967-1972
Машина на фото образца: 1971 года
Двигатель: 1.5л, 4 цилиндра, 85 л.с.
Максимальная скорость: 152 км\ч
Объем выпуска: неизвестно

Skoda 742 P

IMGP6062

А это — тот самый гибрид Zastava, FIAT и Skoda — переднеприводный автомобиль с двигателем от Skoda 120 и кузовом от нее же.

Годы выпуска: 1978
Машина на фото образца: 1978 года
Двигатель: 1.2л, 4 цилиндра, 58 л.с.
Объем выпуска: 3

Skoda MTX 1-01

IMGP6080

Эта машина тоже к Шкоде имеет весьма отдаленное отношение — она собрана в небольшой мастерской Metalex, которой была отведена роль производителя спортивных машин в Чехии. Единственное, что роднит этот автомобиль со Шкодой, так это то, что под фибергласовым кузовом скрываются части от Skoda 110L

Годы выпуска: 1970-1983
Машина на фото образца: 1971 года
Двигатель: 1.1л, 4 цилиндра, 53 л.с.
Объем выпуска: 10

Skoda Buggy

IMGP6082

Багги для автокросса, сделанная на базе Skoda 100. Гонщики Шкоды даже смогли одержать две победы в своей категории в 1971 году.

Годы выпуска: 1971-1972
Машина на фото образца: 1971 года
Двигатель: 1.2л, 4 цилиндра, 100 л.с.
Максимальная скорость: 150 км\ч
Объем выпуска: 8

Skoda Spider B5 728S

IMGP6086

Гоночный автомобиль класса B. Про победы в музее ничего не говорится.

Годы выпуска: 1972
Машина на фото образца: 1972 года
Двигатель: 1.8л, 4 цилиндра, 154 л.с.
Максимальная скорость: 220 км\ч
Объем выпуска: 1

Skoda 130 RS Typ 735

IMGP6088

Самая успешная спортивная машина от Шкоды была частой победительницей соревнований в своей категории (например, она выиграла ралли в Монте Карло в 1977 году). В отличие от других спортивных Шкод, эту выпускали мелкими сериями, так что гонялись на них не только чехи со словаками но и, например, норвежцы.

Годы выпуска: 1975-1980
Машина на фото образца: 1976 года
Двигатель: 1.3л, 4 цилиндра, 135 л.с.
Максимальная скорость: 220 км\ч
Объем выпуска: 200

Skoda 130 RS A5

IMGP6091

Вариант 130-й для группы А. Ничем особым не отличился и существовал в единственном экземпляре. Впрочем, музей упоминает, что был еще один вариант, с шестнадцатицилиндровым (!) движком, но он принял участие всего в двух заездах и все.

Годы выпуска: 1978-1979
Машина на фото образца: 1978 года
Двигатель: 1.6л, 4 цилиндра, 190 л.с.
Максимальная скорость: 250 км\ч
Объем выпуска: 1

Skoda 200 RS Typ 734

IMGP6114

Попытка Шкоды начать гоняться с серьезными ребятами, не увенчавшаяся, впрочем, большими успехами. Кстати, был еще вариант 180 RS, у которого движок был 1.8л, а не 2.0л, как у машины на фотографии.

Годы выпуска: 1974
Машина на фото образца: 1974 года
Двигатель: 2.0л, 4 цилиндра, 163 л.с.
Максимальная скорость: 210 км\ч
Объем выпуска: 3

Продолжение следует

 

комментариев 8

Subscribe to comments with RSS.

  1. manowaroff said, on 1 марта, 2020 at 09:50

    Первая тачка интересная. Хотя, в случае переворота на крышу, находящимся внутри будет не особо интересно. 😀

    • pofigist said, on 1 марта, 2020 at 09:55

      Это да. Надо было катапульту встроить 🙂 чтобы при возможной аварии водителя выбрасывало и он записал над местом коллизии, чтобы рассмотреть все в деталях 🙂

      • manowaroff said, on 1 марта, 2020 at 10:04

        Да, хороший вариант. 🙂

  2. […] Продолжение. Начало здесь. […]

  3. […] (в которую переродилась Laurin & Klement) в шести частях: 1, 2, 3, 4, 5 и […]

  4. […] подробно освещается в обзоре фирменного музея: 1, 2, 3, 4, 5 и […]

  5. […] (в которую переродилась Laurin & Klement) в шести частях: 1, 2, 3, 4, 5 и […]

  6. […] подробно освещается в обзоре фирменного музея: 1, 2, 3, 4, 5 и […]


Обсуждение закрыто.