Калифорния: музей Блэкхок (Blackhawk Museum) — Часть 8. Pierce-Arrow, Renault, Rolls-Royce, Ruxton
Окончание. Начало здесь
Фирма была основана в 1865 году и, понятное дело, автомобилями занялась не сразу. Поначалу они выпускали всяческую всячину, нужную в хозяйстве (например, клетки для птиц), затем стали делать велосипеды, а от них, ежу понятно, до автомобилей начала 20-го века — рукой подать. Вот они и подали руки, но все оказалось не так просто.
Первый блин фирмы в автомобилестроении оказался комом (это был паровик, построенный по лицензии), впрочем таким же оказался и второй (лицензионный трицикл Diamond) и даже третий (трицикл с движком от DeDion). Но, как зачастую бывает, не было бы счастья, да несчастье помогло. Дело в том, что в начале века, в США прибыли три афериста (вернее, аферистами были только двое из них, а третий — некто Фергюсон (David Ferguson). Эти ребята решили впарить армии США наикрутейший грузовик, которого не существовало в природе (вернее, Фергюсон должен был бы его сделать), но вояки оказались не лыком шиты и послали троицу ко всем чертям.
Подельники Фергюсона смылись, а оставшийся не у дел англичанин занялся поисками работы. Он прослышал, что некая фирма Pierce (так она тогда называлась) все никак не может создать автомобиль и предложил им свои услуги. В итоге на свет появилась модель Motorette, которая продавалась относительно неплохо, несмотря на то, что у нее не было заднего хода.
Окрыленные первым успехом, владельцы компании раскошелились на создание новой модели, каковой стала машина под названием Arrow, имя которой, впоследствии, стало брендом фирмы.
Машины Pierce Arrow были, в основном, высокого класса и продавались в не очень больших количествах, так что тот факт, что президент США Тафт выбрал для себя автомобили (он купил 2 такие машины) бренда, очень помогло в продажах. К слову сказать, Pierce Arrow поставляли верховным политикам до 1938 года, то есть, до самого конца фирмы.
Проблема у фирмы была одна: они выпускали только машины, как я уже говорил, высокого класса. Но во времена Великой Депрессии спрос на такие автомобили закономерно падал, а, соответственно, падали и прибыли компании. Несмотря на это, они отказывались выпускать что-то попроще и подешевле, надеясь на то, что финансовые рынки оздоровятся и спрос на их крутые машины пойдет вверх. Они даже выпустили супекрутую (по тем временам) модель Silver Arrow, которая, по словам автомобильной прессы, опередила всех конкурентов на десятилетие. Вот только конкуренты зарабатывали деньги, а Pierce Arrow их только теряла, так что в 1938 году двери фирмы пришлось закрыть.
Pierce Arrow 66-A-4
Эту машину приобрел известный в те времена комик и киноактер Роско Эрбакл (Roscoe Arbuckle), чтобы показать всем, какой он крутой и вообще. Цена была тоже вполне себе кинематографической, из фантастических фильмов.
Машина была оборудовала бензобаком на 125 литров, потому что жрала как не в себя (58 литров на 100 км!), что, впрочем, вполне подходило владельцу, которого прозвали «жиртрестом» (Fatty).
Год выпуска: 1919
Двигатель: 92 л.с, 13.5л, шесть цилиндров
Цена нового автомобиля: $25000
Pierce Arrow Sliver Arrow
Лебединая песня компании. Машина получилась футуристичной (по тем временам), но довольно дорогой. В итоге, сделали всего 50 таких машин, перед тем, как компания обанкротилась.
Это один из трех автомобилей, дошедших до наших дней.
Год выпуска: 1938
Двигатель: 175 л.с, 6.9л, V12
Количество выпущенных машин: 50
Цена нового автомобиля: $10000
Renault 45
Можете себе представить Рено, который стоил дороже Роллс-Ройса? Нет? А вот он, перед вами. Это Renault 45, который был известен не только своей шикарной отделкой, но и впечатляющими скоростными характеристиками. Впрочем, данная конкретная машина ценна еще и тем, что она принадлежала некоему маршалу Фошу, тому самому, который победил Германию в Первой Мировой, организовал Версальский мир и удостоился звания маршала трех стран сразу: Франции (что естественно для французского генерала), Польши и (неожиданно!) Британии.
Год выпуска: 1925
Двигатель: 45 л.с, 9.2л, шесть цилиндров
Максимальная скорость: 178 км\ч (!)
Rolls Royce 40/50 «Silver Ghost»
Машину эту выкатили в свет в 1906 году, но производство продолжалось аж до 1925 года (представляю себе, каким анахронизмом она тогда казалось). Интересно, что фирма называла эту модель 40\50, а Silver Ghost ее прозвали газетчики. Название прижилось и в конце выпуска эту машину так называли даже сами Роллс-ройсовцы.
Накапотная статуэтка, получившая название «Дух экстаза» появилась впервые именно на этой машине. Интересно, что дизайн радиаторной решетки Rolls Royce и эта самая статуэтка получили статус охраняемых памятников искусства, если верить британскому законодательству, впрочем я лично не нашел никаких официальных документов на эту тему.
Год выпуска: 1911
Двигатель: 50 л.с, 7.4л, шесть цилиндров
Rolls Royce Phantom II
Уникальный автомобиль, сделанный по заказу индийского махараджи Рева. Задняя часть машины была специально выполнена в стиле яхтостроения (правда, непонятно зачем).
Год выпуска: 1930
Двигатель: 120 л.с, 7.7л, шесть цилиндров
Rolls Royce Phantom II Continental
Еще одна машина, созданная по заказу царственной особы. Принц Непала купил эту машину в 1932 году, но ему не понравился кузов и он заказал переделку оного у известной фирмы Figoni et Falaschi. Примечательно, что это единственный Роллс, когда-либо переделанный этой фирмой, а также самый большой автомобиль, над которым ей приходилось работать. Несмотря на это, принц был настолько доволен выполненной работой, что продал машину только в 1950 году и то только потому, что покупатель дал впридачу к солидной пачке денег еще и Bugatti Royale.
Год выпуска: 1932
Двигатель: 120 л.с, 7.7л, шесть цилиндров
Количество выпущенных машин: 1767
Rolls Royce Phantom II Continental
Другая вариация на тему Phantom II Continental, на этот раз с кузовом от Kellner (который, вообще-то, был придворным кузовостроителем Renault и, в частности, сделал кузов для вышеупомянутого Renault 45).
Год выпуска: 1937
Двигатель: 120 л.с, 7.7л, шесть цилиндров
Количество выпущенных машин: 1767
Rolls Royce Phantom III
В девичестве это был ничем не примечательный Rolls Royce Phantom III (если вообще можно так говорить о машинах этой фирмы). Но в 1945 году новый владелец автомобиля решил ее основательно переделать и на свет появилось то, что знакомые владельца называли не иначе, как «медный чайник».
Экстерьер машины отделали медью (представляете сколько надо было вложить труда в ее надраиваение?), а интерьер — слоновой костью и черной кожей. В этом, конечно, что-то есть, но вот только я не понимаю — нафига это все нужно было?
Год выпуска: 1937
Двигатель: 7.3л, V12
Цена нового автомобиля: $8300 (только шасси)
Rolls Royce Phantom V
Не знаю, почему в музее не было четвертой версии Phantom, так что переходим сразу к пятой. Это машина одной из заключительных серий (пятый Фантом перестали делать в 1969 году), так что на ней были все новшества, полагающиеся машине такого класса в те времена. У нее есть радиоантенна с электроприводом, электростеклоподъемники, кондиционер, холодильник для шампанского и декантеры для разных типов вин, одежная щетка, записная книжка, зеркало для дам и полный набор канцелярских принадлежностей.
Как на мой взгляд, то перещеголять список ненужных в автомобиле вещей смог только FIAT, который предлагает покупателям FIAT 500 заказать встроенную кофеварку эспрессо. Впрочем, она есть и у SEAT, но за такие же невменяемые деньги (ее можно купить на Амазоне за 100 фунтов, а у FIAT и SEAT ценник начинается с 300).
Ruxton
Думаю, что мало кто слышал о таком бренде: Ruxton. Впрочем, история с ним довольно занятная и больше напоминает детективную историю (я удивляюсь, что никто не сподобился снять на эту тему фильм!).
В отличие от других фирм, которые пришли в автостроение обычным, скучным путем (ну там, велосипеды, трициклы, потом уже автомобили), Ruxton был создан биржевым спекулянтом в надежде быстро раскрутиться и продаться. То есть, как типичный хайтековский стартап наших дней.
Все началось с того, что некий инженер по фамилии Мюллер (William Muller), работавший на Budd Manufacturing, «заболел» идеей переднеприводных автомобилей, которых тогда почти никто не делал в США (Cord занялся этим позднее). Он сделал проект такой машины (и даже изготовил прототип), но руководство фирмы не особо им заинтересовалось, так что Мюллер, тяжело вздохнув, положил чертежи на полку и уже готовился о них забыть.
Но тут об этом проекте услышал некий «Волк с Уолл-стрит», известный биржевой спекулянт, по фамилии Эндрюс (Archie Andrews), который по причине выдачи кредита Budd заседал у них в правлении. Однажды, когда президент компании Budd был в отлучке по делам, он убедил вице-президента, что тот распорядился передать проект в ведение его, Эндрюса. Получив добро, он тут же приказал Мюллеру тайком перегнать машину в Нью-Йорк, где они вдвоем основали фирму New Era Motors.
Новая компания быстро заявила о себе, рассылая богато выполненные рекламы всем мало-мальски важным лицам и убеждала репортеров в том, что их наполеоновские планы по выпуску мощной, прекрасно управляемой и роскошной машины, которая будет стоить совсем недорого, вполне выполнимы. Эндрюс утверждал, что производство машин начнется как только, так сразу — надо только найти финансирование, а уж потом… В производственных (вернее, рекламных) планах стояло число 12 тысяч в год, но в реальности было сделано только 11 (штук, не тысяч).
С целью привлечь внимание одного из финансистов, Уильяма Рукстона (William Ruxton), Эндрюс назвал машину в его честь. Вот только тот все равно отказался финансировать предприятие. Впрочем, машину все равно решили не переименовывать, несмотря на протесты Рукстона, что, впоследствии, привело к судебному разбирательству.
Убедив финансовые рынки, что он обладает серьезной поддержкой, Эндрюс занялся поисками фирмы, которая могла бы производить эти машины. Поначалу его выбор пал на Moon, фирму, которая шла ко дну, но обладала неплохим производственным потенциалом. В компании оказались рады новым заказам и они даже передали серьезное количество акций Эндрюсу.
Однако, устаревшее оборудование Moon не позволяло серьезно нарастить производство Ruxton, так что Эндрюс организовал небольшой переворот в компании, выкинув из правления президента фирмы и всех его ставленников, взамен поставив своих друзей. В итоге, последний день независимой фирмы Moon стал ареной для вооруженного (ну почти) столкновения между ставленниками Эндрюса и основателями компании. Последние забаррикадировались в здании правления, вместе с вооруженными охранниками из агенства Пинкертона, а Эндрюс и Мюллер пытались туда вломиться с помощью отряда полиции. К счастью, все окончилось благополучно и без кровопролития: «старая гвардия» сдалась, не выдержав натиска.
Проблема была в том, что Эндрюс был хорошим финансистом, но ни он, ни Мюллер ничерта не понимали в производстве. В итоге, Moon смог выпустить всего около сотни машин, что явно было мало. Тогда Эндрюс опять начал искать фирму, которая смогла бы производить Ruxton. и помогать Moon. Он такую нашел — это была Kissel Motors.
Несмотря на намного лучшее техническое оснащение по сравнению с Moon, в Kissel не сразу смогли наладить производство (всего удалось произвести 20 автомобилей). Тогда Эндрюс решил действовать по уже известному сценарию и провести рейдерский захват компании. Но руководство фирмы, наученное печальным опытом Moon, просто обанкротило ее, оставив Эндрюса ни с чем.
Поскольку других претендентов на выпуск Ruxton Эндрюс найти не смог, а Moon дышала на ладан, стало ясно, что проект под названием Ruxton/New Era подошел к своему логическому концу. А тут еще и Рукстон подал на New Era в суд, требуя возмещения материального ущерба за незаконное использование его имени.
В ноябре 1930 года фирма Moon прекратила свое существование. New Era пережила ее на пять дней.
Передний привод Ruxton позволил машине быть намного ниже конкурентов (еще бы — карданного вала-то нет!), что неоднократно подчеркивалось в рекламах. Более того, Эндрюс специально нанял известного дизайнера для создания цветовой гаммы, которая бы подчеркивала длину и высоту машины. Именно поэтому Ruxton поставлялись, в основном, в двух цветовых гаммах (именно гаммах, не цветах): голубая (как на картинке) и зеленая.
Фары машины были весьма необычной формы и, по задумке, изображали крылья грифона. Выглядели они очень круто, вот только обладали двумя недостатками:
- Дорогу они вообще не освещали
- Сконцентрированный пучок света (как у лазера) очень сильно слепил встречных водителей, так что в нескольких американских штатах было запрещено использовать Ruxton с такими фарами.
В итоге, у владельцев машин оставался выбор: либо сменить фары на стандартные, либо не ездить ночью. Похоже, что владелец данной конкретной машины выбрал второй вариант.
Год выпуска: 1930
Двигатель: 100 л.с, 4.4л, восьмицилиндровый
Количество выпущенных машин: 298
Цена нового автомобиля: $3195
Чо за фигня, блин… Ни RSS, ни вордпрессовская оповещалка не сообщили, что тут новый пост появился. Не заглянул бы случайно — не узнал бы.
У Pierce Arrow весьма симпатичные машинки были. У Ruxton, впрочем, тоже ничего так. 🙂
По поводу Рено 45 — это оно так дорого стоило или RR дешево стоили в те годы?
И да, я бы не рискнул разогнаться до почти 180 км/ч на такой стремной конструкции, как этот Реношник. 🙂
Пирс Эрроу были довольно крутыми для своего времени, так что ничего удивительного. Рукстон, кстати, тоже вполне навороченная тачка была, вот только бизнес они не смогли правильно организовать. Впрочем, таких машин было довольно много: Birkin, DeLorean и т.д.
По поводу Рено — это оно так дорого стоило 🙂 Роллсы никогда не были дешевыми, даже в те времена.
Измельчало Рено, стало быть. 🙂
Ну да. Самая дорогая машина от Рено у нас — Kadjar.
[…] контракт с New Era Motors (уже смешно, да?) на постройку Ruxton. Однако, с запуском машины в серийное производство […]
[…] А это действительно легенда американского автопрома, сумевшая похоронить не только надежды своих владельцев New Era Motors, но и несколько других компаний, на свою беду связавшиеся с Ruxton. В числе ее жертв Gardner, Kissel и Moon и это при том, что машина-то, на самом деле, была весьма прогрессивной и неплохой. Но, видимо, где-то там, верховный кукловод решил, что этой машине не быть, ибо нефиг. В любом случае, об этой машине я уже подробно писал здесь. […]
[…] об истории фирмы Pierce Arrow здесь, так что повторяться не буду, а сразу перейду к обзорам […]