Pofigism as a lifestyle 2.0

L’Aventure Citroen — Часть 4. 1939-1952

Posted in Citroen, Мирометания, автомобили, France by pofigist on 2 сентября, 2022

Продолжение. Начало здесь

Когда я только обдумывал эту серию, в голове у меня крутился сценарий фильма о создании 2CV, предельно набитый штампами (что для меня вообще характерно) и в стиле героических фильмов 1970-х годов. Что-то в таком вот роде…

Камера показывает развалины завода Citroen. По периметру его обходят немецкие солдаты с непременными овчарками (всем же известно, что немецкий солдат без немецкой же овчарки — существо вымышленное). На экране все серо-черное, пыльное и вообще тевтонское, начиная с касок солдат и заканчивая виднеющимся на горизонте танком Maus (он выбран, потому что не заметить его трудно). В сером небе появляется надпись «студия Gaumont».

В подземельях под заводом подпольщики (ибо где же им еще быть, как не в подполье?) день и ночь работают над созданием нового французского автомобиля под кодовым названием «Свободная Франция», но в целях конспирации его называют 2CV, чтобы никто не догадался. Подпольщиками руководит строгий, но обаятельный директор (Жан-Поль Бельмондо). На протяжении двух часов нам показывают, как бесстрашные инженеры, преодолевая немыслимые страдания, под лай овчарок (они же никогда не замолкают, так?) воруют у оккупантов запчасти к танку Maus, чтобы из них сотворить чудо французской инженерии. При этом о еде, питье, круасанах и туалетной бумаге речи не идет, всем же известно, что герои питаются чистым воздухом и никогда не испражняются.

И вот, наконец-то, прототип создан. Остается только одна проблема — как вывезти его в чистое поле (не знаю зачем, но по сценарию так положено). И тогда подпольщики придумывают дерзкий план — они замаскировывают машину под телегу, а в нее впрягают одного из членов сопротивления, тоже замаскированного, но уже под лошадь (Пьер Ришар). Незамеченные оккупантами, лошадь с телегой вывозят машину в чистое поле, подпольщики убирают маскировку и на свет появляется чудо из чудес, символизирующее успех французского инженерного гения (крупным планом показывают плачущего Фердинанда Порше (Луи де Фюнес).

Немецкие солдаты в отчаянии разбегаются наперегонки с овчарками (овчарки бегут впереди, спасая свои шкуры). Крыша машины открывается и из нее появляется полуодетая подпольщица (Софи Лорен), символизирующая свободную Францию, Жанну д’Арк и вообще все французское, размахивающая французским же триколором. В левой руке у нее круасан. Фашисты в страхе продолжают бежать, а подпольщица запевает Марсельезу.

Гитлер в бункере в отчаянии стреляет в своих генералов, затем в секретаршу и, наконец, в себя. Все умирают. Камера показывает поле, со стоящим на нем 2CV, все еще размахивающей флагом подпольщицей (Софи Лорен) и мирно пасущейся рядом лошадью (все тот же Пьер Ришар). Над полем восходит солнце, а Марсельеза становится все громче и торжественнее. На экране появляется надпись FIN.

На самом-то деле, все было совершенно не так, хотя заводы Ситроена действительно разбомбили и какая-то подпольная организация там существовала. Да и руководство фирмы не особо горело желанием сотрудничать с оккупантами, несмотря на то, что немцы оставили фирму ее владельцам (поскольку среди них не было евреев).

Работа над проектом TPV (toute petit voiture) началась еще в 1936 году, поскольку стало ясно, что в стране есть довольно большое количество людей, которого автомобилизация совершенно не коснулась. Такими людьми были мелкие фермеры и вообще жители глубинки, которые, в отличие от жителей больших городов, не могли похвастаться высокими заработками и вели такой же образ жизни, как и их предки сто лет назад: дом, работа в поле, рынок в ближайшей деревне и далее по кругу.

Для того, чтобы дать этим людям возможность приобрести дешевый и надежный автомобиль и был начат этот проект. Машина должна была бы быть максимально простой, легкой и дешевой. По условиям техзадания, расход топлива должен был составлять 3 литра на «сотню», максимальная скорость при полной загрузке — 50 км\ч, а грузоподъемность достаточной для того, чтобы можно было отвезти на рынок семейство из четырех человек и 50 килограмм груза. Интересно, что одним из требований указывалось на необходимость проехать по сельским дорогам 50 километров с максимальной скоростью с багажником загруженным яйцами — при этом, ни одно яйцо не должно было разбиться.

Начальником проекта был поставлен Андре Лефевр, знаменитый конструктор, который создавал Traction Avant (а до этого работал на Voisin и Renault). Для снижения веса, в машине использовались алюминиевые панели где только можно, а уровень сонащения был минимально разрешенным (одна фара, спидометр без подсветки, амперметр и никаких других датчиков — даже уровень бензина следовало определять по измерительной палочке, которую окунали в бензобак).

Машина была готова в 1939 году и для дорожных испытаний были построены 250 прототипов, которые начали колесить по сельским дорогам страны. Планировалось представить автомобиль на Парижском автосалоне 1939 года, но в дело вмешалась геополитика и планы осуществить не удалось.

В годы войны практически все TPV были уничтожены — руководство Citroen опасалось, что машину постигнет та же судьба, что и ее немецкого собрата (речь, разумеется, идет о Фольксвагене), когда на базе чисто гражданского автомобиля начали выпускать машины для вермахта. До недавнего времени считалось, что сохранился всего один полуразобранный TPV, но в 1990-х годах при перестройке завода, рабочие наткнулись на замурованное помещение, в котором хранились три такие машины. Теперь они находятся в музее Ситроена.

Citroen 2CV A TPV

1939-Citroen-2CV_A

Вот так выглядели прототипы 2CV с индексом A образца 1939 года.

Годы и объем выпуска : 1939, 250 машин
Машина на фотографии
: 1939 года
Двигатель : 0.375л, 2 цилиндра, 9 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 64 км\ч

Citroen 2CV A TPV

1939-Citroen-2CV_A_4

А вот еще три варианта машины (все уцелевшие прототипы сейчас находятся в собственности музея).

Машина была чрезвычайно маломощной (всего-то 9 л.с.), чтобы попасть в самую нижнюю часть налоговой сетки в довоенной Франции. Разгон до 40 км\ч (о «сотне» даже речи не шло!) занимал 42 секунды.

Кстати, коробка передач была довольно продвинутой, четырехступенчатой, хотя и с непривычной схемой переключения — например, первая передача включалась влево-вниз, задний ход — влево-вверх, вторая — вверх, третья — вправо-вверх и четвертая — вправо-вниз.

Годы и объем выпуска : 1939, 250 машин
Машина на фотографии
: 1939 года
Двигатель : 0.375л, 2 цилиндра, 9 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 64 км\ч

Citroen Traction Avant 11B

1939-Citroen-Traction_11B

Модель с 11 налоговыми «лошадьми» выпускали тогда в двух вариантах: обычный 11 (он же Normale) и 11L (legere, легкий), который получил кузов от 7CV, но двигатель от 11-й модели.

На фотографии — 11B (как мы помним из предыдущей серии, из-за проблем с качеством, модификации 11 и 11A быстро сняли с производства, заменив их на 11B). Кстати, интересно, что в отличие от 7B/7C производство 11B не прекратилось с началом оккупации — это была излюбленная машина оккупационных войск, расквартированных во Франции, так что 11B продолжали выпускать до конца 1941 года, когда стало ясно, что заводы надо переориентировать на выпуск более нужной Вермахту продукции.

Годы и объем выпуска : 1939-1941, 510 машин
Машина на фотографии
: 1939 года
Двигатель : 1.9л, 4 цилиндра, 56 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 120 км\ч

Citroen Traction Avant 11BL

1939-Citroen-Traction_11BL

А это уже уменьшенный и облегченный вариант 11B, с кузовом от 7B. Не уверен, что цвет колесных дисков тут аутентичный, но кто их знает, тех французов?

Годы и объем выпуска : 1939-1941, 33920 машин (всех 11B)
Машина на фотографии
: 1939 года
Двигатель : 1.9л, 4 цилиндра, 56 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 120 км\ч

Citroen TUB11

1941-Citroen-TUB_11_1

Параллельно с разработкой 2CV, директор Ситроена, которого назначила фирма Michelin (Пьер-Жюль Буланже) затеял еще один проект, который должен был проходить под его личным контролем. Идея заключалась в том, чтобы вывести на рынок недорогой фургон, основанный на Traction Avant 7 (то есть, первый во Франции переднеприводный специализированный фургон). Да, к тому времени фирма уже выпускала Traction Avant 7B Fourgon, но грузоподъемность его и, главное, вместимость, оставляла желать лучшего.

Машина получилась необычной. Кабину водителя сместили вперед, так что мотор как бы находился внутри нее, у кузова были сдвижные двери (в грузовом отсеке), а передний привод позволил снизить высоту погрузки. Управляемость, впрочем, была проблематичной — поскольку развесовка была такой, что весь вес приходился на переднюю ось, незагруженные фургоны имели привычку «мести хвостом» в поворотах.

Автомобиль назвали TUB (Traction Utilitaire type B), но вскоре вышел новый вариант TUC (type C), который базировался на Traction Avant 11B. Именно он и выставлен в музее (визуально TUC от TUB можно отличить по наличию второго «дворника»).

Годы и объем выпуска : 1939-1941, 1748 машин (TUB и TUC)
Машина на фотографии
: 1939 года
Двигатель : 1.9л, 4 цилиндра, 45 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 80 км\ч

Citroen Type J

1946-Citroen-Tractor_J_1

В 1939 году, почти перед самой войной, фирма затеяла проект по созданию недорогого трактора. Проект получил название Type J.

Всего были построены три прототипа — один в 1939 году, один в 1941 и еще один после окончания войны, в 1946-м. Несмотря на то, что трактор получился вполне неплохим, серийному производству всегда что-то мешало — сначала война, потом приказ оккупационных войск не отвлекаться от выпуска военной продукции, а затем — план Понса, по которому Ситроену отводилась роль производителя легковых автомобилей среднего и верхне-среднего классов.

Годы и объем выпуска : 1939-1946, 3 машины
Машина на фотографии
: 1939 года
Двигатель : 1.6л, 4 цилиндра, 34 л.с.
Максимальная скорость: 50 км\ч

Citroen Type J

1946-Citroen-Tractor_J_3

То же самое, но образца 1946 года.

Годы и объем выпуска : 1939-1946, 3 машины
Машина на фотографии
: 1939 года
Двигатель : 1.6л, 4 цилиндра, 34 л.с.
Максимальная скорость: 50 км\ч

Citroen U23 RU

1947-Citroen-U23

В 1935 году фирма решила выпускать грузовики на базе Rosalie MI (тех самых, что были с перевернутыми движками). Получившуюся машину назвали T23.

Это один из долгожителей французского авторынка — выпускали автомобиль почти 35 лет, с 1935 и по 1969 годы, причем эти машины пользовались стабильным спросом. Вариантов было довольно много — менялось все: двигатели (дизеля тоже были), колесная база, ширина, тип кузова и так далее. Всего выпустили почти 122 тысячи таких грузовиков.

На мутной и нечеткой фотографии выше (я уже объяснял почему так получилось) изображен автобус на шасси T23, под индексом U23 RU. Выпускала такие автобусы фирма Joseph Besset, которая потом стала частью Saviem, а затем Renault Trucks, так что фирма, которая когда-то принадлежала «заклятому другу» Андре Ситроена, Луи Рено, закупала у Citroen шасси для выпуска автобусов. Впрочем, на тот момент Renault уже была национализирована, а сам Луи Рено умер в тюрьме, куда его бросили за коллаборационизм.

Годы и объем выпуска : 1935-1969, 121902 машины
Машина на фотографии
: 1947 года
Двигатель : 1.9л, 4 цилиндра, 52 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 70 км\ч

Citroen G1 Prototype (Mini H)

1948-Citroen-Type_G

Думаю, что все слышали (а многие и видели воочию) знаменитые грузовики Ситроена серии HY (если кто-то не видел, то один из них на заднем плане). А вот о существовании серии G я до сегодняшнего дня не был в курсе. Впрочем, серией Type G назвать трудно — были построены всего несколько прототипов, из которых до наших дней дошел только один экземпляр, на который вы сейчас смотрите.

Идея машины была чрезвычайно проста — TUB/TUC и, пришедший им на замену Type H, были большими и дорогими автомобилями. Поэтому, рассудили в компании, надо бы сделать нечто поменьше и подешевле. Вернее даже не «подешевле», а как можно более дешево. Для этого фирма взяла за основу будущий 2CV (который она только-только готовила к выводу на рынок) и построила на его базе небольшой фургончик с несущим кузовом.

Машина в серию не пошла, поскольку в целях унификации производства, было принято решение сделать фургон с кабиной от 2CV а не изобретать что-то новое.

Годы и объем выпуска : 1948, несколько прототипов
Машина на фотографии
: 1948 года
Двигатель : 0.425л, 2 цилиндра, 12 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 70 км\ч

Citroen 2CV A

1951-Citroen_2CV_A

Когда в 1948 году фирма представила 2CV публике, то поначалу эта самая публика (и пресса) встретила машину весьма прохладно. Пресса в особенности изгалялась над машиной и шуточки в стиле «а консервный нож к этой консервной банке прилагается?» были скорее нормой, чем исключением. Предметом особой ненависти прессы был единственный (до 1950 года) «дворник», который приводился в движение от двигателя (чем быстрее машина ехала, тем быстрее работал «дворник»).

Однако, вскоре потенциальные покупатели поняли, что им придется либо покупать 2CV, либо ходить пешком и шуточки поутихли, а фирма начала получать множество заказов — вскоре очередь на машину растянулась на три, а по некоторым другим источникам, и на шесть лет.

Годы и объем выпуска : 1939, 5114940 машин
Машина на фотографии
: 1950 года
Двигатель : 0.375л, 2 цилиндра, 9 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 64 км\ч

Citroen Traction Avant 15/6D

1951-Citroen-Traction_15

В 1938 году фирма представила вариант Traction Avant c шестицилиндровыми движками, причем таких двигателей было два: поначалу выпускали 15/6G, с двигателем, который вращался против часовой стрелки а потом 15/6D, у которого вал вращался по часовой. Индексы произошли от французских слов «лево» (gauche) и право (droit).

А вообще говоря, с 15-серией связаны несколько судебных исков — дело в том, что фирма рекламировала машину, как 15CV (то есть, налоговая ставка должна была рассчитываться исходя из того, что двигатель выдавал 15 налоговых «лошадей»). Но в реальности, движок был мощнее и налоговая инспекция классифицировала автомобиль как 16CV, что не понравилось некоторым покупателям и они подали на фирму в суд. Чем дело закончилось, я не знаю, но 15D продолжали выпускать до 1955 года, когда его сменила модель 15H, у которой была гидропневматическая подвеска, похожая (но не совсем такая же), как у DS.

Годы и объем выпуска : 1938-1955, 43694 машины
Машина на фотографии
: 1951 года
Двигатель : 2.9л, 6 цилиндров, 77 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 130 км\ч

Citroen Traction Avant 11B (Big Fifteen)

1952-Citroen-Traction_11

Нет, я не забыл английский и помню, что Fifteen это «пятнадцать», а не «одиннадцать». Просто дело в том, что праворульные Traction Avant собирали в Британии, где действовали другие налоговые законы, так что 11 французских налоговых лошадей превратились в 15 британских.

Впрочем, для фирмы большой разницы не было, те налоги, которые она должна была платить, как производитель мощных автомобилей (в Англии есть налог первого года, который обычно включен в цену машины, вместе с доставкой и другими налогами, а есть ежегодный налог, который платит владелец, его платят после того, как машине исполнится год), нивелировались налоговыми скидками, которые предоставляло фирме британское правительство (51% локализации и все такое прочее).

Годы и объем выпуска : 1939-1955, 620455 машин (всех Traction Avant)
Машина на фотографии
: 1952 года
Двигатель : 1.9л, 4 цилиндра, 56 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 120 км\ч

Citroen Traction Avant 11B

1952-Citroen-Traction_11Cv

А это — его французский собрат того же года.

Годы и объем выпуска : 1939-1955, 620455 машин (всех Traction Avant)
Машина на фотографии
: 1952 года
Двигатель : 1.9л, 4 цилиндра, 56 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 120 км\ч

Продолжение следует

Один ответ

Subscribe to comments with RSS.

  1. […] Продолжение. Начало здесь […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: