Pofigism as a lifestyle 2.0

Кризис Volkswagen — что произошло в действительности

Posted in автомобили, Volkswagen by pofigist on Сентябрь 28, 2015

vw-logoДумаю, что все читатели данного блога уже слышали о достаточно нашумевшей истории, связанной с автомобилями марки Фольксваген (а также соплеменными им Audi, Skoda и SEAT). Но для тех, кто принципиально не читает газет, зато читает этот блог (интересно, такие люди в принципе существуют?) опишу краткую предысторию вопроса.

Американская правительственная организация EPA (Environmental Protection Agency, Агенство по охране окружающей среды) недавно уведомила руководство Volkswagen Group of America  о том, что ей стало известно о вопиющем факте нарушения данной фирмой законодательства США в области выхлопов автомобильных двигателей и пригрозила компании рекордным штрафом в 18 миллиардов долларов. Компания вину признала и предложила сотрудничество, но дело было сделано и масс-медия получили великолепный повод для истерики. Вот, примерно так.  Дело закрыто, чек можно оставить у казначея суда.

Однако, меня поражает тот факт, что в газетных публикациях, кроме выкриков «они виноваты и вообще козлы!» не делается никаких попыток не то, чтобы доступно объяснить в чем, собственно, заключается проблема, но даже попытаться понять что именно произошло. Я понимаю, что журналисты не обязаны разбираться в автомобильных системах, но хотелось бы, чтобы человек, который открывает рот, чтобы высказать какое-то мнение, имел хоть малейшее представление по поводу происходящего. Поэтому я и решил написать этот длиннющий пост, чтобы разъяснить суть проблемы с чисто инженерной точки зрения (как разработчик автомобильного софта я достаточно хорошо представляю себе как это все случилось).

С чего все началось

Есть на свете одна неправительственная бесприбыльная организация под названием International Council on Clean Transportation (ICCT, Международный Совет по Чистому Транспорту — любят «зеленые» громкие названия). Контора эта живет на подачки от фонда Climate Works Foundation, который чрезмерно озабочен проблемой изменения климата (да, глобальное потепление и тому подобные сказки). А еще они получают деньги от «либерального и прогрессивного» (в том смысле, в который вкладывают в эту фразу те, кто считает себя либеральными и прогрессивными, то есть, лево-настроенные деятели) фонда William and Flora Hewlett Foundation. Фонд основан Уильямом Хьюлеттом (тем самым, из Hewlett-Packard). Интересно, что этот самый фонд пожертвовал Climate Works Foundation почти полмиллиарда долларов (что, впрочем, к делу не относится).
Соучастник Хьюлетта по HP, Пакард, тоже принимает участие в благотворительной деятельности, через фонд David and Lucile Packard Foundation. И, разумеется, тоже замешан в этой истории, как жертвователь денег в пользу ICCT.

В сухом остатке имеем «прогрессивную» экологическую организацию, которая не была замечена ни в чем более-менее интересном, кроме первого и единственного в ее истории (пока?) громкого скандала, поставившего на колени мерзких капиталистов, маскирующихся под вывеской «народный автомобиль».

Так вот, европейское отделение ICCT решило внезапно озаботиться проблемами выхлопов дизельных двигателей (напомню, что большая часть легковых автомобилей в Европе как раз с дизельными движками). Почему в Европе популярны дизели? Перефразируя известную песенку, я вам не скажу за всю Европу, а в Англии такое положение сложилось по двум причинам:

  • ежегодный дорожный налог зависит от выбросов CO2 (а, как известно, у дизельных двигателей с ним отношения лучше, чем у бензиновых)
  • они экономичнее, что при почти 80% налоге на топливо, имеет довольно большое значение для потребителей. В итоге, доля дизельных автомобилей на дорогах Англии — 40%, что сравнимо с общеевропейской (41%). Однако, есть серьезная тенденция к увеличению количества дизельных автомобилей. Например, в 2014 году доля дизелей в общем количестве проданных машин составляла 53%. Статистика взята из документа 2015-2016 Automobile Industry Pocket Guide, предоставленного группой ACEA

Интересно, что еще не так давно, дизельные машины в Европе считались более чистыми (с точки зрения выхлопа), чем их бензиновые собратья. Автомобильные журналы взахлеб расхваливали мощные, чистые и выгодные с точки зрения налогов, автомобили. Однако, где-то начиная с 2014 года, когда стало понятно, что из-за того, что налоги на дизеля значительно ниже, чем на бензиновые машины, началась обратная тенденция — дизель стали демонизировать, как убийцу всего живого, а некоторые города, такие как Лондон, Бирмингем, Лидс, Ноттингем и Дерби даже рассматривают варианты запрета на дизели в черте города. Как вариант, обсуждаются планы сбора £12.50 в сутки за пользование дизельным автомобилем в городах.

Автопроизводители реагировали на подобные выпады довольно спокойно, указывая на то, что европейский план по улучшению состояния климата устанавливает нормы только на CO2, причем, нормы заложенные на 2015 год (130 г\км) были ими выполнены и даже перевыполнены (см отчет).

А вот на нормы NOx (оксиды азота) никто особого внимания, кроме «зеленых» не обращал. То есть, Евросоюз периодически пересматривал нормы, повышал планку (помните Евро 1, 2, 3, 4, 5 и 6? вот это оно и есть), автопроизводители молча подчинялись, выдумывая все новые способы уменьшения NOx в выхлопе (одна только система AdBlue, то бишь, мочевина, чего стоит). А народ, как ему и полагается, безмолвствовал, потому как вникать во все эти тонкости было незачем. Таким вот образом, содержание NOx в выхлопе было снижено с 0.5г\км в Евро 3 (в Евро 1 и 2 ограничений нет) до 0.08г\км в Евро 6. Я не буду вдаваться в подробности, почему содержание NOx в выхлопе так важно, просто примем за факт то, что чем его меньше, тем лучше.

Пока европейцы в основном концентрировались на CO2, американцы им вообще не интересовались. В стандарте для легковых автомобилей Tier 2 Bin 5, принятом довольно давно, нормы CO2 не прописаны вообще. Зато есть жесткие ограничения по NOx: аж 0.03 г\км (в оригинале 0.05 г\милю). То есть, фактически, дорога на американский рынок дизельным легковушкам была закрыта.

Но американский рынок-то интересный и очень денежный. Поэтому группа Фольксваген решила несколько модифицировать свои дизельные двигатели, представить их американцам, особо напирая на непревзойденную экономичность (что, кстати, правда: при условии пробегов на большие расстояния, дизельные двигатели намного экономичнее бензиновых и даже гибридных собратьев).

Реклама сделала свое дело и истосковавшиеся по относительно надежным и экономичным автомобилям американские «зеленые», а также умеющие считать деньги в своих карманах граждане, стали активно раскупать автомобили от VW и Audi (Skoda и SEAT там не представлены). И тут, когда объемы продаж стали набирать приличные обороты, как по заказу возникает европейское подразделение ICCT и заказывает Университету Западной Вирджинии исследование, целью которого является подтверждение факта о чистоте дизельных двигателей с целью популяризации последних. Произошло это в 2013 году, как раз когда в Европе начало зарождаться недовольство наличием относительно большого количества NOx в выхлопе дизельных двигателей.

Отчет об испытаниях можно найти здесь. Сразу скажу, что фраз типа «дизельные двигатели превышают нормы в 40 раз» вы там не найдете — это выдумки журналистов. Там написано примерно вот что:

  • Были исследованы три относительно новых автомобиля, в хорошем техническом состоянии.
  • Автомобили обозначены в исследовании как Vehicle A (это VW Jetta), Vehicle B (VW Passat), Vehicle C (BMW X5)
  • Все три автомобиля были оборудованы дизельными двигателями.
  • Машины проехали по определенному маршруту, который включал в себя подъемы, спуски и равнины.
  • Были также проведены исследования на динамометре (это важно!)

В итоге, VW Jetta, не имеющая катализатора AdBlue показала превышение по стандарту содержания NOx в выхлопе от 15 до 35 раз а VW Passat — от 5 до 20 раз. BMW X5 прошел испытания с честью (почти — на участке, где чередовались подъемы и спуски было зафиксировано шестикратное увеличение содержания NOx).

Исследователи признают, что на основе испытаний трех автомобилей, они не могут делать каких-либо далеко идущих выводов. Вот что они пишут:

It is noted that only three vehicles were tested as part of this measurement campaign with each vehicle being a different after-treatment technology or vehicle manufacturer; conclusions drawn from the data presented herein are confined to these three vehicles. 

В двух словах так: они признают, что поскольку машин было так мало, то данные, собранные во время испытаний можно отнести только к этим автомобилям и не более того. Вот так. Однако, в тексте так же есть упоминание о некоей странности поведения Vehicle A и Vehicle B: на динамометре они показывали полное соответствие нормам выхлопа, вне зависимости от типа «дороги». За это и ухватились в ICCT и начали раскручивать «дело Фольксвагена».

К слову сказать, VW был в курсе происходящего и даже произвел отзыв для обновления программного обеспечения. Но EPA утверждает, что существенных изменений сделано не было. В итоге, VW не получил сертификат на продажи моделей 2016 года (автомобильный год начинается в августе), а также им было запрещено продавать уже существующие машины 2015 модельного года.

Занудные технические детали

Что такое динамометр или, как его иногда называют «rolling road»?  Динамометр того типа, который применялся для испытаний в лаборатории CARB — это просто валики под колесами. Колеса вращаются, машина остается на месте. Все. Это если по-простому.

То есть, грубо говоря, машина остается на месте, она не особо трясется, руль постоянно никто не крутит, окружающая среда никак не меняется. Хотя, если честно, я не вникал в тонкости процесса тестирования Tier 2 Bin 5, но думаю, что оно организовано довольно просто.

Тут надо еще упомянуть вот что — в тестированиях такого рода существует вероятность, что автомобиль будет активно противодействовать тестированию. Например, когда в США стали продавать Prius, они не могли пройти ежегодный тест на выхлопы. Просто по той причине, что автомобиль, понимая, что он никуда не едет, отказывался включать бензиновый двигатель. В итоге, Toyota просто добавила новую функцию в Prius — если резко нажать педаль газа и продолжать ее удерживать, то даже в том случае, если машина понимает, что над ней просто издеваются, она все равно не выключит двигатель, пока педаль не отпустят.

Так вот, чтобы такие ситуации не происходили, в процессе тестирования вполне можно «сказать» машине, что ее сейчас тестируют. Это допускается правилами, при условии, что не происходит вмешательства в сам процесс и его результаты.

А на результаты влияет такая штука, как defeat device. Это не отдельное устройство, которое прикручено болтами к машине, как утверждали некоторые высказывающиеся по данному вопросу. Defeat device — это общее название любого компонента автомобиля, включая  программное обеспечение, цель которого заключается в сознательном снижении эффективности системы контроля выхлопа в условиях нормальной эксплуатации машины.

Точное определение defeat device дается в письме EPA к VW. Там же определяются ситуации, когда использование defeat device не считается нарушением правил:

  • Ситуации, при которых defeat device будет активирован являются частью процесса тестирования
  • Применение defeat device оправдано с точки зрения защиты автомобиля от повреждений или аварий.
  • Когда двигатель заводят
  • Когда defeat device установлено на специальной машине (например, на полицейской или пожарной).

Поскольку VW не смогли представить обоснование, почему эта система должна быть установлена на их автомобилях, которые предназначались для сугубо гражданского пользования, в EPA посчитали это нарушением условий тестирования и наложили штраф, который, в соответствии с действующим законодательством считается так:

  • $35250 за каждое нарушение, совершенное до 13 января 2009 года
  • $41250 за каждое нарушение, совершенное позднее.

Вот так. VW, кстати, во всем сознались и сказали, что defeat device срабатывал только на динамометре. Примечательно, что автомобиль не полагался на то, что тестеры скажут ему «мы тя щас мучить будем!», а отслеживал определенные параметры, такие как скорость, положение руля и т.п.

Совсем нудные технические детали

Как такой софт работает? Да очень просто. Например, постановщик задач знает в точности, как производится тест на выхлопы. Допустим, параметры такие:

  1. Ролики есть только под передними (ведущими) колесами
  2. Задние колеса неподвижны
  3. В кабине сидит весовой манекен весом в 90 кг
  4. Колеса повернуты на 15 градусов влево
  5. Двигатель тестируется в диапазоне от 1500 до 2500 оборотов.
  6. Педаль газа строго фиксируется в определенном положении
  7. Тормоз не использутся.

Тогда псевдокод такой программы будет выглядеть как-то так:

IF  (Rear_Wheels == STATIONARY) AND
    (Front_Wheels == ROLLING) AND
    (Driver_Present == TRUE) AND
    (Steering_Angle == 15) AND
    ( (Engine_Revs >= 1500) AND (Engine_Revs <= 2500) ) AND
    (Accelerator_Move_Last_5_seconds == FALSE) AND
    (Break_Move_Last_5_seconds == FALSE)
 THEN DO
    Reduce_Emission(ON)
 ELSE DO
    Reduce_Emission(OFF)
 END

Вот как-то так. Я утрирую, конечно, на самом-то деле, там не все так просто (тут я вспомнил как недели две протрахался с лампочками освещения салона), но принцип такой.

И что теперь?

Ситуация будет развиваться в двух направлениях:

  1. Компания будет искать виновного. Хотя чего его искать? Это же VW, а не шарашкина контора. У них есть техпроцесс и процесс разработки софта. То бишь, чтобы строчка кода появилась на свет, она должна соответствовать требованиям, изложенных в документе под названием SRS (Software Requirements Specification). Который, в свою очередь, пишется не от балды, а в полном соответствии (по крайней мере, в теории) PRS (Product Requirement Specification), VBS (Vehicle Behavior Specification) или SysRS (System Requirements Specification). Кто-то такое требование хоть в какой-то из этих документов да засадил. Его и искать, тем более, что системы документации четко отслеживают кто, что и когда добавил в документацию. Ну и с софтом так же — любая система контроля версий сможет определить когда что было добавлено в код. И кем.
  2. Охота на ведьм началась. Теперь уже к расследованиям подключились Евросоюз, Корея, Россия, Англия и еще несколько стран. Последствия всего этого будут интересные, в том числе и с политической точки зрения. И хотя у меня лично с VW отношения довольно сложные (ну не люблю я их, хотя работал в проектах PQ46 (Passat) и PQ35 (Golf)), полного разорения я им не желаю.

Ну и еще как водится в такой ситуации, на сцене можно ожидать появления кучи сторонников заговора. Я уже слышал три такие теоории:

  • Это все Обама. Он хочет, чтобы его любимое детище GM получило еще больший кусок американского рынка, убрав оттуда сильного конкурента.
  • Это все Меркель. Она хочет, чтобы разразился скандал и все забыли про чертовых мигрантов-«беженцев».
  • Это все Тойота. Они не могут простить VW тот факт, что немцы недавно обошли японцев и стали автопроизводителем номер 1 в мире.

Впрочем, я уверен, что таких теории существует целое множество и виноваты евреи (они всегда виноваты), Путин (тоже хороший кандидат), зеленые ( а что, мне нравится) и еще кто-нибудь. Но лично я буду следить за происходящим и делать свои собственные выводы, которые вряд ли будут включать в себя элементы теорий заговоров.

 

 

 

комментариев 28

Subscribe to comments with RSS.

  1. Фил said, on Сентябрь 28, 2015 at 21:25

    >> (напомню, что большая часть легковых автомобилей в Европе как раз с дизельными движками)
    >> …
    >> В итоге, доля дизельных автомобилей на дорогах Англии — 40%
    Вот такая вот большая часть. А не дизельных — меньшая, всего 60% 🙂

    Что касается всей этой истории, то я после прочтения этого поста таки запутался куда больше, чем был запутан до того. В Штатах норма — 0.03, в Европе — 0.08. В реальных условиях (а мне пофик что там показывают стенды, меня таки реальные циферки интересуют) выбросы зашкаливают в десятки раз. Что, собственно, превышает норму что в Штатах, что в Европе.
    А претензии при этом к зеленым? А почему не к голубым? Или к евреям?
    Ну а то, что нормы невыполнимые, так это все-таки не зеленые виноваты. imho.

  2. pofigist said, on Сентябрь 28, 2015 at 21:35

    Большая часть среди новых автомобилей — начиная с 2011 года доля дизелей превышает 50%.

    Претензии к зеленым в основном такие — они требовали максимального снижения CO2, на что автопроизводители и ориентировались. Но как только их требования удовлетворили, они сконцентрировались на другом параметре. И если народ активно заставляли покупать дизеля, как единственное «чистое» транспортное средство, то теперь те же люди продавливают запрет на все те же дизеля.

    • Фил said, on Сентябрь 29, 2015 at 14:12

      во-первых, никто никого ничего не заставлял покупать. А во-вторых, я что-то очень сомневаюсь, что зеленые вообще хоть когда-то хоть как-то рекламировали автомобили. Обычно этим занимаются исключительно авто-производители и авто-продавцы.

      • pofigist said, on Сентябрь 29, 2015 at 14:26

        Зеленые давили на правительство, чтобы те приняли меры для сдвига спроса в сторону машин с низким содержанием СО2 в выхлопе. В итоге, в Англии действует прогрессивная налоговая шкала (я дорожном сборе) — чем меньше машина выбрасывает СО2, тем меньше налог. А поскольку содержание СО2 в выхлопе у дизелей намного ниже, то население стало активно покупать дизельные машины.

        Кроме того, существуют еще дополнительные льготы для владельцев таких машин (если у них выброс СО2 менее 100 г\км) : не надо платить экологический сбор за въезд в центр Лондона и существенная скидка на рабочие машины по лизингу (там тоже прогрессивная налоговая шкала и можно сэкономить пару-тройку тысяч фунтов в год, выбрав дизель).

        Для сравнения: дорожный налог на BMW 320d (дизельная) составляет 20 фунтов в год. BMW 320i (бензиновая) — 145 фунтов в год. Разница в 7 раз.

        • pofigist said, on Сентябрь 29, 2015 at 14:30

          Для двухлитрового VW Passat налоги такие:
          Дизель: £30
          Бензин: £205

          Не заставляют, говоришь?

        • Фил said, on Сентябрь 29, 2015 at 14:34

          Ну так правильно давили. Не «покупайте дизели», а «покупайте чистые машины».
          Сначала CO2, потом NОx..
          Никто не просит прекращать выпускать или покупать дизели. Просто надо соблюдать нормы…

          Не, я не большой фанат зеленых, но в данном случае, мне кажется, ты преувеличиваешь их дьявольскую сущность.

          • pofigist said, on Сентябрь 29, 2015 at 15:15

            Так в том-то все и дело, что сначала было X, а теперь Y. Если бы они с самого начала говорили, что их волнует NOx (как те же зеленые делают в США), то и претензий бы не было. Но они говорили, что важно СО2 и сажевые выбросы. А про NOx молчали в тряпочку.

            В итоге, получилось так, что народ накупил дизелей, потому что весь налоговый режим был сформирован так, чтобы подтолкнуть покупателей в сторону именно этих машин, а теперь получается, что нам говорят «упс, мы ошиблись, дизеля очень плохие и мы тебя накажем фунтом за то, что ты ими будешь пользоваться».

            Disclosure: из трех моих машин — две дизельные. Третья — гибрид.

            • Фил said, on Сентябрь 29, 2015 at 16:08

              пока законы поменяют ты еще 3 машины поменяешь. На гибриды. Или на полностью электрические. А направление правильное.

              Если-бы раньше говорили Х, а теперь не-Х, то это было-бы плохо. А так от Х никто не отказывается. И повышать выбросы CO2 ради снижения выброса NOx никто не даст. Так что правильным путем идем. Всё в порядке. Даёшь Теслу!

              P.S. в США зеленые делают правильно, но проблема у ФВ таки именно в США. Может все-таки проблема в ФВ, а не в зеленых? 🙂

              • pofigist said, on Сентябрь 29, 2015 at 16:17

                Я не уверен, что Тесла и вообще электромобили — это правильный путь с точки зрения зеленых. Потому что как только гибридов и электромобилей станет много, тут же начнется вой, что они на самом-то деле, не такие экологичные и вообще. Людей, у которых основной принцип «назад, в пещеры» убедить нельзя ни в чем.

                Проблема у VW везде, потому как они нарушают и европейские нормы. А инициировали скандал как раз европейские зеленые, а не американцы.

                • Фил said, on Сентябрь 29, 2015 at 16:30

                  С точки зрения зеленых правильнее всем повеситься. Но меня это мало беспокоит. А вот то, что подстрекаемая их криками авто- (и не только) индустрия таки развивается и двигает прогресс — это меня радует. Тесла — это правильный путь с моей точки зрения. Для меня это достаточно хороший аргумент 🙂

                  Про европейских зеленых я не понял, судя по твоему посту таки проблема началась с EPA. Крики зеленых сами по себе проблему не создают. А вот EPA таки оказалась первой конторой, которая таки выкатила претензии ФВ в официальном виде. Нет?

                  P.S. А почему каменты мне не почту сваливаются то в нормальном юникоде, а то в крокозябрах?

                  • pofigist said, on Сентябрь 29, 2015 at 16:43

                    Tesla путь правильный (это во мне собственная гордость говорит :)), но зеленых она тоже не устроит.

                    Судя по моему посту, кстати, проблема началась с ICCT, которая специально заказала тест дизельных фольксвагенов (и BMW). Причем, тест был заказан их европейским отделением, а не американским. Исследование было проведено американцами из универа, которые составили отчет, ни к чему их не обязывающий и утверждающий, что на основании этого отчета никаких выводов делать нельзя.
                    А потом уже, с этим отчетом в руках они пошли в CARB и EPA.

                    Насчет каментов — хз. У меня они приходят в нормальном виде.

                    • Фил said, on Сентябрь 29, 2015 at 16:53

                      Вот, этот камент пришел нормально. Странно.

                    • pofigist said, on Сентябрь 29, 2015 at 17:03

                      Я ничего в настройках не менял. Может, это как-то связано с тем, что я иногда пишу с айфона?

                    • Фил said, on Сентябрь 29, 2015 at 17:37

                      Я верю, что не менял.
                      Еще вот скажу, что у последних двух каментов нет кнопки «ответить» и отвечаю я не знаю куда. По виду — просто в общую ветку каментом к посту. Но стараюсь, чтоб попало как ответ на комент про айфон.

                      А как оно зависит от айфона я не знаю. На страничке все каменты выглядят нормлаьно, а емейлы отсылает ведь не айфон, а сервер. В общем, чудны дела твои, вордпресс.

  3. Pavel said, on Сентябрь 29, 2015 at 07:14

    Ох, супер! Хоть теперь я в теме 😉

    Мне вот больше всего интересно, кто и почему начали их сливать 😉

    • pofigist said, on Сентябрь 29, 2015 at 08:05

      Кто начал сливать-то как раз понятно. Непонятно почему это заняло столько времени, особенно если учесть, что Bosch (именно они разрабатывали систему) предупреждал VW в 2007 году, что то, что они делают — незаконно.
      http://blog.caranddriver.com/report-bosch-warned-vw-about-diesel-emissions-cheating-in-2007/

  4. manowaroff said, on Сентябрь 30, 2015 at 16:30

    кто принципиально не читает газет, зато читает этот блог (интересно, такие люди в принципе существуют?)

    Ага, существуют. 🙂 Правда, я слушаю радио, поэтому в курсе скандала с VAG.

    большая часть легковых автомобилей в Европе как раз с дизельными движками

    Забавно, но на Мальте, например, дизельных автомобилей очень мало.

    Были также проведены исследования на динамометре

    Эта фраза вогнала меня в ступор, ибо со школы помню, что динамометр — это прибор для измерения силы или момента силы. Хорошо, что ты потом объяснил, что это за фиговина такая. 🙂

    З.Ы. Насчет того, что зеленые в итоге приколупаются и к электромобилям… Да вполне вероятно. Например, подсчитают, что для выработки электроэнергии, необходимой для зарядки аккумуляторов для пробега в 500 км, электростанция, при сжигании топлива, выбрасывает в атмосферу столько дерьма, сколько не выбрасывает автомобиль, работающий на нефтепродуктах, при аналогичном пробеге. 🙂

  5. pofigist said, on Сентябрь 30, 2015 at 19:31

    Забавно, но на Мальте, например, дизельных автомобилей очень мало.

    Если верить ACEA, то их там 37% 🙂

    Эта фраза вогнала меня в ступор, ибо со школы помню, что динамометр — это прибор для измерения силы или момента силы.

    Ну, собственно, его для этого тоже используют — как иначе определить, соответствуют ли заявленная мощность и момент реальным?

    Например, подсчитают, что для выработки электроэнергии, необходимой для зарядки аккумуляторов для пробега в 500 км, электростанция, при сжигании топлива, выбрасывает в атмосферу столько дерьма, сколько не выбрасывает автомобиль, работающий на нефтепродуктах, при аналогичном пробеге. 🙂

    Дык такие разговоры уже давно ведутся, еще начиная с приснопамятного исследования, где утверждалось, что Hummer чище Prius 🙂

    • manowaroff said, on Октябрь 2, 2015 at 18:16

      Если верить ACEA, то их там 37% 🙂

      Ну если они считают вообще все автомобили, включая грузовики и общественный транспорт, то вполне может быть, поскольку перечисленные категории ездят как раз на дизеле и их около 20% от всего автотранспорта.
      А так, сколько раз я там брал тачки в прокат, так все были бензиновые. Среди такси, на которых ездил, только два раза попадались Мерины с дизелем. Ну и ни разу не доводилось увидеть, чтобы на заправке кто-то заливал соляру. 🙂

      • pofigist said, on Октябрь 6, 2015 at 18:47

        Нет, это статистика только по пассажирским машинам 🙂 А насчет прокатных тачек, так в Англии они тоже почти все бензиновые. В общем, это ситуация про суслика 🙂

  6. Фил said, on Октябрь 2, 2015 at 16:02

    Совершенно не по теме, просто он у меня в ленте и совершенно задолбал картинками машинок. Мне хочется хоть с кем-то поделиться, чтоб не страдать в одиночку. А тебе оно может хоть сколько-то будет интересно посмотреть —
    http://tima.livejournal.com/tag/%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BC%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%BC

    • manowaroff said, on Октябрь 2, 2015 at 18:08

      Мне будет интересно полистать. 🙂
      А если «совершенно задолбал», то почему бы не убрать товарища из ленты? 😉

      • Фил said, on Октябрь 2, 2015 at 20:26

        Ну он таки не только про машины пишет. И всё остальное мне более-менее интересно. А вот машины — совсем нет.

        • pofigist said, on Октябрь 6, 2015 at 18:48

          Да? Но ко мне же ты заходишь, а я пишу, в основном, про машины 🙂

          • Фил said, on Октябрь 6, 2015 at 19:15

            пролистал первых пару страниц блога. Про машины постов где-то треть. А если много-постовый пост про музей считать за один, то и в целом их немного будет.

    • pofigist said, on Октябрь 6, 2015 at 18:46

      Интересный блог, кстати 🙂 У него там есть несколько машин, которых я никогда не видел.
      Кстати, странно, что комментов у него там вообще 0. Необычно как-то.

      • Фил said, on Октябрь 6, 2015 at 19:17

        ну так у него аудитория не по машинам. там у него и по местным бостонским вопросам тоже не тысячи комментариев. И даже не сотни. Но все-таки хоть сколько-то есть. А машины… не сложилось.
        Покомментируй ему, он будет рад 🙂

        • pofigist said, on Октябрь 6, 2015 at 19:44

          Зафрендил его в ЛЖ. Интересные у него настройки — пока не зафрендил, в каждом посте было 0 комментариев. А теперь появились 🙂


Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: