Pofigism as a lifestyle 2.0

Timisoara/Тимишоара — Romania/Румыния. Часть 3.

Posted in Мирометания, Romania by pofigist on 24 ноября, 2008

Продолжение. Начало — здесь.

Вот это здание, косящее под древнеримские развалины — Национальный Театр и Румынская Опера. В тот момент, когда я находился в Тимишоаре, в опере давали Травиату, а труппа, если судить по афише, состояла из русских с, неизвестно как затесавшимся в их междусобойчик, арабом.

imgp3689

А это — бывший замок, а нонче городской музей:

imgp3690

Ну и без ностальгии по давно прошедшим временам не обошлось, как же без этого?

imgp3691

Вид на реку Тимиш, которая и дала название городу.

imgp3725

А вот так выглядят обычные, нетуристические районы. У меня было ощущение, что я попал в период «социализма с человеческим лицом», хотя, если присмотреться к автомобилям, то понятно, что перестройка уже наступила. Эту фотку я сделал из окна своего отеля.

imgp3729

Кстати, об отелях. В Тимишоаре я останавливался только в двух отелях — новом NH и Boavista (читается как Боавишта). В первом, приличный ресторан и нормальные цены, во втором — еда в ресторане гадостная и цены выше в два раза. Но, почему-то, моя компания предпочитает резервировать второй отель, а не первый.

Рядом с Боавишта находится стоянка такси, что очень удобно. Такси, практически все — это вариации на тему различных моделей Dacia, от самых старых 1310, до новых Logan. Что интересно, ремней на задних пассажирских местах нет — они или обрезаны, или для них нет креплений. Мой немецкий коллега был этим фактом очень напуган, поскольку водят в Тимишоаре очень нагло — перестроения производятся по принципу «вас здесь не стояло», а правило есть только одно: «моя машина больше, значит, я прав». Техническое состояние такси просто пугающее. Если новые Logan еще почти не разваливаются на ходу, то старые 1310 — это просто что-то. Например, когда мы ехали на таком драндулете в аэропорт, водитель нам объяснял, что «сейчас будет ямка, нас тряхнет, но тормозить я не буду, потому что тормозов нет». Впрочем, один из Logan-ов нас порадовал тем, что на ходу у него отвалился бампер…

Проезд в такси довольно дешев, так что машину напрокат брать не стоит. А если, все-таки, решитесь на такой подвиг, то я очень рекомендую взять все возможные страховки, чтобы потом не заплатить за Logan, как за Мерседес SLK. Водители обычно дружелюбны и если и обманывают, то несильно, хотя, разумеется, попадаются исключения. Например, на одной из машин был нарисован перечеркнутый американский флаг с надписью «американцев не вожу». Чтобы понять идиотизм ситуации, можете себе представить такси с такой же надписью где-нибудь в Майкопе. Кстати, немец решил все-таки прокатиться на этом такси (оно же было первым в очереди!) и попросил, чтобы нас отвезли в промзону, на что водитель просто указывал на все тот же флаг и говорил «Ирак! Ирак!». Все попытки немца объяснить, что Россия и Германия как бы не за Америку, а очень даже против, приводили только к очередному возгласу «Ирак!» и указыванию на перечеркнутый флаг. После примерно десяти минут такого содержательного общения, мы сели в другое такси, водитель которого высказался в стиле «Америка — вери гуд, такси Романиа (тут он указал на поборника прав иракцев) — кретино».

Еще раз о центре города. Если присмотреться, то можно увидеть как раз то, о чем я говорил — на первом этаже здания слева находится какой-то бутик и сам первый этаж отделан неплохо. А вот на втором этаже, окна заложены кирпичом и отделки, как таковой не существует.

imgp3730

Немного о жизни в Тимишоаре, о которой мне рассказали румынские коллеги. Сигареты очень дешевы, по нашим меркам — от 5 лей за пачку местного Мальборо, до 7 лей за импортный Davidoff (что считается очень круто). Что интересно, в гостиничных номерах лежат сигареты на выбор (три-четыре сорта) и продают их без наценки. Промтовары очень дорогие по местным меркам, еда тоже. Местные суперы взяли за моду импортировать товары, продающиеся в Европе со скидкой (например, купи одну пачку, получишь вторую в подарок) и продавать их по полной цене (то бишь, если даже написано, что одна пачка в подарок, то такую упаковку просто разрывают пополам и продают обе). Такие товары, как, скажем, prosciutto (прошютто, что ли?) стоят очень дорого, в районе 50 евро за килограмм, что непомерно даже по нашим, далеко не самым низким ценам.

В последний свой приезд в Тимишоару, я читал курс лекций по программированию. После одного из перерывов, я заметил, что класс несколько поредел. Вернее, с лекции ушли почти все, осталось человек пять-шесть из почти 50. Как оказалось, на соседнем заводе объявили день набора инженеров и предлагали на 50 евро в месяц больше, чем на том, куда я приехал читать лекции. Оставшиеся пять человек только недавно перешли с того завода на этот, поэтому для них это было неактуально, а все остальные смылись устраиваться к конкурентам. Поскольку средняя зарплата инженера там около 500 евро в месяц (для действительно классных инженеров она может подниматься до 1000 в месяц), 10% прибавки — это серьезно, так что текучка кадров просто неимоверная…

Насчет ресторанов — если вы не говорите по-румынски или, хотя бы, на итальянском, у вас будут проблемы. Дело в том, что английское меню если и существует, то в очень упрощенном виде. То есть, оно будет состоять из таких блюд: «румынское национальное блюдо №1», «румынское национальное блюдо №2» и так далее, без пояснения того, что же именно это самое национальное блюдо представляет. В некоторых ресторанах нам (мне и немецкому коллеге) посчастливилось найти официантов, которые могли общаться на польском (с ними говорил я) или на голландском (с ними говорил мой коллега). Но вообще говоря, знать хотя бы базовые выражения на румынском очень и очень желательно. Карточки принимают не везде, многие рестораны берут только наличные, так что надо спрашивать об этом («виза, мастеркард ОК?») до того, как заказывать что-либо. В ресторанах при отелях цены, в среднем, выше раза в три, по сравнению с теми, что находятся в центре города. Мне, в общем-то, пофигу (за меня компания платит), но если надо сэкономить, то лучше взять такси и поехать куда-то в центр. Я рекомендую ресторан яхт-клуба, там очень прилично кормят, а цены просто смешые. Полный обед обойдется где-то в 20 лей, в то время, как в гостинице сдерут 50-60 лей за то же самое.

Румынское пиво в ресторанах подается обычно двух марок — Ursus и Timisoreana. Первое бывает светлым (нормальное, хотя звезд с неба не хватает) и темным (исключительная гадость). Второе — гордость тимишоаревчан, поскольку изготавливается на местной пивоварне, которая выглядит примерно так:

imgp3755

В пивоварне есть музей пива, который, как утверждают местные, перманентно закрыт, а также, пивнушка:

imgp3756

Само пиво неплохое, пить можно. Но немецкие сорта лучше.

Если хочется привезти сувениры из Тимишоары, то купить их можно в нескольких местах (список по убыванию цены на тот же самый сувенир, скажем, на глиняную тарелку с мордой Дракулы на ней): Iulius Mall (80 лей), центральный универмаг (60), Bega (35) и палатка на въезде в город (20). Причем, имеется в виду не похожая тарелка, а точно такая же. То же самое и с куклами в национальной одежде (жена у меня такие собирает, так что я их привожу из каждой поездки) — Iulius (50), центральный универмаг (100!), Bega (25) и палатка (10). В Duty Free в аэропорту покупать стоит только сигареты, а все остальное там неимоверно дорого. Например, 50 евро за 100мл Davidoff CoolWater — это явный перебор.

Продолжение следует.