Музей городского пассажирского транспорта (Минск) — Часть 1
Когда мотаешься по командировкам, как правило, все общение с местным автотранспортом сводится к таксомоторам и тем автобусам, которые доставляют пассажиров из самолета в здание аэропорта (хотя лично я предпочитаю коридоры-пассажиропроводы, по которым можно сразу попасть в аэропорт, минуя автобусы). Хорошо еще если приезжаешь в какое-то место, в котором ни разу не был — шансы на то, что там найдется какой-то местный автомузей всегда есть.
Но в Минске я был уже несколько раз и давно уверился в том, что в автомузейном смысле там все глухо как в танке (к слову о танках: там есть музей МЗКТ, в который в этот раз я не попасть не смог из-за нехватки времени), а в гости к БелАЗу и в некое подобие сельского автомузея в Дудутках я уже ездил. Я даже был на заводе МТЗ, где делают всемирно известные тракторы Беларусь (теперь, прочем, у них отобрали мягкий знак и они называются просто «Беларус») — кстати, надо бы обзорчик сделать, но с 2018 года руки не доходят, в основном, по причине мерзейшего качества фоток. Однако, оказалось, что с 2018 года в Минске появился новый музей, созданный на предприятии Минсктранс и (о чудо!) он даже открывался в 8 утра, так что я вполне мог туда смотаться до того, как проснется клиент и потащит меня на первое совещание.
И вот, в одно прекрасное (оно же темное и морозное) утро, мы сотоварищи направили стопы к благословенному офису Минсктранса, где все было примерно как в лучшие советские годы — проходная с турникетом, бабка-вахтер, ни сном ни духом не ведавшая о наличии какого-то там музея на территории вверенного ей предприятия. В общем, все как полагается в период позднесоветского застоя, в котором, похоже, страна перманентно и находится. В любом случае, мы настояли на своем и появилась девушка, которая, похоже, не поверила своим глазам, сказав, что мы первые в истории этого музея, кто решил посетить его в столь неурочный час.
Музей, как и полагается любому советскому заводскому заведению, состоит из нескольких залов, причем один из них находится в актовом зале. Там стоят несколько автомобилей, принадлежащих частным лицам, которые передали эти машины на ответственное хранение (честное слово, так нам и сказали).
Зал, впрочем, вполне приличный. Я даже ожидал увидеть там какое-нибудь переходящее красное знамя, но его там не было (оно стоит в другом зале, так что отчасти мои ожидания оправдались).
Это основной зал, но машин там нет — просто рассказ об истории предприятия и довольно интересный кинозальчик, где показывают фильм о том, как развивался общественный транспорт в Беларуси. Пока мы смотрели фильм о трамваях, троллейбусах и автобусах (там упоминались несколько довольно редких экспериментальных моделей), в стене зала открылась дверь и через него просунулась рука, чего-то там подправила и исчезла в стене. Немного опешив и вспомнив старую поговорку «в потолке открылся люк, не пугайся — это глюк!», мы досмотрели фильм и пошли гулять по остальным залам.
Кроме автотехники, в музее выставлены артефакты советской эпохи. Интересно, что как раз этот патефон никак не идентифицирован, зато на рабочем столе руководителя автобусного парка (а именно про него рассказывает данная табличка), находятся радиола Рекорд-61 (где она?), телефон, арифмометр Феликс, гедэровская печатная машинка Оптима М12, электрическая бритва Харькiв (ее я тоже не увидел) и часы Маяк. В общем, рабочий день у руководителя был весьма наполнен различными делами: переговорами, бритьем, прослушиванием радиопередач, подсчетами и битьем по клавишам пишущей машинки (а я-то думал, что начальнику такого ранга полагалась секретарша!).
Ну и красное знамя тут же, куда уж без него.
К слову сказать, там был еще один зал, в котором располагались какие-то двигатели и коробки передач, но освещения в зале не было, а экскурсовод строго сказала, что «зал находится на оформлении» и делать нам там нечего, так что мы вернулись в главный зал, где находилась еще и выставка мотоциклов.
Про них, впрочем, мы сегодня поговорим несколько более детально, а пока что наслаждайтесь соцреализмом во всей его красе.
И еще немного мототехники:
Покончив с рассмотрением двух- и трехколесных друзей человека, мы перешли на открытую площадку, где в лучах восходящего солнца, промерзали остальные экспонаты музея и экскурсоводша, терпеливо ожидавшая нас снаружи.
Вот так выглядит открытая площадка. Ностальгия во всей ее красе!
А такие трамваи РВЗ я еще помню! Для особо интересующихся, это РВЗ-6М2, который выпускали с 1974 по 1987 год в Риге. Трамвай вмещает в себя 119 пассажиров (из них 38 сидячих), но как мне помнится, в него могло влезть пол-Минска, особенно когда народ впихивался в них так, что те, кто были внутри, просто завидовали селедкам в бочке, ибо у них пространства было намного больше.
А теперь посмотрим на обещанную мототехнику:
Начнем с самого редкого экспоната в коллекции — это мотоцикл «Неман» 1938 года, он же Niemen и хотя на табличке указано, что место его рождения Западная Беларусь, но то время оно называлось просто Польшей. Дело в том, что некие Лазарь и Нохум Старовольские, в компании с Исааком Пивоварским, еще в 1894 году открыли свою компанию в Гродно по выпуску различной механической утвари. Фирма выпускала несколько моделей легких мотоциклов и была довольно известна на местном рынке.
После известных событий 1939 года, завод, вместе с окружающей его местностью переместился в БССР и был национализирован. Владельцы компании были арестованы, затем высланы в Казахстан. Позднее они эмигрировали в Израиль. А завод прекратил выпуск мотоциклов с 1939 года и занимался выпуском автозапчастей и, какое-то время, велосипедов. В итоге, из нескольких тысяч таких мотоциклов, сохранились всего несколько экземпляров, причем, считалось, что в Беларуси нет ни одного.
Двигатель : 5 л.с., 0.125л, три передачи
Максимальная скорость : 70 км\ч
Насколько я понял, это CZ-350 1986 года, он же Jawa CZ-350. На поясняющей табличке, впрочем, указано, что машина эта производства СССР (с чего бы это?).
Двигатель : 23 л.с., 0.343л
Максимальная скорость : 120 км\ч
«Минскач» 104 образца 1964 года.
Двигатель : 5.5 л.с., 0.123л, три передачи
Максимальная скорость : 75 км\ч
Восход-2, 1972 года.
Двигатель : 11.5 л.с., 0.174л, четыре передачи
Максимальная скорость : 100 км\ч
Мотороллер Вятка 150, 1958 год
Двигатель : 5.5 л.с., 0.148л, три передачи
Максимальная скорость : 70 км\ч
И закончим на сегодня тульской экзотикой (я, по крайней мере, видел такие мотороллеры чрезвычайно редко) «Муравей 2М-01». Привод на задние колеса (формула 3×2), грузоподъемность 250 кг при своей массе в 240 кг (то есть, как и в мире животных и насекомых, эта штука полностью оправдывает свое название, поскольку способна тащить груз больше своего веса).
Двигатель : 11 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость : 60 км\ч
На сегодня, пожалуй, закончим. Я постараюсь успеть закончить обзор до своей очередной командировки (а она будет в эту среду!), но если не успею, то не обессудьте.
Да, кстати, хотел сказать, что если вы написали комментарий и я на него не отвечаю неделями, то это не потому, что я вас игнорирую, а потому что я в очередном отъезде. А теперь я откланиваюсь до момента написания очередной серии.
Продолжение следует
[…] Продолжение. Начало здесь […]
В советское время в Московской области этих Муравьев было полно. Видимо потому, что Тула сравнительно недалеко от Москвы. 🙂
Наверное 🙂 а вот в Минске они были редкостью