Pofigism as a lifestyle 2.0

Национальный музей автомобилей в Мюлхаузе — Часть 1. Вводная

Posted in Мирометания, France by pofigist on 17 июля, 2017

В этом (и последующих 20 с лишним) выпуске речь пойдет о настоящей жемчужине среди автомузеев — Национальном автомобильном музее в Мюлхаузе, который известен так же, как Cite de l’Automobile или «коллекция Шлумпфа».

Братья Шлумпфы (Schlumpf) были довольно небогатыми предпринимателями, но в 1935 они вложили все деньги в небольшую фабрику по валянию шерсти и, как оказалось, дело это стало довольно выгодным. Европа готовилась к войне, армейские заказы (в основном, от французской армии) множились, а заодно множилось и состояние владельцев.

Несмотря на то, что Шлумпфы были швейцарцами, они решили, что им больше подходит граничащий со Швейцарией регион Франции и все производство было у них именно там, что, впоследствии, привело к полному краху семейного бизнеса. Впрочем, случилось это только в 1970-х годах, в период разгула социализма в этой самой Франции (еще одно доказательство того, что ничего хорошего социалисты сделать не могут, а живут, в основном, принципом «отобрать и поделить»), а до этого дела шли более-менее неплохо. Причем, шли они настолько неплохо, что Фриц Шлумпф смог осуществить свою давнюю мечту и заняться коллекционированием и восстановлением старых автомобилей, преимущественно, Bugatti.

В середине 1970-х годов, дела на рынке шерсти стали не настолько хороши, чтобы оправдывать наличие нескольких фабрик (а у Шлумпфов их тогда было много) и потихоньку они стали закрываться. В помещение одной из таких фабрик были скрытно перевезена коллекция автомобилей, а сама фабрика была закрыта для посещения. Надо сказать, что Шлумпфы были, как сейчас принято выражаться, социально ответственными работодателями и пытались, как могли, не увольнять рабочих, а переводить их на другие фабрики, но, в конце концов, фабрики эти закончились.

В 1977 году, им пришлось уволить 200 человек и профсоюзы, выгнав охрану, заняли помещения фабрик, требуя возобновления производства. Тут кто-то пустил слух, что на одной из фабрик, которую пока что погромы обходили стороной, находятся старые машины, которые можно продать на запчасти, а деньги поделить. Толпа, которая уже вынесла все, что только можно было с остальных фабрик, вломилась в помещение и увидела там ряды старинных автомобилей.

Разумеется, поскольку речь идет о профсоюзах, первая реакция была «сжечь все, к такой-то матери», чем они и занялись — сначали сожгли английский Austin 7 (видимо, от большой любви к Англии), а потом толпа стала бить и ломать другие машины. Подоспевшая полиция кое-как отстояла автомобили, но профсоюз, все-таки, остался в цеху в качестве оккупанта.

Поскольку в адрес бывших фабрикантов постоянно раздавались угрозы (в том числе из серии «поубивать всех нафиг!»), полиция арестовала все семейство Шлумпфов и вывезла их к швейцарской границей, где их и отпустили. Разумеется, все имущество было конфисковано в пользу трудящихся.

Несмотря на то, что имущество семьи было безвозвратно потеряно, правительство Франции исправно начисляло налоги и, в конце концов, просто отобрало все на «законных» основаниях и передало управление профсоюзу текстильщиков. Те, как ни странно, повели себя довольно ответственно и организовали автомузей, который был, тем не менее, убыточным (а вообще есть примеры, когда профсоюзы организовывали что-то прибыльное?) и им пришлось периодически распродавать автомобили, чтобы оставаться на плаву.

Окончательно спасло коллекцию от разорения правительство, придавшее ей статус национального достояния и выгнавшее профсоюзы из здания «народной фабрики». Ну, и разумеется, эффективно управлять этим самым национальным достоянием социалистические бюрократы тоже не могли, поэтому они просто закрыли музей ко всем чертям и стали ждать у моря погоды, то есть, непонятно чего.

Офигев это всей этой истории, национальная ассоциация автомобильных музеев Франции, кое-как собрала деньги и выкупила здание фабрики со всеми оставшимися там автомобилями у правительства, но, как это зачастую бывает с музейными ассоциациями — энтузиазма там море, а вот денег даже на лужу не наберется, так что они продали музей корпорации Culturespaces. Корпорация эта занимается управлением музеев и тому подобных исторических мест, но поскольку она вполне себе коммерческая, то и с деньгами у них было вполне неплохо. Так вот и была спасена коллекция Шлумпфа.

Сам же Шлумпф, оставшись без копейки (впрочем, история насчет полного безденежья, скорее всего преувеличена, ибо жить в отеле «Три короля» в центре Базеля, на протяжении нескольких лет — несколько финансово обременительно), подал в суд на французское правительство и, что странно, выиграл его (это во Франции-то!) и получил в качестве компенсации 7 миллионов долларов в 1982 году (примерно 40 миллионов франков, что, если учесть стоимость всех автомобилей в музее, просто капля в море).

После смерти Шлумпфа, его вдова опять подала в суд, требуя возвращения части коллекции, которая принадлежала лично ей и тоже выиграла. Ей были возвращены около 60 автомобилей, которые она продала коллекционерам, но с условием, что они могут их забрать только после ее смерти.  Она умерла в 2008 году и все автомобили были выкуплены у «ждунов» музеем Mullin, что в Калифорнии. Кстати, я там тоже был и музей там просто отличный, но открыт он всего 10-12 дней в году и билеты надо заказывать сильно заранее.

Вот такая вот история.

Музей, как я уже говорил, находится на территории старой фабрики и, если честно, ощущения, когда туда приезжаешь — сильно так себе. Парковка, заросшая сорняками и с раздолбанным асфальтом, а с самой парковки видны только стены с заколоченными окнами.

IMGP4588

Впрочем, если не считать ультрасовременной пристройки-входа, вид вблизи не лучше.

IMGP4589

На входе можно полюбоваться висящими моделями автомобилей:

IMGP4591

Инсталляция эта особого интереса не представляет, но на нужный лад настраивает. Впрочем, меня на правильный лад настроил вот этот вид:

IMGP4596

К слову сказать, музей состоит из трех залов (ну и с разбросанными тут и там комнатками и с тематической подборкой материалов. Первый зал — общий, там собраны автомобили примерно с начала 20 века и где-то до 1960-х годов.

IMGP4609

Машин там очень много. Только для того, чтобы сфотографировать каждую (ну ладно, почти каждую) машину, у меня ушло около 4 часов, что очень много даже по моим меркам. Впрочем, на заднем плане постоянно маячили жены, которые нам напоминали своим, уткнувшимся в смартфоны видом, что им тут неинтересно и вообще, так что приходилось поторапливаться.

Второй — просто ах и восторг — в полутемном зале находятся шедевры автомобилестроения 1920-1940х годов. Красота неимоверная, но фотографировать очень тяжело — освещение слабое, да еще и постоянно меняющееся, так что у автофокуса камеры постоянно сносило крышу.

IMGP4666

Ну и третий зал, посвященный автогонкам, который меня абсолютно не заинтересовал (да и жена намекала, что пора бы и честь знать), так что я его проскочил на автопилоте.

IMGP5214

Что еще расскать об этом музее, перед тем, как мы пустимся в длинное и нудное обозрение оного? Ну, там есть рестораны (два), в одном из которых мы имели счастье лицезреть поведение китайцев на отдыхе (туда как раз привезли полный автобус таких ценителей прекрасного). Во-первых, понятие очереди для них отсутствует как класс и только мои внушительные размеры и советское воспитание (правда, вернулось оно ко мне с большим трудом — четверть века на Западе сильно сказывается) позволило мне получить свой кусок мяса, издали напоминающий шницель (но таковым не являющимся — это было явно какое-то резиноизделие), а жене что-то типа рыбы. Во-вторых, вырвав у обслуживающего персонала подносы с какой-то едой (зачастую приготовленных не для них), отдельные личности гордо маршировали к ближайшему свободному столику и углублялись в пожирание стоящих на подносах яств, полностью игнорируя вопли кассира, который тщетно пытался им объяснить, на всех известных ему языках, что еда в ресторане не бесплатная. Впрочем, чем закончилось эта история, я не увидел, потому что свалил от всего этого шума и гама на балкон (заплатив за еду, кстати, я же не китаец).

На балконе был неплохой вид на что-то типа гоночного трека, где можно было арендовать что-то спортивное на четырех колесах. Примерно такое:

IMGP5249

Впрочем, народ как-то не особо интересовался возможностью проехать 7 кругов на раритетной машине (это стоит от 50 евро), а те, которые, все-таки, клевали на замануху, ездили там со скоростью явно не превышающей 20 км\ч. Видимо, чтобы растянуть удовольствие. Ну или вторая скорость у Феррари не включалась, с ними это бывает.

В общем, на сегодня, пожалуй, я закруглюсь, а прогулку по самому музею мы начнем в ближайшем будущем. Кстати, вопрос — как вы предпочтете читать эту серию — чохом (то есть, 20 с чем-то выпусков один за другим) или разбавлять другими постами (у меня есть фотоотчет по Беларуси, да и со Швейцарии тоже пара-тройка фоток найдется). В общем, отпишитесь.

комментария 4

Subscribe to comments with RSS.

  1. manowaroff said, on 17 июля, 2017 at 19:28

    Да мне, собственно, довольно пофиг, как будешь писать. В любом варианте почитать интересно будет. 🙂
    Но, (сужу по себе) проще писать не подряд, а на разные темы. 🙂

  2. PaPof said, on 18 июля, 2017 at 09:24

    Как будет получаться, так и пиши

  3. pofigist said, on 18 июля, 2017 at 18:14

    ОК 🙂 Ну тогда посмотрим, как будет получаться.


Обсуждение закрыто.