Pofigism as a lifestyle 2.0

Музей танков в Parola — Часть 4. 1957-1983

Posted in Мирометания, Finland by pofigist on 30 мая, 2024

Продолжение. Начало здесь

ЗСУ-57-2

В конце 1950-х финское правительство приняло решение начать закупать советскую военную технику. По слухам, это было связано с тем, что финские военные уже имели возможность покататься на советских танках во время всех трех войн и они им, в общем-то, понравились. Ну и еще одна теория говорит о том, что такое решение было принято для углубления сотрудничества с СССР (и дальше… и больше… и глубже, как говорил классик).

Машины эти выпускали в СССР в 1957-1960 годах, а в Финляндию их стали поставлять в 1960-1961 годах. Впрочем, купили их всего 12 штук. На вооружении эти ЗСУ простояли довольно долго — даже когда СССР уже не имел возможности поставлять финнам запчасти, те просто купили 10 таких же машин у Венгрии в 1992-1993 годах и продолжали поддерживать свои ЗСУ на ходу.

Самоходка построена на несколько переделанном шасси танка Т-54 и у нее на один каток меньше. Башня сверху открытая, а вооружение составляют две 57мм пушки со скорострельностью 210-240 выстрелов в минуту (зависит от типа снаряда). Боекомплект — 300 снарядов.

Charioteer Mk VII Model B

Впрочем, одной совтехникой дело не ограничилось — финны вертелись, как ужи на сковородке, чтобы доказать всем соседям, что они с ними хотят дружить и вообще быть в прекрасных отношениях. Для этого они закупили британские танки Charioteer, поставки начались в 1958 году (три машины) и закончились в 1960-м, когда привезли оставшиеся 35 танков. Эти машины прослужили в финских войсках до 1980 года.

Т-54

Параллельно с британскими танками, финны закупили партию советских боевых машин, которые были поставлены им в 1959-1961 годах. Если честно, то я не хотел бы быть офицером-логистом в финской армии, потому что из-за политически-мотивированных решений вооруженные силы получили невероятный зоопарк техники, сравнимый только с тем, который был в Финляндии во время трех войн. И если в военное время это еще как-то можно было оправдать с точки зрения логики (что захватили, на том и воююем), то тут уже инженерная логика бессильна.

Данный танк был разрезан в 1969 году, чтобы служить учебным пособием для техников, изучающих конструкцию танка. Он использовался в таком качестве до 1992 года, после чего попал в этот музей. Все Т-54 были сняты с вооружения (в Финляндии, вестимо) в 1991 году.

Daimler Ferret Mk 2/3

Финны заинтересовались этим разведывательным бронеавтомобилем в начале 1960-х и англичане отправили одну такую машину им на испытания, которые она с честью провалила. Впрочем, северянам все равно пришлось кататься на этих хорьках (так переводится название машины, Ferret), в составе международного контингента ООН на Кипре в 1966-1968 и 1974 годах — финнов просто никто не спрашивал, им вручили эти машины и сказали, что отныне они будут перемещаться на них.

Т-54

Еще один Т-54, охраняющий дорогу. Впрочем, упомянутая в прошлой серии 7K/40 делает это намного эффективнее.

Т-55

Поставки Т-55 в Финляндию начались в 1966 году (всего финны закупили около 100 таких машин, включая командирские Т-55К). Затем, в 1989-1993 годах эти танки модернизировали (Т-55М), а в 2002 году списали за ненадобностью.

БТР-60ПБ

Вариант ПБ означает то, что у машины уменьшенный десантный отсек (8 бойцов вместо 14 у стандартной модели), два пулемета (один из которых — крупнокалиберный), усиленная броня, перископические приборы и так далее. Первый БТР-60ПБ появился в Финляндии в 1965 году (его предоставили для войсковых испытаний), а закупили их только в 1971 году, зато сразу в количестве 113 штук. Все БТР-60 были списаны с вооружения в конце 1990-х годов.

JuKo (VK)

А это уже попытка местных мастеровых создать свой собственный БТР. Разработка началась в 1972 году, а в 1977 первый прототип был направлен на войсковые испытания (а заодно он сменил имя — на заводе машину называли JuKo, а в войсках — VK). Впрочем, насколько я понял, машина получилась неудачной и военные ее забраковали (но продолжали играться с ней еще 10 лет).

Основной проблемой было то, что она была маломощной (115 л.с.) и медленной (максимальная скорость всего 27 км\ч). Да и наличие в войсках советских БТР-60ПБ тоже не добавило ей ничего хорошего. Однако, опыт, полученный при разработке этой машины, послужил основой для более успешных Patria, которые в различных вариантах выпускаются и поныне.

Leopard 2A4

Такие танки на вооружении финской армии не состояли, так что у экземпляра в музее — немецкая раскраска. Этот танк прибыл в Финляндию в 2009 году, но боевой службы не нес, а находился на хранении. Позднее, в 2014 году, Финляндия приобрела у голландцев сотню Леопардов в модификации 2A6 и вот они-то уже и попали в войска. На заднем плане — основной соперник Леопарда того времени, Т-72.

ВТ-55А

Танковый тягач на базе Т-55А, который предназначался для вытаскивания застрявшей бронетехники и буксирования поврежденных танков, в том числе и под огнем.  Вооружения у него, можно сказать, почти что нет — один пулемет и все. Впрочем, инженерной машине тяжелое вооружение ни к чему — ее должны защищать другие, пока она занимается своими делами.

БМП-1ПС

Финская модификация БМП-1, которая получила осветительный гранатомет Lyran, немецкие дымовые гранатометы Wiegmann и российскую противотанковую ракетную систему «Конкурс». Финны купили у СССР в 1981 году партию из 40 БМП-1, а в 1992 — еще 110 таких же машин (б\у) у армии ГДР. Эта машина — одна из тех, что купили у немцев.

SISU XA-180 Pasi

Амфибия, созданная фирмой SISU, когда финское правительство объявило конкурс на создание отечественного БТР. В конкурсе участвовали Valmet и SISU, но победили последние, потому что у них уже был опыт создания (пусть даже и неудачный) такого БТР (см JuKo).

Машину позднее переименовали в Patria Pasi и она выпускается до сих пор в нескольких вариантах (в том числе и неводоплавающих).

Окончание следует

Один ответ

Subscribe to comments with RSS.

  1. […] Окончание. Начало здесь […]


Оставьте комментарий