Pofigism as a lifestyle 2.0

Музей танков в Parola — Часть 2. 1938-1942

Posted in Мирометания, Finland by pofigist on 27 мая, 2024

Продолжение. Начало здесь

БА-10

Советский бронеавтомобиль на базе ГАЗ-ААА (он же ГАЗ-07), один из самых массовых советских средних бронеавтомобилей. Обе задние оси были ведущими, причем, на них можно было устанавливать гусеницы для улучшения проходимости. Машины этого типа попали к финнам во время Зимней Войны, а также Войны-Продолжения, причем, рекордным стал 1943 год, когда к ним в руки попали 24 такие машины. Это может показаться довольно большим количеством, но если учесть, что всего изготовили около 3400 таких бронеавтомобилей, то выражение «капля в море» будет довольно подходящим, на мой взгляд.

С 1943 года финны меняли двигатели у БА-10 на Ford V8 мощностью в 95 л.с. (у оригинала была 50-сильная рядная четверка). Машины этого типа использовались в финской армии до 1959 года, а данный конкретный экземпляр был «уволен» в 1945 году и передан тюрьме в Риихимяки, где он прослужил до 1951 года. Затем его передали в Лахти, в Конный Егерский батальон, а с 1961 года он находится в данном музее.

Считается, что это единственный полностью сохранившийся (и самостоятельно перемещающийся) БА-10 в мире.

76-RK/27

Полковое орудие советского производства образца 1927 года (если я правильно понял, то его индекс был 52-П-533). Во время Зимней войны, финны захватили 46 таких пушек, поставили на вооружение и обозначали как 76 RK/27 (76 — калибр, RK — сокращение от RykmentinKanuuna, то есть, «Полковое орудие», а 27 — год начала выпуска). Такое обозначение относилось не только к моделям начального выпуска (с литыми шинами), но и к более поздней модификации, которая поступила на вооружение в 1939 году (в СССР) и каталась на «пневматике». Впрочем, на этот счет тоже существуют разногласия и эту пушку финны могли именовать как M27-39, RK/27M или еще как-то, но больших проблем на них это не представляло, ибо новые модификации к ним попали только в 1943 году, когда они захватили аж 214 таких пушек.

В начале 1944 года ситуация на советском фронте (я имею в виду финскую точку зрения) стала отчаянной и противотанковых орудий катастрофически не хватало. Тогда они попытались использовать полковые пушки в роли противотанковых и почти сразу же потеряли 26 из них. Впрочем, эти пушки пробыли на вооружении аж до 1979 года, несмотря на то, что они порядком устарели. Кто там говорил, что военные обожают новые игрушки?

Т-28М

Средний трехбашенный танк советского производства, каковых в Parola два — один вы видите на своих экранах, а второй находится на реставрации.

В отличие от других представителей советских агрегатов, Т-28 захватили в довольно малых количествах (впрочем, их и было-то относительно немного, так что, возможно, в процентном соотношении тут все, как обычно): 7 в Зимнюю войну и потом еще 5 в Войне-продолжении. Эти машины получили произвище «почтовый поезд» (postijuna), потому что второй из захваченных финнами танков вез полевую почту, да и выглядел он довольно монструозно, как бронепоезд (мне лично так не кажется, но кто я такой, чтобы оспаривать финносолдатскую мудрость?).

Такие танки финны активно использовали во время первых двух войн: один танк переделали в тягач, сняв с него вооружение и башню, а остальные прослужили до 1951 года в качестве боевых машин. Впрочем, на все финские танки ставили дополнительное экранирование, похожее (но не точно такое же) на то, которое было установлено на одном из захваченных танков этой серии, Т-28Э.

Если верить музею, то в мире сохранилось пять таких танков: четыре в Финляндии и один в России. Проверять эту информацию я не буду, ибо мне что-то лениво. Впрочем, это касается всей информации, приводимой данным музеем, ибо в танках я разбираюсь чуть менее, чем в модельном ряде современных нам «Москвичей».

КВ-1Э

«Климент Ворошилов» (так расшифровывается «КВ») представлял из себя весьма серьезный (по некоторым оценкам — один из лучших) тяжелых танков начала Великой Отечественной войны. В то время, встреча немецких (и финских) танков с такой машиной практически гарантированно заканчивалась уничтожением оных, ибо пробить броню КВ они не могли. Впрочем, как и со всем остальным в этом мире, преимущества всегда уравновешиваются какими-то недостатками, так что впечатляющее бронирование шло в паре с относительно низкой надежностью.

Во время Войны-продолжения финны смогли уничтожить всего несколько таких танков и захватили еще два (оба находятся в музее).  Танк на фотографии пробыл на вооружении до 1945 года, после чего его списали. А с 1961 года он находится в этом музее.

Т-34М

Вот при виде этого танка (остальные советские машины, как правило, находились на открытой площадке, до которой я тогда еще не дополз) у меня случился, что называется, «разрыв шаблона», ибо уж что-что, а Т-34 со свастикой я никак не ожидал увидеть.

Насколько я понял, это то, что финны называли Т-34-76 (он же Т-34 1941 года в советской классификации), одна из первых серийных моделей.  У него одно широкое угловое зеркало (у более поздних моделей их было два, но поуже). Танк был захвачен финнами в 1943 году.

Т-60

Мне, как истинному профану в танковых делах, было довольно интересно узнать, что в СССР, кроме всем известных Т-34, КВ и ИС существовал еще целый зоопарк бронетанковой техники, такой, например, как этот легкий танк Т-60.

У данной машины первоначально была автоматическая пушка с ленточной зарядкой, но она не сохранилась и ее заменили на 37мм пушку. Финны захватили всего один такой танк и никогда не использовали его по прямому назначению — машину передали на хранение, а в музей он попал в 1960 году.

Кстати, если  вас удивляет тот факт, что на примерно половине экспонатов нет опознавательных знаков, то объясняется это довольно просто — если танк не служил в финских войсках, то символики на нем не будет. Это касается всей зарубежной (своей-то у финнов почти и не было, по крайней мере, в этот период времени) техники: советской, британской, немецкой и американской. Так что звезд (красных или белых, неважно) вы на этих машинах не увидите, равно как и немецких крестов.

КВ-1М

Второй из захваченных КВ-1. Он стал трофеем в 1942 году и последним его боем стала дуэль с Т-34-85 в 1944 году. Следы от попаданий снарядов «тридцатьчетверки» все еще видны на броне. В 1945 году танк списали в запас, а в музей машину по прозвищу «Клим» (так его называли финны) передали в 1961 году.

Landsverk Anti II

Чуть ли не единственный экспонат данного периода в музее, который был не захвачен, а официально куплен. Это шведская ЗСУ (Зенитная Самоходная Установка), причем финнам их передавали без вооружения, пушки они ставили свои собственные, Bofors. Таких ЗСУ было сделано шесть штук и они поступали в финскую армию в период с 1941 и до 1942 года.

Landsverk Anti записали на свой счет около десятка сбитых самолетов, но к концу войны они стали уже неэффективными, ибо оптическая система наведения не успевала за быстрыми самолетами, не говоря уж о новомодных, на тот момент, реактивных. В 1950-х годах их все списали с боевого дежурства и использовали исключительно в учебных целях.

Т-26 (ОТ-133)

Изначально это было огнеметным танком ОТ-133, но финны переоборудовали его в обычный Т-26, заодно убрав направленный назад пулемет и переделав башню, сделав ее скошенной формы.

Sherman M4

Чрезвычайно распространенный танк периода Второй Мировой: с 1942 и по 1945 годы их выпустили в количестве более 51 тысячи штук, из которых СССР были переданы 4252 танка. На финско-советском фронте эти танки не использовались и данная машина была захвачена немцами и увезена в Германию. В музей она попала в 1989 году в результате обменной сделки.

Т-34

Еще один Т-34 (их в музее довольно много). Описания к нему нет, так что о том, как он попал к финнам, я могу только догадываться.

Т-50

Таких машин я тоже никогда не видел, да и вообще не подозревал об их существовании, что, впрочем, объяснимо — в отличие от других танков, Т-50 был довольно редким зверем, ибо их выпустили всего-то 65 штук.

Машина предназначалась на замену Т-26, но он получился довольно трудоемким в изготовлении (почти таким же, как Т-34), так что приоритет был отдан тридцатьчетверке, как более универсальному танку. Финны захватили одну такую машину в 1941 году, отремонтировали ее и использовали по прямому назначению до 1944 года. Окончательно его списали из армии в 1955 году.

Т-70

А вот Т-70 был уже весьма распространенным танком, вторым по количеству выпущенных в СССР в годы войны. У него довольно своеобразный силуэт, с двумя двигателями, расположенных один за другим по правому борту, из-за чего башня была смещена влево. По какой-то причине, у танка в музее отсутствует пушка.

На финско-советском фронте такие танки использовались в относительно небольших количествах, что объясняет тот факт, что финны смогли захватить всего одну такую машину. Впрочем, «сменить сторону» танку не позволили, ибо финны не видели в нем смысла. В музе он попал в 1960-х годах, чудом избежав переплавки в 1945 году, когда финскую армию активно сокращали.

Продолжение следует

Один ответ

Subscribe to comments with RSS.

  1. […] Подолжение. Начало здесь […]


Оставьте комментарий