Швеция: музей SAAB. Часть 2
Продолжение. Начало здесь
В конце 1945 года руководство SAAB созвало совещание для обсуждения новой модели, которую фирма должна была создать, чтобы хоть как-то восполнить потерю основных рынков сбыта (а выпускали они, в основном, военные самолеты и только-только начали осваивать гражданский рынок). Проект получил порядковый номер 92 (все, что до 89 было зарезервировано за вояками, 90-я модель стала небольшим пассажирским самолетом, а 91-я так и вообще — тренировочным монопланом). Точных данных о ходе совещания не сохранилось, но если судить по тому, что получилось впоследствии, можно представить как оно происходило.
— Итак, начнем, — сказал руководитель проекта. — Мы тут все собрались, чтобы обсудить новый проект и это будет не самолет.
В комнате стало тихо. Компания до сих пор делала только самолеты, а единственный раз, когда она попыталась выпустить что-то другое (лодку), это не закончилось ничем хорошим для участников проекта.
Руководитель проекта обвел взглядом своих подчиненных.
— Мы будем делать автомобиль, — сказал он. — Это будет самый лучший, самый дешевый и популярный автомобиль в Швеции и вообще везде.
— Даже в Германии? — не удержался кто-то.
— Особенно в Германии, — твердо ответил руководитель. — Тем более, что им сейчас не до автомобилей, у них там жуть, разруха и русские. И еще кошмар и американцы, — подумав, добавил он. — Двигатель будет спереди, пилот, то есть, водитель, сидит тоже спереди. Пассажиры — один справа от водителя, два других сзади.
— Двое тандемом?
— Нет, парой. Но идея неплохая, надо это будет обсудить потом, когда-нибудь. В общем, давайте выдвигать идеи.
— Предлагаю сделать выпускное шасси реверсивного действия, — подал голос инженер по шасси. — В отличие от самолета, оно будет выпускаться, когда машина едет и убираться, когда стоит.
— Да? И как же оно будет выпускаться, если машина стоит? — скептически ответил руководитель.
— Ну… помните проект гидравлического подъемника? У нас до сих пор от него остались детали. Когда надо двигаться, машина себя поднимет, выпустит шасси и поедет!
— В этом что-то есть, но дороговато обойдется, — почесал лысину руководитель. — Нет, сделаем обычное, четырехколесное шасси. Неубирающееся, — добавил он.
Инженер по шасси начал говорить что-то о том, что неубирающееся шасси это прошлый век и вообще морально устарело, но его перебил двигателист.
— У нас от 91-го проекта есть десятицилиндровый двигатель. Подойдет?
— Десять цилиндров? Зачем столько?
— Ну вот есть же, давайте попробуем. Да и пропеллер где-то завалялся…
— Какой пропеллер? Вы автомобиль вообще когда-нибудь видели? — взорвался руководитель.
Инженеры переглянулись и затихли.
— Так… зайдем с другой стороны, — сказал руководитель. — Поднимите руки те, у кого есть права на вождение автомобиля.
Двое из присутствующих неуверенно подняли руки.
— Хорошо! — довольно заключил руководитель. — У нас намечается прогресс! Расскажите нам об автомобилях.
— Ну, — неуверенно начал один из поднявших ранее руки. — У моего автомобиля был капот, шесть колес и большой кузов сзади. А может, спереди? Не помню уже. Это еще перед войной было.
— А мой автомобиль был маленьким, на лыжах и у него был пропеллер! А вы говорите, что не бывает автомобилей с пропеллерами, — подал голос второй.
— У тебя был грузовик. И да, кузов у него сзади! — руководитель начал понимать, что проект будет не таким простым, как он думал до этого совещания. — А у тебя вообще был не автомобиль, а аэросани! Не бывает автомобилей с пропеллерами! Завтра организую вам экскурсию на автомобильное производство, есть тут одно мелкое предприятие ANA неподалеку. А пока что, давайте еще идеи, если они у вас есть.
— А иллюминатор можно поставить? — спросил кто-то.
— Можно! — обрадовался руководитель.
— А «дворники»?
— И их тоже! — Руководитель сиял от счатья, поскольку обсуждение все-таки пошло в правильном направлении. Так начался проект 92, ставший первым автомобилем фирмы SAAB.
В итоге, машина вышла довольно симпатичной, если не считать нескольких странностей, на которые никто не обратил внимания, потому что странностями они не казались. Например, окно багажника оказалось маленьким, а сам багажник не открывался (это решение на 55 лет опередило Tata Nano). На вопрос же «какого черта?», руководителю ответили, что он сам разрешил иллюминаторы, а где же это видано, чтобы они открывались в самолете?
Хорошо хоть от идеи десятицилиндрового двигателя от SAAB 91 Safir отказались и поставили случайно найденный одним из инженеров на свалке двухтактный двухцилиндровый движок от DKW, который отлично помещался под капот. Ну и двери открывались порознь, а не вместе с крышей, хотя инженер по кабинам не переставал ворчать, что так никто не делает.
Если серьезно, то, для своего времени, машина получилась неплохой, а коэффициент аэродинамического сопротивления был почти как у современного нам Prius, что весьма круто. Видимо, кто-то из инженеров все-так пропихнул свою очередную самолетную идею и она пришлась весьма кстати. Кстати, окрас машин первой серии тоже был позаимствован у самолетного подразделения, у них как раз случился избыток зеленой краски.
В музее выставлены три таких машины (я думал, что там будет самый первый прототип под названием Ursaab (то есть, Первый SAAB), но его там не было.
Машины на фотографиях выше из первой серии, выпуска 1950 года. У них был стандартный движок объемом 764 «кубика» и мощностью аж в 25 «лошадей», появившийся на свет в результате глубокого изучения найденного движка от DKW. Вторая машина (та, которая с двойкой на двери), принимала участие в гонках (через две недели после начала выпуска 92-го) и заняла там 2-е место (о количестве машин в заезде музей скромно умалчивает).
А это уже модернизированный вариант 92B 1956 года, у которого уже открывался багажник (ура!) и мощность движка подняли до 28 «лошадей» при том же объеме двигателя.
Всего за 7 лет было сделано около 20 тысяч 92-х, после чего ему на смену пришла модель 93, которая стала еще более успешной — их сделали около 57 тысяч за 5 лет выпуска. SAAB даже решился на выпуск спортивного варианта (под названием SAAB GT750, он же SAAB Sport на некоторых рынках) и кабриолета.
Единственный 93-й в музее является представителем заключительной серии 93F и у него двери уже подвешены на передних а не задних петлях. В остальном, это был все тот же 92-й, но со слегка модернизированным мотором, выдающим 33 «лошади».
Параллельно с обычными (по меркам SAAB, конечно) моделями 92 и 93, фирма решила разработать небольшой спортивный автомобиль, главным свойством которого был бы небольшой вес. В итоге, на свет появился проект Sonnett (он же модель 94).
Автомобиль получился очень легким — всего-то 600 кг, что дало возможность фирме разгонять его до 190 км\ч даже используя все тот же 764-кубовый двигатель от 92-го. Движок, правда, форсировали до 57 «лошадей», но все равно это было немного. Впрочем, от такого форсажа двигателю не хотелось долго жить, так что серийный автомобиль должен был получить 40-сильный вариант.
Он бы его и получил, но что-то пошло не так и в серию автомобиль не пошел. Были сделаны шесть прототипов, из которых два находятся в музее. Тот, что с номером 271 — первый, а тот, что без номера выше — пятый.
Кстати, никакого отношения к сонетам имя этой машины не имеет. Это просто парафраз шведского выражения, в переводе означающего «какой красавчик». Насчет красоты я бы поспорил, но машина получилась довольно своеобразной. Впрочем, слово «своеобразный» применимо ко всем SAAB-ам без исключения.
И последняя модель на сегодня — 95-й. В отличие от других SAAB-ов того времени, она сменила несколько поколений. Поначалу, ее делали на базе 93-го, правда, двигатель поставили другой, 841-кубовый. Затем его сменили на Фордовский V4 (тоже, кстати, довольно оригинальная штука), а кузов обновили в стилистике 96-й модели. Потом была еще одна модификация и, в итоге, после 20 лет выпуска, модель сняли с производства.
На фотографии выше — модель 1978 года (она выпускалась с 1959-го, что делает ее долгожителем даже по меркам советских машин), с двигателем V4, который позволял ей разгоняться до 149 км\ч, а разгон до сотни занимал около 15 секунд, что, в принципе, вполне неплохо для того времени.
Кузов у машины весьма оригинальный, такую концепцию я встречал только у недавно похороненного Range Rover Coupe — это двухдверный семиместник. Или, вернее, трехдверный, если считать дверь багажника. Как именно можно было забраться на третий ряд — я не представляю. Хотя, если для этой цели использовать дверь багажника, а-ля Volvo или Tesla Model S, то, наверное, залезть туда, при условии хороших акробатических способностей, можно.
Кстати, автомобиль этот продавался весьма прилично, по SAAB-овским меркам — она разошлась тиражом в 110 тысяч. Никогда бы не подумал, что такой, как бы это выразиться, интересный автомобиль будут покупать даже в таких количествах. Хотя, если есть люди, которые выбирают самый кошмарный автомобиль всех времен и народов (Nissan Juke), то покупатели нашлись и на 95-й.
Продолжение следует
Не, в спортивную модель точно надо было авиадвигло вкорячить. 😀
Они в третий вариант всадили движок от Ford Transit 🙂
Ну это не так серьезно, как 12-цилиндровый самолетный движок лошадей этак на 1000. 🙂
При весе машины в 600кг — вполне серьёзно 😉 но да, 12-цилиндровый было бы прикольней
[…] Продолжение. Начало здесь […]
[…] рассказ об истории фирмы в обзоре музея SAAB (6 частей): 1, 2, 3, 4, 5 и […]