Эксперимент Mini по прямым продажам — личный опыт
Не секрет, что купить новую машину в 2021-2022 годах было довольно проблематично и дело даже не только в сильно подросших ценах. Так, например, в феврале 2022-го я решил заказать себе Lexus 450h (подключаемый гибрид), и даже заказал, но сроки поставки постоянно сдвигались: с мая на июнь, потом на август, на ноябрь и, в итоге, дилер признался, что без понятия, когда мою машину привезут и привезут ли вообще. Что, разумеется, вылилось в сагу об отмене заказа и выцарапывании депозита (который, внезапно, дилер просто потерял и у него, если верить «менеджеру по продажам», не было никаких записей о том, что я вообще что-то платил). Впрочем, все закончилось благополучно, ибо у меня «все ходы записаны» (с) и довольно вежливый (как сейчас говорят, пассивно-агрессивный) мейл на имя директора дилершипа быстро привел их в должное чувство, а мой банковский счет — в нужное мне состояние.
Но сейчас речь пойдет не о Lexus, а об абсолютно другой машине — Mini Cooper F57. Дело в том, что я фанат кабриолетов, но, в связи с моими несколько некабриолетными габаритами, я могу поместиться за руль весьма ограниченного количества таких машин: BMW 4 Cabrio, Audi A5 Cabrio и… пожалуй, это все. По крайней мере, я так думал, пока не забрел к местному дилеру Mini и не попробовал покататься на их кабрике — места в нем оказалось навалом, несмотря на мои размеры. В тот момент я не был готов покупать Mini (думал, что мне надо бы взять что-то большое и семейное, отсюда и Lexus), но потом я подумал, что, может, черт бы с ним и почему бы не купить себе такую игрушку?
Начал обзвон дилеров, и тут выяснилось, что машину «под себя» надо ждать от 9 месяцев (рожают они их, что ли?), но если я хочу новый Mini вотпрямщас (с нулевым километражом, но зарегистрированный на дилера, так называемый pre-reg), но надо просто добавить 15-20% к цене и все будет в ажуре. Так, например, базовый Cooper мне обошелся бы в 32 тысячи фунтов (да-да, тот самый «обожаемый» всеми барабан-эдишн), при рекомендованной цене завода в 28 тысяч. Переплачивать за такое я не был готов, тем более, что мне хотелось не совсем уж «голый» агрегат, так что продолжал шерстить сайты, пока не прочел заметку о том, что Mini проводит эксперимент по прямым продажам «отказников» (то есть, машин, которые кто-то заказал, но по какой-то причине отказался их выкупать). Зашел на сайт Mini, выбрал пункт Cars in stock (то есть, машины в наличии), подобрал под себя нужную конфигурацию (комфортную подвеску, цифровую приборку, автомат, улучшенную стереосистему, камеру заднего вида, парктроники по кругу, руль с управлением всего, что только можно и подлокотник, который, по какой-то причине, в стандартный комплект оборудования не входит).
Сайт мне выдал список из таких машин и я выбрал F57 в цвете Moonwalk Grey (мышино-серый металлик с черной отделкой), который, к тому же, продавался на 2 тысячи дешевле, чем рекомендованная цена за «базу». Заплатил депозит в размере 100 фунтов (его можно вернуть, если машина мне не понравится по какой-то причине) и через час со мной связался дилер, у которого был договор с Mini на прямые продажи (не у всех дилеров он есть, как оказалось). В те же выходные смотался к дилеру, проехал на машине, которая мне очень понравилась и подтвердил заказ на сайте Mini (с дилером насчет денег разговаривать было бесполезно — он просто предоставлял Mini услуги по тест-драйвам и рассказам о том, что же еще есть в машине). Ни о каких допах речи не шло, разве что когда я прямо в автосалоне подтвердил на мобильнике заказ машины, дилер мне подарил кепочку с логотипом Mini. Прямо как в старом анекдоте про «купи Белаз, выиграешь кепочку!»
Дальше все было просто — вернулся домой и тут мне на мейл посыпались письма от Mini с описанием процесса покупки (то есть, когда ее можно забрать, ибо на машине не было номеров и ее надо зарегистрировать), как оплатить (банковским переводом, лизинг или рассрочка), как застраховать (жутко дорого, кстати) и все такое прочее. У меня был, впрочем, шанс отказаться, но тогда бы я потерял депозит в 100 фунтов, но отказываться я и не собирался. В общем, провел еще пару часов за разборами писем, выбрал вариант оплаты, выставил требование по дню регистрации (в других странах это неважно, но в Англии номерной знак на машине указывает на год ее изготовления и этот код меняется два раза в год — в апреле и сентябре, так что если бы я выбрал немедленную регистрацию, то на машине бы был 22 год, а если, как я, подождать пару недель, то 22/23, что отражается на цене на вторичке).
На следующий день после регистрации машины (дилер и приложение Mini меня держали в курсе о том, что и как происходило с машиной), я приехал к дилеру и забрал автомобиль. Интересно, что у того же дилера стоял pre-reg в черном (самом неходовом) цвете, на 15″ колесах, с минимальным оснащением и с полным набором заглушек там, где должны были быть кнопки обогрева сидений, стекла, управления климатом и так далее. И стоял он там с огромной наклейкой «машину можно забрать сегодня!» и с ценником в 31 тысячу… К слову о дилерской жадности.
В целом могу сказать, что мой опыт прямой покупки у Mini прошел успешно Единственный минус, который я смог найти во всем этом процессе — то, что доставку они делают всего один раз, к тому дилеру, который участвует в программе. А от него забирай как хочешь, даже за деньги доставка не предусмотрена.
А теперь — пара слов о том, что такое «прямые продажи» в европейском понимании (называется agency model). Вот ключевые моменты:
1. Цена фиксированная и определяется производителем. Торг невозможен за редким исключением (например, обнаружен некомплект и производитель может скинуть какую-то сумму, в качестве компенсации)
2. Контракт заключается между производителем и покупателем, дилер тут ни при чем
3. Все непроданные машины принадлежат производителю
4. Рекламу, спецпредложения и все такое прочее, оплачивает производитель
5. Дилеры получают фиксированную оплату за услуги при презентации и продаже машины клиенту
То есть, фактически, с рынка убирается конкуренция между дилерами. Ситуация, когда дилер в другом городе сможет предложить цену ниже, станет невозможно и в этом состоит основное отличие от, скажем, рынка компьютеров, когда производитель конкурирует с продавцами (например, можно купить компьютер напрямую у Dell, а можно в магазине и не факт, что предложение Dell окажется лучшим). На том рынке, который существует сейчас, такая схема — это, скорее, благо, ибо дилеры не смогу шантажировать покупателей «допами» (не купишь коврики за овердофига денег, не отдам машину!). А вот что будет потом — хороший вопрос…
На сегодняшний момент, эксперимент Mini был признан удачным (еще бы, Tesla именно так и продает свои машины, так что пример перед глазами!) так что несколько брендов решили полностью сменить свою модель продаж на прямую. В их число входят: Stellantis (Abarth, Citroen, FIAT, Jeep, Peugeot, Vauxhall — точной даты нет, Alfa Romeo, DS — 2024), VW (Audi, Cupra, SEAT, Skoda, VW — точной даты нет), BMW (2026), Mini (2024), Genesis (уже), JLR (2024), Mercedes-Benz (уже), Smart (уже), Volvo и Polestar (конец 2023). В число фирм, которые предпочитают дилерскую систему продаж входят: Ford, Hyundai, Kia, Mazda, MG, Nissan, Suzuki, Toyota. Не приняли решения в Renault и Honda.
В общем, похоже, что европейский авторынок стоит на пороге больших перемен. С одной стороны, мой личный опыт в покупке машины «напрямую» был успешным, а с другой — есть вопросы. Например, насколько дороже станет дилерское техобслуживание (деньги-то им откуда-то брать надо)? Или — не приведет ли такое переформатирование к подписной модели, когда машинами всегда будет владеть производитель, а «пользователи» будут просто оплачивать подписку за право пользования? Хм, даже не знаю, что и сказать…
Клёвый опыт! Спасибо за пост.
Сорри. не могу удалить первый недописанный коммент
Спасибо 🙂 Недописанный пост удалил.
[…] этой статьи меня сподвиг мой собственный опыт покупки Mini Cooper Convertible, во время которого (а также до и после […]