Pofigism as a lifestyle 2.0

L’Aventure Citroen — Часть 13. 1999-2005

Posted in Citroen, Мирометания, автомобили, France by pofigist on 11 октября, 2022

Продолжение. Начало здесь

Потихоньку мы добрались до той поры, когда, на мой невзыскательный взгляд, интерес в модельном ряду Ситроена представляют только концепты, да простят меня счастливые обладатели всяческих там C3 или, не к ночи будь упомянутой, Xsara Picasso. Надо сказать, что этот период у всех производителей (ну почти) мне очень не нравится, ибо я никогда не был поклонником биодизайна и раздутых эллипсообразных форм (за редким исключением). Так что я вполне готов к потоку комментов в стиле «аффтар, ты нифига не понимаешь в дизайне, ситроенах и вообще в автомобилях, зачем тратишь энергию на буквы?!!!».

Citroen C6 Lignage

1999-Citroen-C6_Lignage

В конце 90-х и начале 2000-х многие автопроизводители начали смотреть назад, в собственную историю и пытаться доказать миру, что они этой самой истории до сих пор соответствуют. Фольксваген сотворил New Beetle, Chrysler решил переосмыслить дизайн своего же Airflow в виде чего-то древнеподобного под названием PT Cruiser, Plymouth выкатил сногсшибательный (на мой взгляд) Prowler, а Rover напару с BMW возродили Mini. На этой волне, ситроеновцы тоже решили выкатить эдакое нечто, но ограничились отсылками к истории своей же компании, а именно к модели C6 1928 года. Общего у этих двух машин было только имя и позиционирование в качестве флагмана фирмы.

К тому времени, крючкотворы из финансового отдела PSA уже немного успокоились, видя, что такие машины, как Saxo и Xsara «делают кассу» и решили пойти на поводу у зануд-журналистов и разочарованных фанатов бренда, разрешив фирме опять начать работать над интересными машинами. А поскольку руководство как раз обнаружило, что с прекращением производства XM в модельном ряде образуется дыра, то ее можно было заткнуть чем-то не особо нужным, но зато престижным и малопродающимся (продажи рассчитывались в районе 3 тысяч в год, что для современной серийной машины (про всякие там Роллсы я не говорю) — капля в море).

Машину было решено построить на новой платформе PF3 (кстати, PF и означает Plate-forme, что, конечно, очень изобретательно), на которой планировалось выпускать замену Xantia, которую поначалу называли X4, но потом переименовали в C5, но для того, чтобы отделить будущий простонародный C5 от флагмана C6, платформу растянули (C6 Lingnage был почти пятиметровым).

Фирма представила C6 Lignage на автосалоне в Женеве в 1999 году и позиционировала автомобиль, как Gran Tourer, для дальних комфортных путешествий. Внутри, как и полагается шоу-кару, были капитанские кресла с индивидуальными настройками, встроенный телевизор, модем для подключения к Интернету, зарядки для лаптопов, а вся мультимедийка перекочевала в него прямиком из серийного XM Multimedia, который мы имели счастье созерцать в прошлой серии. Разумеется, не обошлось без чисто европейского увлечения экологией и экономией топлива (это в такой машине-то?). Зеркала заднего вида заменили на камеры, «дворники» получили обтекатели, а решетка радиатора стала электронно-управляемой (жалюзи подстраивались под скорость машины, чтобы уменьшать аэродинамическое сопротивление).

Еще из технических наворотов можно отметить секвенциальную коробку-автомат, камеру ночного видения, гидропневматическую подвеску (серьезно? у Ситроена? даже странно, что ее специально упомянули в промо-материалах), электронный стояночный тормоз (штука, которую я лично ненавижу, хотя и работал над ней еще в 2000-х годах), фары с переменной фокусировкой, распознавание голоса для мультимедийки, систему слежения за состоянием водителя (так вот откуда пошел весь этот неотключаемый электронный мусор, который сейчас заставляют ставить во все машины!), сиденья с массажем, подогревом и вентиляцией, ну и навигационная система, куда уж без нее-то. Про двигатели, правда, скромно умолчали, ограничившись упоминанием того, что они могут быть бензиновыми и дизельными (что, правда?).

Машина на фотографии : 1999 года
Двигатель : 3.0л, 6 цилиндров, 215 л.с., 6 передач (автомат)

Citroen Xsara Picasso

1999-Citroen-Xsara_Picasso_1

Одна из немногих серийных машин в этом выпуске. Лично мне она абсолютно не нравится, но отрицать тот факт, что она была очень успешной я, не могу. Одно время практически все мамочки, привозившие детей в окрестные школы ездили на этих яйцах на колесах, благо что машина была дешевой и довольно экономичной — затем их (Xsara Picasso, не мамочек) добивали иммигранты из всяческих там африканских стран, а теперь такие автомобили довольно редко встречаются, видимо, у последних-таки получилось изничтожить всю популяцию.

Уж не знаю зачем, но фирма решила лицензировать имя Пабло Пикассо в качестве торговой марки, что вызвало раздрай в семействе художника (и даже судебные иски). Кстати, это была не первая машина Citroen, к которой Пикассо был причастен — в 1960-х годах он разрисовал Citroen DS и обозвал получившийся шедевр «Венки мира».  Эту же машину разрисовали роботы под песенку группы Pink Martini под названием «я не хочу работать» (Je ne veux travailler), что очень символично, как на мой британский взгляд — французы настолько привыкли бастовать, что у них даже роботы отказываются работать.

С технической точки зрения, это была Xsara, на которую водрузили кузов, сделанный по образу и подобию Xanae (мы ее видели в предыдущей серии).

Годы и объем выпуска : 1999-2011, 1758022 машины
Машина на фотографии
: 1999 года
Двигатель : 1.6л, 4 цилиндра, 90 л.с., 5 передач
Максимальная скорость: 165 км\ч

Citroen Osmose

2000-Citroen-Osmose

Машина, которая была призвана создать ответственную синергию (что бы это ни значило) между пешеходами и автомобилистами). Водитель мог указать на стекле машины пункт своего назначения, а пешеходы, желавшие попасть примерно в ту же сторону, могли выразить свое желание через специальное приложение на телефонах, работавших с WAP-доступом в Интернет. В этом случае, водитель получал предупреждение о том, что потенциальный пассажир будет ждать его в таком-то месте, а после того, как он подтверждал свое желание довезти халявщика до места назначения (платить за проезд не предполагалось), пассажир получал текстовое сообщение с номером машины. В общем, эдакая смесь Uber и сервиса по подвозке попутчиков (никогда не интересовался, как эта штука называется).

Электромобиль мог вмещать трех человек с багажом или пять без багажа. На крыше машины установлены солнечные панели, которые питали систему очистки воздуха, поглощавшую углекислый газ и, таким образом, очищавшую воздух в городе. В общем, мечта «экологов» и абсолютно нежизнеспособная при том.

Кроме «зеленых» технологий, у машины появился радар, целью которого было избежать столкновений с пешеходами, а если такое столкновение все же произошло, то у машины были подушки безопасности спереди и сзади (снаружи), так что пешеход мог бы отделаться легким испугом. Мог бы, потому что никто, даже Citroen, не решился запускать такое «чудо» в производство и Osmose остался в единственно-выставочном экземпляре, который показали на Парижском автосалоне в 2000-м году.

Машина на фотографии : 2000 года
Двигатель : электрический

Citroen C-Crosser

2001-Citroen-C-Crosser

Нет, это не «распил» и не «конструктор», сваренный из останков двух машин, а новейший, по тем временам, концепт внедорожника (я серьезно) от Citroen, под названием C-Crosser. Если вы считаете, что фирма достигла максимального уровня идиотизма с Osmose, то этот автомобиль, созданный по мотивам C3 Air (о нем мы говорили в предыдущей серии) представляет собой нечто вроде пятиметрового Pluriel, то есть, автомобиль-трансформер, который можно превратить либо в пикап, ландоле или шестиместный внедорожник.

Крыша здесь складывается как в кабриолете, но не полностью — ее задняя часть вместе с крышкой багажника прячется под пол, таким образом, превращая машину в пикап (куда они сиденья девали, интересно?). Но можно спрятать только саму крышу, получив, в итоге, ландоле (фирма его называет полу-родстер).

Управление машиной осуществляется с помощью системы drive-by-wire, то есть, рулевая колонка к колесам никак не присоединена. Да и педалей тоже нет, все регулируется движениями руля-штурвала, похожего на букву U, включая тормоза и «газ».  Машина полноприводная и полноуправляемая и у нее даже есть режим краба, когда она может двигаться боком. А вот насчет двигателей есть неясность: в промо-материалах указывалось, что у C-Crosser двухлитровый турбодизель, а в музее написано, что 1.2л бензин.

Кстати, название C-Crosser стало причиной издевательств над Mitsubishi Outlander, который Citroen продавал в Британии именно под таким названием. Дело в том, что «tosser» означает на сленге «мудак»  «редиска, нехороший человек», а в сочетании с буквой C (произносится как «си», то есть созвучно «смотри»), вообще получалось интересно. Впрочем, к C-Crosser мы еще вернемся, но не в виде Citrobishi, а в качестве очередного концепта, который, на мой взгляд, намного интереснее этого.

Машина на фотографии : 2001 года
Двигатель : 1.2л, 4 цилиндра, 143 л.с., автомат

Citroen Saxo Kit Car Super 1600

2001-Citroen-Saxo_Kit

Раз уж серийных Saxo в музее нет, то черкну пару слов об этом автомобиле в описании к этой спортивной машине.

По большому счету, это то же самое, что и Peugeot 106, массовый автомобиль класса супермини, который потом заменили сразу на две машины: трехдверный C2 и пятидверный C3 (терпеть не могу ни то, ни другое). Автомобиль стал бестселлером, ибо был дешев, а горячие варианты VTS и VTR были весьма популярны у молодежи.

Кстати, какая-то умная голова из британского подразделения Citroen придумала гениальный маркетинговый ход: дело в том, что страховые компании заламывали невменяемые цены на страховку VTS/VTR для молодежи, вполне справедливо полагая, что в самом ближайшем времени им (страховщикам) придется вытаскивать машину из ближайшего кювета или сматывать ее с фонарного столба. Но поскольку денег на такие страховки у пацанья не было, а ездить без оной было весьма чревато, то Ситроен стал продавать спецверсию VTC (или VTX? не помню уже точно), которая была предназначена для тех, кому важно было казаться, а не быть. У этой версии был обвес точь-в-точь как у VTS, но под капотом вместо 120-сильного движка 1.6, находился чахлый 60-сильный 1.1л, так что разгон до «сотни» занимал вместо 7.5 секунд примерно 13. При покупке машины, фирма дарила покупателю страховку на год, так что приток молодняка в салоны дилеров Citroen был просто феноменальным.

Но вернемся к той машине, которая изображена на фотографии. Для продвижения Saxo в среде энтузиастов автоспорта, фирма придумала монобрендовые (или лучше сказать «мономодельные»?) соревнования: Saxo Cup, Saxo Challenge (ралли) и Saxo Glace (ледовые гонки). Но оказалось, что публика, которая любит гоняться на Saxo, в массе своей, не особо богатая и не может себе позволить иметь чисто спортивную машину, которой запрещено выезжать на дороги общего пользования. Вот для таких фанатов и был создан дорожный вариант, предназначенный, кроме всего прочего, для ралли формулы Super 1600, бессмертные формы которого запечатлены на фотографии выше.

Машина на фотографии : 2001 года
Двигатель : 1.5л, 4 цилиндра, 200 л.с.

Citroen Xsara WRC

2001-Citroen-Xsara_WRC

Про Xsara мы тоже, вроде бы. ничего не говорили (Picasso не в счет).

Машина получилась вполне «в рынке», то есть, обычным семейным автомобилем, который неплохо продавался, но не представлял собой ничего выдающегося. Просто машина. Но с другой стороны, было несколько интересных вариантов, например, Xsara AutoPC, у которой была встроенная мультимедийная система на Windows CE, созданная совместно с Microsoft. У такой машины был ченджер с 6 дисками, телефонный функционал (SMS и голосовая связь, не говоря уж о доступе в Интернет, а также система из 45 настраиваемых звуковых сигналов, которые пользователь (не говорить же «водитель»?) мог настроить «под себя». Таких машин сделали всего 500 штук.

Еще одной интересной моделью была DYNActive — последовательно-параллельный гибрид (как Prius), который, в отличие от конкурента, мог проехать до 80 километров (сравните с 1.5 километра у Prius!) на электротяге.

Ну и в спорте тоже все было хорошо, например, у Xsara Kit Car на которой гонялся Себастьен Лёб (позже он перешел на Xsara WRC, которая изображена на фотографии выше). Эта конкретная машина выиграла ралли 2001 года, гонки в Монте Карло (2003), Сан Ремо (2003) и на Кипре (2004), все с Лёбом за рулем (кроме первой гонки).

Машина на фотографии : 2001 года
Двигатель : 2.0л, 4 цилиндра, 315 л.с.

Citroen C-Airdream

2002-Citroen-Airdream

К сожалению, с такого ракурса показать красоту этой машины у меня не вышло, а жаль — автомобиль очень красив. Это купе 2+2 с резко обрубленной задней частью (потом нечто подобное сделают на C4 Coupe), а система управления перекочевала на нее с C-Crosser (то есть, drive-by-wire). Подвеска — Hydractive 3.

Машина на фотографии : 2002 года
Двигатель : 3.0л, 6 цилиндров, 211 л.с., автомат

Citroen C-Airlounge

2003-Citroen-C-Airlounge_1

Очередное страхолюдство на базе C5, созданное для того, чтобы продемонстрировать (цитирую) «синтез нового качества жизни в общем пространстве изысканного дружелюбного дизайна». Я тоже ничерта не понял, но в целом идея тут такова — продемонстрировать возможность создания большого MPV на пять человек, причем, его аэродинамическое сопротивление должно было быть как у суперкара.

Будем считать, что им это удалось. По крайней мере, водителю вернули педали, а то в C-Crosser он должен бы был обходиться без них. В общем, обычный шоу-кар, без каких-либо перспектив на будущее. В отличие от его преемника 2005 года, кстати.

Машина на фотографии : 2003 года
Двигатель : 3.0л, 6 цилиндров, 215 л.с., 6 передач, автомат

Citroen C4 VTS

2004-Citroen-C4_VTS

Ну вот, потихоньку добрались до более-менее современных машин. C4 пришел на смену Xsara и его вариант Coupe был одним из немногих машин марки, о покупке которых я задумывался. Еще одной такой машиной был германообразный C5 второго поколения (у нас их даже рекламировали как «хочешь купить немецкую машину, сделанную немцами? купи немецкую машину, сделанную французами!», что, как на мой взгляд, исключительный идиотизм), который мне очень нравился внешне, но дилер отбил всю охоту его покупать (похоже, что у дилеров Ситроена ко мне личная неприязнь).

Интересно, что чем ближе к 2022 году, в котором я пишу эту серию, тем меньше информации об автомобилях приводится на пояснительных табличках. Если к автодревностям было очень подробное описание, то к серийным машинам среднего возраста, можно сказать, никаких пояснений не прилагается. Ну хоть модель указали, и то ладно…

Годы и объем выпуска : 2004-2010, 2300100 машин
Машина на фотографии
: 2004 года
Двигатель : 2.0л, 4 цилиндра, 175 л.с., 5 передач
Максимальная скорость: 230 км

Citroen C3 Pluriel

2005-Citroen-C3_Pluriel

Я понимаю, что дизайнеры Citroen постоянно пытались как-то выделиться путем создания необычных автомобилей, но того, кто продавил запуск этой машины в производство, надо было увольнять с позором ко всем чертям. Ибо более непрактичный автомобиль представить себе трудно — он одинаково плох, как кабриолет и хэтч и, на мой взгляд, заслуживает «чести» быть удостоенным приза на самую дурацкую дизайнерскую идею (ну кроме Osmose, конечно — такое переплюнуть трудно).

Если вам интересно почему я так считаю, можете посмотреть на предшественника этого автомобиля, C3 Air. И, кстати, считал так не только я, похоже, но и покупатели, потому что за почти восемь лет производства, машина разошлась тиражом чуть более 100 тысяч экземпляров. За то же время продали примерно в 25 раз больше обычных C3 (который, на мой взгляд, тоже довольно неинтересная машина). Pluriel не помогли даже маркетинговые ужимки, вроде выпуска серии Charlestone, созданной по мотивам 2CV.

Годы и объем выпуска : 2003-2010, 109682 машины
Машина на фотографии
: 2005 года
Двигатель : 1.4л, 4 цилиндра, 70 л.с., 5 передач
Максимальная скорость: 160 км

Citroen C15

2005-Citroen-C15

Очень популярный фургончик, собранный на базе Visa (из-за увеличенной колесной базы, задняя подвеска цельнотянутая у BX). Интересно, что его начали выпускать, когда Visa уже была, что называется, «на излете», но модель производили еще 17 лет после окончания выпуска Visa. Я, кстати, на таком успел поездить и, в общем, он мне понравился. Хорошая и неприхотливая рабочая лошадка.

Пожалуй, из всех серийных машин в этом посте, это единственная машина, которую бы я выбрал для себя.

Годы и объем выпуска : 1984-2005, 1235042 машины
Машина на фотографии
: 2005 года
Двигатель : 1.9л, 4 цилиндра, 60 л.с., 5 передач
Максимальная скорость: 135 км

Citroen C-Airplay

2005-Citroen-C-Airplay

Лично мне этот концепт напоминает мелкий триумвират Aygo/C1/107, который появился на свет как совместный проект PSA и Toyota. Впрочем, Aygo начали разрабатывать с 2001 года, так что вопрос о том, что появилось раньше — японская курица или вот это французское яйцо, не стоит.

C-Airplay — это очередной дизайнерский изыск, предназначенный показать миру, что современный городской автомобиль выбирают те, у кого динамичный и активный образ жизни (я иногда просто офигеваю от потуг дизайнеров натянуть сову на глобус в поисках оправдания своим «хотелкам»), а посему основной «фишкой» дизайна был свет и воздух. Ну и белый цвет, разумеется, так что в рекламе концепта на машине ездили исключительно белые люди в белых одеждах (в современном мире это, к сожалению, выглядит как антисоциальный вызов), а саму машину парковали на белых улицах на фоне белых зданий. Оттенки белого, понятное дело, были разными, а иначе бы пришлось представить просто чистый лист бумаги в качестве фона.

Если насчет света тут все ясно (крыша прозрачная), то насчет воздуха могут возникнуть вопросы. Понятное дело, что самый простой способ проветрить машину — это открыть окна, но французские дизайнеры явно не искали легких путей. В их видении мира, для этой задачи надо было открывать специальные вставки в дверях (их можно видеть внизу дверей), которые могли служить воздухозаборниками. Интересно было бы посмотреть на этих, которые «все в белом», если бы на дороге вдруг случайно обнаружилась бы лужа. Впрочем, я уверен, что и в этом случае под это подвели бы какую-то глубоко философскую базу, вроде «единение с природой» или что-то в таком же стиле (не признавать же им себя идиотами, так?).

Ну и, как водится, описание машины захлебывается от восторженных описаний удовольствия от вождения, безопасности (само собой), экологичности (еще бы!) и непревзойденных ощущений путешествий по городу на этой машине (такое впечатление, что все эти пресс-релизы пишутся одним и тем же человеком, который никогда не приходит в сознание из-за затянувшегося запоя). Кстати, самой интересной «фишкой» машины, на мой взгляд, стало размещение панели приборов по центру руля (вернее, в глубине этого самого центра, который, разумеется, не вращался вместе с самим рулем). Как это совместили с безопасностью, я не в курсе (в этом месте обычно располагается подушка безопасности), но выглядит эффектно.

Машина на фотографии : 2005 года
Двигатель : 1.6л, 4 цилиндра, 110 л.с., автомат

Citroen C-Sport Lounge

2005-Citroen-Sport_Lounge

Прошу прощения за мерзейшую фотографию, но, я думаю, вы уже узнали в этой машине будущий Citroen DS5.

Этот концепт является развитем идей, заложенных в C-Airlounge, так что аэродинамическое сопротивление осталось таким же: 0.26. А вот одного пассажира по дороге потеряли — машина была рассчитана на 4 человек, включая водителя. Задние двери, как и полагается концептам, подвешены сзади, но за исключением этого, машина была почти серийной. С вашего позволения не буду приводить все маркетинговые изыски, которыми усыпано описание машины в музее, просто составьте сами любое предложение из вот этих слов: гармония, удовольствие, непревзойденный, комфорт, роскошь, свобода… 

Машина на фотографии : 2005 года
Двигатель : 2.0л, 4 цилиндра, 140 л.с., автомат

Продолжение следует

комментария 3

Subscribe to comments with RSS.

  1. […] Продолжение. Начало здесь […]

  2. […] Похоже, что в 2000-х годах градус идиотизма в группе дизайнеров Ситроена просто зашкаливал за все пределы. Ну вот посудите сами — они решили создать (цитирую музей) «еретическое прочтение концепции 2CV для современных городских активистов». Я очень долго пытался осмыслить сию фразу и единственное, что мне приходило в голову — это дружелюбное, экологически чистое транспортное средство, с минимальной стоимостью и заточенное на каршеринг, то есть, что-то типа Citroen Osmose. […]

  3. […] описание фирменного музея здесь: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: