Pofigism as a lifestyle 2.0

L’Aventure Citroen — Часть 8. 1973-1976

Posted in Citroen, Мирометания, автомобили, France by pofigist on 10 сентября, 2022

Продолжение. Начало здесь

В начале 1973 года ничего не предвещало беды (штампы, штампы), но по меткому выражению товарища Черномырдина, никогда такого не было и вот опять. Проблемы начались с того, что FIAT решил выйти из PARDEVI и продал 49% акций Ситроена обратно Michelin (по договору у итальянцев была такая возможность). Затем началась очередная арабо-израильская война и нефтяное эмбарго, наложенное арабами на всех, кто хоть как-то поддерживал израильтян. К этому можно было добавить большие расходы на создание GS и CX, отличный, но плохо продающийся SM, вливания на поддержку Maserati и сожравший кучу денег, но не принесший никакой выгоды проект по выпуску роторных двигателей Comotor.

в 1974 году свою лепту в надвигающееся банкротство Citroen внесли американцы со своими идеями насчет безопасности автомобилей — из-за того, что машины с гидропневматикой, которыми славился Citroen не могли соответствовать новым правилам, введенным американским правительством, Citroen потерял один из самых прибыльных своих рынков.

В Michelin поняли, что спасти фирму им не удастся и подали документы на банкротство, почти через 40 лет после того, как подобное пришлось сделать основателю компании, Андре Ситроену. На этот раз французское правительство все же предприняло кое-какие шаги, фактически приказав Peugeot выкупить полумертвую (с финансовой точки зрения) фирму, при этом в соглашении было прописано, что компании должны продолжать конкурировать между собой. Именно этим объясняется тот факт, что дилерская сеть Peugeot и Citroen не была объединена между собой. То есть, логистика, разработка и финансы у компаний объединены, а вот сеть продаж — нет.

Получив контроль над Citroen (поначалу Peugeot приобрела 39% акций, но вскоре увеличила долю до 89%),  бухгалтеры Peugeot затеяли распродажу неприбыльных активов, чтобы Citroen могла сосредоточиться на массовых легковых машинах и не лезла туда, где она не могла преуспеть. В 1975 году Berliet отошла к Renault, а Maserati — к De Tomaso, причем там тоже все было не так просто. Вместо того, чтобы сразу продать фирму, Michelin объявил о ее ликвидации, что вызвало серьезные протесты в Италии (как это, лягушатники оставят нас, гордых итальянцев, без работы?!) и в дело вмешалось итальянское правительство, уговорив Michelin заморозить процесс закрытия фирмы на полгода. За это время было принято решение, что итальянское правительство организует специальную холдинговую компанию GEPI и выкупит 89% акций Maserati, а остальные акции купит De Tomaso.

Несмотря на то, что у De Tomaso было всего 11% акций Maserati, с 1975 года фирмой управлял именно он. Выкуп правительственных акций был завершен только в 1989 году, причем 49% из них он тут же перепродал FIAT. В 1993 году FIAT выкупил оставшиеся у него акции, после чего стал единоличным владельцем Maserati, которая к тому времени уже избавилась от наследия Citroen.

Как обычно и было в истории Citroen, время для финансовых сделок было выбрано самое неподходящее. В мире бушевал кризис, автомобильная промышленность активно перестраивалась на выпуск мало- и микролитражек, а у Citroen как раз и были такие автомобили, которые как нельзя лучше подходили к сложившимся условиям. Их 2CV, Dyane и Ami продавались отлично, а вот на DS и SM компания теряла деньги, так что первое, что сделали в Peugeot — прибили и то и другое, тем более, что замена DS в лице CX уже была готова к выпуску. В итоге, уже в 1976 году Citroen принесла серьезную прибыль своим новым владельцам. Если бы только у Michelin хватило терпения подождать еще немного, а заодно прибить неприбыльные модели, то, вполне возможно, они бы владели Citroen и до сих пор.

А пока что приготовьтесь смотреть на уже порядком осточертевшие машины, созданные Citroen еще в Мишленовскую эпоху. Впрочем, те автомобили, которые последуют дальше, на мой непросвещенный и антифранцузский взгляд, еще скучнее, взять хотя бы Visa.

Citroen Ami Super

1973-Citroen_Ami_Super

Самая мощная серийная Ami получила бензобак увеличенного объема (похоже, что маркетологи Citroen не могли найти чем бы им похвастаться, ибо это впервые, когда я вижу, что увеличение бензобака записывают в абсолютные достоинства), который стал вмещать 40 литров, вместо 32. А на крыльях появилась табличка с надписью 1015, чтобы прохожие могли убедиться в том, что это не какой-то там древний Ami а самый новый, мощный и современный, с двигателем от GS. Продажи, впрочем, были довольно удручающими, особенно на фоне древнего 2CV.

Годы и объем выпуска : 1973-1976, 24797 машин
Машина на фотографии
: 1973 года
Двигатель : 1.0л, 4 цилиндра, 61 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 150 км\ч

Citroen DS 23 Pallas

1973-Citroen_DS23

Скажите честно, вам еще не надоели эти DS? Потому что я даже уже и не знаю, что о них писать, настолько их много в этом музее.

А да, совсем забыл. Эта машина выставлена на продажу. В описании написано, что у нее три предыдущих владельца, но пробег не указан. Написано только, что в 2018 году машину реставрировали и потом она проехала 6250 километров. В общем, каких-то 40500 евро и она ваша!

Годы и объем выпуска : 1972-1975, 1456115 машин (всех DS)
Машина на фотографии
: 1973 года
Двигатель : 2.3, 4 цилиндра, 139 л.с., 3 передачи (автомат)
Максимальная скорость: 180 км\ч

Citroen 2CV Raid Afrique

1973-Citroen-2CV

Африканское ралли 1973 года проходило, если вы еще не догадались, по Африке с заездом в чарующее место под названием Сахара, через регион Тенере, который считался недостижимым для машин с колесной формулой 4×2. Шестьдесят вот таких вот 2CV проехали по этому маршруту за месяц, с 27 октября и по 28 ноября 1973 года, покрыв дистанцию в 8000 км.

Участвовавшие в данном автопробеге машины были, фактически, серийными, но в «африканской» комплектации — усиленная защита двигателя и коробки передач, а объем бензобака (у меня что сегодня, день рассказов о бензобаках?) увеличен до 65 литров.

Машина на фотографии : 1973 года
Двигатель : 0.6, 2 цилиндра, 28 л.с., 4 передачи

Citroen SM Bandama

1973-Citroen-SM_Bandama

Этот SM уж точно не был серийным — он был специально подготовлен для ралли, проходившего в Кот-д-Ивуаре (Берег Слоновой Кости). Трассу протяженностью в 4000 км преодолели всего 8 экипажей из 73, что, если честно, впечатляет. Эта машина пришла к финишу шестой, а пятой стал почти такой же SM.

Машина на фотографии : 1973 года
Двигатель : 3.0, 6 цилиндров, 250 л.с.

Citroen Urbaine II

1973-Citroen-Urbain_II

Отвлечемся от уже порядком поднадоевших DS, SM и 2CV и посмотрим на нечто, на что в реальной жизни смотреть (а тем более, ездить) никак не хочется.

Помните Urbain I (он же Zup) из предыдущей серии? Так вот, это его младший брат, которому сменили кабину, сделав ее не сдвижной, а откидной, а заодно лишив одной из двух фар. Кроме того, машину сделали, фактически, трициклом, максимально сблизив передние колеса так, что они стали составлять почти одно целое.

Идея, как утверждает музей, состояла в том, чтобы дать горожанам максимально экономичное траспортное средство. Мне вот интересно — сколько раз маркетологи и фанаты светлого экологического будущего будут наступать на эти грабли? Ни один из проектов «экономичного, экологичного, микроскопического городского автомобиля» просто не взлетел, за исключением Smart, но там Мерседесовцы смогли сделать машину, скорее, модным аксессуаром, а не таким вот компактным кошмарчиком на трех/четырех колесах.

Годы и объем выпуска : 1973
Машина на фотографии
: 1973 года
Двигатель : 0.6, 2 цилиндра, 29 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: неизвестно

Citroen CX 2000

1974-Citroen_CX_2000_1

В 1974 году фирма представила CX, который пришел на замену уже порядком устаревшему (и надоевшему) DS. Название машины означало «коэффициент лобового сопротивления», который был довольно низким по тем временам (0.36), что вызвало бурю статей в немецкой автопрессе, которые можно охарактеризовать фразой «французы врут!».

Машина была не настолько суперсовременной снаружи, каковой она была внутри: вместо привычных всем стебельков поворотников и фар, управляющие элементы были закреплены на передней панели, рядом с приборкой. Сама же приборка получила спидометр с вращающимся индикатором, да и вообще выглядела весьма необычно. Управление климатом перенесли с передней панели на пространство между сиденьями (я вообще удивляюсь, как это им в голову не пришла мысль установить рычаг тормоза в центре лобового стекла?). А еще «поворотники» не имели автоматического выключения сигнала после поворота руля — Citroen объяснял это тем, что принимать решение о выключении «поворотников», должен сам водитель. В общем, это был настоящий Ситроен, а не что-то, созданное бухгалтерами.

Машина на фотографии относится к первой экспериментальной партии (Pre-Series 1), идея которой состояла в том, чтобы отладить производственный процесс перед тем, как включать рубильник массового производства.

Годы и объем выпуска : 1974-1991
Машина на фотографии
: 1974 года
Двигатель : 2.0, 4 цилиндра, 102 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 175 км\ч

Citroen GS Birotor

1974-Citroen_GS_Birotor

Помните M35? После завершения испытаний той модели, было принято решение начать выпуск GS с двухроторным Ванкелем. Машина полностью провалилась в продажах, потому что она была дороже обычных GS, да и расход топлива был выше (13л на «сотню»), что немаловажно в условиях топливного кризиса. В итоге, за два года производства фирма смогла продать всего 847 таких машин, что явилось одной из причин плачевного финансового положения.

Годы и объем выпуска : 1974-1975, 847 машин
Машина на фотографии
1974 года
Двигатель : 2.0, 2 ротора, 107 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 175 км\ч

Citroen SM

1974-Citroen_SM

Можете полюбоваться на один из последних SM (с инжекторным движком) в серии. Больше их в этом повествовании не будет.

Годы и объем выпуска : 1970-1975, 12920 машин
Машина на фотографии
: 1974 года
Двигатель : 2.7, 6 цилиндров, 178 л.с., 5 передач
Максимальная скорость: 230 км\ч

Citroen DS 20 Break

1975-Citroen_DS20

DS в кузове «универсал» был восьмиместным. А еще его можно было превратить в коммерческий развозной транспорт: грузоподъемность машины составляла полтонны. Странно даже, что они не выпустили вариант Commerciale.

DS20 пришла на замену DS19. Двигатель немного подрос в объеме, да и мощность увеличилась.

Годы и объем выпуска : 1969-1975
Машина на фотографии
: 1975 года
Двигатель : 2.0, 4 цилиндра, 99 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 165 км\ч

1975-Citroen_DS23_1

Я хотел бы написать о том, что это последний раз, когда в этой серии появятся DS, но не могу. Причину вы увидите сами, серий эдак через пять-шесть.

А пока что, наслаждайтесь видом двух почти одинаковых DS23.

Годы и объем выпуска : 1972-1975, 1456115 машин (всех DS)
Машина на фотографии
: 1973 года
Двигатель : 2.3, 4 цилиндра, 139 л.с., 3 передачи (автомат)
Максимальная скорость: 180 км\ч

Citroen RE2

1975-Citroen-RE2

Моей первой реакцией на RE2 было заорать что-то в стиле «чаааво?», потому что я никогда даже и не подозревал, что Citroen строил вертолеты, да еще и с двигателем Ванкеля.

В начале 1970-х годов французы серьезно озаботились доминированием янки во многих областях экономики, а зная галльский менталитет, которому уступает, возможно, только печально знаменитая фраза «дойчланд убер аллес» (перевод, думаю, не требуется), то можно было предположить, что какая-то из французких компаний решил положить конец беспардонным попиранием презренными американскими Bell-ами прекрасного французского неба.

Такой фирмой стал Citroen, который как раз искал, куда бы еще пристроить очередную поделку Comotor. Вертолет получил примерно тот же движок, что и GS Birotor, но с большим рабочим объемом и, соответственно, мощности. Машину разрабатывали пять лет, но дальше создания единственного прототипа дело не пошло: сказалась косность авиационных регулирующих органов, которые хоть и были французами, но действовали в лучших традициях немцев, заставляя всех производителей соблюдать нормативы. А затем Comotor перестал существовать (и чуть было не перестал существовать сам Citroen), так что американцы смогли вздохнуть спокойно.

Если верить описанию, то это был двухместный вертолет, в котором шумы и вибрации были снижены до минимума, благодаря двигателю Ванкеля. Расход топлива был относительно небольшим — 23 литра на 100 км полета.

Годы и объем выпуска : 1971-1975, 1 машина
Машина на фотографии
: 1975 года
Двигатель : 2.4, 2 ротора, 190 л.с.
Максимальная скорость: 205 км\ч

Citroen GS Club

1976-Citroen_GS

Как говорил незабвенный Козьма Прутков, «если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол, — не верь глазам своим». Так и с этой машиной — табличка рассказывает о том, что она участвовала в рекламной кампании и автопробеге по Афганистану (эх, было же время!) и ее разрисовали местные жители. Если вы видите на этой машине какие-то рисунки, то расскажите в комментах, что именно вы пили до того, как сели читать этот блог!

Кстати, разрисованная машина в музее тоже есть (точно с такой же поясняющей табличкой), но фотка получилась просто ужасной, так что я решил, что выставлять ее на всеобщее обозрение точно не стоит.

На фотографии, насколько я могу предположить — GS Club в кузове «универсал», а поскольку на них чаще всего ставили движки объемом в 1222 «кубика», то думаю, что под капотом именно он.

Годы и объем выпуска : 1970-1981, 1896742 машины
Машина на фотографии
: 1976 года
Двигатель : 1.2л, 4 цилиндра, 59 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 160 км\ч

Citroen GS X2

1976-Citroen_GS_X2

Серия X у GS означала то, что это «оспортивленный» вариант и всего были выпущены три варианта: X (c двигателем 1.0л 56 л.с.), X2 (1.2л, 65 л.с.) и X3 (1.3л, тоже 65 л.с.).

Впрочем, данная машина выставлена в музее потому, что ее разрисовал некий художник Jean-Pierre Lihou, которому пришлось использовать краски 73 оттенков, чтобы создать сей шедевр, который он назвал «энергетизм». Оттенки меняются от холодных (сзади машины) к теплым (передок), а стрелки призваны символизировать психоэнергетику формы, чтобы это ни означало. Стрелки, как вы видите, идут в обоих направлениях, но по замыслу художника, тот факт, что нельзя одновременно увидеть и те и другие сразу (серьезно?) означает, что энергия может течь только в одном направлении.

Получилось, на мой взгляд, так себе, но если учесть, что могло бы было быть и хуже, то будем считать, что потраченные на эту машину 500 рабочих часов того стоили.

Годы и объем выпуска : 1970-1981, 1896742 машины
Машина на фотографии
: 1976 года
Двигатель : 1.2л, 4 цилиндра, 65 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 170 км\ч

Citroen 2CV Cross

1976-Citroen-2CV_Cross

Очередной раллийный вариант 2CV, сделанный для учатия в фирменных ралли 2CVCross, который начали проводить еще в 1972 году.

Машина на фотографии : 1976 года
Двигатель : 0.6, 2 цилиндра, 33 л.с., 4 передачи

Citroen LN

1976-Citroen-LN_1

Помните, как в шестой серии я упоминал о Projet TA, который разрабатывался совместо с FIAT и был закрыт, когда итальянцы вышли из PARDEVI? Так вот, у него было продолжение — Projet VD (Vioture Diminuee, маленькая машина, если по-русски), целью которого было создание маленького автомобиля на базе Peugeot 104, причем не обычного, а того, который был Coupe, то есть, трехдверки с укороченной колесной базой. В итоге получилась сборная солянка под названием LN.

Название модели является отсылкой к древнегреческой мифологии и произносится, как Елена. Вот только какая из них — непонятно, ибо этих самых Елен было несколько (Елена Троянская, например, или та, которая была связана с Афродитой — уж не помню как, но что-то там в памяти шевелится на этот счет).

Внешне машина выглядит как Peugeot 104, но под капотом у нее чисто ситроеновский движок 0.6л, в отличие от стандартного литрового четырехцилиндрового Peugeot. Внутри салона, часть деталей явно ситроеновские (взять хотя бы односпицевый руль), но приборка обычная от 104-го.

Если честно, то я не понимаю смысла этой машины. У Citroen в то время были три маленьких автомобиля: неизменный 2CV, Ami и Dyane. Зачем было городить что-то еще в этом сегменте, когда после прекращения производства ID в гамме моделей образовалась дыра (CX был слишком дорогим, чтобы ее закрыть)? Тем более, что это шло вразрез с достигнутыми соглашениями о том, что Citroen не будет просто перелицованным Peugeot.

Годы и объем выпуска : 1976-1979, 116931 машина
Машина на фотографии
: 1976 года
Двигатель : 0.6л, 2 цилиндра, 32 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 120 км\ч

Продолжение следует

Один ответ

Subscribe to comments with RSS.

  1. […] Продолжение. Начало здесь […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: