Pofigism as a lifestyle 2.0

L’Aventure Citroen — Часть 6. 1963-1969

Posted in Citroen, Мирометания, автомобили, France, SIMCA by pofigist on 7 сентября, 2022

Продолжение. Начало здесь

В 1960-х годах положение фирмы на рынке упрочилось, но штормовые тучи уже начали собираться на горизонте (опять штампы, я в курсе!). Проблема была в том, что руководство Citroen и Michelin полностью игнорировало проблемы с модельным рядом и вместо того, чтобы по-быстрому заткнуть дыру в среднем сегменте, продолжало эксперименты с выводом машин в классе B (Ami) и GT (тот же SM). В итоге, фирма предлагала либо что-то простое и недорогое (а в случае 2CV так и вообще супердешевое), либо то, что большинству покупателей было просто не нужно (верхние модели DS и SM). Я не отрицаю всю технологическую продвинутость некоторых моделей, но на мой взгляд, большинству нужен базовое нечто (не очень красиво именуемое «поджопником») в стиле Ford Focus.

Нельзя сказать, что фирма вообще не предпринимала никаких действий, но успехом они не увенчались. Так, например, в 1963 году Michelin начала переговоры с Peugeot по совместным закупкам материалов и общей логистике, но переговоры эти зашли в тупик. Затем последовало увлечение двигателями Ванкеля и огромные суммы были вложены в совместное с NSU предприятие Comobil (впоследствии Comotor). Несмотря на то, что автомобиль Citroen M35 (мы о нем поговорим в следующей серии) был создан и даже ездил, но проблемы с надежностью и расходом топлива привели к тому, что обе компании (NSU и Citroen) потеряли много денег, что и привело к поглощению обеих фирм их конкурентами.

Citroen DS19

1963-Citroen_DS19

Продолжим обзор машин почти с той же точки, на которой мы остановились в прошлой серии — DS19. Я бы пообещал, что это будет последний DS19 в этом сериале, но это было бы неправдой — по крайней мере еще один тут появится.

Годы и объем выпуска : 1955-1968, 257642 машин
Машина на фотографии
: 1963 года
Двигатель : 1.9л, 4 цилиндра, 83 л.с., 4 передачи (полуавтомат)
Максимальная скорость: 150 км\ч

Citroen DS19 Cabriolet

1963-Citroen_DS19_C

Этот DS19 не был выпущен фирмой Citroen, а являлся переделкой от компании Chapron, создавшей кузова для таких машин, как Delahaye 145 by Chapron, Talbot Lago T26 Grand Sport Coupe, Peugeot Type 153 и президентского Peugeot 604. Впрочем, Citroen предлагал эти машины через свою дилерскую сеть, вот только продали их очень немного.

Эти кабриолеты существовали в вариантах DS19, ID19, DS21 (с 1965 года) и, под закат выпуска DS, на свет вышла модель DS21 с инжекторным двигателем.

Годы и объем выпуска : 1960-1971, 1325 машин
Машина на фотографии
: 1963 года
Двигатель : 1.9л, 4 цилиндра, 75 л.с., 4 передачи (полуавтомат)
Максимальная скорость: 130 км\ч

Citroen Ami 6

1963-Citroen-Ami_6_1

В 1961 году фирма представила модель Ami, которая, в отличие от прототипа C-60 была не машиной среднего класса, а фактически была перелицованным 2CV с двигателем большего объема (ее даже именовали иногда как 3CV).

Всего выпустили три модели Ami: Ami 6 (1961-1969), Ami 8 с двигателем большей мощности (1969-1973) и Ami 10 (она же Ami Super) с четырехцилиндровым двигателем от GS (1973-1978). Была, впрочем, еще переходная Ami 6 с двигателем от Ami 8 — ее производили в 1969 году.

Годы и объем выпуска : 1961-1969, 483986 машин
Машина на фотографии
: 1963 года
Двигатель : 0.6, 2 цилиндра, 22 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 105 км\ч

Citroen 2CV AK 350

1964-Citroen_2CV_AK350

В 1964 году у Ami еще не было грузового варианта (его потом назвали Ami 6 Service Van), а для тех потенциальных покупателей, которым надо было везти больше груза, чем мог утащить 2CV AZU, создали гибридный вариант — кузов от 2CV на тележке от Ami. Внешне он очень походил на AZU, но был на 20 см длиннее и получил двигатель от Ami 6.

Число «350» означало грузоподъемность в килограммах. Кстати, машина не подходила под налоговый класс 2CV и поэтому ее продавали, как 3CV, но в названии модели все равно оставили 2CV. Французы-с…

Годы и объем выпуска : 1963-1970, 610000 машин
Машина на фотографии
: 1964 года
Двигатель : 0.6л, 2 цилиндра, 22 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 80 км\ч

Citroen Ami 6

1965-Citroen-Ami_6_1

С 1964 года машина получила более мощный двигатель (рабочий объем остался тем же). Максимальная скорость тоже выросла, но весьма незначительно.

Годы и объем выпуска : 1961-1969, 483986 машин
Машина на фотографии
: 1965 года
Двигатель : 0.6, 2 цилиндра, 26 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 110 км\ч

В 1965 году в фирме произошло еще одно значимое событие — она купила компанию Panhard и, чтобы заткнуть дыру в модельном ряду, стала продавать Panhard PL17 как Citroen (индекс машины, как мы, конечно, помним, является результатом сложения 6 сидений, расхода 6 литров на «сотню» и 5 налоговых «лошадей», итого 17). В теории, вывод на рынок модели среднего класса (а 5CV как раз и играла на этом поле) мог бы помочь компании, но этого не произошло, так что в 1967 году выпуск PL17 был прекращен.

Кроме того, было принято решение о расширении гаммы выпускаемого Citroen грузового транспорта, для чего была куплена компания Berliet. Идея состояла в том, чтобы не дать «лучшему врагу Citroen», фирме Renault, захватить весь французский грузовой рынок и, если возможно, вытеснить старого конкурента с занимаемых им позиций. Получилось не очень, а если учесть, что после распродажи активов Citroen в 1973 году, Berliet как раз и отошел к Renault Trucks, то можно сказать, что вообще не получилось.

Citroen 2CV AZAM

1966-Citroen_2CV_AZAM

Помните, как я говорил о том, что разбираться в машинах Ситроена — это примерно то же самое, как знать назубок все отличия в гамме машин ВАЗа? Внешне они все одинаковые, но есть мелкие отличия, по которым можно было отличить новые модели от старых.

Например, у модели AZAM появилось тройное остекление (в смысле — три окна) сбоку, решетка радиатора получила три горизонтальные полоски, в бампере появились развитые «скобы», а у экспортных вариантов еще и стали устанавливать индикаторы поворота в крылях. Отличить экспортный вариант от обычного можно было еще и по колпакам на колесах — у местных машин они были хромированными в центре, а у экспортных — с белыми пластиковыми вставками. А еще у экспортных вариантов на приботной панели появился тахометр от Ami.

Годы и объем выпуска : 1963-1967, 5114940 машин (всех 2CV)
Машина на фотографии
: 1966 года
Двигатель : 0.425л, 2 цилиндра, 16.5 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 80 км\ч

Citroen Ami 6 Break

1966-Citroen-AMI6

Вот насколько мне нравится седан Ami, настолько же его вариант с кузовом «универсал» кажется несуразным.

В 1966 году фирма предприняла рекламный автопробег от завода Citroen в La Janais, после чего машина проехала почти по всей Франции и закончила свой путь там, где сейчас находится этот музей — в Aulnay-Sous-Bois. В 2022 году этот автопробег повторили, в память о недавно скончавшемся Робере Опроне (Robert Opron), который создавал Ami 6 Break (и еще множество известных моделей фирмы, таких как DS, SM и CX).

Не знаю сколько времени занял автопробег 1966 года, но в 2022-м на это потребовалось три дня — машины стартовали 1 апреля, а приехали на место 3 апреля. Машина в музее (вернее, в магазинчике музея) как раз одна из участниц этого автопробега.

Годы и объем выпуска : 1964-1969, 551880 машин
Машина на фотографии
: 1966 года
Двигатель : 0.6, 2 цилиндра, 26 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 105 км\ч

Citroen Ami 6

1967-Citroen-Ami_6

А вот ситуацию с этой машиной я не понял — если верить музею, то она относится к 1967 году, но технические характеристики этого не подтверждают. Дело в том, что двигатель мощностью в 22 л.с. на Ami 6 перестали ставить еще в 1964 году. Так как же возможно, что в 1967 году выпустили машину с таким же движком?

Годы и объем выпуска : 1961-1969, 483986 машин
Машина на фотографии
: 1963 года
Двигатель : 0.6, 2 цилиндра, 22 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 105 км\ч

SIMCA 1000GLS

Рассказ о фирме здесь.

1967-Simca_1000GLS

Еще менее понятна ситуация с этой машиной. Поначалу, я подумал о том, что ее тоже создавал Опрон (в конце-то концов, он же работал какое-то время с SIMCA, перед тем, как перебежать к Ситроену? Но нет, 1000 нарисовал Boano, так что это точно не ответ.

Другая закравшаяся в мой уставший мозг мысля была о том, что, возможно, это результат сотрудничества Citroen с FIAT в рамках PARDEVI (когда Michelin попытался продать 49% акций Citroen Фиату), но и это не подходит — SIMCA Mille (так ее называли во Франции) вышла на рынок в 1961 году, а PARDEVI появилась на свет только в 1969-м.

Единственное, что более-менее связывает эту машину с Citroen — тот факт, что эта SIMCA и Ami играли на одном поле, но это же не причина выставлять ее в фирменном музее Citroen? К сожалению, работники музея так и не смогли внятно ответить на мой вопрос и выразились примерно в стиле незабвенного Портоса («дерусь потому что дерусь»), то есть, «поставили потому что поставили».

Есть еще одно, тоже сильно притянутое за уши объяснение — все же в курсе, что Peugeot купила Citroen, а также активы Chrysler Group Europe (в 1980 году), в которые входила SIMCA и Talbot. В теории это можно было бы объяснить таким образом, но тогда надо было ставить в музей не эту модель, а что-то из того периода, так что, на мой взгляд, и эта идея, что называется, «не катит».

У кого-нибудь есть идеи на этот счет?

Годы и объем выпуска : 1961-1978, 1656908 машин
Машина на фотографии
: 1967 года
Двигатель : 0.95, 4 цилиндра, 45 л.с., 3 передачи (полуавтомат)
Максимальная скорость: 125 км\ч

Citroen DS21 Presidentelle

1968-Citroen_DS21

Как вы наверняка знаете, в 1962 году на президента Франции, Шарля де Голля было совершено покушение в связи с его политикой по отношению к независимости Алжира. Его Citroen DS был обстрелян террористами, но, несмотря на пробитые колеса, смог выровняться и продолжить путь, что и спасло де Голля от гибели. С этого момента, де Голль поклялся, что он никогда даже не помыслит ездить на машинах, которые не были сделаны Citroen.

Впрочем, этот автомобиль он получил только в ноябре 1968 года, незадолго до того, как де Голль ушел в отставку в апреле 1969-го. Машина была изготовлена на заказ фирмой Chapron и представляла собой нечто поистине огромное, длиной в 6.53 метра.

Внутри все было сделано по высшему разряду (для президента старались же!) и к услугам де Голля был минибар, интерком, стекла с электроприводом, кондиционер и все, что полагалось в то время царственным правящим особам. А еще там было специальное откидное сиденье для переводчика, если он был нужен президенту.

Citroen DS21 Pallas

1968-Citroen_DS21_Pallas

Выставочный макет, который был создан для участия в Парижском автосалоне 1967 года. Приставка Pallas была отсылкой к греческой богине, Афине Палладе, что должно было символизировать высокий статус данной модели.

Это рестайлинговый вариант, у которого другие крылья с интегрированными в них фарами, дополнительные поворотные фары, которые были подключены к рулевому управлению и подсвечивали повороты (очень удобная штука, кстати), а также ручная регулировка уровня фар (что-то я все о фарах тут пишу).

Годы и объем выпуска : 1967-1972, 1456115 машин (всех DS)
Машина на фотографии
: 1968 года
Двигатель : 2.2, 4 цилиндра, 115 л.с., 4 передачи (полуавтомат)
Максимальная скорость: 180 км\ч

Citroen Type N 350 Belphegor

1968-Citroen-N350_1

Довольно своеобразно выглядящий грузовик (на самом-то деле, тот вариант, что в музее, еще не так уж и страшен — у некоторых вариантов над фарами нет прикрытых стеклом ниш и там зияют отверстия, как пустые глазницы), который прозвали Бельфегором. Напомню, что Бельфегор — один из демонов, подчиняющихся лично Люциферу и тот послал его на землю, чтобы выяснить, существует ли в браке счастье или это просто миф, выдуманный людишками. Бельфегор пришел к тому, что слух этот ничем не обоснован, кстати.

В любом случае, этот грузовик был довольно инновационным по своим временам (нет, я не имею в виду дизайн кабины) — у него были усилители руля и тормозов и улучшенная видимость для парковки. Эти самые глазницы как раз и были окошками, через которые водитель мог видеть куда сейчас уткнется нос его грузовика.

Машину предлагали аж в 140 вариантах комплектации: можно было выбирать грузоподъемность, тип (бензин или дизель) и мощность двигателя, оборудование в кабине, длину шасси, тип кузова и так далее. В общем, все как в современных нам грузовых машинах.

Годы и объем выпуска : 1965-1972, 10685 машин (всех типов)
Машина на фотографии
: 1968 года
Двигатель : 2.2, 4 цилиндра, 82 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 70 км\ч

В 1968 году Citroen покупает знаменитого итальянского производителя спортивных автомобилей Maserati. Я абсолютно не понимаю, зачем это понадобилось Michelin и единственная мысль, которая приходит мне в голову — это престиж. То есть, кому-то захотелось вместо того, чтобы сделать что-то в среднеценовой категории, которую Citroen целенаправленно игнорировал, выпустить что-то крутое, дорогое, а также мощное и спортивное. И это при том, что финансы фирмы уже потихоньку готовились к исполнению своей лебединой песни в форме романса!

Более того, сама Michelin уже понимала, что ситуация становится несколько проблематичной и попыталась «впарить» Citroen другим итальянцам (из FIAT), реорганизовав фирму так, что Citroen SA стала холдингом, 49% которого были проданы FAIT, в результате соглашения, которое назвали PARDEVI (сокращение от Participation et Developpement Industriels).

Итальянцы, кстати, довольно быстро сообразили, что модельный ряд у Citroen довольно странный — большинство из машин уже довольно древние, а замены им не видно. Поэтому было принято решение начать Projet Y, чтобы создать замену Ami, причем, машину должны были делать на базе FIAT 127. Французам результат не понравился и проект «зарубили».

Следующим совместным проектом был TA, который тоже ни к чему не привел (вернее, привел, но о Citroen Axel сейчас речь не идет) и итальянцы, решив, что с них достаточно, продали свою долю в Pardevi обратно Michelin в 1973 году, поставив Citroen, таким образом, на грань банкротства. Но это будет через несколько лет, а пока что фирма продолжала выпускать то, что выпускала.

Citroen DS21 Pallas

1969-Citroen_DS21_Pallas

Еще один Pallas, на этот раз уже не макет.

Годы и объем выпуска : 1967-1972, 1456115 машин (всех DS)
Машина на фотографии
: 1969 года
Двигатель : 2.2, 4 цилиндра, 115 л.с., 4 передачи (полуавтомат)
Максимальная скорость: 180 км\ч

Citroen Mehari

1969-Citroen_Mehari

Под конец десятилетия Citroen представил замену 2CV 4×4 под названием Mehari (оно означает наименование породы верблюдов) — чисто утилитарную машину с пластиковым кузовом, водруженным на шасси от 2CV, но с двигателем от Dyane 6. Автомобиль выпускали как в переднеприводном, так и в полноприводном (их можно отличить по запаске на капоте) вариантах. Интересно, что в ФРГ машину продавать не разрешили, ссылаясь на то, что пластик ABS может воспламеняться при температурах выше 400 градусов и поэтому Mehari официально туда не поставляли. Впрочем, на местном рынке был вариант Sherpa, который делала немецкая компания Firberfab, устанавливая на шасси, купленное у Citroen, свои собственные фибергласовые кузова.

По сравнению с другими Citroen того периода, машина продавалась так себе: за 20 лет выпуска продали 143 470 таких автомобилей, что, впрочем, объясняется довольно своеобразным типом кузова «не для всех».

Цвет, в который выкрашен автомобиль в музее, называется Калахари (Kalahari), а еще одним в гамме цветов был Желтый Киргиз, названный так в честь казахов. Если честно, то я не понял причем тут казахи к киргизам и полез искать официальное разъяснение на этот счет. Оказалось, что до 1925 года, казахов на русском называли киргиз-кайсаками, отсюда и пошло название данного цвета. Век живи, век учись…

Годы и объем выпуска : 1968-1987, 143470 машин
Машина на фотографии
: 1969 года
Двигатель : 0.6л, 2 цилиндра, 29 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 100 км\ч

Citroen Ami 6 Break

1969-Citroen-Ami_6_2

И напоследок, на фотографии ужасного качества (каковые частенько получались у меня в этом музее, к сожалению), еще один универсал семейства Ami 6, выпущенный как раз перед тем, как Ami 8 сменила Ami 6. Двигатель тут, впрочем, уже стоит помощнее, чем в той машине, что мы видели ранее.

Годы и объем выпуска : 1964-1969, 551880 машин
Машина на фотографии
: 1969 года
Двигатель : 0.6, 2 цилиндра, 35 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 115 км\ч

Продолжение следует

комментариев 5

Subscribe to comments with RSS.

  1. […] Продолжение. Начало здесь […]

  2. […] как в шестой серии я упоминал о Projet TA, который разрабатывался […]

  3. […] о том, что замену Ami планировали еще во времена Pardevi и новый автомобиль должен бы был базироваться на […]

  4. […] описание фирменного музея здесь: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, […]

  5. […] описание фирменного музея здесь: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: