Pofigism as a lifestyle 2.0

L’Aventure Citroen — Часть 2. 1924-1929

Posted in Citroen, Мирометания, автомобили, France by pofigist on 30 августа, 2022

Продолжение. Начало здесь

Как я уже говорил, талант Андре Ситроена проявлялся, в основном, не в инженерных решениях, а в области планирования и управления бизнесом. Ведь поговорка о том, что если изобрести нечто новое и гениальное и люди сами протопчут дорогу к твоему порогу, работает только в небольших масштабах, например, в деревне или маленьком городке. А если целью фирмы становится завоевание рынка в масштабах страны, то никакой маркетинг, основанный на слухах (на английском это называется word of mouth) не сработает.

Понимал это и сам Ситроен, так что он начал разрабатывать серьезную маркетинговую стратегию, причем на нескольких фронтах сразу.

Во-первых, фирма начала развивать дилерскую сеть и в 1925 году она состояла уже из пяти тысяч дилеров и станций техобслуживания. Раз в год фирма публиковала справочник, который рассылала своим клиентам — в нем публиковались адреса дилеров и фиксированные цены на обслуживание (если какой-то дилер решал, что цена должна быть выше, то клиент мог пожаловаться в Citroen и те принимали меры, вплоть до отзыва лицензии).  Это было очень важно для клиентов, ибо если он купил автомобиль по самой выгодной цене, но для того, чтобы его обслужить, надо проехать 200 км в один конец, то сделка становится не настолько уж и выгодной, так?

Дилерская сеть служила еще и маркетинговым инструментом — как правило, дилеры хорошо знали свой район, так что они присылали в фирму список потенциальных клиентов. Торговые агенты Citroen писали этим людям, причем, письма всегда были написаны от руки и к клиентам обращались по имени и фамилии, что придавало всему этому некие личностные отношения. В итоге, продажи увеличились на 15%, что было немало.

Во-вторых, для «окучивания» относительно небогатых потенциальных покупателей, которые не могли себе позволить заплатить за автомобиль наличными, фирма разработала систему кредитования. Более того, в стоимость кредита могли включать страховку на автомобиль, причем цена была снижена на 25% относительно рынка.

В-третьих, компания активно рекламировала свою продукцию. Торговая марка Citroen появилась на страницах газет, журналов и даже на дорожных знаках. А чтобы «никто не ушел без покупки», компания начала пытаться влиять на родителей через их детей — для этого были выпущены детские педальные автомобильчики, продававшиеся под лозунгом «мама, папа, Ситроен».

Все это привело к тому, что фирма стала продавать огромное количество автомобилей, став самым крупным автопроизводителем во Франции. В некоторые годы, доля рынка Citroen доходила до 45%, что очень много по любым меркам.

Ну и надо сказать, что подход Ситроена к построению модельного ряда был очень грамотным даже по современным меркам — фирма не гналась за количеством моделей (у Peugeot, например, количество выпускаемых одновременно моделей могло достигать 20!), вместо этого выпуская две-три модели, но с возможностью установки на них разных типов кузвовов; техническая же часть оставалась одной и той же. Нечто подобное сейчас делают все большие автопроизводители: создают платформу и на ее базе выпускают почти одинаковые машины с разными типами кузовов. Это позволяет серьезно снизить затраты на разработку и выпуск автомобилей.

Citroen 5HP (Model C)

1924-Citroen_5HP

В 1922 году фирма решила, что надо спуститься на одну ступеньку ниже и начать предлагать нечто более дешевое, чем Model A. Для этого был создан самый дешевый автомобиль фирмы — Model C, который более известен, как Citroen 5HP (или 5CV).

Это был крохотный автомобильчик длиной всего в 3.2 метра, который был создан Эдмоном Мойе, еще одним выходцем из Le Zebre. Правда, в Ситроен Эдмон пришел не из Le Zebre, а из Amilcar, где он работал над Amilcar CC, так что по конструкции этот самый Citroen очень напоминал Amilcar.

Машина сразу же получила прозвище «маленький лимон» (petite citron), поскольку практически все первые машины этой серии были окрашены в желтый цвет, да и игра слов citron-Citroen имела место быть. Продавалась она отлично, чему в немалой степени способствовала реклама, ориентированная на женщин — в то время это было большой редкостью.

Кстати, если говорить о копировании, то некая немецкая фирма Opel выпустила копию Citroen 5CV, в зеленом цвете, под названием Opel 4/16, причем когда французы подали в суд, они его проиграли, ибо судья решил, что раз радиатор и цвет машины не совпадают, то это не копия. Отсюда в немецком языке пошло выражение Dasselbe in Grun (то же самое, но в зеленом цвете), которое означает примерно то же самое, что и «те же яйца, вид сбоку».

Годы и объем выпуска : 1922-1926, 80232 машины
Машина на фотографии
: 1924 года
Двигатель : 0.9л, 4 цилиндра, 11 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 60 км\ч

Citroen B2

1924-Citroen_B4

Еще один массовый автомобиль от Citroen — B2 с кузовом «докторское купе». Впрочем, о B2 мы уже говорили в прошлой серии, так что повторяться не буду.

Годы и объем выпуска : 1921-1926, 89841 машина (всех типов)
Машина на фотографии
: 1924 года
Двигатель : 1.5л, 4 цилиндра, 20 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 70 км\ч

Citroen B2

1924-Citroen_B4_1

А вот так выглядело шасси этого самого B2 — хорошо видно, насколько этот автомобиль был маленьким.

Годы и объем выпуска : 1921-1926, 89841 машина (всех типов)
Машина на фотографии
: 1924 года
Двигатель : 1.5л, 4 цилиндра, 20 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 70 км\ч

Citroen 5CV (Model C)

1925-Citroen-5HP

Как я уже говорил, в музее полно почти одинаковых машин. Но из уважения к фирме и музейщикам, вам (и мне!) придется пройти через весь этот кошмар, так что не теряйте терпения…

5HP выпускался не только в закрытых кузовах, но еще и в довольно своеобразном кузове типа «Торпедо», который французы прозвали «трилистником» — в нем могли ехать трое, причем задний пассажир сидел по центру, ибо места для ног на обычных местах не было.

Годы и объем выпуска : 1922-1926, 80232 машины
Машина на фотографии
: 1925 года
Двигатель : 0.9л, 4 цилиндра, 11 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 60 км\ч

Citroen B2

1925-Citroen-B2

B2 образца 1925 года.

Годы и объем выпуска : 1921-1926, 89841 машина (всех типов)
Машина на фотографии
: 1924 года
Двигатель : 1.5л, 4 цилиндра, 20 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 70 км\ч

Citroen B10

1925-Citroen-B10

Параллельно с B2 фирма выпускала еще и B10, который, фактически, был B2 но с одним очень важным отличием — у него был цельнометаллический кузов, сделанный в сотрудничестве с Ambi-Budd.

Первый блин вышел комом — у кузова была недостаточная жесткость и он, что называется, ходил ходуном на разбитых дорогах того времени. Более того, автомобиль получился более тяжелым, чем B2 и тормозов, которые были установлены только на задних колесах, катастрофически не хватало. В итоге, после разгромных статей в прессе и жалоб покупателей, B10 сняли с производства уже в следующем году.

Годы и объем выпуска : 1924-1925, 17259 машин
Машина на фотографии
: 1925 года
Двигатель : 1.5л, 4 цилиндра, 20 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 65 км\ч

В 1925 году фирма Citroen серьезно вложилась в рекламу и сделала нечто невообразимое — установила электрическое освещение на Эйфелевой башне (видимо, школьная экскурсия не прошла для Андре даром), которое периодически формировало надпись Citroen. В итоге, почти десять лет башня с рекламой фирмы была частью обычного парижского ландшафта.

Citroen B12

1926-Citroen-B12

Проблемы с жесткостью кузова и тормозами, из-за которых выпуск B10 пришлось прекратить досрочно, были исправлены в следующей модели — B12. У нее уже были тормоза на всех четырех колесах, а в кузове появились ребра и балки жесткости, что, кстати, серьезно его утяжелило, так что машина стала медленее (мотор-то не меняли со времен B2) не только B10, но и B2.

Машина продавалась относительно неплохо и было принято решение снять B2 с конвейера и полностью переключится на B12, начиная с 1926 года.

Годы и объем выпуска : 1925-1927, 38381 машина
Машина на фотографии
: 1926 года
Двигатель : 1.5л, 4 цилиндра, 20 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 62 км\ч

Citroen B14 Pompier

1927-Citroen-B14

Вскоре на смену B12 пришла модель B14, которая тоже получила цельнометаллический кузов. Однако, в этой серии были не только легковые, но и грузовые машины, а также спецтехника. Например, вот эта самоходная пожарная помпа, с баком воды на одну тонну.

Кстати, на базе B14 выпускали еще и однотонный грузовик с индексом B15.

Годы и объем выпуска : 1926-1931, 119467 машин (всех типов)
Машина на фотографии
: 1927 года
Двигатель : 1.5л, 4 цилиндра, 22 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 60 км\ч

Citroen B14F

1927-Citroen-B14F

Однако, B14 все еще страдала от недостаточной жесткости кузова и в 1927 году фирма провела то, что сейчас бы назвали «рестайлингом» и вывела на рынок вариант B14F, в котором эта проблема была, наконец-то, решена. А заодно изменили тормозную систему, так что у B14F появился усилитель тормозов.

Годы и объем выпуска : 1926-1931, 119467 машин (всех типов)
Машина на фотографии
: 1927 года
Двигатель : 1.5л, 4 цилиндра, 22 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 65 км\ч

Citroen B14G

1928-Citroen-B14G_1

В 1928 году на рынок вывели последнее обновление серии B14 — вариант B14G. Внешне изменения были чисто косметическими, а вот внутри салона все было несколько более серьезным: машина получила конфигурацию педалей, которая используется и по сей день — сцепление слева, тормоз по центру, а «газ» — справа. Заодно на ней появились стоп-сигналы, которые загорались сзади, когда водитель нажимал на тормоз.

Годы и объем выпуска : 1926-1931, 119467 машин (всех типов)
Машина на фотографии
: 1928 года
Двигатель : 1.5л, 4 цилиндра, 22 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 65 км\ч

Citroen C4 Citroenette

1928-Citroennette_C4

Помните, что я говорил о рекламе, нацеленной на детей? Вот пример такой детской машинки, образца 1928 года. Выход этой игрушки в свет был приурочен к началу производства «взрослых» моделей C4 и C6.

Кстати, Ситроен был не единственной компанией, которая пыталась приучать потребителей любить свой бренд с детства. Помните игрушечные магнитофоны Sony, которые продавали под лозунгом My first Sony (мой первый Sony)?

Citroen C6 Faux Cabriolet

1929-Citroen-C6

В 1927 году Андре Ситроен решил, что пора завязывать с самыми дешевыми автомобилями и вывел на рынок линейку C, в которую входили два типа машин: C4 с четырехцилиндровыми движками и C6 c шестицилиндровыми. Первая позиционировалась, как наследница B-серии, а вот у второй предшественника не было — она стала первым таким автомобилем от Citroen.

По большому счету, машины весьма схожи между собой, но C6 был больше и получил более мощный двигатель. Более того, некоторые опции, которые были доступны покупателям C4 за дополнительные деньги, в C6 были установлены уже на заводе, в качестве стандартного оборудования.

Годы и объем выпуска : 1928-1933, 61273 машины
Машина на фотографии
: 1929 года
Двигатель : 2.4л, 6 цилиндров, 42 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 105 км\ч

Citroen C6E

1929-Citroen-C6E

C6E стал переходной моделью от стандартного C6 к C6F и отличался тем, что у него был багажник с крышкой, а колея была увеличена на 7 см по сравнению с обычной моделью. Сделали их очень немного — всего-то 4500 штук, что, впрочем, объясняется тем, что C6E выпускали очень недолго, с мая по сентябрь 1929 года.

Годы и объем выпуска : 1929, 4500 машин
Машина на фотографии
: 1929 года
Двигатель : 2.4л, 6 цилиндров, 42 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 105 км\ч

Citroen C6E Coupe de Ville

1929-Citroen-C6E_Coupe

Еще один C6E. Кстати, я забыл сказать, что проще всего отличать обычный C6 от C6E по радиатору — у C6E там вполне себе американизированная надпись Six, что необычно для французов, в показном стиле ненавидящим все англоязычное.

У данной машины есть такие необычные для Ситроена опции, как сдвижное разделительное окно в салоне между пассажирами и водителем, а также специальное переговорное устройство для связи господ с простолюдином за рулем.

Годы и объем выпуска : 1929, 4500 машин
Машина на фотографии
: 1929 года
Двигатель : 2.4л, 6 цилиндров, 42 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 105 км\ч

Продолжение следует

комментария 4

Subscribe to comments with RSS.

  1. […] Продолжение. Начало здесь […]

  2. […] к истории своей же компании, а именно к модели C6 1928 года. Общего у этих двух машин было только имя и […]

  3. […] описание фирменного музея здесь: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, […]

  4. […] описание фирменного музея здесь: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: