Pofigism as a lifestyle 2.0

Транспортный музей в Люцерне — Часть 3. Chrysler, Croco, Delage, Delahaye, DKW, Sauter, Dodge, Enzmann, Fischer, Ranger, Jaguar


Продолжение. Начало здесь

chrysler_logo

Chrysler Valiant V200 RV1

1961-Chrysler_Valiant_V200_2

Очень редкий автомобиль, который выпускали в Австралии всего четыре месяца (с декабря 1961 по март 1962) и продали 1008 штук. Модель машины определить несложно —  это переименованный американский Plymouth Valiant, который делали в Штатах еще с 1959 года.

В том же 1962 году в Австралии начался выпуск второго поколения этой машины под индесом SV1 и за год продали более 10 тысяч таких автомобилей (отличить внешне от RV1 довольно просто — нет выштамповки под запасное колесо на багажнике). Я, если честно, не понимаю, зачем надо было городить огород с RV1, но, возможно RV1 собирали по «отверточной» технологии, а SV1 — машина полного цикла.

Машина на фото образца: 1961 года
Двигатель: 3.7л, 145 л.с.

CROCO

Вот скажите честно, вы были в курсе, что известная швейцарская часовая фирма TAG выпускала автомобили? Если да, то мое вам почтение, потому что лично я об этом никогда не слышал. Но, как в случае с тем самым сусликом, «а он есть!».

В середине 1970-х люксембургская фирма, которая тогда называлась TAG S.A. (TAG расшифровывается как Techniques d’Avant Garde — авангардная техника) решила начать производство внедорожных автомобилей по сочлененной схеме — каждая из частей машины получила два колеса, а между собой эти самые части не были жестко связаны, так что проходимость машины была отличной.

Разрабатывал машину Вальтер Страм (Walter Strahm), он же и продавал (вернее, пытался) эти автомобили. В итоге, получилась довольно забавная международная кооперация: выпускали машины в Карлсруэ (Германия), продавали их в Швейцарии, двигатели были израильские, а руководили этим всем люксембуржцы.

Идея машины состояла в том, чтобы продавать ее воякам из различных стран, особенно тех, где с дорогами было напряжно. Военные, правда, машиной не заинтересовались, хотя швейцарцы и испытывали несколько таких машин, так что пришлось обратить внимание на другие рынки — например, лесничества. Большого успеха в лесном хозяйстве Croco (это сокращение от Cross Country, кстати) не добился, но около сотни таких машин продать все же удалось.

С технической точки зрения машина довольно интересна — она приводится в движение однороторным двигателем Ванкеля, который выпускала израильская фирма Savkel (переставшая существовать через год после начала серийного выпуска Croco, но видимо, запасов было сделано достаточно для того, чтобы это не стало проблемой).  Двигатель располагался под пассажирским сиденьем, а аккумулятор — под водительским.

Постоянный полный привод, двухступенчатая автоматическая коробка передач, чахлый движок (32 л.с.) и максимальная скорость по суше в 56 км\ч… вот таким получился этот забавный «крокодильчик». Кстати, по воде он тоже мог перемещаться, но поскольку гребного винта ему не полагалось, в качестве движителя выступали колеса с большими грунтозацепами. Машина, кстати, полноуправляемая, просто потому что большие колеса не могли поворачиваться на достаточный для поворота угол. Амортизаторов не было в принципе, в их качестве выступали большие колеса с низким давлением

Выпуск прекратили в 1983 году в связи с почти полным отсутствием интереса со стороны потенциальных покупателей.

1980_Croco_1

Машина на фото образца: 1980 года
Двигатель: 0.44л, Ванкель, 32 л.с.

Delage_Logo

История компании здесь.

Delage DE

1923_Delage_DE_2

Относительно недорогой и массовый (по меркам Delage, конечно) автомобиль. Кузов у него от довольно короткопожившей фирмы F. Brichet из Женевы, которая просуществовала всего 13 лет, однако была известна в местных краях, как изготовитель качественных кузовов для дорогих автомобилей.

Машина на фото образца: 1921 года

Delahaye Logo

Рассказ о фирме здесь

Delahaye 135

1938_Delahaye_135_3

135-я была пожалуй, самой известной моделью из всех Delahaye и ее можно найти во всех возможных вариантах в музеях по всему свету: бельгийском Mahymobiles, американских MullinPetersen (как 235) и Blackhawk, голландском Louwman, французском Cite de l’Automobile, а также в московском музее Задорожного (там, кстати, их аж четыре штуки, больше, чем где-либо).

Машина на фото образца: 1938 года

DKW Logo

Рассказ о фирме здесь.

DKW F4

1935_DKW_F4_3

Как я уже говорил, в этом музее очень много автомобилей, которые я не встречал нигде (ну кроме Delahaye 135, конечно). DKW F4 я тоже никогда не видел, равно как и ее предшественницу F2!

Собственно, история этой машины как раз и начинается с F2 — поначалу F2 выпускали с двигателем объемом в 600 кубиков (как и полагается DKW — двухтактным и двухцилиндровым), но затем, в 1933 году, было принято решение расширить линейку и модель F2 разделили: F2 с двигателем 600 «кубов» стала называться F2 Reichsclasse, а для более взыскательных покупателей фирма выпускала F2 Meisterclasse с более мощным двигателем объемом в 700 «кубов».

Такое разделение смущало покупателей и было принято решение переименовать F2 Meisterclasse в F4 Meisterclasse, а для F2 оставить только маленький двигатель. Поэтому с 1934 года фирма выпускала F2 и F4 параллельно друг другу (F2 Reichsclasse и F4 Meisterclasse), а вскоре на смену обеим машинам пришла F5, в которой фирма вернулась к той же схеме, как и у F2. Видимо, смущать покупателей компании понравилось больше, чем выстраивать понятную линейку.

Машина на фото образца: 1935 года
Двигатель: 0.7л, 20 л.с.

Sauter_Logo

Думаю, что многие слышали о фирме Sauber Motorsport, а вот как насчет Sauter?

В 1946 году Курт Саутер (Kurt Sauter) открыл свою компанию из одного человека (по большому счету, это был небольшой гараж с кучей инструментов, нужных автомеханику) и начал заниматься ремонтом автомобилей. Вскоре ему это дело наскучило и он, будучи заядлым автогонщиком, решил создать спортивный автомобиль, что называется, под себя.

В начале 1950-х годов он нашел себе единомышленника, такого же фаната автогонок Монтеверди (Monteverdi) и затеял вместе с ним проект гоночного автомобиля Bamosa (Basel-Monterverdi-Sauter), но ушел не дождавшись результатов. В итоге, проект разделился надвое: Sauter начал создавать свои собственные автомобили на базе Bamosa, а Monteverdi открыл фирму MBM Automobile во все том же городе Basel (Monterverdi-Basel-Mantzel), создав ее совместно с Альбрехтом-Вольфом Манцелем.

Саутер занимался, в основном, выпуском гоночных автомобилей для Formula Junior (MBM, кстати, тоже — их первый автомобиль MBM A был весьма похожим по конструкции на Sauter, что, впрочем, немудрено — конструкция и той и другой машины была основана на Bamosa). Затем он начал выпуск даже не мелко- а микросерийного гоночного автомобиля, сертифицированного для дорог общего пользования — Sauter DKW. Я не знаю, получил ли проект одобрение от немцев, но машина была, фактически, основательно переделанным DKW 3=6, но с фибергласовым кузовом, что сделало ее очень легкой.

Проект Sauter по выпуску гоночных автомобилей был закрыт в 1966 году, но наследники Курта продолжили заниматься его фирмой, так что она существует и поныне. Правда, теперь Sauter Gruppe состоит из двух подразделений: инженерных разработок и кузовного (плюс ремонтно-восстановительного). В общем, если вам надо привести в должное состояние какой-то автораритет, можете к ним обращаться.

1963_DKW_Sauter_1

Спортивный автомобиль на базе DKW 3=6, с трехцилиндровым (разумеется) двигателем объемом в 850 кубиков. Вот только мощность двигателя подняли со стандартных 40 л.с. вдвое — до 80 л.с.

Машина на фото образца: 1963 года
Двигатель: 0.85л, 80 л.с.

dodge_logo

Краткая история фирмы — здесь.

Dodge Luxury Liner DeLuxe D11

1939_Dodge_D11_1

Это машина из первой серии того, что принято называть Dodge Custom, Dodge Special или Dodge DeLuxe — D11. Полное название у нее, конечно, помпезное — дважды запихнуть отсылку к люксу в одном названии — это надо суметь.

Машина на фото образца: 1939 года

Enzmann_Logo

Фирма появилась на свет в 1953 году, когда местный (швейцарский) врач Эмиль Энцманн решил, что кроме лечения пациентов, ему надо заняться чем-то другим и он создал компанию по выпуску спортивных автомобилей. Дизайн был навеян Porsche 356 (так, по крайней мере, утверждают автоисторики, хотя лично я провести четких параллелей не могу — разве что передок у машины «поршевский»), а техническая часть была позаимствована у «жука». Кузов машины был фибергласовый, дверей машине не полагалось, чтобы обеспечить жесткость кузова на кручение.

Машина во всех трех вариантах (кабриолет, родстер и купе-кабриолет) были представлены в 1956 году, а мелкосерийное производство продолжалось до 1968 года, когда слава о Enzmann 506 дошла до местного импортера Porsche (и, заодно, представителя Фольксвагена в Швейцарии). Тому не понравилось, что теоретически, фирма может отбирать у него клиентов, он пожаловался в Германию и, в результате, VW отказался продавать Enzmann шасси без кузова.

Компания пыталась трепыхаться, покупая «жуки» в сборе, но это сделало автомобиль слишком дорогим, так что смысла продолжать деятельность просто не было. В итоге, выпуск машин был прекращен в 1969 году, но сама фирма существует и поныне — в качестве мастерской Gossweiler-Schreiber (Шрайбер — это зять Энцманна), так что если есть желание, можно заказать себе такую машину… если сможете найти донора в виде Beetle, который еще пребывает в хорошем состоянии.

1960_Enzmann_506

Машина на фото образца: 1960 года

Fischer_Logo

Вообще говоря, в швейцарском автомобилестроении (а вы уже, думаю, убедились в том, что таковое существовало) все знали всех и компании часто сотрудничали. Мне это напоминает современную ситуацию с разработками в области медицины — зачастую разговор с потенциальными работодателями сводится к «о, ты с таким-то работал? а такого вот знаешь?».

Так вот, Fischer — это фамилия Мартина Фишера, создателя фирмы Turicum, из которой он ушел в 1907 году, чтобы основать еще одную компанию, на этот раз — имени себя. Двигатели к своим автомобилям (дизайн которых, кстати, подозрительно походил на Turicum) он разработал сам и по конструкции они походили на бесклапанные движки системы Найта. Но именно что походили — конструкция не была заимствованием, а представляла собой собственную разработку.

В то время автопроизводители были под впечатлением двигателей Найта, но лицензия была довольно дорогой, так что позволить себе выпускать машины с такими движками могли далеко не все компании. Завидя такую ситуацию, Фишер понял, что можно зарабатывать деньги не только на своих (практически никому не известных даже в Швейцарии) автомобилях, но и на продажах лицензий. Первым лицензиатом стала французская фирма Delaugere & Clayette (если вы о ней никогда не слышали, то вы не одиноки, я тоже о ней не знал ничего, кроме того, что она впоследствии стала частью Panhard-Levassor). Вторым — французская же контора De Bazelaire (влилась в состав Delahaye).

Выпуск машин французами продолжался всего три года, ибо в дело вмешалась Первая Мировая война и спрос на такие двигатели в Европе снизился почти до нуля, всех интересовала только надежность и дешевизна, так что поток денег от лицензиатов иссяк. Фишер попытался найти новых покупателей за океаном и нашел-таки две компании: Aristos и Palmer-Singer. Но то ли их машины были не очень хороши, то ли двигатели оказались так себе, но обе компании обанкротились через пару лет.

Собственная фабрика тоже потихоньку загибалась и производство больших машин сошло почти на нет. В отчаянии, Фишер создал наидешевейшую мотоколяску с мотоциклетным мотором V2 от фирмы MAG (швейцарским производителем мотоциклов, мы о ней еще поговорим) и начал предлагать ее на родном рынке. Неожиданно, машиной заинтересовался производитель оружия Schweizerische Industrie-Gesellschaft (сокращенно SIG — известна, например, по выпуску пистолетов Sig-Sauer) и Фишер начал производить эти штуковины для SIG.

Счастье продолжалось недолго, машины раскупались плохо, так что в 1922 году SIG перестал заказывать эти автомобили и на этом фирме Фишера пришел конец. Такие дела.

Fischer

1912_Fischer

Машины Фишера очень редкие и найти такой автомобиль в более-менее приличном состоянии оказалось невозможным. В итоге, музей предпринял попытку восстановления одной из таких машин, но процесс занял очень много времени, так что дальше воссоздания шасси дело не пошло.

Машина на фото образца: 1912 года

GM_ranger_logo

Еще один бренд о котором я ничего не слышал ранее, вот только создан он не каким-то малоизвестным инженером, а вполне себе большой компанией — General Motors. Появился на свет он в ЮАР в 1968 году в качестве проекта «национального автомобиля» и представлял собой сборную солянку из частей Opel и Vauxhall.

Все бы хорошо, но вскоре GM решила, что ей не хватает внутривидовой конкуренции (в Европе Opel и Vauxhall сражались за одних и тех же покупателей) и надо бы ввести в этот сегмент еще и третий бренд, для чего сборку Ranger начали в Бельгии и Швейцарии. Если честно, то я не понимаю логики происходящего — в тот момент GM отчаянно конкурировала с Ford (да и сейчас тоже), так зачем было устраивать еще и внутренние разборки?

В любом случае, в 1970 году началось производство машин под брендом Ranger в Швейцарии и Бельгии. Модель была всего одна, очень креативно названная Ranger A. Машина была, фактически, Opel Rekord но с элементами отделки от Vauxhall Victor, а кузова были преимущественно двудверными, хотя и был вариант четырехдверного седана с двигателем 2.5л. Все двигатели были опелевскими.

Через два года на рынок вышла новая модель, Ranger B (у маркетологов GM явно наблюдался умственный застой), а еще через несколько лет, в 1975 году, кто-то в руководстве фирмы понял, что смысла в выпуске Ranger для Швейцарии нет никакого и завод закрыли. Впрочем, сам по себе Ranger с рынка не исчез — их просто стали ввозить из Бельгии, где их выпускали до 1978 года. Кстати, в ЮАР бренд «выключили» еще в 1973 году.

В 1978-м стало ясно, что смысла в наличии Ranger на европейском рынке нет вообще, так что бельгийский завод переориентировали на Opel, а бренд отправился в загашник GM, где пребывает и поныне. Не знаю, продали ли его Пежо, когда французы купили Opel и Vauxhall, но не уверен, что мне это интересно, если честно. Такие дела.

Ranger

1972_GM_Ranger

Я не знаю точно — это модель A или B, потому что внешне они отличаются, в основном, по наличию выступа на капоте, а с такого ракурса капот не видно. Судить по году выпуска тоже нельзя, ибо именно в 1972 году произошла смена поколений.

Машина на фото образца: 1972 года
Двигатель: 1.9л, 90 л.с.

jaguar_logo

Jaguar 420

1967_Jaguar_420

В 1967 году швейцарский писатель Макс Фриш (Max Frisch) решил, что как всякому уважающему себя социалисту и обличителю буржуазных нравов, ему абсолютно необходимо скромное средство передвижения, так что он выбрал себе серебристый Jaguar 420. Впрочем, полностью испытать отвращение к навязанному ему обществом потребления, буржуазному средству передвижения, ему не пришлось — вскоре он попал в аварию (причем, не по своей вине, за рулем другой машины наверняка была консервативная капиталистическая свинья), так что ему ничего другого не оставалось, как пойти и купить еще один такой же Ягуар (тот, что на фотографии).

Герр Фриш ездил на этой машине до 1990 года, а потом, незадолго до своей смерти, подарил автомобиль своему другу немецкому режиссеру Фолькеру Шлёндорфу (Volker Schloendorff), создателю киноленты по мотивам романа Фриша «Homo Фабер». Передача раритета заключалась в словах, сказанных Фришем «Эта машина теперь твоя. Там, куда я иду, она мне не нужна». Шлёндорф ездил на автомобиле еще тридцать лет, а затем передал ее в музей. Внутри машины все еще находится членская карточка швейцарского автомобильного клуба, принадлежащая Максу Фришу.

Машина на фото образца: 1967 года
Двигатель: 4.2л, 186 л.с.

Продолжение следует

комментария 3

Subscribe to comments with RSS.

  1. […] с Куртом Саутером (впоследствии владельцем фирмы Sauter), организовал фирму Bamosa (Basel-Monteverdi-Sauter), которая должна […]

  2. […] предшественницей Monteverdi и наследницей Bamosa и, отчасти, Sauter. Эта машина была предназначена для гонок по версии […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: