Pofigism as a lifestyle 2.0

L’Aventure Peugeot — Часть 2. 1891-1904

Posted in Мирометания, автомобили, France, Peugeot by pofigist on 11 июня, 2022

Продолжение. Начало здесь

Если честно, то я не собирался сегодня ничего писать, тем более, что жена настойчиво (так, как это только могут делать жены) требовала от меня привести сад в порядок (то есть, постричь траву и все к тому прилагающееся), но как-то так получилось, что все дела были сделаны, а те, которые не сделаны, можно ведь и оставить на завтра (например, оплатить страховку от потенциальных поползновений налоговой инспекции — грозы мелких предпринимателей, таких, как я). В общем, хорошенько пораскинув еле шевелящимися мозгами, я пришел к выводу, что чем смотреть очередной сериал или читать новости (ну их к черту, если честно), лучше будет засесть за клавиатуру древнего компа (ему уже семь лет, но два Xeon вполне вытягивают любые задачи, с которыми ему приходится иметь дело, как ни странно) и начать разбираться с историей столь нелюбимого мною Peugeot (причем, как я уже говорил, нелюбовь эта довольно иррациональна и основывается на общем неприятии французских автомобилей, слегка подкрепленном арендндыми авто).

Как я уже говорил, рассматривать экспонаты экспозиции я буду в хронологическом порядке, почти таком же, в каком они выставлены в музее (почти, потому что музей разделяет обычные автомобили, коммерческие, спортивные и прототипы — каждый подвид которых находится на своем стенде). Но мне было лениво городить огород (ну вот, опять сполз к сельскохозяйственным делам, больше не буду, честно!) с такими разделениями и я решил сгруппировать все фотографии по годам. Поначалу этого заметно не будет, потому что примерно до 1950-х годов в музее представлены только легковые автомобили (за весьма редким исключением), но когда мы начнем говорить о машинах 1970-1990-х, это станет видно. Впрочем, хватит тянуть кота за хвост с такими долгими вступлениями — пора перейти к нашим Peugeot.

Peugeot Type 3

1891_Peugeot_Type3

Начнем с самого древнего автомобиля, представленного в музее — Тип 3. Надо сказать, что Type 1 (который вообще был Serpollet и даже продавался либо как Peugeot-Serpollet или просто Serpollet) в музее нет. На всякий случай, скажу о нем пару слов, раз уж начал — Type 1 образца 1886 года был трехколесным паровиком, одноцилиндровый двигатель которого развивал мощность до 5 л.с., что позволяло машине выжимать максимальную скорость аж в 25 км\ч.

Нет в музее и Type 2, который Арман Пежо начал выпускать на своей собственной фирме Peugeot Automobiles (он ушел из семейного бизнеса, разругавшись со своим кузеном Эженом). Машина получила двигатель внутреннего сгорания, на который Арман купил лицензию у Готлиба Даймлера (поначалу эти двигатели выпускали на заводе Panhard-Levassor, но затем Peugeot получила право собирать их самостоятельно). Впрочем, много Type 2 фирма продать не смогла — за полтора года купили всего 4 таких машины.

Что, собственно, подводит нас к причинам возникновения на свет Type 3 — раздосадованный отсутствием интереса публики к своим автомобильным достижениям, Арман понял, что с этим надо что-то делать. И начал, разумеется, с рекламы, но не не простой, а спортивной, причем вовсе не автомобильной. Я понимаю, что все это звучит несколько странно, но дело в том, что он решил принять участие в велосипедной гонке Париж-Брест-Париж (имеется в виду французский Брест, а не белорусский, немецкий, чешский, болгарский или хорватский), но не в качестве участника, а как водитель машины сопровождения, каковой машиной, собственно, и был этот самый Type 3.

Арман успешно преодолел дистанцию в 2045 километров со средней скоростью в 14 км\ч (интересно, насколько он отставал от велосипедистов?) и журналисты, писавшие о велогонке, разнесли весть о новом автомопроизводителе, машина которого доказала свою надежность, благополучно достигнув финиша. Тут бы надо было написать что-то в стиле «и тут заказы потекли рекой», но на самом деле, они хоть и увеличились в 16 раз по сравнению с Type 2, но за три года были проданы всего 64 автомобиля.

Годы и объем выпуска : 1891, 64 машины
Машина на фотографии
: 1891 года
Двигатель : 0.56л, 2 цилиндра, 2 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 18 км\ч

Peugeot Type 4

1892_Peugeot_Type4_1

С помощью газетчиков о новой фирме прослышали даже за границей и некто Али III ибн аль-Хусейн, тринадцатый бей Туниса, заказал себе уникальный автомобиль причем, по условиям контракта, он должен бы был отделан изображениями маргариток. Уж не знаю, чем именно ему так нравились маргаритки, но о вкусах не спорят (в конце-то концов, мне нравятся ромашки и я не боюсь в этом признаться), но в итоге, жестянщики провели немало времени, выбивая на металлических поверхностях машины изображение цветов (впрочем, у кожевных и деревянных дел мастеров работы было еще больше, одна только кожаная крыша чего стоит!).

Годы и объем выпуска : 1891, 1 машина
Машина на фотографии
: 1892 года
Двигатель : 1.1л, 2 цилиндра, 3.75 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 25 км\ч

Peugeot Type 5

1893_Peugeot_Type5

Поскольку Арману стало ясно, что автоспорт набирает обороты и может служить отличной рекламой, то как только он прослышал о первой официальной автогонке в мире (по крайней мере, так ее называет музей, я же лично в историю автоспорта не вдавался), которую организовала газета Le Petit Journal, он решил принять в ней участие, как автопроизводитель.

В итоге, неофициальным победителем гонки стал паровик от De Dion Bouton, но первый приз машине не присудили, потому что призы эти распределялись довольно необычным образом (в порядке очередности призов):
1. Участнику, чья машина ближе всех к идеалу: приз разделили Peugeot и Panhard-Levassor
2. Интересному трактору, который может работать как лошадь: уже упомянутый De Dion Bouton
3. За вместимость машины: девятиместный Serpollet
4 и 5. получили Le Brun, Vacheron и Rouger. Уж не знаю за что, прощу прощения.

Требования к «идеалу» были такими: машина должна была быть безопасной, хорошо управляться и стоить не слишком дорого. В общем-то и через почти 130 лет со времени той гонки, мы выбираем машины по примерно таким же критериям (это если выбирать головой, конечно).

Кстати, Type 5 мы уже видели в Sinsheim-Speyer (обратите внимание на то, что технические данные, приведенные тамошними архивариусами серьезно отличаются от тех, что представлены в заводском музее).

Годы и объем выпуска : 1893-1896, 14 машин
Машина на фотографии
: 1893 года
Двигатель : 0.56л, 2 цилиндра, 2.0 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 18 км\ч

Peugeot Type 8

1893_Peugeot_Type8

После Type 5 сразу перескакиваем к Type 8. Впрочем, Type 6 мы уже видели в музее Louwman в Гааге, так что представление о нем имеем. Да и сделали их всего-то семь штук. Но тут есть такой момент — у Type 6 двигатели были объемом в 0.56л, как у Type 3 и Type 5, а в том музее написано, что он был 1.3л, Даймлеровский, хотя по другим источникам этот движок появился только на Type 7.  Кстати интересно, что Type 7 выпустили в количестве 32 штук, но ни одной из них я еще не видел. Даже странно…

Peugeout Type 8 стал первой официально угнанной машиной в истории, хотя это «достижение» французов оспаривается (кто бы сомневался) немцами. Мы же все помним историю о том, как жена герра Бенца взяла его автомобиль без спроса и отправилась к матери? Но в данном случае, как справедливо указывают французы, Бенц не привлекал полицию к расследованию, тогда как барон де Зуйлен (de Zuylen), собственник злосчастного Type 8, сделал именно это.

Дело было, кстати, довольно простым и полиция раскрыла его довольно быстро (таким образом, парижская полиция вписала себя в историю, как первый организация такого типа в мире, раскрывшая преступление об угоне автомобиля). Так вот барон пригнал свою машину на обслуживание в Peugeot и какому-то из механиков захотелось на ней покататься. Думая, что машина барону понадобится нескоро, он поехал на ней домой, где его, собственно, и повязали. Что, кстати, доказывает, что с мозгами у некоторых сотрудников станций техобслуживания было плохо как сейчас, так и тогда.

Годы и объем выпуска : 1893-1896, 18 машин
Машина на фотографии
: 1893 года
Двигатель : 1.3л, 2 цилиндра, 3.75 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 20 км\ч

Peugeot Type 10 Break

1894_Peugeot_Type10

В том же 1894 году Арман задумался о том, что надо бы начать выпуск машин побольше, так что на свет появился Type 9, который стал первым автомобилем Peugeot среднего класса (он был очень популярным, всего выпустили 87 таких машин). Но некоторым заказчикам этого было мало, поэтому специально для них был создан первый «универсал» от Peugeot — Type10.

Машина, фактически, была Type 9 с другим кузовом и могла перевозить либо 8 пассажиров, либо 5 и приличное количество багажа. Кстати, Type 9 был первым автомобилем, на который Michelin поставил свои пневматические шины, что произошло на гонках Париж-Бордо-Париж (протяженность 1200 км).

Годы и объем выпуска : 1894, 3 машины
Машина на фотографии
: 1894 года
Двигатель : 1.6л, 2 цилиндра, 3.75 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 18 км\ч

Peugeot Type 15

1897_Peugeot_Type15

Опять перескакиваем через несколько поколений, но я вкратце расскажу о них здесь.

Type 11 — то же самое, что и Type 9, но с двигателем от Type 10. Всего выпустили 27 автомобилей.

Type 12 — вариация на тему Type 11, с другим кузовом. Объем выпуска и того меньше — всего 2 штуки.

Type 13 — двухместный развозной грузовичок, пять машин.

Type 14 — первая попытка Peugeot сделать машину поменьше, чем Type 9, но побольше, чем Type 8. В современной градации машин фирмы, она бы соответствовала 308-й модели, Type 8 — 208-й, а Type 9 — 508-й. Как-то так. Всего сделали 18 Type 14. А еще эта модель стала первой, которая получила свой собственный (а не лицензионный Даймлеровский) двигатель (кстати, в некоторых источниках утверждается, что первой такой моделью была 17-я, а не 14-я).

Type 15 стал первой машиной от Peugeot, которая:
1. Продавалась в количестве нескольки сотен
2. Все ее варианты получили пневматические шины от Michelin
3. Все двигатели были своими собственными, Peugeot.

Интересно, что машину активно экспортировали, в том числе и в Англию, где одним из первых покупателей Type 15 стал Чарльз Роллс, будущий основатель небезызвестной фирмы Rolls-Royce.

Годы и объем выпуска : 1897-1902, 500 машин
Машина на фотографии
: 1897 года
Двигатель : 2.4л, 2 цилиндра, 7 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 35 км\ч

Трицикл

1898_Peugeot_Tricycle

Я не уверен, что этот трицикл был сделан одной из фирм Peugeot (Арманом или его кузеном) и, похоже, что единственная причина того, что он вообще находится в музее — то, что в 1900-м году, его владелец сменил двигатель от De Dion Bouton на современный от Peugeot. Больше никакой информации о машине (ну кроме техданных) музей не приводит.

Машина на фотографии : 1898 года
Двигатель : 1 цилиндр, 1.75 л.с
Максимальная скорость: 35 км\ч

Peugeot Type 16

1900_Peugeot_Type16

Продолжатель дела 10-й модели, с тем же двигателем и практически теми же техническими характеристиками. Продавалась она, впрочем, примерно так же, как Type 9, так что рекорд 15-й модели побить не смогла (что, впрочем, и понятно — недорогие машины продаются лучше, чем их большие и дорогие собратья).

Годы и объем выпуска : 1900, 87 машин
Машина на фотографии
: 1900 года
Двигатель : 2.4л, 2 цилиндра, 7 л.с., 4 передачи
Максимальная скорость: 35 км\ч

Peugeot Type 26

1900_Peugeot_Type26

Перескакиваем сразу через много моделей, но я попытаюсь вкратце рассказать о каждой из них.

Type 17, 18 и 19 были машинами среднего класса, продолжателями дела 16-й модели. Отличия были, в основном, в кузовах. Type 17 мы уже видели в коллекции Шлумпфа. Объемы производства: 182, 26 и 75 машин соответственно.

Type 20 представлял собой восьмиместный минибус, первая попытка Peugeot (если не считать за таковую Type 10 Break, конечно), сделать «маршрутку» для местных пассажироперевозок. Объем производства: 14 машин.

Type 21 — наследница Type 8, 9 машин.

Type 22 — развозной фургон, 5 машин.

Type 23 — первая попытка Peugeot залезть в средне-высшую лигу, не увенчавшаяся, впрочем, успехом. В нашем понимании, это аналог 607-й модели. Продали 10 автомобилей.

Type 24 — примерно то же, что и Type 21, но с другим мотором (20 машин).

Type 25 — наследница 15-й модели, оставшаяся полуэкспериментальной, сделали всего 2 машины.

Возвращаясь к нашим 26-м — это чрезвычайно устаревший даже по тем временам, автомобиль, но покупателям он нравился, так что из 419 проданных Type 26 до наших дней дошли несколько машин. Одну из них мы уже видели в коллекции Шлумпфа.

Данный конкретный автомобиль часто принимает участие в различного рода ветеранских автопробегах; например в 1998 году он участвовал в церемонии празднования в честь первого соревнования по подъему на холм, затем в торжествах, приуроченных к столетию парижского автосалона, а потом перебрался в Англию, где прокатился в гонках Brighton. В общем, не дают старичку скучать, что и правильно.

Годы и объем выпуска : 1899-1902, 419 машин
Машина на фотографии
: 1900 года
Двигатель : 1.1л, 2 цилиндра, 5 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 35 км\ч

Peugeot Type 33

1900_Peugeot_Type33

Жаль, конечно, что музей так вот прыгает между моделями. Думаю, что в запасниках музея есть почти все, но вот размеры выставочного зала не позволяют им показать все машины, которые выпускала фирма Peugeot. По крайней мере, хочется на это надеяться.

Type 27 и 28 — то же самое, что и Type 26, но с другими кузовами (обе машины были больше, чем Type 26). Объемы выпуска: 29 и 8 машин, соответственно.

Type 30 — продолжательница дела Type 24, 84 машины.

Type 31 — ее мы уже видели в Louwman. Одна из самых редких машин такого размера в те годы (для Peugeot, разумеется) — 7 автомобилей.

Type 32 — наследница 16, 17, 18 и 19 моделей. 21 автомобиль.

Про эту машину, к сожалению, музей почти ничего не рассказывает, просто говорит о том, что в те годы, Франция была самой «автомобильной» страной, выпуская ежегодно 4800 самобеглых повозок (для сравнения, в США в 1900 году выпустили всего 4000 автомобилей, а про заядлых друзей Франции, британцев, и говорить-то нечего: 175 машин). В общем, только Пежо продали почти в три раза больше автомобилей (500 штук), чем все «британцы», вместе взятые. Вив ля Франс и все такое.

Что же касается самой 33-й, то это был небольшой фаэтон, весьма устаревшей конструкции. Продали 84 машины.

Годы и объем выпуска : 1900-1902, 84 машин
Машина на фотографии
: 1900 года
Двигатель : 1.1л, 2 цилиндра, 5 л.с., 3 передачи
Максимальная скорость: 25 км\ч

Peugeot Type 36

1901_Peugeot_Type36

Между 33-й и 36-й моделями фирма выпускала две модификации развозных фургонов с открытой кабиной: Type 34 и Type 35, которые стали последними такими моделями компании. Отличались они только размерами (3 метра и 4 метра), а с технической точки зрения были одинаковыми. Всего выпустили 43 таких автомобиля.

Начиная с 1902 года, фирма перестала выпускать «безлошадные повозки» (в том смысле, что автомобили Peugeot больше не напоминали кареты, к которым забыли пристегнуть лошадь) и перешла на более современную компоновку с передним расположением двигателя. Type 36 была одной из первых машин Peugeot, которая перебралась на новую (хотел сказать «платформу», но тогда о платформах речи не шло) конфигурацию автомобиля.

У водителя, вместо рычагов, появился руль (все еще справа), а колеса стали меньше, как тогда было модно.

Годы и объем выпуска : 1901-1902, 111 машин
Машина на фотографии
: 1901 года
Двигатель : 1.1л, 2 цилиндра, 5 л.с., 4 передачи + реверс
Максимальная скорость: 30 км\ч

Peugeot Quadricycle

1902_Peugeot_Quadricycle

Вообще говоря, интересно, как музей тщательно обходит тему раздрая в семействе Пежо. Его устроители явно находятся на стороне Армана, хотя именно «главная» фирма спасла семейство от полного забвения — ведь именно тот факт, что Эжен и его сыновья поддерживали первоначальную фирму на плаву (да, велосипеды, мопеды и различная кухонная утварь — это не тот Peugeot, который находился под руководством Армана, а тот, который остался в собственности Эжена).

Так вот, несмотря на негласную договоренность о том, что Арман будет заниматься только автомобилями, а Эжен всем остальным, последний периодически предпринимал поползновения на рынок, занимаемый Арманом. Вот этот квадрицикл — один из таких примеров (и я подозреваю, хотя доказательств у меня нет, что трицикл, который мы видели выше — тоже).

Когда Арман увидел эту машину, он пришел в бешенство и стал угрожать Эжену всеми карами земными и небесными, в том числе судом. Семейство, не желая очередного скандала, уговорило Эжена снять машину с продажи, что он и сделал.

Годы и объем выпуска : 1902
Машина на фотографии
: 1902 года

Peugeot Type 56

1904_Peugeot_Type56

Хотя между началом производства 56-й и 36-й прошел всего год, фирма успела создать аж 20 моделей. Постараюсь перечислить их все.

Type 37: первый автомобиль малого класса с передним расположением двигателя. Вообще говоря, машина была довольно передовой для своего времени и у нее даже была карданная передача. Двигатель одноцилиндровый, 0.6л, мощностью в 5 л.с.. Объем выпуска составил 100 штук.

Type 38: похоже, что такой машины не было или память о ней не сохранилась. Странно, обычно вся нумерация моделей у Пежо была последовательной.

Type 39: автомобиль среднего класса, с четырехцилиндровым двигателем и цепной передачей. Выпустили 100 штук. Наследник 18-й модели.

Type 40 и 41: такая же ситуация, как и с 38-й.

Type 42: машина средне-высокого класса, наследница 23-й модели.  Четыре цилиндра, 3.6л и мощность 18 л.с. Всего выпустили 79 автомобилей.

Type 43 и 44: средний класс, двигатель 2 литра и мощность в 12 л.с. Отличия заключались в кузовах. Выпуск составил 76 и 58 экземпляров соответственно.

Type 45, 46 и 47: без понятия.

Type 48: Почти то же самое, что Type 37 (да и выпускали ее параллельно), но с мотором чуть большего объема и мощности: 0.8л, 6.5л.с.

Type 49: небольшой семейный автомобиль с двухцилиндровым двигателем объемом в 1.3л и мощностью 8л.с. Наследник 32-й модели. 162 экземпляра.

Type 50: то же самое, что Type 49, но с более мощным двигателем объемом в 1.7л и мощностью в 10 л.с.

Type 51, 52 и 53: истории сие неведомо.

Type 54: массовый и дешевый автомобиль, наследник Type 37 и, в общем-то, не отличающийся от него по конструкции. Сделали 250 штук.

Type 55: нет данных.

Это странно, но если посмотреть на объемы выпуска предыдущих моделей и сравнить их с количеством сделанных 56-х (16 штук), то непонятно почему именно 56-я выставлена в музее. Причем, она есть еще и в коллекции Шлумпфа, так что до наших дней дошли минимум два таких автомобиля.

Машина участвовала в пробеге автомобилей-ветеранов в 2007 году в честь первых гонок Париж-Бордо-Париж. Всего там было 38 участников и все это заняло 4 дня, за которые машины проехали 600 километров.

Кстати, автомобильная пресса того времени пела дифирамбы 56-й за выдающуюся экономичность: всего 5.3 литра на 100 км, что вполне прилично даже по нынешним временам.

Годы и объем выпуска : 1904, 16 машин
Машина на фотографии
: 1904 года
Двигатель : 0.8л, 1 цилиндр, 6.5 л.с., 3 передачи + реверс
Максимальная скорость: 40 км\ч

Продолжение следует

комментария 2

Subscribe to comments with RSS.

  1. […] Продолжение. Начало здесь […]

  2. […] рассказ о фирменном музее Пежо и истории фирмы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: