Pofigism as a lifestyle 2.0

Caister Castle — Часть 9. Jowett, La Buire, Lagonda, Lea Francis, Leon Bollee, Locomobile, Lotus, Mazda, McLaughlin, Merryweather


Продолжение. Начало здесь

Jowett_logo1

История фирмы здесь

Jowett 7/17HP Type C

1927_Jowett

Недорогой автомобиль от Jowett, созданный для конкуренции с одноклассниками из Austin и Morris. Ничего особенного, просто типичный недорогой британский автомобиль того времени. Разве что стоит отметить перкалевый кузов, пропитанный лаком, чтобы он выглядел, как нечто более крутое. Впрочем, такой «наворот» был довольно нетипичным — обычные Jowett в этой серии получили кузов с навесными алюминиевыми панелями.

Машина на фото образца: 1927 года
Двигатель: 0.87л,  2 цилиндра, 17 л.с. (7 «налоговых»)

LaBuire_Logo

Фирма была основана в 1847 году как Chantiers de La Buire и занималась постройкой железнодорожных вагонов и кузовов для различных транспортных средств, которые шастали по дорогам в те времена. Фирма была довольно известна в определенных кругах и даже получила заказы от китайского императора и короля Италии. Впрочем, несмотря на то, что качество продукции было на высоте, с финансовой точки зрения, дела обстояли не так, чтоб уж очень хорошо, потому что, как в книге Короткевича «Колосья под серпом твоим», бог дал этой конторе самое плохое в мире начальство (ну, может не настолько уж плохое, но все же). В итоге, первое банкроство произошло в 1895 году и на свет появилась новая инкарнация той же фирмы, под названием Societe Nouvelle des Etablissements de l’Horme et de La Buire.

В 1903 году руководство увидело, что безлошадные повозки имеют тенденцию продаваться и неплохо, так что решило, что было бы безрассудно оставить без внимания новый, нарождающийся рынок автомобилей и в 1904 году компания представила три модели: 16HP, 28HP Fragnicac и 30HP (последние два были практически идентичными). Машины были довольно продвинутыми по тем временам: стальная (а не деревянная, как у многих конкурентов) рама, четырехцилиндровые двигатели, четырехступенчатая коробка передач и электрические фары. Немудрено, что пресса и потенциальные покупатели заинтересовались новинками и в 1905 году было принято решение выделить автомобильное подразделение в отдельную компанию Societe Anonyme des Automobiles La Buire.

Фирма сразу же стала выставлять свои машины на различные соревнования и весьма преуспела в гонках по подъему на холм, а затем и в гонках на дальние дистанции (например, Санкт-Петербург — Севастополь). Эти победы привели к повышению продаж и руководство решило начать расширять производство любой ценой — причем, начало оно это дело с довольно правильного шага: расширения дилерской сети (первый официальный дилер La Buire был открыт в Париже, на Елисейских Полях, что стало доказательство «престижности» бренда).

Дела шли все лучше и лучше, машины продавались, как горячие пирожки, причем, самый большой заказ сделало Почтовое управление Франции, когда оно решило списать все свои устаревшие электромобили (сейчас это читается довольно забавно) и заменить их быстрыми, надежными и легкодоступными автомобилями. В общем, солнце светило, девушки улыбались, машины продавались. Вот только с руководством дела обстояли все так же, как и раньше — и фирма обанкротилась в 1909 году.

Следующая инкарнация той же фирмы называлась Societe Nouvelle de La Buire Automobile и в первый раз компании повезло с руководством — продажи опять стали расти, а в годы Первой Мировой, фирма переключилась на выпуск грузовиков и деньги от военных заказов были использованы на создание новых «послевоенных» моделей. Первую такую модель фирма представила еще в 1916 году, задолго до того, как то же самое сделали конкуренты. Впрочем, одно дело представить, а другое — сделать. Поскольку даже после окончания военных действий, заказы от Министерства Обороны Франции не иссякали, то руководство справедливо решило, что надо доить корову, пока она доится и вернулось к выпуску обычных автомобилей только в 1922 году.

Впрочем, такое решение тоже оказалось не очень верным: пока La Buire зарабатывала на военных чиновниках, ее конкуренты планомерно окучивали рынок легковых машин, так что возвращение на него оказалось не столь легким, как планировалось. Продажи, разумеется, были, но машины La Buire воспринимались рынком, как нечто скучное и не стоящее внимания. В попытке пробить стену  игнора со стороны публики, фирма решила выпустить на рынок довольно оригинальный четырехместный автомобиль с двухдверным кузовом, причем, если вы сейчас недоуменно чешете в затылках «эка невидаль! подумаешь, двухдверка…», то могу сказать, что если бы вы эту машину увидели, то точно бы удивились. Дело в том, что дверей было действительно две — вот только одна из них была спереди слева, а вторая сзади и справа. Нет, я тоже не могу объяснить смысла такой схемы!

В любом случае, хоть эти машины и вызвали интерес, покупатели, похоже, просто недоуменно крутили пальцем у виска и покупать автомобили от La Buire почти отказывались («почти» — потому что какие-то продажи, все-таки, были). И вот тут произошло событие, которое и привело к последнему в истории La Buire банкротству: исход дилеров. Они разрывали соглашения с фирмой и переходили к ее конкурентам, что приводило к тому, что покупателям не было где чинить свои La Buire. А поскольку никто в здравом уме, даже если он и француз, не станет покупать машину, которую негде обслуживать, то в 1930 году фирма закрыла свои двери навсегда.

La Buire 14/22

1922_LaBuire

Первая модель легкового автомобиля La Buire в послевоенный период. Особой популярности она не снискала и автожурналы писали о ней, как о типичной французской машине того времени: хорошо собрана, неплохо выглядит, но скучная. Честно говоря, я такое описание применил бы к немецким машинам, но, видимо, французы успели сделать такое раньше.

Машина на фото образца: 1922 года
Двигатель: 2.6л,  4 цилиндра, 22 л.с. (14 «налоговых»)

lagonda_log

Рассказ об истории фирмы здесь

Lagonda 2.6L

1952_Lagonda_2_6L

Первая машина, созданная компанией, после покупки Дэвидом Брауном. Двигатель 2.6 литра был создан Уолтером Бентли (да, тем самым), кузов сделан из алюминия. Все бы хорошо, но время для такого автомобиля было неподходящим, по крайней мере, на родном для Lagonda, британском рынке. В итоге, за пять лет продали 510 машин этой модели.

Машина на фото образца: 1952 года
Двигатель: 2.6л,  6 цилиндров, 105 л.с.

leafrancis_logo

Пара слов о компании здесь

Lea-Francis 14

1950_LeaFrancis

Вообще говоря, забавно, что такой именитый местный бренд я, за более чем 13 лет шастания по автомузеям, встречал только один раз, да еще в том музее выставлена не машина, производства той самой Lea-Francis, а новодел типа «возрожденной» фирмы.

Модель 14 (названная так по количеству «налоговых лошадей») стала самой массовой машиной бренда, который за всю свою историю продал примерно 10 тысяч автомобилей. Если судить по внешнему виду, то то, что находится в Caister — это самый распространенный вариант 14-й модели, который выпустили в количестве чуть более 2100 штук. Кроме него были еще варианты с кузовом универсал, купе, родстер (модель Sport) и длиннобазный шестиместный седан 14/70.

Машина на фото образца: 1950 года
Двигатель: 1.8л,  4 цилиндра, 70 л.с.

Leon_Bollee_logo

Помните, как я упоминал о машинах системы Amedee Bollee, когда говорил об автомобилях De Dietrich? Так вот, оказывается, что этих самых Bollee было несколько (в смысле — фирм, а не автомобилей).

Первой была фирма Amedee Bollee-отца, и занималась она, кроме основного занятия в виде создания колоколов, выпуском паровых машин, а также автомобилями, причем именно она считается первым в истории массовым производителем автомобилей, поскольку первая модель фирмы, называвшаяся La Mancelle, вышла в свет в 1878 году и была выпущена партией в 50 экземпляров. Уж не знаю почему, но Болле-отец решил, что автомобили ему не интересны и после этого эксперимента вернулся к выпуску паровых омнибусов.

Второй фирмой семейства Bollee стала компания сына Amedee Bollee, которого звали точно так же. И вот их-то, кстати, и лицензировали в De Dietrich.

Самой известной из всех фирм Болле, стала третья компания, созданная вторым сыном Амеде-отца, Леоном. Называлась она просто: Leon Bollee Automobiles и ни о каких паровиках речи уже не шло. Первой моделью фирмы стала трехколеска Voiturette с калильным зажиганием, причем продавалась она так хорошо, что фирме пришлось подрядить фирму Hurtu, чтобы удовлетворить спрос. Затем настал черед спортивных автомобилей, спрос на которые тоже опережал предложение (фирма выпускала множество моделей, причем, некоторые были весьма экзотическими, например был вариант Leon Bollee G1 с двигателем в 11 литров).

Компания начала выходить на зарубежные рынки и даже создала свое подразделение в США, под названием Worthington-Bollee, которая, впрочем, просуществовала всего год. Все было просто прекрасно — фирма продавала свои машины сотнями (на 1909 год объем производства составил 600 автомобилей), но так получилось, что Леон попал в аварию и умер в 1913 году, оставив фирму своей жене.

Во время Первой Мировой войны фирма занималась поставкой вооружений, а к производству автомобилей вернулась в 1919 году, но поскольку Леона уже не было в живых, а его вдова не особо разбиралась в технике, то компания начала понемногу угасать и уже совсем скончалась бы, но тут фирме Morris понадобился плацдарм во Франции (в стране тогда ввели заградительные налоги на импортные автомобили) и в 1924 году была образована фирма Morris-Leon Bollee, выпускавшая офранцуженные машины, разработанные в Британии. Однако, прорыва не получилось и хотя машины нового бренда кое-как продавались, в 1931 году руководство Morris пришло к решению о закрытии завода. Такие дела.

Leon Bollee Voiturette

1896_LeonBollee

А вот, собственно, и она — вуатюретка от Leon Bollee, причем, в довольно неплохом состоянии. Музей утвеждает, что это первая в мире машина с пневматическими шинами, но на этот счет у меня есть сомнения — некоторые относят этот рекорд на счет Benz, другие — Peugeot.

Машина в музее получила серийный номер 7 и является самой древней из всех выживших автомобилей Leon Bollee.

Машина на фото образца: 1896 года
Двигатель: 0.65л,  1 цилиндр, 3 л.с.

locomobile_logo

LOCOMOBILE

Рассказ о фирме здесь.

Locomobile Steam Runabout

1900_Locomobile

Это та самая машина, которую Редъярд Киплинг обозвал «вопиющим обманом с никелевой отделкой» — первые Locomobile были подстать самой компании, созданной на жульничестве одного из партнеров (Уокера, который «кинул» своего соинвестора, Барбера).

Машина на фото образца: 1900 года
Двигатель: 2 цилиндра, 5.5 л.с.

lotus_logo

Lotus 33

1966_Lotus_33

Если верить музею, то это тот самый Lotus 33, на котором Джим Кларк стал дважды чемпионом мира.

Машина на фото образца: 1966 года
Двигатель: 2.0л,  8 цилиндров, 270 л.с.

mazda_logo

Довольно подробный рассказ о моделях бренда в музее Frey: 1, 2, 3, 4, 5

Mazda RX-7

1980_Mazda

Mazda RX-7 первого поколения. Насчет двигателя тут непонятно — музей утверждает, что под капотом у нее двигатель Ванкеля (что правда) объемом в 2.3 литра (2292 «кубика» если точнее). Но мне что-то не кажется, что на RX-7 ставили таких монстров — они же все были 1.1 или 1.3, но последний движок появился на RX-7 только с 1983 (или 1984?) года.

Машина на фото образца: 1980 года
Двигатель: 2 ротора

McLaughlin_Logo

Рассказ о фирме здесь

McLaughlin-Buick Century

1937_Buick_McLaughlin

Если честно, то я вовсе не уверен, что это Century, но если судить по расположению запасного колеса, то, скорее всего, это либо он, либо что-то близкое к нему, например, какой-то вариант Special 40 с восьмицилиндровым движком. Музей тут вообще не помогает, на табличке просто указано, что это Buick McLaughlin с двигателем 4.5 литра.

В любом случае, эта машина уже не имеет отношения к самому McLaughlin, поскольку в те годы фирма стала канадским подразделением GM. А ее наличие в музее объясняется просто — в 1930-х годах британская королевская семья решила смотаться в Канаду (типа посмотреть, как там дела на даче) и их там встречали на машинах McLaughlin. Коронованным особам автомобили понравились и они прикупили себе парочку. Ну а потом и другие знатные особы из Британии тоже стали заказывать такие машины, ибо разве ж они хуже всяких там королей?

Машина на фото образца: 1937 года
Двигатель: 4.5л,  8 цилиндров, 100 л.с.

Merryweather_Logo

Пожалуй, это одна из древнейших компаний, когда-либо упоминавшихся в этом блоге, поскольку основана она была еще в 1692 году неким Натаниэлем Хадли (Nathaniel Hadley). Фирма выпускала противопожарное оборудование (по крайней мере, в понимании людей 17 века), но уже в 1738 году создала свой первый передвижной пожарный насос., который приводился в действие вручную, а вода подавалась по кожаным рукавам.

Затем, один из инженеров, работающих с фабрикой, придумал новый вид помпы и благодарный владелец фирмы предложил ему долю в бизнесе, после чего фирма стала называться Hadley-Simpkin. Следующее переименование произошло в 1791 году, когда некто Генри Лотт пришел в компанию и занял одну из руководящих должностей, соответственно, она (фирма, а не должность) стала называться Hadley, Simpkin and Lott. Ну а затем Лотт подкопил деньжат и выкупил всю эту контору в личное владение, а когда он решил уйти на пенсию, то передал дело своему племяннику Моисею Мерриуэзеру (Moses Merryweather). У того было три сына, так что с 1807 года фирма стала называться Merryweather & Sons, без всяких там Лоттов и Симпкинов, не говоря уж о Хадли.

Все это время фирма выпускала различную противопожарную технику, в том числе и пожарные автомобили. Впрочем, похоже, что автомобили она выпускала довольно недолго, хотя и заслужила на этом поприще хорошую славу — ее машины ценились на многих внешних рынках, по крайней мере, до Первой Мировой войны.

А вот что с ней стало позже — неясно. По некоторым источникам, фирма существовала до 1980-х, а потом ее следы теряются. В Интернете до сих пор есть сайт фирмы Merryweather, датированный 2008 годом, но он очень давно не обновлялся, а в списке действующих компаний Соединенного Королевства такая фирма не значится. Такие дела, значит.

Merryweather Princess Alice

1912_Merryweather

«Принцесса Алиса» была так названа самой принцессой Алисой, которой на тот момент было 28 лет и она еще и не подозревала, что станет свекровью царствующей нынче королевы Елизаветы Второй. Сообщая нам этот интереснейший факт, музей скромно умалчивает почти обо всем, что касается, собственно, автомобиля. Ну, что ж поделать, я уже понял, что что-либо понять по табличкам в этом музее просто невозможно.

Машина на фото образца: 1912 года
Двигатель: 4 цилиндра, 35 л.с.

Продолжение следует

комментария 4

Subscribe to comments with RSS.

  1. manowaroff said, on 26 апреля, 2022 at 14:11

    Ожидал, что третья Bollee окажется созданной святым духом. 😁

  2. […] Продолжение. Начало здесь […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: