Pofigism as a lifestyle 2.0

Музей городского пассажирского транспорта (Минск) — Часть 3

Posted in автомобили, Kuban, LAZ, PAZ, RAF, UAZ, VAZ, ZAZ, ZSD by pofigist on 18 января, 2022

Окончание. Начало здесь

Kuban_Logo

Был в свое время в славном городе Краснодар небольшой завод (по советским меркам, конечно), занимавшийся выпуском специализированных автобусов. Создан он был на базе автобусно-мебельного цеха Ремпромкомбината, а основной его продукцией стали агитационные автобусы. Если честно, то я абсолютно не понимаю, за каким чертом СССР потребовался специальный завод по выпуску таких автобусов, но, видимо, какому-то партийному работнику это показалось хорошей идеей.

Как было принято в те времена, автобусы изготавливали мелкими, полукустарными партиями на базе грузовиков (в основном, ГАЗ 51 и его модификаций). Затем к ним прибавились микроавтобусы на базе известной всем УАЗовской «Буханки», видимо, чтоб уж точно проагитировать всю страну, включая даже такие места, куда на обычном автобусе проехать было нереально (я, кстати, удивляюсь, почему никому в голову не пришла идея использовать шасси КрАЗ? Эта-то штука проедет где угодно!).

Автобусы получились довольно неказистыми, но видимо, свою цель существования оправдывали, потому что их продолжали выпускать аж 1993 года, причем, за 30 лет завод наклепал аж 112 тысяч таких поделок. С прекращением производства своей древней (пусть даже и постоянно модернизируемой) модели, перед руководством предприятия встал вопрос: «а что же делать теперь?». Ответ был простой — завод начал выпускать автобусы на шасси индийской фирмы Tata, а потом перешел на Газели. В любом случае, удержаться на плаву в кризисных 1990-х заводу не удалось и производство было завершено в 1998 году, а через пару лет, компанию АвтоКубань признали банкротом. Такие дела.

Кубань Г1А1

IMG_20220113_092203

Самая массовая и узнаваемая модель завода — Г1 постоянно модифицировалась. И хотя у предприятия были и другие модели, причем намного более современные (взять хотя бы Кубань 3917, который, как и почти все другие опытные модели завода, в серию не пошел), завод с ослиным упорством (а может, по приказу вышестоящего начальства) продолжал клепать эти устаревшие и невзрачные машины. Хотя, если бы лично я был царем (ну или генсеком), то приказал бы, что именно агитационные автобусы были бы ультрасовременными, чтобы показать всем сомневающимся, что «наш» образ жизни намного круче «их». Как-то так.

Кстати, к слову об агитации. Думаю, что вы заметили надписи «ПокедПакет и ПЭТ» на бортах машины? Объясняется это просто — в 2019 году государственное предприятие «Оператор вторичных материальных ресурсов» (я не выдумал это название, такая контора действительно существует!) решила предпринять эко-акцию, нацеленную на сокращение потребления упаковки и пластика. Они подсчитали, что за неделю заведения, расположенные на минской улице Октябрьская, выбрасывают примерно 20 тысяч пластиковых бутылок и тому подобного мусора.

Поскольку на наших (да и не наших тоже) людей заклинания в стиле «спасай планету, мать твою!» не действуют, то было решено использовать агитационный автобус по прямому назначению — в него забили уже упомянутые 20 тысяч бутылок и поставили на этой улице, чтобы наглядно объяснить прохожим, сколько пластикового мусора выбрасывает всего одна улица за неделю.

Если честно, я не знаю, был ли от этой акции хоть какой-то толк, но надо отдать должное минчанам — улицы в Минске (по крайней мере, те что в центре) очень чистые и зачастую чище чем в этих ваших Европах. А автобус… ну не восстанавливать же его. Пусть ржавеет себе своей эко-ржавчиной на потеху редким посетителям музея, про который никто не знает.

Максимальная скорость : 80 км\ч

LAZ_logo

Краткий рассказ о заводе здесь

ЛАЗ 695

IMG_20220113_092304

Все, что я могу сказать об этом автобусе — это то, что он на транзитных номерах, то есть его либо только что привезли, либо скоро куда-то увезут. Ну и добавить к этому свою личную приязнь к данному типу автобусов, потому что я очень любил взгромоздиться в них на заднее сиденье, где зимой (особенно зимой!) было очень тепло.

PAZ_logo

Краткий рассказ о заводе здесь

ПАЗ 672

IMG_20220113_091906

Разумеется, без павловского автобуса коллекция стандартных средств передвижения советского человека была бы неполной. Впрочем, она и так неполная — знаменитого Лунохода от ЛиАЗ там нет, хотя вот чего-чего, а их в Минске моей молодости (эх… давно это было!) хватало.

Технические характеристики машины такие: высокопольный, малой вместимости, пригородный, с бензиновым движком и вместимостью салона на 45 пассажиров, из которых 23 сидячих.

Двигатель : 115 л.с.
Максимальная скорость : 80 км\ч

RAF_logo

Про RAF я рассказывал здесь. И, кстати, весьма рекомендую ознакомиться с историей REAF, который стал потом частью RAF, она была весьма нетривиальной.

RAF 2203 Latvia

IMG_20220113_091632

Тут я даже и не знаю, что еще можно написать к тому, что я писал об этих машинах ранее (см. ссылку выше). Впрочем, и так все знают, что эта машина, построенная на базе 24-й Волги была самым популярным автомобилем своего класса в СССР. Да, был еще и ЕрАЗ, который был, фактически, предшественником 2203, RAF 977, были польские Жуки, да и те же Баркасы. Но такой популярности на дорогах СССР не получила ни одна из этих моделей-конкурентов, чему способствовал общий объем выпуска RAF 2203, составлявший примерно 300 тысяч автомобилей (около 250 тысяч по другим источникам).

Двигатель : 95 л.с.
Максимальная скорость : 120 км\ч

UAZ_logo

Краткий рассказ о заводе здесь. К тому рассказу можно добавить только не очень оптимистичный факт о том, что УАЗ, похоже, все. В том смысле, что денег на разработку новых моделей у них нет и не предвидится. Разве что станут контрактным производителем для каких-то китайцев, что будет довольно грустно.

УАЗ 452

IMG_20220113_091620

Заранее приношу свои извинения знатокам данной модели, поскольку для меня лично все «буханки» одинаковы. Вполне возможно, что это не 452, а что-то начинающееся с 39хх, вторая цифра, которая 9 означает, вроде бы, спецтехнику. Дальше у меня фантазии не хватает.

Кстати, надпись на борту гласит «Отдел шаровых молний», которого, разумеется, в природе не существует (ну разве что в каком-то НИИ, интересующемся данной проблемой). Экскурсоводша же никак не прояснила данную тему, просто сказав, что «ну вот так написали». Как мне кажется, машина эта, так же, как и ГАЗопель Блиц, представляет собой что-то киношное.

УАЗ 469

IMG_20220113_091707

Печальная машина, к которой зачем-то приляпали довольно странные зеркала. Или это было частью какого-то спецоборудования? Потому что я просто не понимаю смысла данных «лопухов» на машине, которая явно не подготовлена к хардкорному бездорожью.

VAZ_logo

Если честно, то становится немного «за державу обидно», когда понимаешь, что самое большое количество интересных машин этой марки я видел в Abarth Works, что в Бельгии. Видимо, кто-то там наверху, мне тонко намекает, что пора бы уж и смотаться в Тольятти и погулять по музею АвтоВАЗа лично, а не в обзорах других музееходцев…

Собственно, в данном музее есть примерно полторы машины ВАЗ. Полторы, потому что одна из них — даже не автомобиль, а просто детская игрушка. Вот такая:

IMG_20220113_082927

Особенно хорошо выглядит кусок картона в том месте, где должен бы быть знаменитый «клюв» моделей 2108/2109.

IMG_20220113_082808

А вот так это выглядит внутри. Не особо впечатляет, правда? Причем, эта штука не работала (хотя я не уверен, что она вообще должна была как-то работать). И сесть за руль я не смог, хотя у меня были, в свое время, две «девятки» и я в них ездил вполне вольготно.

IMG_20220113_091801

Вторая же машина стояла на улице, без бокового стекла (или оно опущено?) и на спущенных шинах. О причинах такого плачевного состояния данной машины (хотя по кузову все, вроде бы, прилично) мне не известно, а экскурсоводша просто равнодушно прокомментировала «как поставили, так и стоит», не особо привнеся ясность в данную ситуацию.

IMG_20220113_091742

Салон же тут — просто классика жанра (плевать, что снега намело) — руль с бахромой, деревяшка под задницу… Добро пожаловать в поздний СССР, короче.

ZAZ_logo

Рассказ о фирме здесь

ЗАЗ 968А

IMG_20220113_081348

К этой модели (не в смысле — именно к этой, а к 968А вообще) я питаю довольно нежные чувства, ибо это был автомобиль моего детства. У отца был такой вот «Запор» в красном цвете и я помню, как мы на нем ездили из Минска в Симферополь, со всеми «прелестями», сопутствующими данной машине: перегреву двигателя (приходилось приоткрывать задний капот), три работающих цилиндра из четырех, проблемы с генератором и так далее. Но… хочу себе такую игрушку, хотя и понимаю, что когда у человека руки растут из пятой точки, да еще и нет свободной минуты, чтобы их как-то переместить в район плеч, то… нет, все равно хочу!

Пожалуй, это единственный автомобиль в данном музее, который выглядит вполне неплохо восстановленным, хотя у меня к нему есть вопросы. Например: откуда взялся повторитель поворота над «ухом»? Я помню, что такие, вроде бы, были на 966-х и каких-то спецверсиях типа инвалидных вариантов, но это же точно не 966-й. Ну и цвет, конечно, странноватый, по крайней мере, для меня. Но все равно — мой приз зрительских симпатий уходит к этой машине!

Год выпуска : 1976
Двигатель
: 42 л.с.
Максимальная скорость : 120 км\ч

Nysa_logo

О фирме ZSD, которая выпускала эти машины я рассказывал здесь

Nysa 521

IMG_20220113_092411

Мне вот интересно — смогу ли я когда-нибудь увидеть Nysa в хорошем (в смысле, музейном) состоянии? Пока что я видел только два автомобиля этой марки и оба были ухайдаканными по полной программе — что в Бельгии, что в Беларуси. Может, смотаться в Краков, там вроде как есть приличный технический музей?

Двигатель : 70 л.с.
Максимальная скорость : 100 км\ч

На этом обзор музея завершен и я даже рад этому по двум причинам:
— музей не представляет собой ничего особенного, просто это был единственный автомузей в Беларуси, в котором я еще не был и у меня на него нашлось время.
— Мне через несколько часов надо опять уматывать в очередную командировку почти на две недели, а я очень не люблю забрасывать обзоры на такой срок. Хотя, конечно, это я сейчас так говорю, а сам забросил на полгода рассказ о коллекции Шлумпфа, остановившись примерно на его середине.

В Бельгии у меня будут свободные (по крайней мере, я на это очень надеюсь) выходные и, возможно, получится выбраться в какой-нибудь музей. Да, и пока не забыл — я не уверен, что у меня будет время торчать в инете, поскольку поездка будет тяжелой. А посему.. если я вам не ответил сразу, то прошу понять и простить. Как-то так.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: