Pofigism as a lifestyle 2.0

Хронический неудачник или Lada, которой не было

Posted in автомобили, Stevens-Cipher, VAZ by pofigist on 14 декабря, 2021

Мужик сидит и причитает:
— Господи, ну за что мне такие напасти.
Жена ушла, деньги украли, с работы выгнали, дом сгорел,
машину разбил, дочь забеременела, сын пропал…

Над головой небеса. Склоняется Господь….
— Ну не люблю я тебя, мужик. НЕ ЛЮБ-ЛЮ!!!

Не так давно я посетил музей Abarth Works в Бельгии (сага о его посещении еще продолжается) и там я увидел довольно странный родстер с шильдиком Lada Cipher. Мне стало интересно что же это за машина и я начал интернетокопания с целью понять откуда же растут колеса у этого автомобиля. Результаты этих раскопок (я ни в коем случае не претендую на стопроцентную правильность данного изложения, ибо с тех пор утекло довольно много воды, да и скидку на людскую привирабельность, которая, кстати, свойственна и мне, надо сделать), вы можете прочитать в этом посте.

Итак, в начале 1960-х в Rootes Group пришел молодой инженер Тони Стивенс (Tony Stevens). Руководство довольно быстро оценило его таланты и поставило спасать проект Hillman Hunter, а впоследствии и Sunbeam Rapier, что он и сделал, выведя Hunter на рынок всего за 24 месяца (те, кто работал в автопроме, знают, что это нереально короткий срок). Впрочем, информация о том, чем он занимался на этих проектах, не очень понятна: то ли он был дизайнером (но тогда почему авторство дизайна приписывается Рексу Флемингу?), то ли руководителем проекта, то ли планировщиком, а то ли разработчиком двигателей. В разных описаниях этой истории информация разнится, но все сходятся в одном — он в этих проектах как-то участвовал.

Вскоре Rootes Group попала под владычество Крайслера и Стивенс понял, что в нарочито корпоративной среде ему не место (он описывал коллег как бездушных зомби, перемещающихся по офису как потерявшиеся привидения) и решил основать свою собственную компанию, которая выпускала бы машины для автоэнтузиастов. Ему показалось, что то, чего не хватало на рынке — небольших машин под старину (привет, Morgan!) и он создал свой первый автомобиль под названием Stevens Sienna, а затем попытался получить финансирование в банках, для развития проекта. Но банки (вполне справедливо, кстати) решили, что одного Morgan на рынке уже более, чем достаточно, и выдвинули ему условие — если его автомобилями заинтересуется широкая публика и он сможет предоставить серьезный бизнес-план, то тогда можно будет и поговорить. А пока… не соизволит ли достопочтенный джентльмен самостоятельно найти выход из офиса?

Поиски правильной концепции привели Стивенса в фирму Avon, для которой он создал открытый автомобиль на базе Jaguar XJS (они так и назывались Avon-Stevens), но это все равно был штучный товар, который никак не мог обеспечить процветания его компании Stevens Cipher (cipher — «шифр», если по русски), так что параллельно ему пришлось искать более надежный источник пропитания, который и нашелся в виде работы профессором в университете Лафборо.

А затем последовал долгожданный (впрочем, и недолговечный) триумф: Тони смог заручиться финансовой поддержкой со стороны небольшого венчурного фонда и денег хватило на то, чтобы создать свой первый родстер Stevens Cipher, который он представил в фирму Reliant, которая как раз решила выпустить нечто спортивное. Компания поначалу благосклонно отнеслась к сотрудничеству и Стивенс построил пару машин на узлах от Reliant, после чего началось серьезное обсуждение по поводу начала серийного выпуска. Заинтересовались и банки, так что все, казалось бы, было хорошо, но тут, неожиданно, руководство Reliant отказалось продолжать переговоры и выбрало в качестве нового автомобиля дизайн, представленный Миккелотти — так на свет появился Reliant Scimitar SS1.

На мой взгляд, машина Стивенса была намного интереснее, чем оквадраченный итальянский спорткар, но так уж легла карта и разговоры о выпуске Stevens Cipher с шильдиком Reliant прекратились. Банки, готовые было уже выдать деньги на производство автомобиля, тоже пошли на попятную и потребовали доказать, что машина будет интересна публике.

В 1980 году, Стивенс построил два прототипа, причем один из них был специально сделан черно-белым, чтобы он лучше выглядел в небогатых на краски автожурналах того времени и представил машину на Бирмингемском автосалоне, где она удостоилась всяческих похвал. Автожурналы тоже наперебой пели осанну новой машине, а самого большого интереса она удостоилась, по словам самого Стивенса, со стороны японцев из Mazda, которые, вооружившись кучей фотоаппаратов, делали снимки автомобиля со всех возможных ракурсов. Тони говорит о том, что, скорее всего, идея Mazda MX-5 возникла у японцев именно при виде его машины, но кто же про такое расскажет напрямую?

Неожиданно возобновились переговоры с Reliant и Стивенс опять воспрял духом. Фирма даже решила построить два опытных образца на мощностях Reliant и работа началась. А дальше все повторилось как и в первый раз — все было прекрасно, ручка банкира зависла над чеком, чтобы выписать сумму и вдруг, на одном из последних совещаний, где надо было утрясти мелкие детали перед подписанием контракта, один из руководителей Reliant показал Стивенсу письмо от Миккелотти, где тот предложил Reliant более интересный дизайн. Ручка банкира вернулась на место, чек был порван не подписанным, а Reliant опять отказал Стивенсу в сотрудничестве.

Единственной компанией, которая решила начать выпуск машин Stevens Cipher, была небольшая фирмочка Falcon Cars под руководством Питера Берда, которая смогла собрать три или четыре таких автомобиля (и даже продать их), но на что-то большее рассчитывать было невозможно. Банки потеряли любой интерес к Стивенсу и его машинам, британские автобренды — тоже и тогда Тони решил попытать счастья за рубежом. Для этого, он попытался найти инвесторов в США, Индии и Малайзии (Proton), постоянно переделывая свои прототипы для того, чтобы они могли использовать узлы потенциальных клиентов. И все без толку — будущие клиенты выражали восхищение машиной, уверяли в том, что сейчас все будет на мази и… опять происходили какие-то события, абсолютно несвязанные с Тони и его автомобилями, которые возвращали расправившую, было, крылышки, мечту Стивенса о серийном выпуске своих родстеров, обратно на грешную землю, о которую она и разбивалась вдребезги. Такое впечатление, что если бы Стивенс обратил взор на небеса и возопил «за что, Господи!?», то оттуда бы раздался язвительный смешок и ответ «ну не люблю я тебя!»

Lada_Cipher

В отчаянной попытке найти хоть какую-нибудь компанию, которая заинтересуется его родстерами, он обратился к импортеру советских автомобилей и через него вышел на НАМИ. Я думаю, что вы уже представляете, чем дело закончилось, ведь так? А пока что, казавшийся нерушимым Советский Союз с мощной экономикой, технологической базой и бездонными карманами (так наверняка думал Стивенс), очень заинтересовался этой машиной. Специально для руководства НАМИ, Стивенс переделал машину с тем, чтобы она базировалась на узлах «восьмерки» и даже сделал внутреннее убранство салона, что называется, по мотивам советской бюджетной машины.

Lada_Cipher_2

Оное руководство НАМИ было в полном восторге. Стивенсу было предложено заключить контракт на разработку и создание переднеприводной машины 2+2 с двигателем 1.3л, которая была бы готова к массовому выпуску. Производить автомобиль планировалось в Литве, где должны были бы построить специальный завод, а объемы выпуска были бы довольно приличными, в районе 60-70 тысяч машин в год. Часть деталей для сборки выпускали бы на месте, а недостающие — привозили бы из Англии, для чего, внезапно нарисовавшийся на горизонте Стивенса, американский банк, был готов предоставить более, чем щедрое финансирование.

Lada_Cipher_1

И вот, когда, казалось бы, все уже было хорошо и планы Стивенса, наконец-то, почти воплотились в жизнь, произошло немыслимое — Советский Союз перестал существовать. С разверзшихся небес явно слышалось злобное подхихикивание и фразочки типа «ой мужик, ну говорил же я тебе — НЕ ЛЮБЛЮ!» Американский банк, которому Стивенс предложил построить завод в Англии, испарился не сказав «до свиданья», Литве стало резко не до автомобилей, да и НАМИ тоже (по крайней мере, родстеры их теперь интересовали постольку-поскольку), так что единственный построенный прототип так и остался в собственности компании Cipher и переместился в ту часть склада, где хранились машины из разряда «ну почти».

Следующее десятилетие прошло в тщетной попытке найти инвесторов и, что интересно, таковой инвестор нашелся. Правда, не на Cipher, который к тому времени уже порядком устарел, а на электромобиль, на которые решил переключиться Стивенс. Дело в том, что правительство Уэльса было порядком озабочено тем, что же ему было делать с довольно депрессивным, с точки зрения безработицы, районом Порт Тальбот, что недалеко от Кардиффа, а тут нарисовался Стивенс со своим проектом небольшого микроэлектромобиля. Деньги были выданы и новый (очень небольшой) заводик под названием Stevens Vehicles принялся за доработку и постановке на конвейер электроповозок под названием ZeCar (пассажирский вариант) и ZeVan (грузовой).

Машины эти, прямо скажем, даже для 2008 года были не особо выдающимися — длина около 3 метров, запас хода около 50 км (или 100 км, в более тяжелой батареей, которая на 125 кг уменьшала грузоподъемность), полная зарядка за 10 часов (впрочем, существовал проект батареи, которая могла бы быть заряжена до 80% за 30 минут) и так далее. Позиционировалось это все в качестве развозного грузовичка (или курьерского автомобиля) последней мили, так что, в принципе, вышеупомянутых характеристик было вполне достаточно. Имя, кстати, означает Zero Emission Car (или Van), то бишь, машина с нулевыми выбросами.

В 2009 году первым покупателям доставили заказанные ими машины и фирма приготовилась к наращиванию производства. Но… НЕ ЛЮБЛЮ! И бизнес не взлетел, несмотря на весь оптимизм Стивенса (который. на мой взгляд, ему очень помогал не сойти с ума из-за всех этих перипетий). Фирма существует и по сегодняшний день, никаких автомобилей (или электроавтомобилей) с 2010 года не выпускает и предлагает только услуги инженерного консалтинга. Дай им бог успеха, они его точно заслужили.

комментария 3

Subscribe to comments with RSS.

  1. manowaroff said, on 15 декабря, 2021 at 09:50

    Редкостный по своей невезучести мужик. 🙂
    Никогда не слышал об этой тачке. Жаль, что она не пошла в серию в СССР.

    • pofigist said, on 15 декабря, 2021 at 09:51

      Ага. Облом за обломом, причём каждый раз в самый последний момент. И все не по его вине.

  2. […] эту машину я недавно рассказывал, так что повторяться не буду. Очень жаль, что ее не […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: