Pofigism as a lifestyle 2.0

Abarth Works — Часть 4. Autobianchi, АЗЛК, Bertone

Posted in Autobianchi, AZLK, Belgium, Bertone, Мирометания, автомобили by pofigist on 29 ноября, 2021

Продолжение. Начало здесь

Autobianchi_Logo

Обычно, если про эту фирму и вспоминают, то говорят о том, что это было некое короткоживущее приключение FIAT сотоварищи, которое служило, в основном, для обкатки новых технологий, а потом было прибито за ненадобностью. Однако (сейчас будет фраза в стиле «шок!!!…. скрытое знание выходит наружу!!!!»), все было немного по-другому (впрочем, насчет новых технологий и Фиата — это правда, но не вся).

Так вот, в 1885 году, некто Эдуардо Бьянки открыл свое дело по выпуску велосипедов с пневматическими шинами по лицензии некой конторы под названием Dunlop. Компания быстро развивалась, ибо итальянской публике эта новинка понравилась (а еще больше понравился изобретенный Бьянки дамский велосипед, с другой рамой, который позволял ездить на нем в длинной юбке) и уже через десять лет Эдуардо начал задумываться о том, как бы выйти на новый, зарождающийся в те времена, рынок самоходных штуковин.

В 1897 году Эдуардо водрузил на один из своих велосипедов одноцилиндровый движок De Dion, но, создав таким образом свой первый мотоцикл, он на этом не остановился и начал приделывать двигатели к трициклам (1898 год) и квадроциклам, которые стали прототипами первых автомобилей фирмы Bianchi (пока без Auto). Поскольку велосипедная часть бизнеса вполне была способна поддерживать игры с новомодными штуковинами, то компания решила вывести на рынок свои первые автомобили в 1900 году, «а дальше как пойдет».

К их удивлению, оно «пошло» и вскоре в гамме моделей фирмы появились четыре машины, все с различными двигателями. Интересно, что несмотря на то, что свой первый велосипед с карданным приводом фирма выпустила еще в 1901 году, автомобили компании были с цепным приводом и только с 1906 года, кардан стали предлагать в качестве опции. Впрочем, с 1909 года цепи убрали и все машины получили карданный привод.

Первую Мировую фирма пережила за счет военных заказов на велосипеды (в то, зачем итальянской армии нужно было столько двухколесных машин, я не вникал), а после окончания боевых действий, вернулась к выпуску немного приукрашенных довоенных моделей. Надо сказать, что фирма, решив, что рынок маленьких дешевых автомобилей уже занят, сконцентрировалась на машинах для среднего класса, где и заняла свою небольшую нишу, воюя с Lancia за право называться автопроизводителем номер 2 в Италии (первое место прочно оккупировал FIAT). Впрочем, как правило, Lancia без труда обходила Bianchi в этом соревновании, поскольку машины последней были довольно консервативными внешне, а итальянской публике требовался эдакий флёр. Для того, чтобы понимать объемы производства фирмы: в 1928 году она продала более 30 тысяч велосипедов и менее тысячи автомобилей, в то время как FIAT продал около 50 тысяч, а Lancia чуть менее 3000. В общем, вполне себе мелкосерийное производство, поддерживаемое на плаву вело- и мотоподразделениями.

Такая ситуация продлилась до Второй Мировой, хотя лицензия на грузовики, которую Bianchi купил у Mercedes, и экспорт легковых автомобилей в США, где они были достаточно экзотичными штуковинами от «утонченных европейцев», помогли фирме сводить дебет с кредитом и увеличили выпуск почти вдвое, до 2000 машин в год. В общем, дела шли ни шатко ни валко, но на домашнем рынке Bianchi была довольно известна.

В 1940 году Италия объявила войну Англии и Франции. «Ах, так?!», сказали возмущенные островитяне и разбомбили завод Bianchi, правда немного погодя — в 1943 году, (видимо, надо было обсудить этот щекотливый вопрос в парламенте что, как известно, занимает долгое время), таким образом, лишив итальянскую армию ее главного средства передвижения — велосипедов. Уж не знаю, как именно это повлияло на их воинскую мораль, но факт остается фактом, что уже через три месяца после уничтожения завода Bianchi, Италия сдалась на милость победителей.

Выпуск автомобилей был прекращен, поскольку фирма в первую очередь решила восстановить велосипедное и мотоподразделения. Перезапуск автомобильной части тоже был на повестке дня, однако Эдуардо в 1946 году попал в аварию и умер через пару дней, так что руководство компанией перешло к его сыну, Джузеппе Бьянки. Тот вернул на конвейер грузовики и поручил своим подчиненным изучить вопрос о возобновлении выпуска легковых машин, но по ходу дела выяснилось, что у компании на это просто не хватит средств, поэтому фирма начала искать инвесторов, что в те времена было не так уж и просто.

В середине 1950-х годов такие инвесторы нашлись: ими оказались FIAT и Pirelli. Если цели последней вполне ясны (они, фактически, стали поставщиками-монополистами резинотехнических изделий для новой компании), то вот цели FIAT, в основном, сводились к двум вещам: обкатать новые технологии и отобрать кусок хлеба у кузовных компаний, которые подвизались тем, что выпускали свои кузова для фиатовских машин.

Первая машина новой фирмы сошла с конвейера в 1957 году. Это была модель Bianchina, названная так по имени первого четырехколесного автомобиля фирмы Bianchi (впрочем, это же название потом дадут другой модели — Bianchina Giardiniera вышла в свет в 1968 году и была, фактически, двухдверным универсалом на базе FIAT 500 Giardiniera, от которого она почти не отличалась, кроме увеличенной колесной базы). Так вот, возвращаясь ко второй, в истории семейства Bianchi, модели Bianchina, эта машина была сделана на базе FIAT 500, но получила кузов с открывающейся крышей, причем стойки кузова не убирались (примерно то же самое, что у современного нам FIAT 500C — только тут кузов был купеобразный, с заваленным вперед стеклом). Затем Bianchina получила и другие кузова, включая «нормальный» кабриолет, седан и даже фургон. Эта модель продержалась на рынке 20 лет (фургоны сняли с производства только в 1977 году).

Следующие две модели стали «пробой пера» для FIAT. Первая из них, Stellina, была, фактически, прототипом FIAT 850 Spider, на базе FIAT 600D и ее целью, насколько я понял, было изучение рынка, в стиле «пойдет-не пойдет?». Модель приняли благосклонно и после того, как продажи достигли 500 штук, Stellina прибили, а FIAT выпустил 850 Spider, который был очень похож внешне (но переделан Bertone), и был длинее на 10 см. Продажи 850 Spider составили около 140 тысяч экземпляров.

Вторая модель, Primula, стала обкаткой технологий для FIAT 128, а именно — поперечное расположение двигателя, реечное рулевое управление и передний привод. Машина продавалась очень неплохо для Autobianchi (около 70 тысяч штук), но как только на рынок вышел 128-й, Primula прибили, чтобы не мешать ему (впрочем, тот разошелся тиражом в более, чем три миллиона, так что я не понимаю, чем несчастная Autobianchi могла помешать FIAT).

В любом случае, в компании назревали перемены и не только в модельном ряду. Дело в том, что в конце 1960-х, у Bianchi начались проблемы с продажами мотоциклов и фирма уже не могла поддерживать автомобильный бизнес, так что ее доля была продана партнерам по Autobianchi. Затем Bianchi сконцентрировалась на выпуске одних только велосипедов, в 1997 году была выкуплена Cycleurope Group, а на данный момент находится в собственности Grimaldi Industries вместе с такими грандами велопромышленности, как Peugeot, Puch и Gitane.

Получив в полное распоряжение Autobianchi, FIAT выпустили две модели, A111 (продолжательницу дела Primula) и A112 на базе укороченной версии FIAT 128. Последняя стала самой известной моделью бренда и в музее таких машин довольно много. После 17 лет на конвейере, A112 сменила последняя модель с шильдиком Autobianchi, Y10, которая модель продержалась на рынке 10 лет (ее еще продавали под брендом Lancia), после чего Autobianchi ушла с рынка, что произошло в 1996 году. На сегодняшний момент, права на бренд Autobianchi принадлежит не FIAT, а Registro Autobianchi, клубу фанатов бренда, что, на мой взгляд, является чуть ли не уникальным случаем в автоистории.

Autobianchi Primula

1964-Autobianchi_Primula

А вот, собственно, и Primula. Как по мне, так это вполне симпатичный автомобиль.

Autobianchi A112 Abarth Radiale Prototipo

1969-Autobianchi_A112

Спортивный вариант A112, с довольно неплохими характеристиками.

Год выпуска : 1969
Двигатель : 0.98л, 108 л.с.
Вес : 680 кг
Максимальная скорость : 208 км\ч

Autobianchi A112 Abarth Rally Series I

1972-Autobianchi_A112

Раллийный вариант A112, которому сменили движок со стандартного 62-сильного на 95-сильный.

Год выпуска : 1972
Двигатель : 1.05л, 62 л.с. (сейчас 95 л.с.)
Вес : 720 кг
Максимальная скорость : 162 км\ч

Autobianchi A112 Abarth Series III

1974-Autobianchi_A112

А тут, похоже, от спортивных претензий осталось только упоминание Abarth в названии.

Год выпуска : 1974
Двигатель : 1.05л, 58 л.с.
Вес : 1100 кг
Максимальная скорость : 155 км\ч

Autobianchi A112

1982-Autobianchi_A112

Про эту машину ничего не сказано, кроме того, что, как можно увидеть по шильдику на капоте, у нее 70-сильный двигатель.

azlk_logo

Подробный рассказ о московских машинах в обзоре ретромузея в Москве — здесь и здесь.

Москвич 427

1976_Moskvich_427

Заранее приношу свои извинения, если ошибся в названиях моделей, ибо ни один из «Москвичей» не подписан, а многие из них отличаются от других, почти таких же, только индексами. Мне показалось, что это — 427-й Москвич, но если кто-то уверен, что это не так, то просьба написать об этом.

Москвич 2141

1986_Moskvich_2141

Спортивный вариант 2141, с гордой надписью Lada Sport. Да, я знаю, что никакого отношения к «Жигулям» эта модель не имела, но одно время все машины из бывшего СССР носили гордое имя Lada (раскрученный, в то время, бренд). Если я правильно помню, то 2141 продавался как Lada Aleko.

Москвич 2335

1995_Moskvich_2336

Если я правильно понял, то на переднем плане — Москвич 2336, полурамный пикап, в котором «морда» 2141 приварена к грузовой платформе.

IMGP3654

Общий вид на «москвичовскую» часть музея (или, если точнее, хранилище машин под восстановление).

Москвич 412 и 2140

Moskvich_2141_412.JPG

А тут 412-й на голландских (вроде бы) номерах и приспортивленный вариант 2140 (справа).

Bertone_Logo

Фирма Bertone возникла в 1912 году и с того времени пережила несколько банкротств и возрождений. Первый раз она обанкротилась в 1914 году, с началом Первой Мировой. После войны, фирма начала позиционировать себя, как чисто кузовная компания и создавала довольно интересные модели для других производителей, например, Lancia Aprilia.

После Второй Мировой, компания начала смотреть не только в сторону дизайна, создаваемого для клиентов, но и начала задумываться о создании собственного производства для нишевых моделей, которые, как правило, выпускались для все тех же клиентов. Эта схема довольно известна в автопромышленности: большим компаниям невыгодно ставить на конвейер малоприбыльные нишевые модели (например, кабриолеты), так что производством, как правило, занимаются субподрядчики. Например, мой Ford Focus CC был сделан в Италии, на pininfarina (о чем, кстати, уведомляют шильдики на задних крыльях, а также отвратительное качество сборки).

Bertone была причастна к вышеупомянутому FIAT 850 Spider, Lamborghini Miura, сумасшедшим концептам Alfa Romeo BAT, Ferrari и так далее. По мере расширения технологической базы, фирма начала выпуск «своих» автомобилей под брендом Bertone, например, Bertone Freeclimber (в девичестве Daihatsu Rocky/Foutrack). Впрочем, выпуск машин для кого-то — это одно дело, а вот продажа под своим брендом — совсем другое, потому что надо обеспечивать послепродажное обслуживание, гарантии, доступность запчастей и так далее. Именно поэтому, фирма, как правило, старалась избегать выпуска «собственных» машин, сосредоточившись на контрактном производстве и дизайне.

В конце 2000-х завод пришлось продать FIAT, потому что заказов было мало, так что компания провела массовые увольнения и сосредоточилась на том, что у нее получалось лучше всего — дизайне и создании прототипов. Впрочем, и это не помогло (равно как не помогла и распродажа уникальных автомобилей из музея компании), так что в 2014 году фирма опять обанкротилась. Правда, перед банкротством, права на бренд Bertone были переданы некоему архитектору из Милана, который основал фирму Bertone Design.

Фирма позиционирует себя, как «ту самую» Bertone, но на их сайте я нашел только один пример их работы в автомобильной промышленности: концепт оформления выставочного стенда, на котором в 2018 году представили обновленный Citroen C4 Cactus. В общем, эта фирма, конечно, называется Bertone, но, на мой взгляд, к «правильной» Bertone она отношения не имеет.

Bertone Berlinetta 850 Racer

1968-Bertone_Berlinetta

Одна из первых попыток Bertone продавать машины под своим брендом. Фактически, это FIAT 850 Spider с жесткой крышей (так что получилось купе), ориентированный на американский рынок (из 3600 выпущенных машин 2900 отправились именно туда).

Вариант на фотографии называется Monte Carlo, видимо, для того, чтобы подчеркнуть гоночную европейскость машины для американцев.

Год выпуска : 1958
Двигатель : 0.9л, 52 л.с.
Вес : 740 кг
Максимальная скорость : 145 км\ч

Bertone Ritmo Cabrio

1982-Bertone_Ritmo

Ответ итальянцев на VW Golf Cabriolet. Интересно, что обе машины были сделаны не «правильной» фирмой (то есть, не FIAT и не Volkswagen), а контрактными производителями (Bertone и Karmann соответственно). Вот только немцы продавали кабриолеты под своими шильдиками, а итальянцы решили, что лучше пусть этим занимается тот, кто их производит, поэтому бренд на решетке радиатора у этого Ritmo не FIAT, а Bertone.

Продолжение следует

комментария 3

Subscribe to comments with RSS.

  1. manowaroff said, on 30 ноября, 2021 at 10:44

    Наверное пикап — это Москвич 2335. Москвич 2336 — это фургон-рефрижератор на базе 2335. И их, вроде, осталось всего три штуки, и все они у нас. 🙂

    • pofigist said, on 30 ноября, 2021 at 18:44

      Да, похоже, что ты прав — сейчас поменяю!

  2. […] Продолжение. Начало здесь […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: