Музей Porsche — Часть 2. 1912-1950 (Austro-Daimler, Cisitalia, Porsche, Volkswagen)
Продолжение. Начало здесь
Как я уже говорил в прошлой части, период, когда Фердинанд Порше работал на Lohner в музее не представлен, хотя уж что-что, а первый в мире последовательный гибрид Lohner-Porsche P1 является серьезным достижением инженерного искусства. Ну да ладно, придется сразу перейти к периоду работы Порше на Austro-Daimler.
Рассказ о фирме здесь. Впрочем, я там забыл упомянуть о нескольких важных вехах в развитии компании, так что расскажу о них здесь.
Например, вы знаете о том, что у Эмиля Еллинека (того самого, по имени старшей дочери (полное имя Mercedes Manuela Ramona Jellinek) в честь которой была названа некая немецкая машина) была еще одна дочь, по имени Andree Maja Jellinek? И то, что в честь ее тоже назвали автомобиль? Я, например, этого не знал, но, оказывается, что после того, как Еллинек привел в Austro-Daimler герра Порше, тот продолжил выпускать машины, которые он создавала еще в Lohner. А через год, Порше, в благодарность Еллинеку, создал машину Austro-Daimler Maja, которая, впрочем, оказалась весьма ненадежной и принесла фирме серьезные убытки, которые, по иронии судьбы, привели к тому, что Еллинеку пришлось продать свою долю в компании.
В 1913 году Austro-Daimler был куплен фирмой Skoda, но выпуск легковушек прекратился с началом Первой Мировой войны, так что Skoda переориентировала фирму на военную продукцию, которая, кстати, и была основным родом деятельности Skoda (напоминаю, что речь идет о том времени, когда Laurin & Klement еще не стала частью концерна). После войны выпуск был продолжен, но дела шли не так хорошо, как хотелось бы, так что Порше в 1923 году ушел из компании и нанялся на работу в немецкий Daimler. А Austro-Daimler продолжила выпускать машину, созданную Фердинандом, под названием ADM.
В 1929 году Порше переходит в Steyr (странно, что в музее нет ни одной машины под этим брендом), а затем история совершила полный оборот и Austro-Daimler в том же году начала сотрудничать со Steyr, так что следующий автомобиль, ADR6 Bergmeister пришлось доводить до ума как раз Порше, хотя главным конструктором этой серии был не он, а Карл Рабе. Забавно, не правда ли?
Austro-Daimler Pump
Оказывается, Порше очень интересовался пожарными автомобилями (я и не знал!), так что одной из первых его разработок для Austro-Daimler стала вот эта машина, представляющая собой водяной насос на колесах. Первым покупателем этих машин стала собственная пожарная бригада завода Austro-Daimler, в чьем ведении она находилась двадцать лет. Затем автомобиль был передан пожарной команде федеральной земли Бургенланд (Burgenland) и прослужила там еще 36 лет.
Машина на фото образца: 1912 года
Двигатель: 20 л.с., 2.0л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 55 км\ч
Austro-Daimler ADS-R Sascha
В начале 1920-х интересы Порше сменились с чисто утилитарной техники на спортивную, так что он занялся созданием гоночных автомобилей. Одной из таких машин стала «Саша», названная так по имени графа Александра Коловрата (Alexander Joseph Kolowrat-Krakowsky), которого все так и называли «Саша», известного кинопродюсера (его еще называли Kinograf) и фаната всего технического, из-за чего он получил еще одно прозвище «Kilowatt».
Поскольку граф Коловрат был еще и заядлым автогонщиком и другом Порше, то тот, зная любовь Саши к небольшим спортивным автомобилям, решил создать для него специальную машину, основным достоинством которой был бы небольшой вес. Результатом стал Austro-Daimler ADS-R, весом всего-то в 598 килограмм, так что слабосильный двигатель мощностью в 45 л.с. мог разгонять машину до запредельных, по тем временам, скоростей.
Машина на фото образца: 1922 года
Двигатель: 45 л.с., 1.1л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 144 км\ч
Austro-Daimler ADR6 Bergmeister
Это тот самый автомобиль Bergmeister, который Порше хоть и не разрабатывал «с нуля», но он участвовал в его доводке в тот короткий период, когда он опять работал с Austro-Daimler, хоть и не по своей воле (нанимался-то он в Steyr!). Автомобиль получился довольно интересным, с 120-сильным верхневальным двигателем, но выпускался в очень небольших количествах, ибо экономическая ситуация была, скажем так, очень непростой.
Эту машину восстановил некий австрийский фанат бренда, потратив на это более 10 тысяч часов. Реставрация была закончена в 2011 году и в том же году автомобиль был представлен в на Concourse d’Elegance в Пебл-бич.
Машина на фото образца: 1932 года
Двигатель: 120 л.с., 3.6л, 6 цилиндров
Максимальная скорость: 140-150 км\ч
Уйдя из Steyr в 1931 году, Порше, совместно с Антоном Пиехом (убежденным нацистом) и Адольфом Розенбергером (таким же убежденным евреем) открыл свою консультационную фирму под непроизносимым названием Dr Ing. h. c. F. Porsche Konstruktionen und Beratungen fur Motoren und Fahrzeugbau (переводится это так: Компания почетного доктора инженерных наук Ф. Порше по конструированию и консультациям по моторам и транспортным средствам) и начал предлагать свои услуги различным автомобильным фирмам.
Впрочем, после прихода нацистов к власти, Розенбергера обвинили в том, что он нарушает расовые законы о чистоте крови (перевод: он встречался с немками) и его арестовало Гестапо. На его счастье, у него оказались довольно влиятельные друзья (барон Мальберг и те же Пиех и Порше, которые были на «короткой ноге» с руководителями нацистской партии) и ему удалось бежать в Англию, где он стал представителем фирмы Porsche AG. Сам же Порше продолжал заниматься разработкой автомобилей.
Porsche Typ 64
Иногда, впрочем, Порше работал, что называется, для себя. Одним из таких проектов стал Typ 64, обтекаемый спортивный автомобиль, созданный на базе Фольксвагена (тогда это было названием машины, а не фирмы). В серию автомобиль не пошел, оставшись в виде концепта, который, впрочем, был вполне функционален и Фердинанд использовал его в качестве личного средства передвижения. Это, кстати, первый автомобиль, на котором появился шильдик Porsche (правда, пока еще без герба).
Впрочем, если быть совсем точным, шильдик этот появился на Typ 64 не до, а после войны, но это не столь важно.
Машина на фото образца: 1939 года
Двигатель: 33 л.с., 1.1л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 140 км\ч
Рассказ о фирме здесь
Cisitalia Typ 360 Porsche
В описании истории фирмы Cisitalia (см ссылку выше) я говорил о том, что Порше отказался переделывать Cisitalia 360. На самом деле, все было не совсем так: отказаться-то он отказался, но Дузио ему мягко намекнул, что уплаченный за его освобождение из французской тюрьмы залог можно и отозвать, так что Порше ничего не оставалось, как вытащить из-под сукна проект своей спортивной машины образца 1939 года (с 12-цилиндровым движком и двумя нагнетателями) и начать переделывать итальянский автомобиль на его базе.
Интересно, что Дузио заключил с Порше контракт не только на этот автомобиль, но еще и на двухместный спорткар, водяную турбину и даже трактор. Вот только деньги у фирмы закончились раньше, чем начались те проекты, так что Порше смог спокойно вздохнуть и заняться своими собственными автомобилями, на которые мы сейчас и посмотрим.
Машина на фото образца: 1947 года
Двигатель: 385 л.с., 1.5л, 12 цилиндров
Максимальная скорость: 300 км\ч
И опять возвращаемся к бренду «Порше». В 1948 году, в австрийском городе Гмюнд-ин-Кернтен (Gmund in Karnten), фирма приступила к созданию своей первой массовой модели, Porsche 356.
Porsche 356/1
Перед вами самый первый автомобиль Порше 356, созданный в Гмюнде и собираемый вручную. Его собрали 8 июня 1948 года и правительство земли Каринтия (Carinthia) выдало временное разрешение на использование автомобиля на общественных дорогах в целях тестирования и доработки. Машина была основана на агрегатах от Volkswagen, но была не задне- а среднемоторной. Автомобиль, кстати, был разработан Ферри Порше (сыном Фердинанда) на базе довоенного Typ 64 с использованием пространственной рамы.
Автомобиль получился легким и развивал вполне приличную скорость по тем временам. В июле машину даже выставили (несмотря на то, что она все еще не была официально омологирована) на гонках в Иннсбруке.
Машина на фото образца: 1948 года
Двигатель: 35 л.с., 1.1л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 135 км\ч
Porsche 356/2
В конце 1940-х производственные мощности фирмы Porsche все еще оставляли желать лучшего. Так, например, в период с 1948 по 1951 она выпустила в свет всего 53 автомобиля, поскольку их приходилось собирать вручную. Когда клиенты начали изъявлять желание купить вариант 356-го в виде кабриолета, фирма подписала контракт с венской компанией Keibl и передала им всю техническую документацию на автомобиль. Поэтому такие машины считаются не «гмюндскими», а «венскими».
Машина на фото образца: 1949 года
Двигатель: 40 л.с., 1.1л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 140 км\ч
Porsche 356 Coupe Ferdinand
В 1950 году началось производство автомобилей Порше в Штуттгарте. Первым с конвейера сошел вот этот автомобиль (это случилось в Великий, он же Страстной Четверг), который получил прозвище «Фердинанд», в честь Фердинанда Порше, отца Ферри Порше. Ему же этот автомобиль и подарили на 75-летие, которое отмечали 3 сентября 1950 года. Впрочем, сам Фердинанд на этом «Фердинанде» долго не ездил — всего через три месяца он скончался, а машину вернули на завод, где ее использовали в качестве тестового автомобиля.
Машина на фото образца: 1950 года
Двигатель: 40 л.с., 1.1л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 140 км\ч
Porsche 356 SL Coupe
Облегченный гоночный автомобиль (SL означает Super Leicht, то бишь, суперлегкий), кузов которого был сделан из алюминия, так что механики ласково именовали автомобиль «алюминиевой банкой». Колеса машины были прикрыты в целях улучшения аэродинамики, а бензобак увеличен до 78 литров, чтобы машина меньше времени проводила в пит-стопе, на заправках. Кстати, крышка для заправочного «пистолета» находится здесь в центре капота, как и на современных гоночных 911-х.
Машина на фото образца: 1950 года
Двигатель: 46 л.с., 1.1л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 160 км\ч
Подробный рассказ об истории фирмы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Volkswagen Kaefer
А вот, собственно, и тот самый «жук», идею которого Порше продвигал еще с 1934 года, выпустив программную статью о том, каким должен быть немецкий народный автомобиль (Deutsche Volkswagen), несмотря на то, что Standard уже выпускала в то время машину Standard Superior Deutsche Volkswagen, которая, кстати, была основана на дизайне от Ганца и, в общем-то, походила на уменьшенный «жук», который появился намного позже. Впрочем, Standard был не одинок — машины такого типа выпускал Mercedes-Benz (модель 130, вышла в свет в 1931 году), Adler со своими Maikaefer и Autobahn, не говоря уж о Steyr с его Baby.
Но создать автомобиль мало — его надо еще и запустить в массовое производство. Для этого, Фердинанд Порше поехал в США, чтобы изучить там передовой американский опыт. В итоге, в 1950 году количество проданных Volkswagen перешагнуло отметку в 100 тысяч машин, а когда выпуск этой модели был завершен (в 2003 году), оказалось, что общий тираж модели составил 21.5 миллиона экземпляров.
Машина на фото образца: 1950 года
Двигатель: 25 л.с., 1.1л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 105 км\ч
Продолжение следует
[…] Продолжение. Начало здесь […]
Э… не понял, что было уплачено:
«Дузио ему мягко намекнул, что уплаченный за его освобождение из французской тюрьмы можно и отозвать»
Залог за него заплатили 🙂 пропустил слово
Исправил 🙂
[…] рассказ о моделях фирмы в обзоре музея Порше — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, […]
[…] рассказ о моделях фирмы в отчете о фирменном музее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, […]