Pofigism as a lifestyle 2.0

Коллекция Shuttleworth: Часть 10. Самолеты: 1929-1936

Posted in Мирометания, England by pofigist on 27 декабря, 2020

Продолжение. Начало здесь

Southern Martlet

1929-Sothern_Martlet

Фирма Souther Aircraft поначалу была просто аэроклубом и выпуском самолетов не занималась. Но затем, ее владельцу F.G. Miles пришла в голову идея постройки собственного самолета на базе Avro Baby, что он и сделал. В результате, на свет появился самолет, который вы видите на фотографии, Souther Martlet.

Машина не пользовалась спросом, поскольку никаких спортивных достижений она не снискала, так что просле выпуска 6 самолетов проект был закрыт. Майлз же продолжил свою карьеру в качестве авиаконструктора и, придя в фирму Phillips & Powis, быстро продвинулся по карьерной лестнице, став одним из директоров. Затем, при финансовой поддержке Rolls Royce, он заключил контракт с британскими ВВС на поставку несколько тысяч самолетов, что серьезно подняло его престиж в компании. В 1941 году Майлз выкупил фирму и переименовал ее в Miles Aircraft. В таком виде компания просуществовала всего 7 лет, а потом была закрыта.

Что интересно, самое большое техническое достижение Майлза никак не связано с авиацией (вернее, связано, но косвенно). В 1943 году он познакомился с венгерским журналистом Ласло Биро и тот предложил Майлзу начать производство и продажи шариковых ручек конструкции Биро. Майлз, недолго думая, связался с руководством ВВС и предложил им новую, непротекающую в полете (из-за разницы в давлении в полете, обычные ручки протекали) ручку, которой легко пользоваться. Вояки согласились и фирма, специально для выпуска шариковых ручек, построила завод на 700 рабочих, который поставлял ручки в армию. Продажи ручек гражданским лицам были разрешены только после окончания войны и Майлз с Биро справедливо решили, что одним только рынком Британии дело не ограничится. Однако, расширять производство они не хотели, так что ограничились продажей лицензий всем желающим. Первым покупателем лицензии стал Марсель Бик, тот самый, который потом переделал ручку в одноразовую и стал продавать дешевые ручки по всему миру под брендом Bic.

Самолет, выставленный в музее, являлся личным самолетом Майлза, которым он пользовался до начала Второй Мировой. Во время войны самолет был разобран, дабы избежать конфискации в пользу армии, а потом обратно собран, но Майлз потерял к нему интерес и продал фирме Butlins, которая занимается чем-то типа турбаз для отдыха. Самолет применялся для аэробатики, в качестве развлечения для отдыхающих. Затем Butlins эта затея надоела и они передали машину на хранение, где она и провела последующие тридцать лет, пока ее не нашли и не продали музею.

Машина на фото образца: 1929 года
Экипаж: 1
Двигатель: 105л.с., 5 цилиндров
Максимальная скорость: 200 км\ч

Travel Air 4000

1930-TravelAir_4000

Насчет этого самолета музей не приводит никаких данных, по той простой причине, что его притащили в этот самый музей за пару дней до моего визита. Могли бы, конечно, и подсуетиться с информацией, зная, что я вскоре прибуду, но спишем это все на чисто британский пофигизм.

Travel Air Manufacturing Company была основана Клайдом Сессна (Clyde Cessna), Уолтером Бичем (Walter Beech) и Ллойдом Стирменом (Lloyd Stearman). Если о судьбе первых двух вы можете догадаться сами (для тех, кто не догадался, напомню о таких самолетах, как Cessna и Beachcraft), то Стирмен основал, впоследствии фирму, которая стала частью Boeing, а сам он перешел в Lockheed Martin. В общем, все трое — весьма уважаемые в авиационном мире, люди.

Этот самолет, кстати, в основном разрабатывал Стирмен, а остальные двое ему только помогали. Машина получилась очень успешной и продавалась вполне неплохо: было выпущено более тысячи таких самолетов. Кстати, на базе Travel Air 4000 владельцы фирмы Doble Motor Cars сделали в 1933 году первый в мире самолет с паровым двигателем. Интересно было бы посмотреть на эту штуку!

Машина на фото образца: 1930 года
Экипаж: 3
Двигатель: 235л.с., 9 цилиндров

De Havilland DH82a Tiger Moth

1931-DeHavilland_TigerMoth

Tiger Moth (на русском означает насекомое типа «медведица») был основан на модели DH60G Gypsy Moth (вовсе не «цыганская моль», а «непарный шелкопряд», что бы это ни означало). Это был очень популярный самолет и его даже использовали во время Второй Мировой в качестве учебного биплана. Машины поставлялись на экспорт, в том числе в Канаду, Швецию и Португалию, а объем выпуска был таким большим, что даже сейчас в Англии есть около 50 таких самолетов, которые каждый год проходят техосмотр и им разрешено летать.

Самолет был построен фирмой Morris Motors и служил в британских ВВС до 1944 года, когда его декомиссовали. Музей купил его в 1966 году и полностью отреставрировал.

Машина на фото образца: 1931 года
Экипаж: 2
Двигатель: 130л.с., 4 цилиндра
Максимальная скорость: 180 км\ч

Desoutter I

1931-Desoutter

Desoutter Aircraft Company была мелкой британской фирмой, которая занималась выпуском лицензионных голландских Koolhoven FK41 под своей маркой. Поначалу, машины называли Desoutter Dolphin, а потом, по какой-то причине «дельфинью» кличку убрали и название сменилось на Desoutter I (модифицированные машины продавались как Desoutter II). Просуществовав всего четыре года, фирма обанкротилась, потеряв своего основного заказчика. Всего было выпущено 28 Desoutter I и 13 Desoutter II).

Этот самолет начал свою жизнь в качестве аэротакси, но уже через несколько лет его купил Ричард Шаттлуорс и занялся тем, что одни называют «моддингом», а другие — «колхозом». Он заменил двигатель на более мощный, сменил тормоза на более сильные от фирмы Bendix, а заодно сделал то, что делают тюнингеры всего мира: заменил колеса на более крутые (от DH Puss Moth). Ну и перекрасил машину в сине-серебряные цвета.

В такой окраске машина прожила два года, а потом ее мобилизовали и сменили окраску на камуфляжную. В таком виде она просуществовала до 1971 года, а потом ее вернули музею, который решил вернуть самолету первоначальный вид, то есть, «убрать колхоз», что и было сделано в 1998 году.

Машина на фото образца: 1931 года
Экипаж: пилот + 2 пассажира
Двигатель: 115л.с., 4 цилиндра
Максимальная скорость: 200 км\ч

Mignet Pou-du-Ciel

1933-Mignet

Довольно странное летающее создание с кретинически звучащим для русского уха названием «небесная вошь» (а уж про фамилию его создателя, Минье (Mignet), я вообще молчу). Название пошло от того, что в то время на дорогах Франции развелось весьма много Ford T, которые получили прозвище «дорожная вошь» (Pou de la Route), а Mignet (мне проще писать так, если вы не против) считал, что ему надо создать примерно то же самое, что сделал Форд, но в авиапроме — то есть, простой, дешевый и легкий в управлении, самолет.

С первыми двумя задачами он справился, а вот с третьей возникла проблема: самолеты имели склонность к вхождению в неуправляемое пике и привели к гибели нескольки пилотов-энтузиастов. Британцы, видя популярность этой модели на рынке (несмотря на все ее недостатки) решили продуть ее в аэродинамической трубе и нашли причину такого поведения самолета: расстояние между передними и задними крыльями было слишком мало для выхода из пике. Mignet прислушался к рекомендациям и внес изменения в конструкцию. Впрочем, вскоре в Европе разразилась Вторая Мировая и авиафанатам стало не до самодельных самолетов («вошь» была именно такой машиной — ее нужно было строить самостоятельно, по чертежам). После войны интерес к этой машине опять вернулся и энтузиасты строят «вариации на тему» до сих пор.

Самолет в коллекции был отреставрирован, но летать по какой-то причине не может.

Машина на фото образца: 1933 года
Экипаж: 1
Двигатель: 17л.с., 2 цилиндра
Максимальная скорость: 80 км\ч

Miles Hawk Speed Six

1935-Miles_Hawk_Speed_Six

Hawk Speed Six был спортивным вариантом Hawk Major, с довольно прогрессивным дизайном, в котором цилиндры двигателя не заслоняли обзор пилоту. Всего было построено три таких самолета, из которых до наших дней дошел только этот.

1935-Miles_Hawk_Speed_Six_1

Когда самолет попал в руки музейщиков в 1971 году, его было невозможно узнать, ибо каждый его предыдущий владелец старался что-то поменять. Восстановление заняло почти десять лет, но техникам музея удалось вернуть машине первоначальный вид.

Машина на фото образца: 1935 года
Экипаж: 1
Двигатель: 200л.с., 6 цилиндров
Максимальная скорость: 370 км\ч

Blackburn B2

1936-Blackburn_B2

Это учебный самолет с цельнометаллическим фюзеляжем и складными крыльями. В отличие от других тренировочных самолетов, пилоты сидели в нем бок о бок, а не в раздельных кабинах, поскольку ширина фюзеляжа это позволяла. Кстати, если вам показалось, что «морда» самолета очень похожа на Miles Hawk, то этому есть объяснение: оба самолета используют двигатель De Havilland Gypsy воздушного охлаждения (правда, в разных вариантах — здесь стоит Major, а у Hawk — Six).

Самолет является единственным в мире Blackburn B2, способным летать. Владеет им British Aerospace, но из-за отсутствия места в их ангарах, постоянное место дислокации этого самолета — в Shuttleworth Collection.

Машина на фото образца: 1936 года
Экипаж: 2
Двигатель: 130л.с., 4 цилиндров
Максимальная скорость: 180 км\ч

Percival Mew Gull

1936-Percival_Mew_Gull

Еще один гоночный самолет и основной конкурент Miles Hawk, Mew Gull установил рекорд перелета Англия-Кейптаун в 1939 году. Машина, основательно модифицированная для этого перелета (на нее установили более мощный двигатель (тоже DH Gypsy Six), радиостанцию и дополнительные топливные баки) преодолела этот путь за 4 дня, 10 часов и 16 минут. Интересно, что этот рекорд продержался почти 70 лет (для самолетов этого класса, конечно, ибо у обычного современного рейсового самолета дорога занимает около 11 часов).

В ходе перелета, самолет получил повреждения и по возвращению в Англию был продан французскому авиалюбителю. Тот, впрочем, особо порадоваться приобретению не успел, поскольку началось вторжение немцев во Францию и самолет было необходимо спрятать. Второй раз машина вернулась в Британию в 1955 году, где ее полностью отремонтировали и с тех пор она выступала на различных состязаниях, пока в 1991 году ей не пришлось совершить вынужденную посадку. Восстановление заняло несколько лет и с 2013 года самолет принимает участие в авиашоу в Shuttleworth.

Машина на фото образца: 1936 года
Экипаж: 1
Двигатель: 205л.с., 6 цилиндров
Максимальная скорость: 380 км\ч

Продолжение следует

комментариев 11

Subscribe to comments with RSS.

  1. manowaroff said, on 27 декабря, 2020 at 15:16

    «первый в мире самолет с паровым двигателем»
    А как же самолет Можайского? 🙂
    «Небесную вошь» видел в мальтийском музее авиации. Прикольная фиговина. 🙂

    • pofigist said, on 27 декабря, 2020 at 15:20

      Дык никто точно на знал — он летать мог или нет. Даже в СССР считалось, что все, что он мог — подскочить и тут же сесть обратно, держаться в воздухе не получалось. По той же причине, первым летчиком считается мистер Райт 🙂

      • manowaroff said, on 27 декабря, 2020 at 17:34

        Мог он летать, или нет — это вопрос второй. Главное, что это первый самолет в паровым двигателем. 😀

        • pofigist said, on 29 декабря, 2020 at 17:06

          Ну дык если так рассуждать, то первым вертолетостроителем был Леонардо 🙂

  2. […] Продолжение. Начало здесь […]

  3. julianikitinaJulia Nikitina said, on 4 января, 2021 at 14:43

    Насекомое называется «медведка», а медведица — самка медведя. Но Tiger Moth — это же бабочка (и соответсвенно, гусеница) Впрочем, это хоть и летательный, но не аппарат.
    Как красиво, когда колеса прикрыты! А когда нет — то это какая-то садовая тачка с крыльями, прошу пардону. О_О

    • pofigist said, on 5 января, 2021 at 12:24

      Я в бабочках не разбираюсь, так что полез в Википедию смотреть что же это за зверь такой.
      И там написано, что это «медведица»
      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B

      Я тоже думал, что «медведка», а оно вон как.

      • julianikitinaJulia Nikitina said, on 6 января, 2021 at 11:03

        Вот это да! Буду знать, спасибо)
        Можно использовать выражение «Ты порхаешь, как медведица» ( ну и ссылку тут же, пока тяжелый предмет не найден)))

        • pofigist said, on 6 января, 2021 at 12:53

          Ага, классика интернет-дискуссии 🙂
          «Пруфы есть? А если найду?» 🙂

  4. julianikitinaJulia Nikitina said, on 4 января, 2021 at 14:45

    Погорячилась… Скажем так, это я не обо всех)))

  5. […] нее, кстати, мы совсем недавно говорили в рассказе о Shuttleworth Collection, так что если есть желание освежить память — […]


Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: