Pofigism as a lifestyle 2.0

Коллекция Shuttleworth: Часть 9. Самолеты: 1918-1928

Posted in Мирометания, England by pofigist on 26 декабря, 2020

Продолжение. Начало здесь

Avro 504K

1918-Avro_504K

Если эта машина вам показалась знакомой, то это потому, что это знаменитая «аврушка», поступившая на вооружение Красной Армии после Первой Мировой и даже выпускавшаяся серийно в СССР под маркой У-1 (затем его сменил У-2). В Англии этот самолет тоже считался долгожителем: его начали выпускать в 1913 году и сняли с производства только в 1932-м, собрав более 11 тысяч экземпляров.

Поначалу, машина выступала в ролях легкого бомбардировщика и разведчика, но после войны ее переквалифицировали в учебный самолет, а также самолет связи. Самолет на фотографии был выпущен как 504K (с двигателем в 110 л.с.), затем его переделали в вариант 504N (с движком в 180 л.с. от Armstrong Siddeley) и в таком виде он даже успел поучаствовать во Второй Мировой войне, в качестве тягача для планеров. После войны самолет перевели на «гражданку» и вернули ему его первоначальный облик, вместе со старым мотором.

В 1950-х годах самолет участвовал в съемках кинофильма «Достичь небес» (Reach for the Sky) о военном летчике, который потерял обе ноги, но все равно смог уговорить начальство отправить его на фронт Второй Мировой, где он сбил более 20 самолетов противника. Эдакий Маресьев в британском варианте и, кстати, как и в случае с советским летчиком, история Дугласа Бадера действительно имела место быть.

После окончания съемок фильма, машину передали в музей, где ее полностью восстановили в ее первозданном виде.

Машина на фото образца: 1918 года
Экипаж: 2
Двигатель: 110л.с., 9 цилиндров (504K) или 180 л.с., 7 цилиндров (504N)
Максимальная скорость: 120 км\ч
Вооружение: 1 пулемет

Sopwith Camel

1918-Sopwith_Camel

Я уже писал о том, что во время Первой Мировой, Clayton-Shuttleworth выпускала самолеты Sopwith Camel, на одном из которых сбили знаменитого немецкого аса по прозвищу «Красный Барон». В честь сего знаменательного события, музей Shuttleworth решил воссоздать такой самолет и работы начались в 1995 году. Однако, музеи, как правило, заведения небогатые и работы растянулись аж до 2013 года, но получилось, на мой взгляд, отлично. Самолет тоже участвует в авиашоу, так что его можно увидеть в полете если, как я уже неоднократно говорил, погода позволит ему летать.

Машина на фото образца: 1918 года
Экипаж: 1
Двигатель: 150л.с., 9 цилиндров
Максимальная скорость: 185 км\ч

English Electric Wren

1923-EnglishElectric_Wren

Помните, я рассказывал о планере с моторчиком, который еле-еле поднимался в воздух? Вот это оно и есть. Самолет получил название по имени птички-крапивника (у нее еще довольно занятное латинское наименование: Troglodytes troglodytes, в общем, такой вот троглодит). А еще так называли женщин-военнослужащих ВМС  (Women’s Royal Naval Services, WRNS — в просторечии, wrens).

В 1923 году были построены три прототипа, целью которых была демонстрация низкого расхода топлива. Самолеты успешно прошли испытания, в ходе одного из которых, расход топлива составил всего 3.2 литра на «сотню», что для самолета было просто неслыханно. Несмотря на успех (и первое место в состязаниях на экономичность), заказов на машину не последовало, ибо потенциальным покупателям не нравилась вопиющая маломощность двигателя, так что все ограничилось этими тремя прототипами.

1923-EnglishElectric_Wren_1

Несмотря на то, что Wren был отвергнут публикой, фирма English Electric не отчаялась (это, вообще-то, был их самый первый самолет) и продолжила работать в авиастроении, создав, например, такие успешные модели, как сверхзвуковой Lightning. Но это все было потом, а в 1920-х годах Wren затащили в ангар и не доставали оттуда до 1957 года, когда о нем вспомнили и, отреставрировав, передали в музей.

Поскольку машина не всегда может взлететь самостоятельно (моторчик уж больно чахлый), то для ее запуска в небо применяют специальный резиновый канат и для того, чтобы его натянуть, требуются усилия 11 человек.

Машина на фото образца: 1923 года
Экипаж: 1
Двигатель: 0.4л., 2 цилиндра
Максимальная скорость: 65 км\ч

ANEC II

1924-ANEC

ANEC I (предшественник этой модели) тоже участвовал в соревнованиях на экономичность и, несмотря на то, что он был больше похож на самолет, чем на планер с моторчиком (как его главный соперний), он разделил с Wren не только призовую сумму в 1500 фунтов, но и судьбу — машина оказалась никому не нужна.

Затем, на базе ANEC I был построен вариант ANEC II, с несколько более мощным двигателем. Этот вариант нашел своего покупателя (именно так, в единственном числе) и использовался неким Хендерсоном в качестве личного средства передвижения. Он, кстати, сменил оригинальный 600-кубовый двигатель на более мощный 1.1-литровый. Затем машину продали другу Ричарда Шаттлуорса, Джимми Эдмундсу, за огромную сумму в 8 фунтов (огромную, потому что к тому времени от самолета мало что осталось — его лишили двигателя, элементов управления и даже шасси). В 1935 году Эдмундс восстановил самолет и продал, но машина все равно базировалась на аэродроме в поместье. Там она и осталась, став частью музея.

Машина на фото образца: 1924 года
Экипаж: 2
Двигатель: 30 л.с., 0.6л., 2 цилиндра (впоследствии 32 л.с., 1.1л, 2 цилиндра)
Максимальная скорость: 140 км\ч

De Havilland DH51 «Miss Kenya»

1924-DeHavilland_51

Помните, мы в прошлой части говорили о Royal Aircraft Factory, выпускавшей SE5? Так вот, в годы Первой Мировой это заведение выпускало еще и модель BE2. Тут надо сделать отступление и объяснить схему наименования самолетов RAF до 1914 года: BE означало Bleriot Experimental, SE (Santos-Dumont Experimental и FE — Farman Experimental. Чтобы запутать дело еще больше, надо сказать, что все эти люди не имели никакого отношения к выпускаемым на RAF самолетам. Просто так обозначались схемы, применявшиеся при проектировании моделей RAF: BE имел тяговый винт спереди, SE получил схему типа «утка», а FE — толкающий винт сзади кабины пилота.

Так вот, после войны в распоряжении RAF осталось очень много моторов к этим самым BE2 и с ними надо было что-то делать. А как поступают вояки, когда у них на складах оказывается множество ненужного им (в данный момент) армейского оборудования? Они выбирают один из двух вариантов: либо законсервировать это все на случай следующей войны (и благополучно забыть об этом) или устроить распродажу по минимальным ценам, лишь бы кто-то забрал бы вот это все к чертям собачьим. Британские военные поступили по второму сценарию и De Havilland, которые как раз искали поставщика моторов для своего нового спортивного самолета, не преминули воспользоваться возможностью и выкупили всю партию.

Самолет был продан в Кению, где и использовался в качестве пассажирского и туристического (он был трехместным) до 1965 года, на протяжении почти 40 лет. Свое прозвище «мисс Кения» он получил за то, что он был самым первым самолетом, который летал в этой стране.

После 40 лет кенийской эксплуатации, машине потребовался капремонт, который был выполнен в музее. Свою теперешнюю окраску, кстати, самолет получил только в 2011 году, когда одна из телекомпаний попросила дирекцию музея предоставить им DH9 для сьемок. Такого самолета у музея не было, так что они просто перекрасили DH51 в требуемые цвета, ибо все равно никто не увидит разницу.

Машина на фото образца: 1924 года
Экипаж: 3
Двигатель: 120 л.с., 8 цилиндров
Максимальная скорость: 180 км\ч

Hawker Cygnet

1924-Hawker_Cygnett

Hawker Cygnet был единственным самолетом фирмы, который не предназначался для военных целей. Всего построили два таких самолета, которые принимали участие в спортивных соревнованиях и из них до наших дней дошел лишь один, причем не этот.

Самолет на фотографии — новодел, его купил некто Колин Эссекс (уж не знаю, настоящее это имя или нет), который занимается восстановлением антикварных самолетов и частей к ним. На протяжении 17 лет он строил машину в своей гостиной комнате (я так понимаю, что он не женат?), а когда достроил, перевез ее в Shuttleworth, где самолет и находится по сей день. Кстати, регистрационный номер принадлежит другому Hawker, который никогда не пошел в серию — Hawker Hedgehog (ежик по-нашему).

Машина на фото образца: 1924 года
Экипаж: 2
Двигатель: 40 л.с., 2 цилиндра
Максимальная скорость: 135 км\ч

De Havilland DH60 Moth

1925-DeHavilland_Moth

Конструкция DH60 была основана на DH51 и это небольшой двухместный биплан со складными крыльями. Обычно, складные крылья применяются на машинах морского базирования, но тут все было проще — их сделали такими, чтобы легче было закатывать самолет в ангары или даже автомобильные гаражи.

1925-DeHavilland_Moth_1

Вариант DH60 для местного рынка был фанерным, с деревянной рамой и перкалевым покрытием. На экспортные же рынки (как это знакомо!), самолет поставлялся с металлической рамой (такие машины назывались DH60M).

Самолет на фотографии был шестым из пилотной партии и считается, что это самый старый летающий самолет из всех Moth. В 1951 году он был полностью восстановлен на заводе De Havilland, а потом он перешел в собственность Britiesh Aerospace, которые решили, что самолету будет лучше храниться в коллекции Shuttleworth.

Машина на фото образца: 1925 года
Экипаж: 2
Двигатель: 60 л.с., 4 цилиндра
Максимальная скорость: 150 км\ч

Comper Swift

1928-Comper_Swift

Comper Swift был первым и единственным серийно производившимся самолетом короткопожившей фирмы Comper Aircraft, одним из директоров которой был, кстати, Ричард Шаттлуорс. Самолет на фотографии был построен в 1932 году и отправлен в Индию, в провинцию Ассам, где его ожидал будущий владелец и пилот: Албан Али (Alban Ali).

В 1933 году Албан решил перелететь из Калькутты в Хестон (где тогда располагался завод Comper Aircraft), но по пути узнал, что в Дели будет проходить авиагонка на приз вице-короля Индии и отправился туда. В день гонок он пролетел 700 миль со средней скоростью 205 км\ч и стал вторым в итоговом зачете, обойдя все того же Ричарда, который тоже принимал участие в гонке (и когда он все успевал?!). Затем Албан продолжил свой путь в Англию, но ему пришлось пойти на вынужденную посадку в Абу Суейр (Египет), по причине отказа двигателя. В итоге, последнюю часть маршрута он и его самолет провели на грузовом корабле, который неспешно направлялся к британским берегам.

Приплыв в Британию, вместо того, чтобы посетить завод фирмы-изготовителя, он сразу же продал самолет и отбыл в Индию, видимо, разочарованный тем фактом, что вместо того, чтобы гордо приземлиться на аэродроме фирмы, ему пришлось несколько недель провести в тесной каюте грузового корабля (я бы тоже, кстати, этому не обрадовался бы). Затем самолет сменил несколько владельцев, пока, наконец-то, его не выкупил в 1993 году этот музей.

Машина на фото образца: 1929 года (выпуска 1932 года)
Экипаж: 1
Двигатель: 90 л.с., 7 цилиндров
Максимальная скорость: 240 км\ч

De Havilland DH60X Moth

1928-DeHavilland_Moth

DH60X отличался от DH60 другим шасси, выполненным в виде буквы X. Этот самолет был построен в 1928 году и на нем Ричард учился летать в школе пилотажа в Брукландсе, а затем, он решил, что самолет просто классный и его обязательно надо купить, что семейство Shuttleworth и сделало для любимого отпрыска.

Этот самолет — рекордсмен, правда, не в скорости или мощности, а в том, что он с 1933 года базируется на одном и том же аэродроме. И такие рекорды, как видите, бывают.

Машина на фото образца: 1928 года
Экипаж: 2
Двигатель: 65 л.с., 4 цилиндра (позже заменен на 105-сильный двигатель)
Максимальная скорость: 160 км\ч

Hawker Tomtit

1928-Hawker_Tomtit

Приношу свои извинения за то, что самолет на этой фотографии разглядеть не очень просто, но по-другому к нему было не подобраться.

Название самолета (tomtit) переводится на русский, как  «маорийская петроика», птица из семейства воробьинообразных — и да, мне пришлось лезть в Википедию, ибо до сей поры я и понятия не имел ни о каких петроиках, а был уверен, что это просто какая-то там синица (tit на английском). Самолет предназначался для тренировочных полетов и имел двойное управление, приборы и такую необычную штуковину, как непрозрачный колпак кабины для ученика: так его учили летать «вслепую», по приборам.

Машина на фотографии была последним самолетом такого типа и является единственным дошедшим до наших дней экземпляром. В войну ее использовали в качестве чернорабочего самолета для выполнения различного рода полетов, для которых было жаль использовать военный самолет. Думаю, что имелось в виду что-то типа «а слетай-ка на рынок, глянь че там сегодня творится» или «заскочи перед ужином на почту». С такими поручениями машина справлялась неплохо и, как вы видите, пережила войну без последствий. Впрочем, ее состояние — заслуга Hawker-Siddeley, которая полностью отреставрировала самолет в 1967 году.

Машина на фото образца: 1928 года
Экипаж: 2
Двигатель: 150 л.с., 5 цилиндров
Максимальная скорость: 200 км\ч

Продолжение следует

комментария 4

Subscribe to comments with RSS.

  1. manowaroff said, on 26 декабря, 2020 at 16:54

    Интересные кукурузники. Вроде, ни одну из этих моделей не видел живьем.

    • pofigist said, on 26 декабря, 2020 at 16:55

      Ну У-1 видел? Их же много в России было

      • manowaroff said, on 26 декабря, 2020 at 17:56

        Неа. Только У-2 видел.

  2. […] Продолжение. Начало здесь […]


Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: