Pofigism as a lifestyle 2.0

Коллекция Shuttleworth: Часть 4. ABC, Arrol-Johnston, Austin, Bean, Burlington, Crossley, Daimler

Posted in ABC, Arrol-Johnston, Austin, Bean, Burlington, Crossley, Daimler, автомобили, England by pofigist on 21 декабря, 2020

Продолжение. Начало здесь

Во второй раз мы приехали в Shuttleworth когда там не было никаких авиашоу, так что коллекция была открыта для обозрения. Собственно, все последующие посты в этой серии как раз и будут рассказом о коллекции — начнем с автомобилей и плавно перейдем к самолетам, которых там довольно много. Заранее предупреждаю, что большинство автомобилей и самолетов там довольно древние, так что никаких изысканных форм и навороченных двигателей вы не увидите. Зато там обнаружилось довольно много поделок от никогда не виденных мною фирм.

Кстати, в этот день там намечался какой-то автопробег, так что рядом со входом в ангары собралось много древних автомобилей:

IMGP1749

Про них я тоже расскажу, но, думаю, что вы уже поняли, какому периоду автомобильной истории будут посвящены последующие четыре выпуска.

ABC_Logo

Компания под названием All British Company (то есть, «всебританская» или «чисто британская», в зависимости от того, как именно это переводить на русский) была основана в 1914 году и поначалу занималась выпуском моторов, в том числе и авиационных, для Sopwith.

Двигатели оказались неплохими и после Первой Мировой было решено начать выпуск мотоциклов со специально разработанными для них движками. Поскольку у фирмы уже были налажены вполне неплохие отношения с Sopwith, то ABC продала им лицензию на мотоцикл ABC 400. Мотоциклы продавались отлично и ABC стала, фактически, подразделением Sopwith, после чего случилась грандиозная неприятность, утопившая обе компании — одна из партий мотоциклов оказалась некачественной и гарантийные ремонты повлекли за собой очень серьезные затраты, так что у Sopwith просто кончились деньги.

В 1923 году заводы Sopwith и ABC были проданы, но руководство обеих фирм быстро сориентировалось и организовало другую фирму, под названием HG Hawker Engineering (да-да, ту самую, которая впоследствии стала называться Hawker-Siddeley и известна такими машинами, как Hurricane и Sea Fury). Мотоциклами новая компания больше не занималась. Такие дела.

ABC Motorcycles 400

IMGP1643

Это и есть тот самый мотоцикл, который привел к расцвету компании ABC и к ее закрытию уже через несколько лет. Машина, на самом-то деле, была довольно продвинутой — у нее был верхневальный двигатель, цепной привод, электрические фонари (за них полагалось доплачивать еще 20 фунтов к стандартной цене в 98 фунтов). Но двигатель оказался капризным и ненадежным, что и стало причиной коллапса фирмы.

Кстати, помните тот планер, который летал низенько-низенько в предыдущей серии? У него точно такой же двигатель, как у этого мотоцикла.

Машина на фото образца: 1920 года
Двигатель: 8 л.с., 0.4л, 2 цилиндра
Максимальная скорость: 110 км\ч

ArrolJohnston_Logo

Помнится, в одном из недавних постов я недоумевал, что при всей известности шотландских инженеров, как классных специалистов, в самой Шотландии практически не было автомобильных предприятий. Оказывается, я ошибался — самый первый британский автомобиль (вернее, тот, который был полностью собран из британских частей и британскими же инженерами) был как раз и создан в Шотландии, фирмой Arrol-Johnston. Как говорится, век живи — век учись…

Фирма была основана в 1895 году Джорджем Джонстоном и сэром Уильямом Арролом (он, кстати, был довольно известной личностью, поскольку занимался строительством мостов и его авторству принадлежат такие всемирно известные мосты, как Тауэрский (в Лондоне) и Форт (в Шотландии), так что в механике он «немного» разбирался). Первая машина новой фирмы появилась в продаже в 1898 году и представляла собой шестиместного монстра с оппозитным двухцилиндровым двигателем, веревочным пулл-стартером, цепным приводом на задние колеса и башмачными тормозами. Все это весило, как чугунный мост, так что максимальная скорость машины была в районе 30 км\ч.

В 1901 году завод фирмы сгорел, но на помощь пришел некто Уильям Бирдмор (William Beardmore), который спас фирму от банкротства, а потом и сделал ее подразделением собственного стального концерна. Кстати, если вы что-то такое припоминаете по поводу бренда Beardomore, то память вас не подводит — такая фирма действительно была и я даже о ней рассказывал.

К слову сказать, Бирдмор не только влил кучу денег в компанию, но и сделал так, что Джонстон решил уйти и основать свою собственную фирму под названием All British Car Company (не путать с вышеупомянутой All British Company!). Впрочем, фирма его оказалась не особо успешной и, продав всего 12 автомобилей за три года существования, обанкротилась в 1908 году, после чего Джонстон вернулся назад, благо что Arrol-Johnston все еще носила его фамилию.

В 1907 году фирма подрядилась поставить автомобили с высокой проходимостью для экспедиции на Южный Полюс. Конструкция машины была довольно необычной — у нее был двигатель воздушного охлаждения, поскольку никто не знал, какой же именно охладитель надо заливать в двигатели водяного охлаждения. Колеса были довольно узкими и большого диаметра, чтобы (по крайней мере, в теории) можно было бы легко преодолевать ледяные заторы. Все было бы хорошо, но вот только никто не удосужился протестировать автомобиль в зимних условиях и, в результате, широко разрекламированная машина (Arrol-Johnston просто подарили ее экспедиции, в обмен на хвалебные статьи в прессе) оказалась посмешищем — двигатель умудрялся перегреваться даже в Антарктиде, а колеса имели способность к самозакапыванию в снегу. В итоге, машиной можно было пользоваться только на твердом льду и недолго, поскольку надо было ждать, пока он остынет.

В 1909 году в фирму пришел новый управляющий фабрикой, некто Томас Паллинджер (T.C Pullinger), который в 1910 год привел в фирму свою дочку, «повернутую» на правах женщин. В 1920 году она убедила Бирдмора, что надо создать специальный «женский» бренд Galloway, а ее поставить руководителем завода, который и будет выпускать эти машины. Автомобили были разработаны исключительно женщинами-конструкторами и собирались почти одними женщинами. В рекламе утверждалось, что это единственный автомобиль для женщин, созданный теми, кто знает, что же надо женскому полу. Несмотря на то, что машины Galloway были, фактически, нелицензионными копиями FIAT 501, продавались они плохо, поскольку, во-первых, женщин-автомобилисток в то время было мало, а во-вторых, их мало волновали половая принадлежность тех, кто эти самые машины изготавливал. В итоге, поскольку продажи Galloway оставляли желать лучшего (они были меньше и дороже конкурентов, а женщины очень хорошо умеют считать свои деньги), завод закрыли, а производство перенесли на основное предприятие Arrol-Johnston, которое, впрочем, тоже не было особо успешным.

В 1927 году фирма объединилась с Aster и стала называться Arrol-Aster, но дела пошли только хуже и в 1928 году было решено окончательно прибить производство Galloway, а затем и всю фирму, ибо с 1928 и по 1931 годы были проданы всего 80 автомобилей. Такие дела.

Arrol-Johnston Dogcart

IMGP1624

Это вторая модель Arrol-Johnston, созданная на базе уже упомянутого шестиместника и, по сравнению с ним, она была более быстрой, хотя в ней могли ехать только четверо. Что интересно, у этой машины есть насос, который позволяет набирать воду из ближайшей речки или пруда, если автомобиль вдруг закипел и требуется добавить охлаждающую жидкость. Такой опции я еще не видел.

Машины этого типа выпускались аж до 1905 года, несмотря на явную древность конструкции. Их сняли с производства только когда на фирме сменился главный инженер (то есть, когда Джонстон ушел в свою собственную фирму), причем, отдел продаж яростно протестовал против такого решения, ибо эти древние повозки весьма неплохо продавались.

Автомобиль был куплен Ричардом Шаттлуорсом на аукционе-распродаже имущества Arrol-Johnston после банкротства последней в 1931 году.

Машина на фото образца: 1905 года
Двигатель: 12 л.с., 2 цилиндра
Максимальная скорость: 40 км\ч

austin_logo

История компании здесь.

Austin Sevel Ruby

IMGP1590

Знаменитая «семерка», давшая жизнь автомобильному подразделению BMW, а также фирме Rosengart, не говоря уж о Datsun. Машина в музее получила довольно необычный для этой модели кузов «седан» и была куплена в 1935 году. Затем, в 1960 году ее купил некий мистер S Cooper (не путать с Mini Cooper S!) и передал своему сыну, который бережно сохранил отцовский автомобиль и в 2007 году передал его в музей.

Машина на фото образца: 1935 года
Двигатель: 13 л.с., 0.75л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 80 км\ч

Austin Burnham

IMGP1618

Насколько я понимаю, эта машина была сделана на базе Austin Twelve, а название Burnham просто представляет собой модификацию. Машина была куплена своим первым владельцем в 1931 году и он на ней ездил до 1956 года, после чего поставил на хранение. Позже, по его завещанию, машину передали в музей.

Машина на фото образца: 1931 года
Двигатель: 12 л.с.,4 цилиндра
Максимальная скорость: 107 км\ч

Austin Seven

IMGP1628

Еще один Austin Seven, но уже в кузове «кабриолет». История машины покрыта тайной (чуть не написал «веков») и, похоже, что на ней установлены нехарактерные для ее года детали (например, хромированные фары и колеса от модели 1935 года, а бампер и того моложе). Но выглядит оно неплохо и если бы не разъясняющая табличка, я бы не догадался, что что-то тут не так.

Машина на фото образца: 1934 года
Двигатель: 13 л.с., 0.75л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 80 км\ч

Austin Model R

IMGP1702

Не знаю насчет вас, а я никогда не знал, что Austin выпускал трактора. Оказывается, что с 1919 года, завод в Бирмингеме клепал вот такие сельхозмашины, которые пользовались неплохим успехом в Англии и даже в Европе. Последнее, кстати, стало причиной того, что в середине 1920-х годов, Austin купил завод во Франции (в Liancourt), где начал выпуск тракторов, а производство этих машин в Бирмингеме было прекращено в 1927 году.

Машина на фото образца: 1919 года
Двигатель: 25 л.с., 4 цилиндра

Bean_logo

Сталелитейная компания Harper & Sons была основана Авессаломом Харпером в 1821 году в городке Дадли (Dudley), который находится неподалеку от Бирмингема. В 1884 году некто Джордж Бин (George Bean) женился на дочке Авессалома, а потом вложил довольно большую сумму в его компанию. В 1907 году он стал руководить фирмой тестя, а потом и вовсе перименовал ее в Harper, Sons & Bean. Под его управлением фирма довольно неплохо развивалась, а во время Первой Мировой, набрала столько заказов, что после войны встал вопрос — куда деньги-то девать?

И тут Джек Бин, сын Джорджа, решил, что надо бы начать выпускать автомобили, но не как-нибудь, а с серьезным размахом, ибо нефиг. Сказано-сделано, Джек купил полудохлую фирму Perry Motors, но начать выпуск своих машин не спешил, ибо все надо было организовать по-научному. Для этого, он купил в Америке две конвейерные линии, ибо хотел выпускать на своем заводе 75 тысяч машин в год (что примерно равнялось общему объему выпуска автомобилей в Британии в те годы). А чтобы не терять время, он приказал переделать машину Perry на что-то более современное, в результате чего она обрела алюминиевый кузов, тормоза на всех колесах и новую коробку передач.

После того, как в 1919 году машину показали публике, фирма приготовилась к завоеванию рынка, но тут оказалось, что несмотря на все благоприятные статьи в прессе, покупатели как-то не спешат к дилерам Bean. Почесав в затылке, обескураженный Джек решил, что все дело в цене (что, кстати, было правдой, ибо переделки машины обошлись довольно дорого) и попробовал переписать ценники. Продажи подросли, но вместо выпуска 75 тысяч машин в год, пришлось довольствоваться примерно 2-мя тысячами, так что компания оказалась в глубокой финансовой пропасти и была вынуждена прекратить производство машин. Джека закономерно вышибли из компании и он побежал жаловаться родителю на нехороших менеджеров, которые не оценили его производственный гений.

В 1921 году головная компания Harper, Sons & Bean услышала мольбы обиженного чада и пришла на выручку. Джордж приказал своим инженерам переделать автомобиль так, чтобы его можно было продавать по вменяемым ценам и дело пошло на лад. Продажи росли и все казалось весьма неплохим для Bean, но в 1925 году Джордж умер, а руководство наотрез отказалось пускать Джека к управлению компанией и он ушел наемным работником в фирму Guy Motors.

Проблемы начались в 1928 году — новая модель, разработанная Ricardo оказалась весьма прогрессивной и настолько же некачественной. Дошло до того, что ее окрестили чуть ли не самой худшей британской машиной всех времен и народов, так что продажи упали почти до нуля, что и стало причиной второго банкротства фирмы.

В 1931 году компания была выкуплена сталелитейной фирмой Hadfield (входящей, кстати, в состав концерна Harper & Sons) и переориентирована на выпуск запчастей для автомобильной промышленности. В таком виде она оказалась намного более успешной и была продана фирме Standard, которая потом перешла в собственность British Leyland, а затем ее выкупила немецкая Eisenwerk Bruhl. Потом, когда фирма стала немцам не нужна, они продали ее эффективным местным менеджерам, которые ее переименовали в Ferrotech и заключили весьма выгодный договор с Ford. Но эффективные менеджеры на то и «эффективные», чтобы эффектно впилить даже успешную фирму в землю, что и произошло в 2005 году. Такие дела.

Bean 12HP Tourer

IMGP1616

Один из немногих автомобилей фирмы Bean, дошедших до наших дней (всего их, кстати, выпустили около 15 тысяч за всю историю компании). Машиной владееет один из сотрудников музея, так что она не является частью коллекции Шаттлуорса.

Машина на фото образца: 1924 года
Двигатель: 12 л.с., 1.8л, 4 цилиндра

Burlington_Logo

Если честно, то я даже и не знаю как охарактеризовать эту фирму, поскольку их машины можно было купить всего за 15 фунтов. Вернее, не совсем машины, а только CD с планом постройки. Но начнем по порядку.

В 1980 году Хейден Девис (Haydn Davies) основал фирму Burlington Motor Spares и в 1982 году начал выпуск модели Burlington SS, подозрительно напоминающей Morgan 4. За четыре года было сделано 120 таких машин, после чего дизайн был куплен фирмой Dorian Motor Company, которая продолжила выпуск и сделала еще 80 автомобилей, после чего приказала долго жить.

Burlington с 1985 года сменили производственные планы и отказались от выпуска полноценных автомобилей, решив зарабатывать деньги на чертежах. Я не знаю, можно ли купить эти чертежи сегодня, но сайт живой, хотя давно не обновлялся. Кроме самих чертежей можно было заказать детали облицовки, но вообще говоря, будущий владелец машины должен был изготавливать все собственноручно, если не считать рамы, которую надо было взять у машины-донора (MG TC, а потом Triumph Dolomite).

Фирма предлагала четыре модели: Arrow (продали около 1000 дисков), Beretta (то же самое, что и Arrow, но с другими крыльями и подножками — 6000 дисков), Chieftain (нечто вроде Jeep Willys, 500 дисков) и Centurion (в США продали 800 тысяч (!) дисков и в Британии несколько сотен). Вот только все эти планы были похоронены самими же покупателями: всего было построено около 600 Arrow и Beretta, 150 Chieftain и около десятка Centurion, что странно, потому что как раз последний продавался в немеряных количествах.

В 1992 году фирма испустила дух, но ее владелец продолжает (или продолжал?) продавать диски с чертежами. Кто его знает, может, кто-то из читателей этого блога решил сделать себе подарок и соберет, для себя, любимого, такую игрушку?

Burlington Arrow

IMGP1571

А вот, собственно, и Arrow, один из самых успешных автомобилей фирмы.

Crossley_logo

История фирмы здесь

Crossley T5

IMGP1620

T5 был вариантом модели 20/25HP и выпускался в гражданском и военном (на фотографии) вариантах. Военный вариант предназначался для высших офицеров Royal Flying Corps, предшественника ВВС Британии.

Музей купил машину в 1956 году, восстановил и больше никаких работ над ней с тех пор не проводилось.

Машина на фото образца: 1912 года
Двигатель: 25 л.с., 4 цилиндра
Максимальная скорость: 80 км\ч

daimler_logo

Рассказ о фирме здесь.

Daimler Wagonette

IMGP1745

Эта машина участвовала в автопробеге, который начинался от стен музея, так что никакой пояснительной таблички на ней не было. Впрочем, там не было и владельца, так что поговорить с ним и прояснить историю машины я не мог. Поиск по базе данных британских автомобилей показал, что это Daimler (британский, разумеется), но год выпуска наше любимое и никогда не ошибающееся правительство, оценило как 1921, что, разумеется, неверно. Но ведь нельзя же требовать, чтобы измотанные придумыванием очередного комплекта противоковидных мер чиновники, могли разбираться в автомобилях?

Продолжив поиски, выяснилось, что это Daimler Wagonette, образца 1900 года (машина засветилась на нескольких автопробегах), так что я могу привести хоть какие-то данные по этому автомобилю.

Машина на фото образца: 1900 года
Двигатель: 6 л.с., 2 цилиндра

Продолжение следует

 

комментариев 5

Subscribe to comments with RSS.

  1. manowaroff said, on 22 декабря, 2020 at 06:13

    «женщины очень хорошо умеют считать свои деньги»
    Далеко не все, как показывает опыт. 😀

    • pofigist said, on 22 декабря, 2020 at 06:56

      Ключевое слово тут «свои» 🙂

      • manowaroff said, on 22 декабря, 2020 at 08:21

        Некоторые и свои деньги считать не умеют. Например, моя первая жена. 🙂

  2. […] Рассказ об истории фирмы здесь […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: