Pofigism as a lifestyle 2.0

Вертолетный музей

Posted in Uncategorized by pofigist on 5 июля, 2020

Наконец-то наше правительство очнулось от глубокого сомнамбулического коронапсихоза и, скрепя сердце, разрешило музеям открыться для посетителей, так что мне сотоварищи ничего не оставалось, как вспомнить былое и рвануть по этим самым музеям, благо, что пресса вовсю истерит по поводу второй волны вируса (а, значит, есть вполне неиллюзорный шанс того, что, закрывшись опять, музеи могут не открыться больше никогда, ибо содержание коллекций стоит весьма приличных денег).

Вчера мы с младшим дитем съездили в British Motor Museum в Гейдоне (я там неоднократно бывал и даже написал небольшой отчетец из девяти частей: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), так как захотелось посмотреть что же там изменилось за пару лет. Изменилось не так много, но появилась выставка прототипов British Leyland (мир праху ее), так что вскоре будет отчет об этой конкретной выставке. Впрочем, там будут не только такие раритеты, как Rover SD1 универсал или газотурбинное купе Rover T3, но и пара машин от Jaguar и даже Road Rover, про который я раньше только слышал, но никогда не видел. Но об этом — в следующем выпуске, ради которого я даже отложил давно планируемую публикацию о музее Brooklands, а сегодня мы поговорим о вертолетах.

Честно говоря, вертолеты не находятся в сфере моих интересов, но поскольку я уже побывал во всех автомобильных музеях Англии, а заграница откроется только через неделю, то почему бы и не написать небольшой отчетец? Ибо мне уже надоело разбирать замшелые фотографии из 2016 года (на очереди еще 2015 и 2014 года) и хочется чего-то свеженького. Вот это самое свеженькое я и поехал фотографировать в славный город Weston-super-Mare, тот самый, в котором находился британский завод Agusta-Westland, закрывшийся в 2002 году (фирма теперь является поздразделением Leonardo).

Музей находится в довольно большом ангаре (я так понимаю, что раньше он принадлежал Westland) и выглядит примерно так:

IMGP9747

В теории, в некоторые вертолеты можно было залезть и посмотреть, что там и как внутри, но, по случаю пришествия вируса, кабины были закрыты. То же самое относится и к открытой площадке, где, опять же, в теории, должны были быть выставлены несколько экспонатов. Если честно, то логики данного действа (я про открытую площадку) не понял, ибо, как мне кажется, на открытом воздухе всяко безопаснее, чем в помещении? Но я не вирусолог, я только работаю с этими самыми вирусами, поэтому откуда же мне знать…

IMGP9748

Спасательный (в спасатели его перквалифицировали после списания с военной службы) вертолет Bristol Sycamore HR14 (да, тот самый Bristol, который еще выпускал автомобили до 2020 года и был во владении Kamkorp, она же Frazer-Nash). Вертолет построили в 1957 году, так что это была одна из последних машин этой серии.

IMGP9750

Agusta Westland Skeeter AOP Mk.12 — легкий вертолет со взлетным весом менее тонны (998 кг чтобы быть точным). У машины двигатель мощностью в 200 лошадей и максимальная скорость в 162 км\ч. Во время холодной войны вертолет применялся британскими оккупационными войсками в Германии (официальное название British Army of the Rhine, BAOR) в 1960-х годах.

IMGP9753

Многоцелевой армейский вертолет Westland WG-13 (он же Lynx или Pink Panter), который был создан после того, как британская авиационная промышленность (да, в 1971 году она еще существовала!) начала процесс консолидации, так что авторство принадлежит Bristol, Fairey, Saunders-Roe и Westland.

Эти вертолеты состояли на вооружении британских ВВС до 2018 года. Они могли брать на борт до 12 человек или 1776 кг груза, были оснащены 4 противотанковыми ракетами и развивали скорость в 259 км\ч.

IMGP9756

Это Westland Wessex HCC Mk.4 1969 года- официальный королевский вертолет (таких, вообще-то, было два). Иногда им управляли Герцог Эдинбургский Филипп (принц-консорт, муж королевы), принц Уэльский Чарльз (сын королевы) и Герцог Йорский Эндрю (второй сын королевы и ее третий ребенок). Собственно, когда открывали этот музей, Эндрю как раз и прилетел на нем на церемонию открытия на этом вертолете, а 2001 году вертолет был передан музею.

IMGP9757

Эта несуразно выглядящая штуковина — Westland WS-51 Dragonfly HR.Mk.5 (стрекоза), лицензионная адаптированная версия Sikorsky S-51. Адаптация заключалась в том, что двигатель на машине был от Alvis, а некоторые другие части — британского дизайна.

Вертолет предназначался, в основном, для поисково-спасательных работ, так что быстро летать ему не надо было (максимальная скорость составляла 165 км\ч, а крейсерская 130), зато он мог взять на борт трех пассажиров, а радиус действия составлял почти 500 км. Машину выпускали с 1948 и по 1957 годы (на фотографии модель 1952 года) и за это время были сделаны 137 экземпляров.

IMGP9759

А теперь перейдем к советским вертолетам. Я думаю, что все уже узнали Ми-24Д, советский (и российский) ударный вертолет, получивший неофициальное прозвище «крокодил». Вариант «Д» отличается от других тем, что у него две изолированные кабины (за что его еще называли «горбатым»), причем, в кабине стрелка была грозная табличка для посетителей «осторожно, настоящее оружие!».

Эта машина поначалу принадлежала ВВС ГДР, а после объединения Германий, попала в собственность Люфтваффе, которые ее списали в 1992 году. Кстати, этот вертолет установил рекорд скорости в 1975 году, развив 368 км\ч, что для вертолетов было просто отлично.

IMGP9761

Если вы не узнали Ми 8, самый массовый в мире двухдвигательный вертолет (более 12 тысяч построенных машин), то точно не интересуетесь авиацией. Машину производят с 1965 года по сей день, так что этот многоцелевой вертолет можно встретить «в живую» много где. Кстати, на борту этой машины красуется надпись «Соловьев Эйр» (именно так, по-русски), но никаких пояснений к вертолету нет, так что даже интересно что это означает (ну не ИП же по эксплуатации вертолетов, так?).

IMGP9763

Ми-4 («Гончая»), созданный «по мотивам» Sikorsky S-55 и по принципу «кабина сверху двигателя. К слову сказать, у Westland тоже было несколько таких вертолетов.  Если верить поясняющей табличке, впечатленный успехами американских вертолетчиков во время Корейской Войны, Сталин приказал (в сентябре 1951 года) советской авиапромышленности (вернее, лично Милю) создать что-то похожее в кратчайший срок: за год.  Миль справился досрочно: первый полет Ми-4 совершил в мае 1952 года, а на вооружение машина поступила в середине 1953-го.

Советский вариант получился крупнее и тяжелее своего американского вдохновителя и завоевал несколько мировых рекордов: скорости (187 км\ч) и грузоподъемности (2 тонны) на высоту в 6 км. Впрочем, в 1968 году Ми-4 был снят с производства и его заменил Ми-8. Всего построили более 3 тысячи штук Ми-4.

IMGP9765

Гражданский вариант советского Ка-26 с соосными винтами и модульной кабиной. Отличительно особенностью этого вертолета стали навесные кабины, которые могли быть либо пассажирскими (вот не хотел бы я на таком летать, зная, что кабина пристегивается к вертолету!), либо грузовыми. Также можно было навешивать сельскохозяйственные опрыскиватели или какое-то другое навесное оборудование.

Машину выпускали в с 1968 года и по 1985-й и за это время сделали более 800 таких вертолетов. На фотографии машина образца 1971 года в цветах Interflug (ГДР-овского гражданского авиаперевозчика).

IMGP9767

А вот этот курносый вертолет вы уж точно должны узнать — это Ми-1 «заяц», первый советский серийный вертолет. Кстати, по поводу названий — по какой-то причине, НАТО присваивало советским вертолетам кодовые названия, начинающиеся с буквы H, так что Ми-1 стал «зайцем» (Hare), Ми-4 «гончей» (Hound), Ми-8 «бедром» (Hip), а Ми-24 «ланью» (Hind).  «Крокодилом» Ми-24 называли неофициально.

Впрочем, советскими Ми-1 называть можно только машины первой серии (с 1951 по 1955 годы), поскольку в 1955-м производство передали в Польшу на завод PZL Swidnik. Кстати, по иронии судьбы, в 2010 году этот самый «Швидник» стал частью все той же AgustaWestland.

IMGP9773

Ну вот, с советскими вертолетами разобрались, теперь возвращаемся в мир чистогана, капитализма и полицейского произвола.

Это итальянский (тяжело было догадаться, правда?) вертолет от Agusta, который является лицензионной копией американского Bell-206.

IMGP9769

Достаточно интересный экспонат — это Sud SA231F Super Frelon, построенный в 1967 году. Вообще говоря, трехмоторный Super Frelon предназначался для противолодочных и военно-транспортных операций, но кому-то в голову пришла идея о переоборудовании тяжелого вертолета в гражданский. Сказано — сделано, машину переделали и предложили ее Olympic Airways (греческая авиакомпания, скончавшаяся в 2009 году) с тем, чтобы греки попробовали машины для перевозок между островами.

Греки согласились, тем более, что салон вертолета мог вмещать в себя до 37 человек с багажом, но уже через два года вернули машину, посетовав на то, что эксплуатация Super Frelon является экономически нецелесообразной. Кстати, я думал, что этот вертолет мог садиться на воду (как бы форма носа намекает, да и по бокам имеется что-то в виде поплавков. Но, как утверждают смотрители музея, все, что эта машина может сделать на воде, это не утонуть в считанные секунды, а поплавки рассчитаны на то, чтобы задержать машину на поверхности на то время, чтобы пассажиры смогли из нее выбраться.

IMGP9771

Это тоже достаточно известный вертолет, но уже американский: Bell UH-1H Iroquois («ирокез»), он же Huey («Хьюи).  Вьетнамская война и все такое прочее.

Машина производится до сих пор (с 1959 года) и является самым массово-выпускаемым вертолетом в мире (построено более 30 тысяч таких машин). Вертолет на фотографии участвовал во вьетнамской войне (в знаменитом Тетском наступлении), а потом в первой иракской войне в Кувейте в 1990 году.

IMGP9776

Не знаю, как вы, а лично я не знал, что Airbus выпускает вертолеты. На снимке — Airbus AS-332L.

IMGP9779

Не знаю, как вам, а лично мне не очень нравится идея военных вертолетов на службе у финансовой полиции (в данном случае Guardia di Finanza). Ну вот не люблю налоговиков (их вообще хоть кто-то любит, кроме собственных матерей?).

Что же касается вертолета, то это многоцелевой AgustaWestland AW109LUH с увеличенной до 926 км дальностью полета.

IMGP9780

При создании этого вертолета, одной из целей было побитие рекорда скорости, прочно удерживаемого Ми-24 с 1975 года. Для этого, серийный Lynx модифицировали, поставив на него более мощный двигатель. В итоге, он смог развить скорость в 401 км\ч, что сделало его самым быстрым вертолетом в мире. К слову сказать, Westland Lynx остается таковым с 1986 года: этот рекорд удалось побить либо конвертопланам типа Bell Osprey, либо экспериментальным гибридам типа Eurocopter X3.

Я так понимаю, что сейчас эти рекорды просто никому не нужны, ибо идет борьба за экономичность, снижение шума и прочие экологические прелести. А мировые рекорды… подождут, живем же мы как-то без них? Впрочем, мне иногда жаль, что человечество перестало стремиться вперед и занялось созерцанием пупка. Но, надеюсь, что, как это уже не раз бывало в истории цивилизаций, мир выйдет из дурацкого ступора, в котором он пребывает последние двадцать-тридцать лет и вся эта созерцательно-эмоциональная стагнация закончится. На этой ноте я, думаю, и завершу данный обзор.

 

комментария 3

Subscribe to comments with RSS.

  1. manowaroff said, on 6 июля, 2020 at 08:51

    Интересные там экземпляры имеются. Стрекоза, например. Никогда не видел живьем. 🙂

    «по какой-то причине, НАТО присваивало советским вертолетам кодовые названия, начинающиеся с буквы H»
    У НАТО такая фишка насчет летательных аппаратов, сделанных в СССР, странах Варшавского договора, России и Китая — у истребителей (fighters) названия начинаются на букву «F» (Flanker, Foxbat, Fulcrum), бомбардировщики (bombers) называются на букву «B» (Bear, Backfire, Blackjack), гражданские и грузовые (commercial, cargo) на букву «C» (Condor, Careless, Camber), вертолеты (helicopters), соответственно, на букву «H» и т.д.

    • pofigist said, on 6 июля, 2020 at 08:53

      А, ну тогда это имеет смысл, по первой букве сразу ясно к какому типу относится данный девайс


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: