Pofigism as a lifestyle 2.0

Национальный музей автомобилей в Мюлхаузе — Часть 21. Renault

Posted in Мирометания, автомобили, France, Renault by pofigist on 10 апреля, 2020

Продолжение. Начало здесь.

renault_logo

В 1899 году три брата Рено (Луи, Марсель и Фернан) основали свою фирму, Луи занимался технической частью, Марсель — финансовой, а Фернан управленческой.  Первая же машина фирмы Voiturette заинтересовала потенциальных покупателей и новая фирма получила 71 заказ, что было довольно прилично по тем временам.

Поначалу, компания покупала движки у своих же конкурентов (в частности, у De Dion Bouton), но в 1902 году смогла разработать первый двигатель своей собственной конструкции. Это был простейший двухцилиндровый движок, который затем был переделан в четырехцилиндровый, простым объединением двухцилиндровиков. Дальше все шло тем же путем, что и у других фирм — участие в гонках, периодические победы, известность и попытки увеличения продаж. Впрочем, основные продажи компании делали не спортивные достижения, а скромные таксомоторы, которые, впоследствии, стали знаменитыми, как Марнское Такси (французская армия использовала 1000 таких машин для переброски войск).

В 1906 году фирма была переименована после того, как Марсель погиб на гонках, а Фернан тяжело заболел (в 1909 году он умер). В итоге, Луи остался единственным из трех основателей компании и получил ее в единоличную собственность. Фирма получила множество военных контрактов (аж 31!) и начала активно развиваться по многим направлениям: автомобили, грузовики, танки и даже авиационные моторы, что сделало ее весьма прибыльной. Впрочем, после Первой Мировой надобность в военных машинах отпала и фирма стала выпускать  тракторы и другую сельхозтехнику, чтобы выжить, ибо в мирное время нужно больше комбайнов, чем сеялок-веялок с вертикальным взлетом.

В 1924 году фирма решилась на революционный по тем временам финансовый эксперимент — она открыла кредитное бюро DIAC, которое выдавало ссуды на покупку машин Renault. И, хотя сейчас мы привыкли к такому, в те годы это было чем-то необычным, так что фирма получила множество новых клиентов, которые иначе были бы неспособны купить ее автомобиль.

До начала Второй Мировой, фирма быстро развивалась и стала французским автопроизводителем номер один, причем, даже Великая Депрессия не особо на нее повлияла (Ситроен, например, обанкротился и попал во владение Michelin). Впрочем, проблем компания все равно не избежала — профсоюзы развязали свою собственную войну против фирмы (они тогда воевали со всеми автопроизводителями, требуя серьезного повышения зарплаты и дополнительных льгот) и предъявили Renault ультиматум — либо фирма удовлетворит все их требования, либо они начинают бессрочную забастовку. Луи не поддался на шантаж и просто закрыл бастующий завод, уволив всех, кто там работал, то есть, более 2000 человек. Интересно, что забастовки на других заводах фирмы тут же прекратились.

Во время Второй Мировой немцы приказали Луи начать выпуск танков на заводах Рено, но тот отказался, несмотря на грозящее ему тюремное заключение (или что похуже), предложив оккупантам наладить выпуск грузовиков вместо военной техники. Те согласились и компания продолжила работу до того самого момента, когда британцы решили, что с этим надо что-то делать и разбомбили заводы Renault ко всем чертям. А потом Францию освободили и для Луи настали черные времена.

Рено был обвинен в пособничестве фашистам, на его заводах начались стачки (профсоюзы не забыли предвоенных унижений), а коммунисты и левые активисты начали настоящую травлю фирмы и лично Луи Рено. Его заключили под стражу в 1944 году но, в ожидании судебного процесса, он внезапно умер в тюрьме при невыясненных обстоятельствах. Фирму тут же национализировало французское правительство и она оставалась в его собственности до 1996 года (формально о приватизации было объявлено в 1990 году, но поскольку дело было во Франции, то бюрократический процесс растянулся на 6 лет).

После войны фирма выпустила модель 4CV, последнюю машину разработки Луи Рено (впрочем, об его авторстве компания и правительство скромно умалчивали, опасаясь очередной истерики со стороны профсоюзов), которая продавалась очень неплохо. Поначалу, впрочем, фирме было приказано прекратить выпуск легковушек и полностью переквалифицироваться на грузовики, но фирма решила не обращать внимания на очередную директиву бюрократов и продолжила выпуск легковушек, ссылаясь на неразбериху с руководящими указаниями в стиле «правая рука не знает, что делает левая».

Дальше все было хорошо, если не считать неудачной авантюры с Nash и, впоследствии,  AMC, которая привела к очередной стычке с профсоюзами и убийству генерального директора фирмы Жоржа Бессе левыми анархистами из террористической организации Action Directe (прямое действие). Но еще до сего постыдного акта, Renault выступила в роли сотрясателя рынка, правда, на этот раз, вторичного — в 1959 году она объявила, что на любой подержаный автомобиль, купленный у дилера фирмы, будет распространяться гарантия (3 или 6 месяцев, в зависимости от модели). Это сейчас такое стало нормой, а в те времена это было необычно и покупатели опять потянулись в салоны фирмы.

Затем фирма выпустила такие знаковые модели, как Renault 4, Renault 16, Espace и Renault 5 (не в такой последовательности), что принесло ей довольно серьезный доход и ее руководство начало задумываться о покупке каких-нибудь сторонних фирм. В 1990-м году даже возникла идея о слиянии с Volvo, но держатели акций отвергли сделку, так что вместо этого Renault, фактически, купила никому не известную Samsung Motors (у французов было более 70% акций). Еще через три года, в 1999 году была куплена румынская Dacia, а заодно был сформирован альянс Renault-Nissan.

Я думаю, что историю о том, как Карлос Гон, фактически, вернул к жизни Nissan (за что поплатился свободой), рассказывать не стоит, ибо все про нее уже знают. То, что у Renault-Nissan контрольный пакет в АвтоВАЗ тоже никто не скрывает. А вот то, как в альянс попал Mitsubishi, является довольно поучительной истории о том, как надо проводить рейдерские захваты фирм.

В 2016 году, Nissan объявил во всеуслышание, что машины, которые им поставляла Mitsubishi (они были частью семейства Nissan Dayz) нарушают экологические стандарты и надо отозвать все 470 тысяч этих автомобилей. В те времена на страницах прессы бушевал тщательно срежиссированный скандал с Volkswagen, так что журналисты, найдя себе новую жертву, набросились на нее всей стаей. Руководство Mitsubishi призналось в содеяном, акции фирмы пошли вниз и Nissan просто скупила их по дешевке, получив контрольный пакет, после чего альянс Renault-Nissan стал называться Renault-Nissan-Mitsubishi. Учитесь как надо проворачивать сделки без привлечения маски-шоу и абсолютно легальным путем.

Впрочем, сейчас будущее альянса непредсказуемо, поскольку японцам надоело быть под владычеством французов (из-за чего, собственно, и возникла травля Гона) и, хотя все стороны клятвенно обещают продолжать сотрудничество, я не уверен, что альянс не развалится. В общем, поживем-увидим.

Renault Type D

1901_Renault_D

Эта машина была представлена на первом Парижском Автосалоне и вызвала критику со стороны тогдашнего президента Всея Франции, Феликса Фора. Тот сказал, адресуясь ко всем автопроизводителям, принявшим участие в выставке, но показывая на этот Renault, примерно следующее: «ваши машины уродливы и ужасно воняют».

Машина на фото образца: 1901 года
Двигатель: 3 л.с, 0.4л, 1 цилиндр
Максимальная скорость: 30 км\ч

Renault Type T

1904_Renault_T

Примерно то же самое, что и Type R, но образца 1904 года. По поводу происхождения мотора, источники расходятся во мнениях — некоторые утверждают, что здесь стоит первый мотор от Renault, а другие говорят, что это все еще De Dion.

Машина на фото образца: 1904 года
Двигатель: 7 л.с, 0.86л, 1 цилиндр
Максимальная скорость: 50 км\ч

Renault AG1

1907_Renault_AG1

Тип AG считался в те времена неубиваемым, за что его очень любили таксисты. Именно модификация AG1 стала тем самым «Марнским такси», которое вошло в историю, как средство доставки солдат на фронт.

Кстати, с этой машины начинаются типичные реношевские радиаторы, установленные за двигателем.

Машина на фото образца: 1907 года
Двигатель: 8 л.с, 1.2л, 2 цилиндра
Максимальная скорость: 45 км\ч

Renault AX

1910_Renault_AX

Renault AX тут слева, хотя его можно узнать и без моей подсказки, просто по характерным формам капота и радиатора. Музей услужливо подсказывает, что в то время Renault был одним из ведущих производителей: на фирму работали 5200 человек, а годовой объем выпуска составлял около 10 тысяч автомобилей. Лучше бы они про машину рассказали, если честно.

Машина на фото образца: 1910 года
Двигатель: 7 л.с, 1.1л, 2 цилиндра
Максимальная скорость: 50 км\ч

Renault AX

1911_Renault_AX

Еще один AX. Вообще говоря, между AG и AX не было особых различий, кроме кузова и двигателя. Шасси у машин было одинаковым, но AX можно было купить только в двухместном варианте. Может, поэтому машина получила прозвище «Рено-две лапы»? Иначе я просто теряюсь в догадках на тему того, откуда пошло это название.

Машина на фото образца: 1911 года
Двигатель: 7 л.с, 1.1л, 2 цилиндра
Максимальная скорость: 50 км\ч

Renault EU

1919_Renault_EU

В те годы покупатели стали интересоваться уже не только техническими параметрами машины (скорость, мощность) но и тем, как она выглядела. В итоге, несмотря на весьма скромные характеристики, EU продавался очень хорошо.

Кстати, название машины меня, что называется, улыбнуло (EU на современном нам английском означает «Евросоюз»). А когда я прочитал описание машины из серии «казаться, а не быть», меня это позабавило еще больше, ибо, как и в случае с Евросоюзом, взяли ничем не примечательный отстой, сделали его гламурным и народ был этим всем очень доволен.

Машина на фото образца: 1919 года
Двигатель: 12 л.с, 2.8л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 65 км\ч

Renault EU

1920_Renault_EU

И еще один EU, который уж точно подходит под описание «казаться, а не быть». Это лимузин, сделанный на базе весьма скромной машины. Зато у нее было 8 окон и три двери. Спецзаказ, кстати, не хухры-мухры!

Машина на фото образца: 1920 года
Двигатель: 12 л.с, 2.8л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 60 км\ч

Renault MT

1923_Renault_MT

Это то, что мне приходит в голову, когда разговор заходит о типичных автомобилях Renault той поры (она еще известна под именем Renault 6CV). Музей утверждает, что его купил некто Жюль Табе (Jules Tabet), о котором я знаю чуть менее, чем ничего (впрочем, Википедия о нем не слышала тоже). Он проехал на машине из Марселя в Алжир, а в наше время его наследники передали автомобиль в музей.

Машина на фото образца: 1923 года
Двигатель: 15 л.с, 0.95л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 60 км\ч

Renault NM

1924_Renault_NM

Эту машину создали для конкуренции с Hispano-Suiza и тому подобными сверхдорогими автомобилями. Машина продавалась под маркой 40CV и стала официальным представительским автомобилем президента Франции до 1928 года, вытеснив из государственного гаража Panhard-Levassor.

Машина на фото образца: 1924 года
Двигатель: 149 л.с, 9.1л, 6 цилиндров
Максимальная скорость: 120 км\ч

Renault Juvaquatre BFK4

1946_Renault_BFK4

В 1937 году на Парижском автосалоне был представлен Opel Olympia и Луи Рено весьма впечатлился этой машиной. Причем, впечатлился настолько, что решил создать свой собственный вариант (за что, впоследствии, получил иск от Opel) и на свет появилась модель Juvaquatro. У машины был несущий кузов (впервые у Renault) который предлагался только в четырехдверном варианте (отсюда, собственно, quatro в названии модели).

Основной «фишкой» модели, по сравнению с другими машинами Renault (особенно послевоенными 4CV и Dauphine) было то, что на ее шасси можно было установить кузова типа «фургон» или «пикап», поскольку двигатель был спереди. В итоге, автомобиль прожил на конвейере почти 23 года, поскольку его выпуск был прекращен только в 1960 году. К слову, машину выпускали не только во Франции, но и в Англии, Бельгии и даже в Израиле, на заводе в Хайфе.

Машина на фото образца: 1946 года
Двигатель: 24 л.с, 1.0л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 108 км\ч

Renault 4CV

1956_Renault_4CV

Последний автомобиль авторства Луи Рено, который разработал его втайне от оккупантов. После войны, когда фирма была национализирована (а Рено умер в застенках французской тюрьмы), ее руководителем стал некий герой сопротивления, который, правда, ничерта не понимал в автомобилях, зато имел обширные связи. Когда правительство поняло, что ничего хорошего из проекта не выйдет, оно позвало обоих Порше (Фердинанда и его сына Ферри) довести дело до ума. Революционер психанул, обвинил правительство в фашистском заговоре (это с ними бывает), но согласился с тем, чтобы Порше выступали в роли советников. Затем, он предложил, как оно и бывает у коммунистов, чтобы за приличное вознаграждение, оба Порше были репатриированы в Германию, однако, те смогли набрать лишь половину требуемой суммы. В итоге, Ферри был отправлен на родину, а Фердинанд остался во французской тюрьме, где его держали без суда еще год или около того.

А машина получилась удачной, несмотря на некоторые недоработки, вроде отсутствия синхронизаторов в коробке передач и продержалась на конвейере 15 лет, до 1961 года.

Машина на фото образца: 1956 года
Двигатель: 21 л.с, 0.75л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 100 км\ч

Renault Ondine Aerostable

1960_Renault_Ondine

Ondine была люксовым вариантом Dauphine, а вариант Aerostable получил подвеску с переменной жесткостью, разработанной известным инженером Jean-Albert Gregoire.

Впрочем, данный вариант продавался плохо и автомобиль сняли с продажи уже через два года после начала выпуска. Dauphine же выпускалась почти 12 лет.

Машина на фото образца: 1960 года
Двигатель: 31 л.с, 0.85л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 115 км\ч

Renault 4

1964_Renault_4

«Наш ответ Citroen 2CV» от Renault. Машина позиционировалась как дешевая, неприхотливая повозка для бережливых и рачительных (читай — бедных) покупателей. Автомобиль действительно вышел неплохим и пробыл на конвейере более 30 лет (музей утверждает, что 50, но я не очень понимаю как это возможно, если учесть, что в 2011 году их уже не выпускали).

Машина на фото образца: 1968 года
Двигатель: 27 л.с, 0.75л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 110 км\ч

Renault Bertin

1969_Renault_Bertin

По закону жанра автомобильного дизайна, какую бы машину не выпустила фирма, всегда найдется прогрессивный дизайнер, который из говна попытается сделать конфетку. Со вполне ожидаемым результатом, потому что в итоге получается никому не понятная фигня, которая, впрочем, вызывает восторженные писки и визги у других столь же продвинутых дизайнеров. Вот этот «башмак» как раз и есть результат такого дизайнерского подвига.

Впрочем, Жан Бертин был не просто каким-то там дизайнером, а автором проекта Aerotrain, поезда-монорельса на воздушной подушке с реактивным двигателем. Проект пытались осуществить в течение 10 лет (по заказу французского правительства) пока чиновникам не надоело и они не перекрыли финансирование.

Насколько я понимаю, идея состояла в том, чтобы создать нечто вроде современного нам SMART, только на основе серийного автомобиля. Бертин взял Renault 4, укоротил его на 74 сантиметра так, что колесная база уменьшилась с 2.4м до 1.66, выкинул два задних сиденья и превратил то, что осталось, в двухместное купе. Проектом вполне ожидаемо никто не заинтересовался и, в итоге, Renault Bertin остался в единственном экземпляре, который сейчас и выставлен в этом музее.

Машина на фото образца: 1969 года
Двигатель: 30 л.с, 0.75л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 110 км\ч

Продолжение следует

 

комментариев 15

Subscribe to comments with RSS.

  1. manowaroff said, on 10 апреля, 2020 at 15:17

    Я думал, что Samsung Motors благополучно загнулся в конце прошлого тысячелетия. А оно вона как, оказывается. 🙂

    • pofigist said, on 10 апреля, 2020 at 15:19

      Угу, Откуда в России Nissan Almera Classic появлялись? 🙂

      • manowaroff said, on 10 апреля, 2020 at 15:22

        Понятия не имею. Меня эта модель не интересовала. 🙂

        • pofigist said, on 10 апреля, 2020 at 15:23

          Меня тоже. Но в девичестве это какой-то Самсунг, вроде бы SM3

  2. julianikitina said, on 10 апреля, 2020 at 20:05

    А может «Две лапы» назвали потому, что там, в отличие от других моделей, от решетки радиатора торчат в обе стороны некие «лапы» ? Вот совсем не понятно, что это за рычаги и зачем они там торчат О_О. У других такой же изгиб, но без «ручек»

    • pofigist said, on 10 апреля, 2020 at 20:12

      Может, и лапы. Я Гуглом с французского переводил 🙂

      • julianikitina said, on 11 апреля, 2020 at 09:41

        В общем, эти две штуки торчащие сразу отличают эту машину по внешнему виду, даже для тех, кто ни бумбум в автомобилях. Вот и прижилось название, имхо.

        • pofigist said, on 11 апреля, 2020 at 17:47

          У меня они как-то больше ассоциируются с напомаженными усами в стиле Эркюля Пуаро, чем с лапами 🙂
          Но выделяются, это точно.

  3. […] эти попытки и продала все заводы, кроме одного, фирме Renault, которой как раз потребовалось расширять […]

  4. […] Шлумпфа ( 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24), туда надо обязательно съездить!) , я решил […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: