Pofigism as a lifestyle 2.0

Национальный музей автомобилей в Мюлхаузе — Часть 19. Panhard-Levassor

Posted in Мирометания, автомобили, France, Panhard Levassor by pofigist on 5 апреля, 2020

Продолжение. Начало здесь.

Во-первых, приношу свои извинения за нерегулярность выпусков. С этим «коронапсихозом» (с) Лукашенко, работы у меня только прибавилось, ибо я как раз занимаюсь разработкой систем медицинской диагностики, так что свободного времени, в отличие от большого количества народа, сидящего по домам, у меня не только не прибавилось, а даже прилично уменьшилось.

Во-вторых, количество фотографий из Мюлуза-Мюлхауза зашкаливает за все возможные рамки. Об этом говорит хотя бы тот факт, что это уже 19-й выпуск, а всего их будет минимум 25, что делает данный обзор самым большим в истории этого блога. Впрочем, я еще не добрался до Зинсхайма-Шпейера, а там машинок побольше будет. Но, в связи с тем, что в этом году я не попадал еще ни в один музей (и непонятно еще — попаду ли), приходится разгребать многотысячнофоточные завалы и пытаться сократить их до вменяемого количества.

Кстати, думаю, что многие видели выступление Трампа, где он презентовал новую систему диагностики — Abbot ID.Now. Так вот, это нифига не разработка Abbot Labs, а система, которую разработала фирма Alere (Abbot ее потом купили) как раз в то время, когда я работал над другим проектом в той же Alere. Та система, над которой я работал и участвовал в ее сертификации называлась Alere Reader (теперь она называется Abbot Digival), а ID.Now тогда называлась Alere I. В общем, меня распирает от гордости и сопричастии к великим деяниям, в связи с чем весь вчерашний день я тупо провалялся перед телевизором, предаваясь столь редкому для меня времяпрепровождению, как просмотру сериалов. Я, разумеется, оправдывал такое ничегонеделание не обычной прокрастинацией, а необходимостью перезарядки батареек. Ну, то есть, говоря по-русски, нашел отмазку. А теперь отмазки закончились и надо переходить к обзору машин.

Panhard_Levassor

PANHARD-LEVASSOR

Рассказ о фирме здесь.

Panhard-Levassor l’Automobil

IMGP4597

Самый первый в мире серийно выпускаемый автомобиль (он так и назывался, кстати «автомобиль»), созданный фирмой, которая специально предназначалась для выпуска самоходных повозок, а не всего остального, плюс автомобили в качестве сопутствующего товара.

Эта машина является самым древним из существующих Panhard-Levassor, причем, что интересно, на нее есть полный пакет документации, из которого, например, видно, что им владел аббат Гавуа из прихода в Амьенс, причем, история покупки машины аббатством была довольно занимательна.

Гавуа весьма интересовался техническими новинками и загорелся идеей приобрести себе (ну, не себе, а аббатству, но какая, впрочем, разница?) новомодную штуку под названием «автомобиль», чтобы на нем объезжать приход. Однако, все упиралось в такую низменную штуку, как деньги, но после девятидневной молитвы в усыпальнице святого Антония, бог снизошел к несчастному фанату автомобилей и деньги чудом нашлись.

Машина прослужила аббату до 1921 года, хотя ее не раз пытались выкупить за большие деньги и она приобрела такую известность во Франции, что даже во время Первой Мировой, военный министр выдал специальное разрешение на использование этого автомобиля в гражданских целях.

В 1921 году финансы аббатства оказались в еще худшем положении, чем до войны, посколько пожертвования серьезно сократились, а расходы на помощь калекам и сиротам — как раз наоборот. Панар-Левассор предложил аббату продать этот автомобиль в обмен на серьезное финансовое вливание и Гавуа пришлось согласиться. Несмотря на то, что фирма была готова прислать за машиной специально оборудованный грузовик, аббат настоял на том, что он сам пригонит ее в Париж. Путешествие в 150 километров заняло у него почти сутки, потому что максимальная скорость машины была всего 12 км\ч, но к концу дня, аббат, не скрывая слез, слез с водительского сидения и передал машину поджидавшим его представителям фирмы.

Машина на фото образца: 1891 года
Двигатель: 1.75 л.с, 2 цилиндра
Максимальная скорость: 12 км\ч

Panhard-Levassor Phaeton

IMGP4613

В 1894 году Panhard-Levassor предложили революционную компоновку автомобиля, которой мы пользуемся и сегодня: двигатель спереди, задний привод, сцепление, коробка передач и рычаг переключения оных передач.

Машина на фото образца: 1894 года
Двигатель: 3.5 л.с, 0.6л, 2 цилиндра
Максимальная скорость: 20 км\ч

Panhard-Levassor Type A2

IMGP4637

Эта машина уже более продвинутая, чем предыдущая и покупателям она нравилась. Двигатель был спереди, привод на задние колеса цепной. Коробка передач имела три ступени, а движок раскручивался «аж» до 750 оборотов в минуту. За два года выпуска фирма собрала 380 таких автомобилей, что весьма впечатляет.

Машина на фото образца: 1899 года
Двигатель: 6 л.с, 1.7л, 2 цилиндра
Максимальная скорость: 30 км\ч

Panhard-Levassor Type A1

IMGP4639

Предшественник A2 все еще имел калильное зажигание, что, кстати, являлось основной причиной жалоб покупателей — порой, чтобы завести машину, требовалось довольно приличное время, а кроме того, иногда возникал паразитный эффект и выключить движок не удавалось.

Машина на фото образца: 1899 года
Двигатель: 6 л.с, 1.7л, 2 цилиндра
Максимальная скорость: 30 км\ч

Panhard-Levassor Type X26

IMGP4689

Большой и дорогой автомобиль получил бесклапанный двигаель, о чем говорят две буквы S, расположенные по сторонам эмблемы на радиаторе.

Машина на фото образца: 1920 года
Двигатель: 37 л.с, 3.2л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 90 км\ч

Panhard-Levassor Type B

IMGP4823

И обратно в глубь веков… Панар-Левассор находится на фотографии слева и, по сравнению с теми же A1/A2, которых от него отделяют всего два-три года, машина стала намного более быстрой, хотя, конечно, до спортивных машин того времени, типа Dufaux ей было далеко.

Машина на фото образца: 1902 года
Двигатель: 10 л.с, 2.4л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 65 км\ч

Panhard-Levassor Type X8 и Type U1

IMGP4842

Слева X8 1911 года, который, на первый взгляд, не особо отличается от U1 1906 года (справа).  Разница, впрочем, заключается в двигателе и некоторых деталях внешней отделки. Например, описание к X8 специально отмечает тот факт, что, в те годы, каждая поездка на автомобилей превращалась в приключение, а ответ на вопрос «сломается ли машина» был «конечно да, вот только когда?». В связи с этим, на U1 и X8 поставили несколько ящиков для инструментов, чтобы шофер мог быстро отремонтировать автомобиль.

Машина на фото образца: 1911 года
Двигатель: 18 л.с, 3.6л, 6 цилиндров
Максимальная скорость: 90 км\ч

Машина на фото образца: 1906 года
Двигатель: 19 л.с, 5.3л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 80 км\ч

Panhard-Levassor Type X12

IMGP4845

X12 слева. Это, фактически, вариация на тему все того же X8, но двигатель у него помощнее, а ящики для инструментов — больше. Автомобили этой серии были очень тяжелыми (более двух тонн!), но все равно могли развивать вполне приличную скорость для того времени.

Машина на фото образца: 1912 года
Двигатель: 22 л.с, 4.1л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 90 км\ч

Panhard-Levassor Type X5

IMGP4894

Эту фотографию, вернее, часть ее, вы уже видели в выпуске, в котором я описывал Piccard-Pictet, поэтому нос этой машины виднеется слева. А Панар-Левассор в центре.

Это относительно недорогая и слабосильная машина даже по меркам того времени, которая, несмотря на все свои недостатки, пользовалась вполне приличным коммерческим успехом. С другой стороны, у машины появилось несколько технических новшеств, например, стекла в окнах опускались с помощью рычага, который приводил в действие ременную передачу (то есть, ручная «крутилка», которой пользуются до сих пор, появилась на Panhard-Levassor уже в 1910 году). А еще у нее была четырехскоростная коробка передач и карданный привод на задние колеса.

Машина на фото образца: 1911 года
Двигатель: 12 л.с, 3.4л, 4 цилиндра
Максимальная скорость: 60 км\ч

Panhard-Levassor 24CT

IMGP5166

От древних повозок периода расцвета фирмы, резко переходим к самым последним автомобилям компании, то есть, ко времени ее упадка.

24-я получила свое название от 24-часовой гонки в ЛеМане, на которых Panhard-Levassor заняла первое место. К слову сказать, это была единственная модель компании, которую продолжили выпускать и после того, как фирма была выкуплена Citroen, правда недолго — до 1967 года, после чего бренд Panhard-Levassor стал достоянием истории.

Машина на фото образца: 1964 года
Двигатель: 60 л.с, 0.85л, 2 цилиндра
Максимальная скорость: 160 км\ч

Panhard-Levassor Dyna Z1

IMGP5188

Весьма прогрессивный автомобиль для своего времени получил шестиместный салон, несущий алюминиево-стальной кузов (что, кстати, стало одной из причин финансовых проблем компании), передний привод и выдающуюся экономию топлива для того времени: 7л на 100 км.

Проблема с кузовом заключалась в том, что алюминий и сталь плохо сочетаются, посколько в местах сопряжения начинается гальваническая коррозия. Кроме того, стоимость алюминия, бывшая весьма низкой сразу после войны (когда «авиационный металл» не особо кому-то был нужен), серьезно выросла в конце 1950-х годов, потому что гражданская авиация стала быстро развиваться. В итоге, модель Z1 была быстро снята с производства и заменена на Z2, у которой кузов был полностью стальной (что, кстати, увеличило вес машины на 150 кг и фразу об экономичности пришлось убрать из реклам).

На первый взгляд, машина продавалась очень неплохо, поскольку фирма выпустила более 140 тысяч Dyna серии Z, но если сравнить ее, например, с Peugeot 203, которых наклепали почти 700 тысяч за тот же период, то становится ясно, что у Panhard-Levassor могли возникнуть финансовые проблемы. Они вскоре и произошли, что привело к продаже фирмы Ситроену.

Машина на фото образца: 1956 года
Двигатель: 42 л.с, 0.85л, 2 цилиндра
Максимальная скорость: 130 км\ч

Panhard-Levassor X86

IMGP5197

Собственно, к Panhard-Levassor эта машина имеет весьма опосредованное отношение, ибо была создана не этой фирмой, а AFG Gregoire, которая создала прототип недорогого автомобиля и предлагала его различным большим автопроизводителям. Прототип этот, кстати, стоит прямо рядом с X86 и его очень хорошо видно на этой фотографии.

Машина получила прозвище «Луи XV», видимо из-за «усов» решетки радиатора. Впрочем, менее роялистски настроенные французы называли машину просто «жаба», но вот тут меня подводит воображение и увидеть в этом автомобиле зеленое земноводное у меня как-то не выходит.

Машины этой серии получили общее имя Dyna и известны под разными названиями: Dyna 100 еще называлась X84, Dyna 110 — X85, Dyna 120 — X86 (на фотографии), а самая мощная модель Dyna 130 была X87. После выхода на рынок Dyna Z (мы ее рассматривали выше), машину опять переименовали, на этот раз в Dyna Junior.

Кстати, с описанием машины возникла путаница. Музей утверждает, что мощность двигателя была 62 «лошади», а максимальная скорость была 130 км\ч. Но, во-первых, такого двигателя у Panhard тогда не было, а во-вторых, если бы скорость была 130 км\ч, то модель бы называлась Dyna 130, то есть, X87. В общем, получается как в том анекдоте про бабушку и яйца.

Машина на фото образца: 1953 года
Двигатель: 33 л.с, 0.75л, 2 цилиндра
Максимальная скорость: 120 км\ч

Panhard-Levassor Dynavia

IMGP5203

Послевоенный прототип обтекаемой машины от Panhard-Levassor был тепло принят автомобильной прессой, но в серию не пошел из-за своей дороговизны и опасений, что публика не воспримет такой радикальный автомобиль.

Кузов был сделан из алюминиево-магнезиевого сплава, так что машина получилась очень легкой. Потребление топлива было таким низким, что ему могут позавидовать и современные автомобили — всего-то 3.51л на сотню. Движок был оппозитным двухцилиндровым.

IMGP5204

Еще одним новшеством машины стала система освещения — фары были заменены на один-единственный прожектор с центральным размещением. Его видно на фотке выше.

Всего собрали две такие машины — первая находится в этом музее, а вторую сделали для некоего швейцарского миллионера, который, впрочем, вскоре эту машину разбил. Такие дела.

Машина на фото образца: 1948 года
Двигатель: 28 л.с, 0.6л, 2 цилиндра
Максимальная скорость: 130 км\ч

Продолжение следует

комментариев 8

Subscribe to comments with RSS.

  1. manowaroff said, on 5 апреля, 2020 at 14:43

    24CT видел в мальтийском музее. 🙂
    Последняя тачка прикольная. Зря в серию не пустили. Думаю, что пользовалась бы спросом.
    А что, древние автомобили все были такими низкооборотистыми? 750 — это же у современных машин обороты холостого хода.

    • pofigist said, on 5 апреля, 2020 at 14:47

      Ну дык их и наклепали-то приличное количество. Кстати, на ее примере очень хорошо видно откуда у Ситроенов уши растут в смысле дизайна.
      Dynavia вряд ли бы хорошо продавался — народ, в массе своей, консервативен и продавить что-то новое и революционное очень тяжело. То есть, можно, если есть куча денег, гнуть годами свою линию, как Тойота с Приусом и потом пожинать плоды. Но если с деньгами не очень, то лучше не рисковать. ИМХО, конечно.

      Древние машины брали свое дикими объемами вместо оборотов. Опять же, там более важен был момент (ибо вес этих тарантасов шел на тонны — чугун и медь, все же), чем мощность и скорость. Едет и хорошо 🙂

      • manowaroff said, on 5 апреля, 2020 at 14:58

        Ага, я когда издалека увидел ту тачку, подумал, что это какой-то родственник Ситроена DS. 🙂
        Да, помнится, видел ролик на Ютюбе с какой-то древней машиной, у которой был 29-литровый движок. Монстр. 🙂

        • pofigist said, on 5 апреля, 2020 at 15:31

          Да, в то время народ любил баловаться такими извращениями. Даже тот же Dufaux получил движок почти в 13 литров, а максималка-то у него была всего-то 140 км\ч при мощности движка в 90 л.с.

  2. […] Эту машину создали для конкуренции с Hispano-Suiza и тому подобными сверхдорогими автомобилями. Машина продавалась под маркой 40CV и стала официальным представительским автомобилем президента Франции до 1928 года, вытеснив из государственного гаража Panhard-Levassor. […]

  3. […] выступил Альфонс Мери, который в 1895 году купил себе Panhard-Levassor и был им весьма доволен, пока не прослышал о том, что […]

  4. […] коллекции Шлумпфа ( 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24), туда надо обязательно съездить!) , я решил […]


Добавить комментарий для pofigist Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: