Pofigism as a lifestyle 2.0

Музей Skoda — Часть 1. 1890-1939

Posted in Czech, Мирометания, автомобили, Laurin & Klement, Skoda by pofigist on 27 февраля, 2020

Ну вот пришла пора начать очередной сериал, который дожидался этого момента долгих три года (да, я такой ленивый товарищ!).  В этот раз, экскурсия будет по заводскому музею фирмы Шкода, а также по залу прототипов, в который попасть было не так уж и просто, но, благодаря нашему гиду, мы, все-таки, смогли туда заглянуть.

Музей находится рядом с головным заводом фирмы в Млада-Болеслав и представляет собой небольшое здание, по соседству с которым находится главный дилерский центр, где можно подобрать себе машину Skoda, что, впрочем, меня не особо интересовало, поскольку таких дилеров в Англии полно. Да и не могу сказать, что мне что-то уж очень нравится в гамме машин, которые выпускаются под этим брендом, VAG он и в Чехии VAG.

Если у вас возникнет желание посетить этот музей и прогуляться по заводу, хочу сказать, что лучше не скупиться и оплатить персональную экскурсию на русском языке. Я не знаю, работает ли наша экскурсоводша там до сих пор, но если работает, то весьма рекомендую услуги Ольги — рассказывает о машинах фирма она просто классно, хотя и довольно саркастично. В общем, то, что и нужно от хорошего экскурсовода — не просто рассказывать по книжке, а-ля попугай на зарплате, а и высказывать свое личное мнение и давать какие-то сведения, которых в обычных брошюрах не найти.

Экскурсия состояла (по крайней мере, у нас) из четырех частей — первая часть была вводной и заключалась в прогулке по заводскому музею и рассказам о наиболее значимых моделях. Затем нас повезли на завод, где выяснилось, что, в отличие от аналогичного производства в Ингольштадте (это Audi, если кто не в курсе), процент роботизации там мизерный, потому что VAG, когда покупал Skoda, обязался трудоустраивать максимальное количество рабочих, так что любая Шкода собрана, можно сказать, вручную. Понятное дело, это не относится к таким операциям, как сварка (помнится, Ольга постучала по свежесобранному кузову, сказав, что эту жесть можно проткнуть пальцем) и окраске, на которых заняты, в основном, роботы. Зато все остальное делают люди, которые, в дополнение ко вполне приличной зарплате (по местным меркам, конечно), получают еще много дополнительных льгот, от фирмы, например, право на беспроцентную ипотеку после трех (вроде бы) лет службы, льготные кредиты на личные нужды и лизинг машин Шкода по себестоимости. Кстати, на заводе, понятное дело, фотографировать было запрещено, так что никаких фоток оттуда я показать не смогу.

Третья часть заключалась в прогулке по собранию прототипов (и, на мой взгляд, она была самой интересной). Ну, а четвертая — после того, как мы распрощались с нашим гидом и проводили взглядом ее Toyota RAV4 (непатриотично-то как!) была просто обычной прогулкой по музею и фотографированием всего и вся. Примерно так. А теперь, когда вводная часть закончена, пришло время прогуляться по музе.ю, пусть даже и виртуально и начать говорить о тех экспонатах, которые там выставлены

Основной зал музея довольно небольшой:

IMGP6125

Как вы видите, машин там не очень много. Впрочем, есть еще один зал, в который я тоже позже заглянул. Ну и «автостена», на которой выставлено довольно много автомобилей:

IMGP6116

А теперь начнем нашу историческую экскурсию и начнем, разумеется, с наиболее ценных экспонатов в музее.

Laurin & Klement Slavia

IMGP6014

Итак, на переднем плане находятся первый велосипед фирмы (с которого, собственно, она и начала свое существования) и наш экскурсовод Ольга. Для того, чтобы объяснить историю возникновения данного экспоната (я про велосипед, если что), процитирую сам себя. Итак, вот, что я написал в далеком 2016 году:

Что, по вашему, роднит Шкоду и Ламборгини? Не двигатели, нет и даже не тот факт, что обе компании принадлежат немцам из Фольксвагена. Все гораздо проще — создатели обеих компаний даже и не помышляли заняться производством автомобилей, но будучи жестоко посланными продавцами техники, в отместку им решили создать что-то свое. Правда, в случае с сеньором Ламборгини, он был послан к чертям самим Энцо Феррари, а с Вацлавом Клементом все было намного проще — его обматерил продавец велосипедов, у которого он приобрел двухколесное чудо. Из чего следует закономерный вывод: если вас обматерили, может, так оно и надо?

Так вот, в 1894 году Вацлав купил велосипед для того, чтобы ездить на нем к клиентам и предлагать им книги, продажей которых он тогда занимался. На его беду (а может, счастье?) велосипед оказался настолько мерзкого качества, что букинист счел своей обязанностью пожаловаться продавцу, написав ему письмо (на чешском, разумеется), но ответом было что-то в стиле «если хочешь, чтобы мы ответили, пиши на нормальном языке, на немецком!» Тогда, оскорбленный таким ответом Вацлав, нашел себе компаньона, еще одного Вацлава (Лорин) и вместе с ним начал делать и ремонтировать велосипеды в компании Laurin & Klement. Кстати, именно данью уважения к основателям фирмы объясняется тот факт, что самые навороченные модели Skoda идут с приставкой L&K или Laurin & Klement.

Велосипед на фотографии, впрочем, далеко не первый из выпущенных L&K, поскольку он был сделан в 1899 году, но общее направление дизайна понять можно. За велосипедом находится один из первых мотоциклов фирмы, Typ B образца 1902 года (до него был еще и Typ A, созданный в 1899 году). На заднем же плане модели Typ L (1904 год) и Typ CCD (1906 год).

Laurin & Klement Voiturette Type A

IMGP6017

Первый автомобиль фирмы появился на свет в 1905 году (на фотографии машина 1906 года) и был довольно отсталым с технической точки зрения. Например, смазка осуществлялась с помощью ручного разбрызгивателя, так что надо было пополнять запас масла каждые 10 километров, а тормоз был трансмиссионным, то есть, тормозов на колесах не было вообще.

IMGP6018

Но машина получилась достаточно надежной и дешевой, так что покупатели начали выстраиваться в очередь, чтобы купить этот автомобиль. Фирма даже начала открывать свои представительства за рубежом, чтобы продавать эти машины напрямую, причем, одно из таких представительств было в Новой Зеландии. Впрочем, объемы производства оставались небольшими — за почти три года было выпущено более 40 таких машин (на сайте Шкоды приводится число 44+, что бы это ни значило).

Годы выпуска: 1905 — 1907
Машина на фото образца: 1906 года
Двигатель: 1.0л, V2, 7 л.с.
Максимальная скорость: 40 км\ч
Объем выпуска: 44+ машин
Laurin & Klement LW

IMGP6016

В это трудно поверить, но эта трехколеска была выпущена примерно в то же время, что и машина на следующей фотографии. Впрочем, большим спросом она не пользовалась, ибо за 6 лет выпуска фирма сделала всего 10 таких машин.

Кстати, примерно в это же время фирма начала участвовать в автогонках и создала настоящего монстра в виде L&K FCR. Жутковато выглядящая машина получила движок в 5.7л и мощностью в 134 «лошади». На фоне этих достижений, трехколеска смотрится несколько анахронично, если честно.

Годы выпуска: 1905 — 1911
Машина на фото образца: 1911 года
Двигатель: 0.8л, 1 цилиндр, 5 л.с.
Максимальная скорость: 40 км\ч
Объем выпуска: 10 машин

Laurin & Klement Typ SG

IMGP6021

Серия S была очень успешной по тогдашним меркам и выпускалась довольно долго, причем, в разных кузовах. Как утверждает музей, это был самый распространенный автомобиль фирмы, но вот конкретно вариант SG был довольно дорогим и его продажи не достигли даже магического числа «100».

Годы выпуска: 1913 — 1917
Машина на фото образца: 1913 года
Двигатель: 1.8л, 4 цилиндра, 20 л.с.
Максимальная скорость: 65 км\ч
Объем выпуска: 99 машин

В 1912 году фирма сделала свою первую покупку — ей оказалась компания RAF (нет, не та, которая родом из Риги, а та, которая Reichenberger Automobil Fabrik) и, получив доступ к лицензиям на разные двигатели, которыми владела RAF, начала изготавливать тягачи, дорожные катки, грузовики и даже авиационные двигатели, что оказалось очень кстати, поскольку Первая Мировая была уже не за горами. Когда поглощение RAF было завершено, ее шильдик стал достоянием истории. Такие дела.

Laurin & Klement Typ 110

IMGP6023

Во время Первой Мировой, фирма, в основном, выполняла военные заказы и большинство произведенных ей машин были, фактически, перелицованными RAF (например, пожарная машина L&K MF). После войны, у фирмы начались проблемы — машины, такие, как L&K Type S, были довольно устаревшими (еще бы, она появилась на свет еще в 1911 году!), а денег на разработку новых моделей не хватало. Компания выживала за счет производство мотоплугов Excelsior и потихоньку работала над новыми моделями.

В 1924 году на заводе L&K начался пожар и большая часть оборудования сгорела. Часть станков, впрочем, удалось спасти, но расходы на восстановление производства оказались такими большими, что продавать машины устаревших моделей приходилось по очень высокой цене, чтобы хоть как-то «выйти в ноль». В ноль, впрочем, стремилось и количество покупателей, потому что машины L&K были просто неконкурентноспособны, а денег на разработку новых моделей у фирмы не было. И тогда было принято решение о слиянии с фирмой Skoda, что привело к растворению L&K в недрах новообразованного концерна и полному забвению самого бренда Laurin & Klement (по крайней мере до тех пор, пока чья-то светлая маркетинговая голова не решила использовать это имя для самых навороченных модификаций современных нам автомобилей Skoda).

IMGP6024

В итоге всех этих пертурбаций, 110-я модель стала одновременно последней моделью Laurin & Klement и первой моделью от Skoda. Обратите внимание на объемы выпуска — если во времена независимости L&K делали машины сотнями, то когда пришло «шкодское» время, выпуск стал исчисляться тысячами, а затем и десятками тысяч автомобилей.

Годы выпуска: 1925 — 1929
Машина на фото образца: 1929 года
Двигатель: 2.0л, 4 цилиндра, 30 л.с.
Максимальная скорость: 85 км\ч
Объем выпуска: 2250 машин

Кстати, перед тем, как прикупить себе L&K в единоличное владение, Skoda выпускала такую экзотику, как Skoda Hispano-Suiza. Это был лицензионный автомобиль, который не особо хорошо продавался из-а невменяемой цены — она стоила около 300 тысяч чешских крон, а ближайший конкурент, Praga Grand, обходился покупателю всего в 130 тысяч. Для сравнения, Praga Piccolo, небольшая машина среднего класса, стоила тогда 30 тысяч крон. После объединения с L&K модель была снята с производства, как не особо нужная фирме. Всего выпустили около 100 таких машин.

Skoda 645

IMGP6106

После объединения двух фирм, наименование моделей Skoda изменилось. Теперь оно стало довольно простым и понятным: первая цифра означала количество цилиндров, а остальные две — мощность двигателя. Таким образом, у машины на фотографии шестицилиндровый движок, а мощность составляет 45 «лошадей» — все гениальное просто!

Автомобиль на фотографии был куплен врачом из местечка Глубока (Hluboka) в дилерском центре в Ческе-Будеёвице 26 августа 1930 года. Потом он несколько раз менял хозяев, пока не попал в 1974 году в фирменный музей, где прошел полную реставрацию.

Годы выпуска: 1929 — 1934
Машина на фото образца: 1930 года
Двигатель: 2.5л, 6 цилиндров, 45 л.с.
Максимальная скорость: 90 км\ч
Объем выпуска: 758 машин

Skoda Popular Monte Carlo

IMGP6026

В середине 1930-х годов опять произошла смена наименований и теперь машины получили имена собственные. Так, например, в 1934 году на свет появились модели Rapid и Popular, а через год — Superb и Dynamic. Впрочем, последняя машина существовала только в виде прототипа, в единственном экземпляре, так что ее можно не считать.

Popular и Rapid же выпускали тысячами, причем, машины были с разными кузовами, включая родстеры и такие вот купеобразные, как машина на фотографии выше. Серия Popular Monte Carlo была выпущена в честь успехов фирмы на гонках в, как несложно догадаться, Монте-Карло  и предназначалась для любителей спортивной езды. Я не уверен, что эти самые любители выбрали бы машину с 30-сильным движком, но чем черт не шутит? В любом случае, было сделано то ли 70 (по версии музея), то ли 72 (по версии Skoda Auto) таких машин.

Годы выпуска: 1935 — 1938
Машина на фото образца: 1937 года
Двигатель: 1.4л, 4 цилиндра, 30 л.с.
Максимальная скорость: 110 км\ч
Объем выпуска: 72 машины

Skoda Popular 995

IMGP6110

Эдакий Фольксваген по-чешски. Эта машина была очень простой и дешевой, так что сначала у нее появилось прозвище «Лидушка», что, если верить музею, означает «народная». А потом это самое прозвище увековечили на шильдиках, которые стали прикреплять к каждой машине. Впрочем, чешская «народность» продолжалась недолго — после оккупации Чехословакии немецкими войсками, заводам Skoda пришлось почти полностью перейти на выпуск продукции для другого народа, немецкого.

Годы выпуска: 1939 — 1942
Машина на фото образца: 1939 года
Двигатель: 1.0л, 4 цилиндра, 22 л.с.
Максимальная скорость: 90 км\ч
Объем выпуска: 1500 машин

Продолжение следует

 

комментарий 21

Subscribe to comments with RSS.

  1. manowaroff said, on 28 февраля, 2020 at 07:48

    Мне было бы стремно ездить даже со скоростью 40 км/ч на автомобиле без тормозов. 😀

    • pofigist said, on 28 февраля, 2020 at 07:50

      А что, в Москве шайтан-такси без тормозов и с джигитами за рулем уже искоренили? У нас они здесь сплошь и рядом.

      • manowaroff said, on 28 февраля, 2020 at 08:03

        Практически искоренили. Т.е. сейчас бомбить на своей машине запрещено — штрафуют. Хотя, ночью у метро стоят джигиты, пытаются бомбить. Но мало кто пользуется их услугами. Официальное такси дешевле, да и комфортней.

        • pofigist said, on 28 февраля, 2020 at 09:04

          Ну, из того, что я читаю на Драйве, народ периодически жалуется на то, что в Яндекс такси приезжает водитель на ушатанной тачке и ни слова не понимает по-русски

          • manowaroff said, on 28 февраля, 2020 at 09:49

            А, ну это народ на эконом-классе ездит, а там могут быть любые тачки и водилы. А такси класса комфорт и выше — это и водители с хорошими оценками от пассажиров, и новые тачки типа Октавии, Элантры и т.д.

            • pofigist said, on 28 февраля, 2020 at 09:59

              Ну, то есть, шайтан-арбу поймать ещё можно? 🙂

              • manowaroff said, on 28 февраля, 2020 at 10:16

                Можно, если постараться. Но я, обычно, если вижу, что водителя заказанного такси зовут Гассан Абдурахманович какой-нибудь, то отменяю заказ. 🙂

                • pofigist said, on 28 февраля, 2020 at 10:17

                  Раааасист! 🙂
                  А что мешает Гассану назвать себя Иваном Петровичем Сидоровым? Там что, кто-то паспорт проверяет при создании аккаунта?

                  • manowaroff said, on 28 февраля, 2020 at 10:29

                    Ну, не то чтобы расист… 😀
                    Ну, чтобы работать в яндекс-такси, надо прийти к ним офис со всеми документами, зарегистрироваться там. Т.е. аккаунт создает яндекс, со всеми данными водилы и машины. А если машина не яндексовская, а водителя, то она проходит техосмотр на предмет функционирования всяких важных, с точки зрения безопасности, систем.

                    • pofigist said, on 28 февраля, 2020 at 10:30

                      И как это коррелирует с шайтан-арбой эконом-класса? Они техосмотр не проходят?

                    • manowaroff said, on 28 февраля, 2020 at 10:33

                      Проходят, но, как я уже сказал, только на предмет соответствия безопасности. А если у тачки будут пружины из сидений торчать или сквозная коррозия кузова, то это к безопасности отношения не имеет. 🙂

                    • trigadych said, on 28 февраля, 2020 at 11:16

                      Фантастика! Вот бы и у нас так! не раз вызывал такси, обещают Ивана Петрова, а приезжает армянин или таджик. Отказывайся, теряй время. А ещё недавно вместо женщины-водителя приехал «заменитель», мужик. На убитой 10-ке. По дороге у него отвалился глушитель на ямке. Он вылез, сунул его на заднее сиденье, пробормотав — ну сколько можно, чё ж он не держится. Дыхнув перегаром. Раньше молчал, я не чувствовал. Ехали через пустырь, по пустой дороге.

                    • manowaroff said, on 28 февраля, 2020 at 11:28

                      На эконом-классе я тоже неоднократно на всякие ушатанные тачки и подозрительных водил нарывался. Так что теперь предпочитаю переплатить сотню, но получить нормальную машину и нормального водителя. 🙂

            • trigadych said, on 28 февраля, 2020 at 11:18

              Кстати, в Москве несколько раз попадал на водителя-казаха. Очень вежливые, аккуратные, разговорчивые, но в меру. Дорогу знают, а не тупо по навигатору. А поначалу кривился.

              • manowaroff said, on 28 февраля, 2020 at 11:29

                Не, мне казахи не попадались. Таджики, узбеки и один раз дагестанец был. Тоже вежливый, кстати, и город более менее знал.

  2. […] Продолжение. Начало здесь. […]

  3. […] вы уже видели в первой части обзора, в музее есть некая стена со стеллажами, […]

  4. […] Я уже писал о пражской пробежке, фирменных музеях Skoda и Tatra и небольшом частном музее. А теперь настала […]

  5. […] Skoda (в которую переродилась Laurin & Klement) в шести частях: 1, 2, 3, 4, 5 и […]

  6. […] выкуплена в 1912 году некоей конторой под названием Laurin & Klement, которая позже была сама выкуплена Skoda (а потом Volkswagen) и […]

  7. […] Skoda (в которую переродилась Laurin & Klement) в шести частях: 1, 2, 3, 4, 5 и […]


Добавить комментарий для pofigist Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: