Музей Tatra — Часть 4. 1936 — 1949
Продолжение. Начало здесь.
Tatra T77A
Параллельно с 87-й фирма выпустила 77A, которая была прямой наследницей знаменитой 77-й модели. Зачем фирме понадобилось выпускать две почти одинаковые модели я не знаю, но вот так уж обстояли дела.
Кстати, обратите внимание на расположение руля. Дело в том, что до немецкой оккупации, чехи ездили как в Англии — в ходу было левостороннее движение. А еще была версия 77A, у которой руль располагался по центру, а пассажиры сидели слева и справа от водителя. Я не очень себе представляю как это работало, потому что машина не очень широкая, но вот зачем-то фирме понадобилось выпустить такую модификацию.
Годы выпуска: 1936-1938
Двигатель: 3.4л, 8 цилиндров, 75 л.с., воздушного охлаждения
Максимальная скорость: 150 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 154
Tatra T97
Поскольку в гамме моделей завода уже были две большие машины (и очень похожие, кстати), фирма решила выпустить что-то поменьше и назвала новый автомобиль, в полном соответствии со своей странной логикой, 97-й. Несмотря на то, что 77, 87 и 97 очень похожи и сделаны по одним лекалам, 97-ю легко отличить по отсутствию третьей фары и цельному лобовому стеклу (у двух других машин оно состоит из трех частей). Да и двигателя ей недодали, вместо V8 у нее обычная четверка.
Кстати, если не обращать внимание на характерную филейную часть машины, а сконцентрироваться на передке, то видно, что она очень похожа на Жука. Это стало причиной того, что машину сняли с производства сразу же после немецкой оккупации — немцы не хотели, чтобы какие-то там чехи выпускали конкурента их знаменитой модели.
Годы выпуска: 1937-1939
Двигатель: 1.7л, 4 цилиндра, 40 л.с., воздушного охлаждения
Максимальная скорость: 130 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 510
Tatra T57B
Последняя гражданская вариация на тему 57-й модели выпускалась даже во времена ЧССР, правда не очень долго. Основное отличие заключалось у более мощном двигателе.
Годы выпуска: 1938-1948
Двигатель: 1.3л, 4 цилиндра, 25 л.с., воздушного охлаждения
Максимальная скорость: 90 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 26500 (всех 57-х)
Tatra V809
Довольно оригинальный прототип, созданный по заказу Вермахта, причем я очень долго не мог понять — зачем машине нужны дополнительные колеса, если они не опускаются и колесная формула здесь 4×4? Оказалось, что они приделаны для того, чтобы машина не могла сесть на брюхо, когда переваливается через край дюны. Соответственно, предполагалось, что немцы будут использовать такие машины в Африке, но что-то не срослось и сделали всего три таких автомобиля.
Годы выпуска: 1940-1942
Двигатель: 2.5л, 4 цилиндра, 50 л.с., воздушного охлаждения
Максимальная скорость: 75 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 3
Tatra 111
Тяжелый армейский грузовик с колесной формулой 6×6, который был спроектирован Ледвинкой по заказу оккупационной администрации (за что его, кстати, позже и посадили, обвинив в сотрудничестве с нацистами), выпускался очень долгое время после войны. Его даже поставляли в СССР для работы на стройках народного хозяйства.
У автомобиля дизельный движок V12, который, разумеется, в полном соответствии с идеологией компании, был воздушного охлаждения. Мне вот интересно, кто-то еще на такие выкрутасы отваживался?
Годы выпуска: 1942-1962
Двигатель: 14.8л, 12 цилиндров, 160 л.с., воздушного охлаждения
Максимальная скорость: 61 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 33691
Tatra T57K
Армейский вариант 57-й модели. Машина получилась дешевой и надежной, так что немцы не могли нарадоваться на исполнительных чехов, создавшим для них такой неприхотливый автомобиль. Впрочем, армии ЧССР они (машины, не немцы) потом тоже пригодились.
Годы выпуска: 1942-1948
Двигатель: 1.3л, 4 цилиндра, 23 л.с., воздушного охлаждения
Максимальная скорость: 90 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 5975
Tatra V855
Довольно странное нечто, предназначенное стать аэросанями с барабанным (я не шучу) тормозом сзади. Руль поворачивал передние лыжи, движок (от T87) крутил винт сзади, а бочонок за задними лыжами служил тормозом на снегу. Передних тормозов, разумеется, не было.
Вообще надо сказать, что при оккупационной администрации воображение у татровцев разыгралось не на шутку. Если верить техническим данным приведенным в музее, V855 мог «чесать» по снегу со скоростью в 80 км\ч! Интересно, каким у него был тормозной путь?
Годы выпуска: 1942
Двигатель: 3.0л, 8 цилиндров, 75 л.с., воздушного охлаждения
Максимальная скорость: 80 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 1
После окончания войны, фирма, что вполне ожидаемо, была полностью реорганизована. Рингоффера арестовали и он сгинул в застенках НКВД. Ледвинку тоже арестовали и, просидев в тюрьме до 1951-го года, уехал в Австрию, где на фирме Steyr (история явно повторяется!) работал его сын, Эрих. Интересно, что на закате жизни, некто Ванкель (тот самый, который знаменит своими роторными двигателями) подарил Ледвинке Tatra T87, в память о его заслугах.
А вообще говоря, все семейство Ледвинка были чрезвычайно талантливыми автомобильными инженерами. По Ганса мы уже говорили, Эрих создал на Steyr Halfinger и Pinzgauer, а еще был некто Йозеф (или Джозеф) Ледвинка, который в свое время подался в Штаты и создал, вместе с другим инженером, по фамилии Мюллер, довольно известный в авантюрных кругах автомобиль Ruxton.
После национализации чешского завода Татры, австрийская Austro-Tatra досталась наследникам Рингхоффера и продолжила собирать T57, правда, не очень долго. Затем они выпускали Porsche 356, когда у немцев не хватало производственных площадей, а также Standard Gutbrod Superior для местного рынка. Что еще забавнее, параллельно этому самому Супериору они производили полицейский вариант Жука, так что под одной крышей мирно уживались два «народных немецких автомобиля» (Standard Superior в 1933 году рекламировался как volkswagen, то есть, народный автомобиль).
Tatra T600 Tatraplan
После войны и установления социалистического правления в Чехословакии, народное правительство решило возобновить производство легковых автомобилей на заводе и заказало создание нового, социалистического автомобиля. Он получил название «Татраплан» от «плановая экономика» и авиационного «план» (как в биплане или моноплане). Для создания машины конструкторам было приказано обойтись собственными силами, но то ли сил оказалось маловато, то ли еще что, но руководство завода попросило помощи у сидевшего в тюрьме за пособничество нацистам, Ледвинки, так что T600 стала его последним творением.
Машину выпускали, поначалу, на самой Татре, но затем, партия сказала «надо!» и приказала передать производство на Шкоду, чему не были рады как татровцы, так и шкодовцы, так что на новом месте машину делали всего год.
Кстати, машина получилась довольно удачной и ее экспортировали аж в 28 стран, включая Швецию, Канаду, Швейцарию и даже Египет.
Годы выпуска: 1947-1952
Двигатель: 2.0л, 4 цилиндра, 52 л.с., воздушного охлаждения
Максимальная скорость: 130 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 6342
Tatra T600
Кроме обычной 600-й существовал еще вариант в кузове «кабриолет», созданный специально для Сталина, в единственном экземпляре. Он, впрочем, на ней не особо хотел ездить (равно как и его наследники), так что, помыкавшись какое-то время в СССР, машина репатриировалась на родину в 1976 году.
Годы выпуска: 1949
Двигатель: 2.0л, 4 цилиндра, 52 л.с., воздушного охлаждения
Максимальная скорость: 130 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 1
Tatra T601 Monte Carlo
Специальный раллийный автомобиль, претерпевший за свою недолгую жизнь три трансплантации «сердца». Поначалу у него был обычный двухлитровый двигатель от T600, затем его сменили на форсированный 2.2л, а затем вообще на 2.5л от T603. У автомобиля, кстати, кузов из алюминия, что позволило облегчить машину. Впрочем о каких-либо спортивных достижениях музей скромно умалчивает.
Годы выпуска: 1949
Двигатель: 2.5л, 8 цилиндров, 75 л.с., воздушного охлаждения
Максимальная скорость: 175 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 1
Продолжение следует
Я Сталина вполне понимаю. Мне ЗИС-115 гораздо симпатичней этого татровского кабриолета. Да и бронированный все же. 🙂
Ну, вряд ли кто-то бы осмелился стрелять в Сталина, чай не Кеннеди. Да и потом можно было бы подарить его той же Аллилуевой 🙂
Видимо, ей тоже Татра не понравилась. 🙂
Ну, я бы на ее месте бы не отказался 🙂
Я бы тоже. 🙂
[…] Продолжение. Начало здесь. […]
[…] рассматривал содержимое заводского музея: части 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Если история бренда интересна, советую пройтись […]
[…] так давно и довольно подробно, аж в шести частях: 1, 2, 3, 4, 5 и […]
[…] рассказ об истории фирмы в шести частях: 1, 2, 3, 4, 5 и […]
[…] рассказ об истории фирмы в шести частях: 1, 2, 3, 4, 5 и […]