Музей Tatra — Часть 2. 1923 — 1931
Продолжение. Начало здесь.
Tatra 11
В предыдущей части я утверждал, что фирму переименовали в Tatra, что было не совсем верно: компания стала называться Koprivnicka Vozovka, а Tatra назывались только машины. Но в 1923 году фирму купила Ringhoffer AG и компания опять была переименована в Zavody Tatra, что уже было ближе к теме.
Вскоре в фирму возвращается Ледвинка (опять!) и сразу начинает работать над Tatra 11, которая была подозрительно похожа на ту машину, над которой он работал во время своего недолгого пребывания в Steyr, впрочем, он сначала предложил дизайн своему тогдашнему работодателю, а когда австрийцы отказались, он забрал его с собой, на Tatra. Честно говоря, в современном мире такого «ходока» бы посадили бы на раз, за систематическое нарушение прав собственности: сначала он утащил чертежи Tatra Type U на Steyr, а потом проделал обратный финт, забрав дизайн этой машины на Tatra. Но тогда времена были явно другие.
Tatra 11 стала первой в череде уникальных машин Tatra — на ней впервые появилась хребтовая рама, качающиеся полуоси, независимая подвеска, поперечные рессоры и двигатель с воздушным охлаждением, что стало отличительной чертой чешских машин из Копшивнице на долгие времена. Кстати, говорят, что идея с хребтовой рамой пришлась ко двору в советском НАМИ и машина НАМИ 1 была создана именно по такой конструктивной схеме.
Покупателям машина пришлась ко двору и счет проданных автомобилей уже пошел на тысячи, что было неслыханно для Tatra тех времен. Поэтому можно считать, что именно с этой модели начался расцвет Tatra, продолжавшийся до конца 1940-х годов, хотя, если честно, то большинство моделей фирмы 1920-х годов были весьма неинтересными и отличающимися от конкурентов лишь необычной рамой и приверженностью к двигателям воздушного охлаждения.
Годы выпуска: 1923-1927
Двигатель: 1.1л, 2 цилиндра, 12 л.с., воздушного охлаждения
Максимальная скорость: 70 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 3656
Tatra 13
Шасси, которое вы видите на этой фотографии, принадлежит грузовой модели Tatra 13, которая была создана на базе все той же Tatra 11. Это был однотонный грузовик, с движком от 11-й модели. Впрочем, сам по себе грузовик не особо интересен, а вот голое шасси дает возможность понять, почему Tatra была очень необычной машиной.
Годы выпуска: 1924-1932
Двигатель: 1.1л, 2 цилиндра, 12 л.с., воздушного охлаждения
Максимальная скорость: 45 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 716
Tatra 17
17-я (вот хоть кто-то может мне объяснить логику наименования их моделей?) была машиной класса люкс и строилась по тому же принципу, что 11-я, но на эту модель ставили шестицилиндровый двигатель водяного охлаждения. Впервые в истории Tatra, на 17-й появился электрический стартер.
Кстати, обратите внимание на то, что у машины спереди заглушка на месте вала отбора мощности. Дело в том, что Татра не разделяла шасси на легковые и грузовые и вполне могла поставить на одно и то же шасси кузов типа «лимузин» и простонародный грузовой. Впрочем, а почему бы и нет? Так даже проще, а если народ покупает, то и проблем нет.
Годы выпуска: 1925-1928
Двигатель: 1.9л, 6 цилиндров, 30 л.с., водяного охлаждения
Максимальная скорость: 110 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 378
Tatra 12
В 1927 году фирму опять переименовывают, на этот раз, в Ringhoffer-Tatra, а заодно начинается выпуск новой модели, Tatra 12. Машина была прямой наследницей 11-й модели и конструктивно не сильно от нее отличалась: например, у нее появились барабанные тормоза на всех четырех колесах и это было, пожалуй, самым серьезным новшеством. Ну если не считать слегка подросшей мощности двигателя, конечно.
Годы выпуска: 1927-1936
Двигатель: 1.1л, 2 цилиндра, 14 л.с., воздушного охлаждения
Максимальная скорость: 70 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 7112
Tatra 30
Выпустив дорогую модель 17 и дешевую 11, фирма задумалась о том, что же делать дальше. Результатом таких дум стала машина среднего класса под индексом 30. Конструктивно это была все та же 11-я, но с увеличенной колесной базой и с другим двигателем, который стал четырехцилиндровым.
Годы выпуска: 1927-1931
Двигатель: 1.7л, 4 цилиндра, 24 л.с., воздушного охлаждения
Максимальная скорость: 90 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 3789
Tatra 30
На базе 30-й модели выпускали вот такую переходную модель, которая получила кузов от 52-й, а механику от 30-й. Смысл создания такого гибрида от меня ускользает, особенно если принять во внимание, что он был такой не один — существовала еще модель 30/52, которая, как несложно догадаться, тоже получила кузов от 52-й. И фальшивый радиатор непонятно от какой машины, потому что у 52-й его не было. Да и вообще, как мне кажется, кузов этой машины был намного более интересным, чем как у 30-й, так и у 52-й, так стоило ли огород городить?
А еще она получила двигатель от 52-й, так что от 30-й осталась только рама. Вот разве не проще бы было назвать ее 52-й и все? Эти чехи, оказывается, такие затейники!
Годы выпуска: 1927-1931
Двигатель: 1.7л, 4 цилиндра, 24 л.с., воздушного охлаждения
Максимальная скорость: 90 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 3789
Tatra 17/31
Разумеется, извращаться только в среднем классе было скучно и фирма утворила еще один гибрид — с шасси и кузовом от 17-й и с двигателем от 31-й. Разумеется, его назвали 17/31. Ну, и чтобы не было совсем уж скучно, к машине приделали телескопический бампер. Просто так, «шоб було».
Годы выпуска: 1928-1930
Двигатель: 2.3л, 6 цилиндров, 40 л.с., водяного охлаждения
Максимальная скорость: 115 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 316
Tatra 70
Самый большой легковой автомобиль Tatra того времени был шести- или четырехместным, по желанию заказчика. Машина получилась чрезвычайно дорогой и завод считал, что конкурировать она должна только с Maybach (что, кстати, не очень получалось). Впрочем, лавры флагмана 70-й вскоре пришлось сложить, ибо на рынок вывели 80-ю, у которой был 12-цилиндровый движок, а у 70-й простонародная «шестерка». Впрочем, президент Масарик, который тогда был у руля (страны, не машины) предпочитал именно 70-ю модель. Именно его машина и выставлена в музее.
Годы выпуска: 1931-1934
Двигатель: 3.4л, 6 цилиндров, 65 л.с., водяного охлаждения
Максимальная скорость: 110 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 58
Tatra 70
Нет, глаза вас не обманывают и эту фотку вы уже видели в предыдущей части. Вот только тогда мы говорили о машине слева, а теперь обсудим автомобиль справа.
Помните, что я говорил о том, что у всех автомобилей Tatra было отверстие для вала отбора мощности? Тут вы наглядно можете убедиться для чего оно было нужно, в данном случае, для приведения в движение водяного насоса. Впрочем, поскольку шасси 70-й модели было исключительно дорогим, то даже такая унификация не позволяла снизить цены и сделать грузовики и пожарные машины более доступными. В итоге, весь объем производства 70-й исчисляется десятками и это включая вот такие пожарные кареты!
Годы выпуска: 1931-1934
Двигатель: 3.4л, 6 цилиндров, 65 л.с., водяного охлаждения
Максимальная скорость: 100 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 58
Tatra 52
Я сейчас скажу крамольную вещь, но это 52-я модель с двигателем от 52-й и кузовом от 52-й. Нет, я не подвинулся мозгами, но после сборной солянки типа 30/52 и одного из поздних вариантов 30-й, которая тоже была 52-й, надо было внести хоть какую-то ясность. Даже если она никому не интересна.
Их технических новшеств у машины появились тормоза на всех колесах с гидроусилителем. И, пожалуй, это все.
Годы выпуска: 1931-1939
Двигатель: 1.9л, 4 цилиндра, 30 л.с., воздушного охлаждения
Максимальная скорость: 90 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 1717
Tatra T57
57-я была обновленной 12-й, была очень недорогой и снискала сумасшедшую популярность. К слову, она стала родоначальницей целой серии недорогих компактных машин, которые так и назывались 57a, 57b и даже 57К, которая была военным вариантом).
Годы выпуска: 1931-1936
Двигатель: 1.2л, 4 цилиндра, 20 л.с., воздушного охлаждения
Максимальная скорость: 80 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 26500 (вся 57-я серия)
Продолжение следует
Интересно, почему двигло у 30-й Татры не перегревалось, ежели у нее даже воздухозаборников нет для обдува движка?
А у Татры никогда не было видимых воздухозаборников, они появились только когда двигатель стали ставить назад. Как это работало — ХЗ 🙂
Любопытно. 🙂
Ага 🙂 Татры вообще не от мира сего машины были. Как сумасшедшие Ситроены 1960-1970 годов.
Это да. 🙂
[…] Продолжение. Начало здесь […]
[…] рассматривал содержимое заводского музея: части 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Если история бренда интересна, советую […]
[…] не так давно и довольно подробно, аж в шести частях: 1, 2, 3, 4, 5 и […]
[…] (тем самым, который впоследствии стал владельцем Tatra) и поначалу занималась машиностроением, причем, […]
[…] рассказ об истории фирмы в шести частях: 1, 2, 3, 4, 5 и […]
[…] рассказ об истории фирмы в шести частях: 1, 2, 3, 4, 5 и […]