Pofigism as a lifestyle 2.0

Музей Louwman — Часть 12. Nagant, Napier, Nash, Opel, Owen Magnetic


Продолжение. Начало здесь

Nagant_Logo

Думаю, что все хоть раз в жизни слышали об этой фирме — обычно, из фильмов о Гражданской войне, где упоминались револьверы системы Наган. Но вот о том, что фирма, кроме выпуска знаменитой винтовки Мосина-Нагана и, собственно, револьверов, выпускала еще автомобили, знают далеко не все. Я, например, не знал.

Вообще говоря, история фирмы типична для бельгийского автопрома — какой-нибудь оружейный завод (а их в Бельгии было навалом) решает диверсифицировать производство и ставит на поток выпуск технических новинок, например, автомобилей. Затем, фирма либо отказывается от этой идеи, либо ее выкупает концерн Imperia, которая знаменита не столько своими собственными автомобилями, сколько тем, что она скупила почти весь бельгийский автопром, например, Minerva, после чего, сама испустила дух.

Так получилось и с Наганом. После того, как основатели этой, довольно успешной, кстати, оружейной компании, отошли в мир иной, их сыновья решили выйти на новый рынок и, поняв, через пару лет, что их собственный автомобиль устарел даже по меркам начала 20-го века, купили лицензию на машину от Rochet-Schneider.

Продажи, впрочем, не особо улучшились (сумели выпустить до 100 машин в год) и тогда руководство фирмы решило вернуться к идее собственных разработок и выпустило в свет модель 14\16. Она была довольно дорогой, но продавалась лучше, чем предыдущие модели, так что, окрыленные успехом, инженеры фирмы срочно принялись создавать новые машины. Им это удалось и теперь не Наган покупал лицензии на чужие автомобили, а наоборот, другие компании покупали лицензии на Nagant.

Впрочем, как это часто бывает, в дело вмешалась политика — Бельгия была оккупирована Германией, а владельцы фирмы отказались сотрудничать с захватчиками, так что компания временно прекратила существование и вернулась к активной деятельности только в 1919 году с новой моделью. Затем, новые модели выходили каждый год, а продажи росли. На беду, это привлекло к фирме интерес уже упомянутой Imperia и та выкупила Nagant на корню в 1928 году. На этом история фирмы и завершилась.

Nagant Type D 14/16 Town Car

IMGP6916

Вполне стандартный автомобиль того времени для обеспеченных покупателей. Водительская кабина была открытой, а сами пассажиры сидели сзади, защищенные от стихий. Для общения с шофером, использовалась голосовая трубка, как на кораблях.

Машина в музее выпущена в: 1909 году
Двигатель: 3.0 л, 4 цилиндра, 16 л.с.

Napier_Logo

Честно сказать, я и не знаю, как именно надо произносить название этой фирмы. Имя, вроде бы французское, так что должно было бы произноситься, как Напье, но фирма (и владельцы) была английской, а на нашем местном наречии это произносится, как Нейпир. Впрочем, это не столь важно.

Фирма была основана аж в 1808 году и занималась всякой технической мелочевкой, вроде машинок для пуль, штампов для монет, центрифуг и т.п. Спрос на эту технику оказался весьма приличным и фирма стала делать штуковины побольше размером, включая краны для строительства железных дорог. Уже в середине 19-го века на фирму работали почти 300 человек.

Затем, сын основателя фирмы, Джеймс (James Napier) возглавил компанию и проявил себя прекрасным инженером и изобретателем, но исключительно плохим продавцом — он считал коммерцию делом, недостойным джентльмена и некогда процветающая компания превратилась в мелкую контору со штатом в 7 человек. Джеймс, в отчаянии, пытался даже продать семейную фирму, но, видимо, его отношение к продажам дало себя знать и тут, так что он не смог преуспеть и в этом начинании.

Все изменилось, когда в фирму пришел Монтег (Montague), сын Джеймса. Ему повезло познакомиться с неким Селвином Френсисом Эджем (Selwyn Francis Edge), у которого была машина марки Panhard. Автомобиль этот ему не нравился и он попросил Монтэга посмотреть, что можно сделать, чтобы улучшить машину. Тот попытался внести несколько мелких изменений в конструкцию двигателя, но потом плюнул на это дело и, в лучших традициях инженеров и принципа NIH (Not Invented Here — то есть, сделано не нами, а значит это отстой), создал свой собственный 8-сильный движок и установил его на Panhard-великомученик.

Как ни странно, машина стала более резвой и вдохновленный успехом Эдж, тут же основал свою «тюнинговую» компанию и предложил Монтегу заказ на новый автомобиль, пообещав купить все, что он сможет выпустить. 31-го марта 1900 года первая партия из 6 машин была отправлена Эджу, так что именно этот день можно считать началом рождения автомобильного подразделения Napier.

Поскольку Монтег больше интересовался двигателями, чем самими автомобилями, он начал строить движки большого объема и чрезвычайно, по тем временам, мощные. Например, у него была машина образца 1901 года с двигателем объемом 16.3 (!) литра и мощностью в 105 «лошадей», что сподвигло фирму к участию в автогонках, где она и сделала себе имя, как серьезный автопроизводитель того времени.

Заказы росли и уже через пару лет компания выпускала по 250 машин в год, а количество работников увеличилось с уже упомянутых 7 до 500 человек. В 1912 году выпуск вырос до 700 машин в год, а работников стало 1200. Впрочем, Монтег не почивал на лаврах, а параллельно занялся созданием двигателей для моторных лодок, а впоследствии и самолетов, что дало фирме возможность хорошо заработать в Первую Мировую, несмотря на полное прекращение выпуска автомобилей.

В 1918 году выпуск автомобилей возобновился и фирма вернулась к выпуску дорогих (она конкурировала с Bentley и Rolls-Royce) машин. Впрочем, в послевоенное время такие машины особым спросом не пользовались и последний автомобиль под брендом Napier вышел в 1924 году.

Впоследствии, фирма хотела еще раз вернуться на автомобильный рынок, для чего даже пыталась купить Bentley (фирму, не машину), но ее опередил Rolls-Royce. А ведь могло все сложиться иначе и сегодня бы футболисты и рэперы позировали около своих Napier…

Фирма полностью переключилась на выпуск авиационных и судовых двигателей и в 1942 году ее выкупила English Electric, в составе которой, инженеры компании стали продвигаться в создании турбореактивных и прямоточных реактивных авиационных двигателей. В 1961 году авиационное подразделение English Electric было разделено на две части — собственно двигательный отдел отошел к Rolls-Royce, а турбинный остался в составе English Electric и, в конце 1960-х был выкуплен General Electric.

В 2003 году Siemens купил фирму у General Electric, но в 2008 отпустил ее в свободное плавание и даже вернул ей прежнее (почти) имя — теперь она стала называться Napier Turbochargers. Затем она вошла в состав Wabtec (Westinghouse Air Brake), где и здравствует до сих пор, выпуская промышленные турбины, компрессоры и нагнетатели. Ну хоть какая-то контора дожила до наших дней!

Napier 100HP

IMGP7003

Эта гоночная машина выкрашена в знаменитый цвет British Racing Green (то есть, гоночный британский зеленый), хотя, вообще-то, он должен был бы называться Irish, ирландским зеленым. Дело в том, что в начале века, автогонки проходили по системе сегодняшнего Евровидения — страна, выигравшая такую гонку, становилась местом проведения соревнований в следующем году. В 1902 году такую гонку выиграл британский автомобиль и, по правилам соревнований, в 1903-м гонка должна была уехать в Британию, но местное правительство подсуетилось и запретило проведение сего богомерзкого состязания на подвластной ему территории, так что гонку пришлось проводить в Ирландии (тоже, кстати, находящейся под британским владычеством, но это, почему-то, никого не смутило).

В знак благодарности Ирландии, все Napier были выкрашены в зеленый цвет (национальный цвет Ирландии — не зря ее называют зеленым островом), но что-то пошло не так и публика решила, что это национальный британский гоночный цвет.

Машина в музее выпущена в: 1903 году
Двигатель: 13.0 л, 4 цилиндра, 100 л.с., 132 км\ч

nashmotorslogo1

История компании Nash — здесь.

Nash Metropolitan

IMGP6966

Самая известная машина фирмы, созданная, если верить маркетологам компании, исключительно для женщин. Идея состояла в том, что дамам не хочется водить огромные американские мастодонты, которые так обожают их мужья, поэтому надо сделать что-то маленькое, элегантное и безразмерное внутри, как женская сумочка. Вот этот автомобиль и появился на свет в результате сей гендерной политики. И как все, что из этой самой политики и происходит, провалился в продажах

Машина в музее выпущена в: 1957 году
Двигатель: 1.5 л, 4 цилиндра, 47 л.с.

Opel-logo

Рассказ о фирме здесь

Opel Olympia

IMGP6866

В 1930-х годах General Motors купила Opel и только в прошлом году продала его европейцам, правда, не немцам, а французам, так что на сегодняшний момент, Opel принадлежит концерну PSA (то бишь, Peugeot и Citroen).

Купив фирму, первое, что стали делать американцы — переделывать дизайн «под себя». Формы у машины получились вполне американские, разве что размеры оставили европейские. А внутри машины всадили исключительно заокеанские штуки, например, рычаг переключения скоростей находится на руле.

Поскольку машину готовили к Олимпиаде 1936 года в Берлине, название ей дали соответствующее. — Olympia. Машина полюбилась покупателям и за 5 лет довоенного выпуска было продано около 170 тысяч Олимпий.  После войны, в 1947 году, машину вернули на конвейер в почти первозданном виде (немного обновили внешний вид и поставили более мощных двигатель) и смогли продать еще 25 тысяч штук за три года.

Машина на фотографии принадлежит к третьему (и заключительному) поколению, которое вышло в свет в 1950 году. Впрочем, несмотря на основательно переработанный кузов, внутри все равно «сидит» та самая Olympia, созданная для игр 1936 года.

Машина в музее выпущена в: 1952 году
Двигатель: 1.5 л, 4 цилиндра, 37 л.с., 110 км\ч

Owen_Magnetic_logo

Когда в 1887 году некто Юстас Б. Енц (забавное сочетание иициалов и фамилии) устраивался на работу к Томасу Эдисону, он не думал, что станет изобретателем первой в мире коробки передач CVT. Но получилось все именно так.

Проработав у Эдисона всего три года, Юстас продвинулся по служебной лестнице и стал ведущим инженером, причем, поскольку он был изобретателем, на его имя фирма записала несколько патентов. А еще через год, его пригласили в одно из подразделений фирмы полковника Поупа (Pope), который как раз решил заняться электромобилями и ему срочно потребовался инженер-электрик.

Впрочем, Columbia Automobile Company просуществовала очень недолго, поскольку была выкуплена фирмой Electric Vehicle Company и была разделена на две части, в одной из которых, под названием Electric Storage Company (фирма занималась выпуском аккумуляторов для Electric Vehicle) Енц и стал главным инженером.

В этом качестве, он серьезно заинтересовался автомобилями, поскольку считал, что управлять ими было исключительно неудобно (что, по тем временам, кстати, правда) и решил, что надо сделать что-то, чтобы облегчило труд шофера. Для этого, он создал коробку передач, работающую по магнитному принципу и даже уговорил руководство фирмы установить ее на экспериментальный автомобиль Columbia Mark IX. К слову, механической частью занимался довольно известный инженер Хайрам Максим, сын создателя знаменитого пулемета.

Первый блин вышел комом — бензобак протекал, а сочетание паров бензина и электричества явно не лучшее с точки зрения противопожарной безопасности, так что машина просто сгорела. Юстас, правда, не отчаялся, а запатентовал систему и стал предлагать ее всем желающим, несмотря на неудачу. Лицензию на использование магнитной трансмиссии купила фирма White, причем, непонятно зачем, поскольку в то время они интересовались только паровиками. Затем, они эту лицензию перепродали Baker Electric, которая, в свою очередь, положила ее под сукно. Когда Baker Electric была куплена своим злейшим конкурентом Rauch & Lang, все права на магнитную трансмиссию, соответственно, достались новому владельцу. Сам же Енц никогда больше не пытался заниматься автомобилями.

В связи со всей этой лицензионной катавасией, автомобили с трансмиссией Енца не выпускались до 1915 года, пока два брата Оуэн (Owen) не решили объединить усилия и предложить Baker, Rauch & Lang (так стала называться объединенная фирма), начать выпуск автомобилей высшего класса. Почему они пришли именно к ним, я не в курсе, хотя, казалось бы, у Ральфа Оуэна было достаточно знакомств в автомире (он начинал свою карьеру в Oldsmobile, затем ушел с Рэнсомом Олдсом в его новую фирму REO, а с 1909 года был владельцем Owen Motors Company, выпускающей машины класса люкс — впрочем, компания обанкротилась в 1914 году). Рэй Оуэн же, был дилером Oldsmobile и некоторых других фирм, включая контору Ральфа и в автомире он был довольно известным человеком. Но что вышло, то вышло.

В Baker, Rauch & Lang вспомнили про залежавшуюся лицензию Енца и, поднатужившись, создали огромный, тяжелый и дорогой автомобиль с магнитной трансмиссией, который братья Оуэны окрестили в честь себя — Owen Magnetic. Поначалу, машины делали на заводе Оуэна, но его мощностей явно не хватало, так что завод был продан, а производство перенесли на Baker, Rauch & Lang, где и собирали Owen Magnetic до тех пор, пока BR&L не решила полностью переключиться на военные заказы в 1919 году. В том же году, после окончания сотрудничества с Baker, Rauch & Lang, Оуэны выкупили завод обанкротившейся в 1913 году фирмы Matheson и продолжили там мелкосерийный выпуск своих машин. Впрочем, с возобновлением производства у них дела не заладились и в конце 1920 года фирма объявила себя банкротом.

На этом, впрочем, история машин Owen Magnetic не закончилась — дело в том, что некто Джон Краун из Британии решил незадолго до банкротства Owen Magnetic заказать у них 500 автомобилей, но получил только 25 из них. Через суд он добился прав на интеллектуальную собственность компании и начал выпуск магнитных трансмиссий для бельгийской фирмы Minerva, попутно пытаясь найти партнера для возрождения выпуска автомобилей Owen Magnetic, но уже в Британии. Партнер был найден в виде небольшой фирмы British Ensign, которая вскоре начала выпускать машину именами Crown Magnetic (для, собственно, Крауна) и Ensign Magnetic (для себя).

Впрочем, выпустить смогли всего 26 машин, после чего, производство заглохло и возродить его не смогли. Краун попытался заинтересовать другие компании лицензией Енца, но все, к кому он обращался, ему отказывали. Сага Owen Magnetic (а также Crown/Ensign Magnetic) была окончена в 1924 году. Всего было выпущено около 900 машин под всеми брендами, оканчивающимися на Magnetic. Такие дела.

Owen Magnetic M25-4

IMGP6909

Owen Magnetic часто называют первым последовательным гибридным автомобилем, но это не совсем правильно. Дело в том, что источником движущей силы (ох, как я выразился-то) у него был только бензиновый двигатель, а батарея служила только для бортовой сети (которая была 24-вольтовой, кстати).

Идея магнитной трансмиссии состояла в том, что как я уже говорил, управлять автомобилем в то время было крайне сложно — синхронизатора передач не было, усилителя руля тоже, так что от шофера требовались весьма приличные физические данные. Магнитная трансмиссия убрала проблему переключения передач — поскольку она, фактически, была ранним примером бесступенчатой трасмиссии, рычага не было, равно как и сцепления.

Работало это все примерно так: двигатель вращал нечто вроде колокола, в котором были установлены электромагниты. Иногда на схемах рисуют подковообразный магнит, но это неверно — подкова не смогла бы обеспечить постоянное напряжение магнитного поля (я не физик, так что просьба не кидать в меня сапогами за неверные термины). В колокол был вставлен вал привода генератора электродвигателя, но физический контакт с ним отсутствовал, ибо незачем.

Бензиновый двигатель вращал колокол, возникающее при этом магнитное поле создавало ток в генераторе, который запитывал электромотор, что, в свою очередь, вращал задние колеса. Примерно по такому принципу работают БелАЗы, только без всех этих магнитных заморочек. У водителя был «рычаг передач», с помощью которого он регулировал «сцепление», то бишь, магнитное поле, а скорость менялась как обычно и бывает, с помощью педали газа.

«Передачи» были фиксированные — нейтраль, которая, в основном, служила для зарядки батареи, стандартные «скорости» и торможение двигателем — то, что сейчас называется модным словом рекуперация и обозначается на коробке передач Toyota Prius (у которой, кстати, тоже бесступенчатая коробка, но планетарная) буквой «B». Машину поначалу рекламировали, как автомобиль с 1000 передач, но то ли народ испугался такого количества, то ли это все было непривычно, но фирма решила сделать, фактически, эмулятор обычной коробки, отсюда и «скорости» на рычаге.

Бортовая батарея служила для запуска бензинового двигателя (да, там был электрический стартер) и питания бортовых огней. Заряжалась она, как я уже говорил, либо через рекуперацию, либо когда водитель включал нейтраль. Почти как в современных гибридах, за исключением того, что запитывать электродвигатель она не могла.

Автомобиль получился большим, очень дорогим (за те деньги, что просили за базовый Owen Magnetic, можно было купить 10 Ford T), тяжелым и очень надежным, но именно эта надежность его и подвела. Дело в том, что фирма не хотела, чтобы в коробку передач (необслуживаемую, кстати!) лазили доморощенные автомеханики и прикрепила под капотом табличку «самостоятельно не чинить, при поломке обращаться на завод-изготовитель». Мне кажется, это было одной из причин того, что фирма не преуспела — в те времена машины ломались часто и покупать автомобиль, который надо было для ремонта отправлять через полстраны, мало кому хотелось.

Машина в музее выпущена в: 1916 году
Двигатель: 5.0 л, 6 цилиндров, 50 л.с., 90 км\ч

Продолжение следует

комментариев 11

Subscribe to comments with RSS.

  1. manowaroff said, on Июнь 5, 2019 at 19:49

    Кроме Ёпеля и Нэша никого не знаю. Особенно не подозревал, что у Нагана тачки были. Интересно, а у концерна «Калашников» нет ли тачек? Желательно с пулеметом на крыше. 😀
    Про Owen Magnetic подумал было, что это производитель микроволновок. Потом вспомнил, что тогда бы название писалось как Oven. 🙂

  2. pofigist said, on Июнь 5, 2019 at 19:51

    Вообще-то, у Калашникова тоже есть свой автомобиль. Прототип 🙂
    https://www.bbc.co.uk/news/world-europe-45292028

    • manowaroff said, on Июнь 5, 2019 at 19:56

      А, видел этот Москвич с батарейками. Ну, не живьем, конечно, а тоже в какой-то статье. Запамятовал. 🙂

      • pofigist said, on Июнь 5, 2019 at 19:57

        Он по всем новостям светился, так что про него забыть трудно 🙂

        • manowaroff said, on Июнь 5, 2019 at 20:02

          Мне вот интересно, на кой они для этого своего «убийцы Теслы» взяли кузов от Москвича-2136/2137? Можно было и посовременней что-то использовать. 🙂

          • pofigist said, on Июнь 5, 2019 at 20:04

            Ну это типа наследие. Это ж Иж-комби, а Калашников как раз с Ижевском связан вроде.

  3. […] Woods, несмотря на то, что эту честь иногда приписывают Owen Magnetic. Машина, судя по всему, была сделана по […]

  4. […] взяли авиационный двигатель от известной тогда фирмы Napier и присобачили на длинную и узкую тележку с колесами. […]


Добавить комментарий для pofigist Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: