Pofigism as a lifestyle 2.0

Музей Louwman — Часть 8. HEDAG, Hispano Suiza, Holsman, Honda, Hotchkiss, Hudson, Humber

Posted in Мирометания, автомобили, HEDAG, Hispano-Suiza, Holland, Holsman, Honda, Hotchkiss, Hudson, Humber by pofigist on Апрель 19, 2019

Продолжение. Начало здесь

HEDAG

Для того, чтобы понять, кто эти самые HEDAG такие, мне пришлось разыскивать информацию на куче немецких сайтов (слава Google Translate!) и, в результате, выяснилось вот что.

Вначале была французская фирма Krieger, которая занималась выпуском электромобилей (в основном, для таксомоторов) и даже сделала первый во Франции гибрид с двумя моторами: бензиновым и электрическим. В начале 20-го века, фирма потихоньку прозябала на своем родном рынке, теряя деньги и рыночную долю. Впрочем, она смогла заключить довольно успешную сделку на немецком рынке, продав лицензию на свои электрокэбы некоей конторе AFA из Кельна.

В то время, во многих городах Германии только-только разрешили использовать моторизованные повозки в качестве такси, но градоначальники, видимо, из-за хороших отношений с компаниями-извозчиками, неохотно разрешали выдачу лицензий на такси с двигателями внутреннего сгорания, да еще и ставили им препоны в виде требований на специальное топливо (метиловый спирт), как в Берлине. Все это подавалось публике, как забота о чистом воздухе и тишине (ничего не напоминает?).

В 1904 году, выдача лицензий на самодвижущиеся такси была возобновлена, но ограничения во многих городах остались, так что AFA (подразделение всем известного AEG) купила лицензию на Krieger и организовала дочернюю фирму, под названием KAW (сама AFA производила батареи), а та — специального электрооператора такси под названием ABAM.

Поначалу, всей этой катавасии сопутствовал успех, что подвигло известную немецкую фирму, подвизающуюся в области морских перевозок под названием Norddeutcher Lloyd, создать в Бремене контору NAMAG (Norddeutsche Automobil- und Motorenwerke Aktiengesellschaft), специально для выпуска электротакси. Пока суть да дело, KAW и ABAM оказались на грани банкротства и NAMAG выкупил лицензию на Krieger у KAW, после чего, организовал в городах, где электротакси все еще были в фаворе, свои подразделения. Так появились на свет HEDAG (Hamburger Elektrische Droschken AG) и DEBAG (Dusseldorfer Elekromobil Betrieb AG), которые занимались выпуском электротакси в своих городах. Интересно, что это произошло в 1906 году, а машина в музее датируется 1905-м, но спишем это на туман истории.

Кстати, кроме электротакси NAMAG еще занимался выпуском машин под брендом Lloyd и о паре таких машин я буду рассказывать, когда до них дойдет очередь.

В 1908 году руководству NAMAG (он же Lloyd) стало понятно, что с электромобилями пора завязывать и они полностью перешли на выпуск обычных, бензиновых машин, в связи с чем, дочерние DEBAG и HEDAG тихо скончались. Такие дела.

Впрочем, вскоре стало ясно, что проблемы NAMAG на этом не закончились и в 1914 году, NAMAG продался Hansa, после чего, в мире появилась компания Hansa-Lloyd, впоследствии вошедшая в состав Borgward.

Отдельные участники этой истории все еще здравствуют, хотя и не всегда в виде той компании, которая все это затевала. Например, AEG распродана по частям и отдельные ее подразделения принадлежат Daimler AG (это те, которые Мерседесы клепают), Electrolux (стиральные машины и иже с ними), Airbus (тут, я думаю, комментарии не нужны) и, вдобавок, права на использование имени TTI (инструменты), ITM (электронная мелочевка), Stiebel Eltron (кондиционеры) и т.д. и т.п.

Norddeutcher Lloyd объединился с HAPAG (Hamburg-Amerikanische Packetfahrt AG) и сегодня называется HAPAG-Lloyd, причем, в отличие от почти всех участников этой истории, чувствует себя вполне неплохо.

IMGP6897

Электромобиль приводился в движение двумя электромоторами, которые крутили передние колеса (да, это переднеприводная машина). Батареи находятся под сиденьем водителя и сзади, под пассажирской частью кузова. Машина могла проехать на одной зарядке 80 км, а максимальная скорость составляла 23 км\ч. В связи с этим, многие города, в которых личные связи градоуправителей с руководством фирм-автотаксомоторов были лучше, чем аналогичные с теми, кто управлял электротакси, были приняты законы, что максимальная скорость такси не может быть меньше, чем 25 км\ч.

Машина была довольно продвинутой технически, хотя по ее внешнему виду, этого и не скажешь. У нее тормоза на всех четырех колесах, про передний привод я уже говорил, а еще у нее есть индикаторы поворота. Видите черную коробочку на переднем крыле? При нажатии на кнопку, она раскрывается и из нее появляется стрелка-указатель. Весьма прогрессивно.

Колокольчик — не дань моде, а необходимая штука для того, чтобы предупреждать пешеходов о приближении машины. Когда я был владельцем Приуса, я иногда желал, чтобы Тойота встроила какой-то генератор шума, потому что нередко я оказывался в ситуации, когда пешеходы шли по дороге, не подозревая, что прямо за ними едет машина на электротяге. А потом неимоверно пугались, обнаруживая капот автомобиля в метре от себя.

Машина на фотографии образца: 1905 года
Двигатель: электрический, 23 км\ч л.с, запас хода 80 км

Hispano-Suiza_logo

HISPANO SUIZA

Рассказ о фирме здесь

Hispano-Suiza H6B

IMGP7079

Отличие этой машины от другой H6B заключается в кузове, изготовленному по спецзаказу звезды американского кино Нормы Тальмадж (Norma Talmadge). Ну и в цвете оного кузова, разумеется, поскольку фирма-производитель гарантировала, что другого такого кузова в этом цвете она не сделает. И не сделала, кстати.

Машина на фото образца: 1924 года
Двигатель: 120 л.с, 6.6л, 6 цилиндров, 120 км\ч

Holsman_Logo

Рассказ о фирме здесь.

Holsman Runabout

IMGP6835

Довольно оригинальная бричка с мотором и ременным приводом. Более того, можно сказать, что это первая в мире машина с CVT, потому что работало это все примерно так:рычаг скорости был механически совмещен с тормозными колодками и приводными ремнями.

В итоге, если надо было ускориться, то водитель тянул рычаг скорости на себя. Ремни натягивались и, за счет усилившегося трения, приводили машину в движение, а тормозные колодки отходили от обода колеса, освобождая его. Если же надо было замедлиться, то рычаг надо было двинуть вперед, что приводило к ослабеванию ремней и, в то же время, к торможению колеса колодками. Для включения задней передачи, надо было толкать рычаг вперед, до упора. Тогда маховик придвигался к колесу и начинал крутить его в обратную сторону. В общем, интересное инженерное решение, но вот насчет его надежности у меня возникают сомнения.

Машина на фото образца: 1902 года
Двигатель: 1.0 л, 5 л.с, 2 цилиндра

honda_logo

HONDA

Японские автомобили очень редко встречаются в европейских (да и американских тоже) музеях, да и то представлены, в основном, Nissan серии Z (Fairlady и иже с ними) или самым наигибриднейшим автомобилем всех времен и народов — Toyota Prius. Я специально пролистал все упоминания о Honda в этом блоге, и оказалось, что память меня не подводит, действительно я еще ни разу не писал о музейных экспонатах этой конторы.

Honda S800

IMGP6877

Одна из первых моделей Honda, выпущенная в свет в 1967 году, через пять лет после начала выпуска микро-пикапа T360 и купе S500, ознаменовавших начало новой автомобильной компании.

Машина была продолжателем дела купе S500 и S600: малый вес, движок, раскручивающийся аж до 10 тысяч оборотов и… цепной привод, как у мотоцикла. Впрочем, последний был вскоре заменен на обычный кардан, так что экзотики хватило ненадолго. Вскоре максимальные обороты двигателя пришлось снизить до 8000, потому что надежность была невысока, а тут появлялся хоть какой-то шанс. Но даже и с такими «небольшими» оборотами, двигатель мог выдавать 70 «лошадей»,  чего вполне хватало для приличной динамики.

Годы выпуска: 1965-1970
Машина в музее выпущена в: 1967 году
Двигатель: 70 л.с. 0.8 л, 4 цилиндра, 160 км\ч
Количество выпущенных автомобилей: 11000

Hotchkiss Logo

Рассказ о фирме здесь

Hotchkiss AM80

IMGP6858

Я думаю, что вы не перепутаете Hotchkiss с Chrysler Airflow, но, на всякий случай, скажу, что он на переднем плане. Машина, в принципе, та же что и в музее Задорожного, но с одной интересной модификацией, сделанной специально для голландского рынка.  Если вы посмотрите на машину у Задорожного, то увидите, что бампера у нее обычные для того времени — стальные и не выступают далеко от капота. А у этой машины они мало того, что выступают вперед, так еще и резиновые!

Дело в том, что в те годы страховые компании в Голландии обещали существенные скидки тем водителям, у которых на машине были установлены эти бампера, которые, если верить рекламе, могли предотвратить вред при столкновении до 40 км\ч (кстати, норматив для современных нам бамперов — 5 миль или 8 км\ч). Бампера эти выпускала местная голландская фирма Overman.

Год выпуска: 1926-1932
Машина в музее выпущена в: 1928 году
Двигатель: 70 л.с. 3.0 л, 6 цилиндров

Hotchkiss Gasogene

IMGP6891

Газогенераторная версия пикапа на базе Hotchkiss, выпущенная в 1935 году и переделанная в 1940-м, после оккупации Франции Германией. Дело в том, что немцы строго рационировали бензин и гражданам оккупированных стран достать его было не так уж и просто. Поэтому, во Франции возникло сразу несколько фирм, которые устанавливали на машины заказчика газогенераторные системы, работающие либо на каменном угле, либо на дровах. Одна из таких машин перед вами.

Однако, немцы очень быстро озаботились тем, что леса во Франции стали вырубать подчистую, и наложили запрет на использование таких машин. У нарушителей запрета машину отбирали, что позволило оккупантам решить две важные проблемы: снижение мобильности населения (легче контролировать) и больше машин для фронта. Разумеется, все это подавалось под предлогом борьбы за экологию… верно говорят, что история повторяется.

 

Hudson_Logo

Рассказ о фирме здесь

Hudson Commodore 8

IMGP6973

Думаю, что все узнали «Дока Хадсона» из мультфильма «Тачки» (Cars), вернее не его самого («Док» был Hornet) а его старшего собрата Commodore 8. Машина на тот момент была одной из самых передовых в мире и действительно умела ездить, да еще так, что конкуренты покупали эти машины, чтобы понять что именно не так с их собственными авто.

Отличительная особенность машины заключается в том, что пассажиры и водитель сидят очень низко (по сравнению с другими машинами того времени) и защищены силовыми конструкциями кузова и шасси. Кроме того, более низкий центр тяжести способствует управляемости, что весьма неплохо отразилось на драйверских способностях этого огромного автомобиля длиной в 5.3м.

Машина в музее выпущена в: 1948 году
Двигатель: 128 л.с. 4.1 л, 8 цилиндров

humber_logo

Весьма подробный экскурс в историю фирмы здесь

Humber Humberette

IMGP6949

Это легкий дешевый автомобиль для невзыскательной аудитории. Интересно, что тогда для таких людей выпускали, в основном, открытые машины, в то время, как сегодня кабриолеты это признаки достаточно дорогих версий (да и вообще, исчезающий вид).

Данная Humberette — представитель второго поколения. Первое выпустили в 1903 году, но покупатели не особо интересовались машинами с упрощенной конструкцией, пусть даже это и обходилось им дешевле. В то время автомобили были все еще в новинку и доступны, в основном, только весьма обеспеченным людям, а те на себе не хотели экономить. Второе поколение же было более успешным, в частности из-за позиционирования в качестве женской машины («заводная ручка крутится очень легко, дамы!», утверждала реклама).

Машина в музее выпущена в: 1913 году
Двигатель: 8 л.с. 1.3 л, 2 цилиндра, воздушное охлаждение

Humber Pullman MkIV

IMGP6975

Машина, которая полагалась по рангу старшим чиновникам британского правительства. Она была достаточно роскошной и, в то же время, не вызывала  такой зверской классовой ненависти (а в английском обществе даже сейчас это чувство является одним из самых сильных), как Bentley или Rolls-Royce. Более того, зти машины были очень надежными и марщал Монтгомери (Монти) называл свой Humber «Старый служака», поскольку он его ни разу не подвел.

Данный конкретный автомобиль, как вы уже догадались, принадлежал сэру Уинстону Черчиллю, премьер-министру Великобритании. Отличительными особенностями этой машины являются увеличенные пепельницы (все помнят, что Черчилль не расставался с сигарами) и радиоприемник с кнопочным управлением.

Кстати, Pullman является самым роскошным автомобилем от Humber (еще был Imperial, но у него не было разделительного стекла между водителем и пассажирами), но на конвейере он был не так уж и долго (выпуск Mk IV был начат в 1953 году, а прекращен уже в 1954), видимо потому, что в послевоенной Англии экономика была в пятой точке. Данный конкретный автомобиль является одним из последних в серии.

Машина в музее выпущена в: 1954 году
Двигатель: 116 л.с. 4.1 л, 6 цилиндров

Продолжение следует

комментариев 6

Subscribe to comments with RSS.

  1. manowaroff said, on Апрель 20, 2019 at 08:21

    Ну тут хоть поменьше незнакомых брендов. 🙂
    Кстати, действительно, Хонда в музеях практически отсутствует почему-то. Видел только один раз — Honda N360 в музее ЗИЛа.

    • pofigist said, on Апрель 20, 2019 at 08:48

      Угу, кроме HEDAG, на раскапывание корней которого я убил пару дней, ничего особо странного тут нет. Зато в следующей серии точно будет 🙂

      Насчёт японцев в музеях — какой-то фанат Мазды создал такой музей в Баварии, с отдельной экспозицией, посвящённой Autozam 🙂

      • manowaroff said, on Апрель 20, 2019 at 08:59

        Позырим. 🙂
        А в этом баварском музее только маздовские тачки или разные японцы?

        • pofigist said, on Апрель 20, 2019 at 09:00

          Только Мазда вроде. Но я сам там не был ещё, просто о них была статья пару лет назад в Car.

  2. […] можно разделить его историю на две части: в составе NAMAG (а затем Hansa-Lloyd) и Borgward. Так что, читайте и наслаждайтесь, особенно […]


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: