Швеция: музей SAAB. Часть 1
Эта история началась не так, как она обычно у меня начинается. То есть, без сковородки в руках жены. Впрочем, без последней тут все равно не обошлось, но в несколько другом контексте.
Итак, собрались несколько мужиков поехать в Бельгию, посетить музей Autoworld на выходные (нет, я не забыл — история будет не о Бельгии, а о Швеции, но надо же все подавать в контексте, так?). Разумеется, будучи в оной стране, не обошлось без пары ящиков местного пива (рекомендую, кстати) и посиделок с вечной темой как нам обустроить Россию жить дальше. В этот момент, мне на емейл пришла реклама глубоко ненавидимой мной компании Ryanair с обещанием невиданных скидок на полеты в Швецию. А надо сказать, что мы давно собирались смотаться в музей Volvo (ну и в SAAB, ибо для Швеции это их всё).
Как обычно оно и бывает на пьяную голову, была немедленно высказана мысль, что без Швеции нам жизнь никак не мила, а потому надо срочно заняться организацией поездки. Без жен, разумеется, ибо им, как нам было многократно указано, автомобильные музеи нафиг не нужны и вообще. Сказано — сделано, вернее, мы попытались это сделать, но, по какой-то прихоти местного интернет-провайдера, зайти на сайт Ryanair я так и не смог, а посему, было принято единогласное решение, позвонить жене одного из собутыльников и уломать ее на организацию поездки.
Чего мы не предвидели, так это того факта, что оная жена возопила в лучшем женском стиле «в Швецию? одни? в страну высоких голубоглазых блондинок? только вместе с нами!». Пока мы осознавали сей факт наличия высоких блондинок в стране, в которой ни один из нас не был, она развила бурную деятельность и уговорила всех жен не бросать нас на произвол местных Брунгильд и присоединиться к (как многократно было сказано) нафиг не нужным женскому населению, музейным походам.
В общем, когда был прикончен второй ящик пива, мы обнаружили, что в Швецию мы едем в полном составе, ибо билеты куплены и осталось только заказать отель (но чтоб с сауной, ибо нефиг). Вот так мы и очутились в стране льда, холода и высоких голубоглазых блондинок, которых мы так и не увидели, кстати. Специально для жены: дорогая, ну ты же понимаешь, что видеть их нам не очень-то и хотелось…
Прилетев в Швецию и полностью осознав тот факт, что мы приехали в страну неимоверно богатых алкоголиков (цены на спиртное там были просто невменяемыми, как, впрочем, и количество пьяных в усмерть на улицах), мы грохнули литровую бутыль Grey Goose (женщинам досталась страшно дорогая бутыль Шардоне, стоившая неимоверные по нашим ценам 54 фунта и при этом содержавшая какую-то гадость, которую пить было невозможно) и решили начать путешествие с музея SAAB (на следующий день, как только протрезвеем). Вот так, собственно, и началась данная поездка.
О фирме SAAB я неоднократно писал в этом блоге, но, к моему удивлению, оказалось, что последняя запись датировалась аж 2011 годом, так что, думаю, надо дать краткую сводку произошедших с того момента событий.
Итак, в 2011 году, фирма Spyker, купившая (не иначе, как сдуру) SAAB, объявила о полном банкротстве в случае невозможности нахождения партнера для развития SAAB. Тут фирмой заинтересовалась относительно небольшая (по китайским меркам) фирма Hawtai, которая собиралась возродить бренд, но GM надавил на нее и уже через пару недель после заявления о партнерстве со Spyker, Hawtai заявила, что не очень-то и хотелось и перестала отвечать на панические звонки руководства SAAB.
Как известно, свято место пусто не бывает, так что руководство Spyker вышло на еще более мелкую китайскую фирму Youngman, которая согласилась вложить в производство 140 миллионов долларов, но адвокаты GM не зря ели свой хлеб и наложили вето и на эту сделку. Руководство Spyker, которому вся эта свистопляска уже порядком надоела, подало в суд на GM, параллельно начав готовить фирму к очередному банкротству. Суд был успешно проигран, а SAAB в том виде, в котором его видела фирма Spyker, перестал существовать и его активы были выкуплены некоей фирмой NEVS (National Electric Vehicles Sweden), которая не имеет никакого отношения к Швеции и является 100% китайской компанией, корни которой растут из DongFeng Motors.
В 2014 году, так и наладив массовое производство машин в Швеции, NEVS обанкротилась и была выкуплена какими-то китайскими IT компаниями, надеющимися все-таки возродить легендарный бренд. В Китае. Без права пользования самим именем бренда SAAB, потому как SAAB Aerospace (они, кстати, живее всех живых) отобрали у них это самое право.
Фирма как-то трепыхается, но на чем она собирается зарабатывать деньги — неясно. В 2017 году она собрала 1 (один!) автомобиль, который был торжественно передан музею SAAB и на этом все заглохло. Такие дела.
Но вернемся к музею. Он находится в старом здании завода SAAB в Тролььхэттене.
Рядом протекает симпатичная речушка:
Сам по себе музей достаточно интересный, поскольку в нем, кроме бесчисленных 92-х, 900-х и тому подобных конвейерных долгожителей, есть куча прототипов, причем, некоторые из них заставляют крутить пальцем у виска и задаваться вопросом о доступности некоторых веществ в Швеции. Впрочем, об этих прототипах я расскажу позже, а пока что просто приведу пару видов внутреннего убранства музея.
Музей располагается на двух уровнях. Первый разделен на два зала. Это «современный» зал.
Вид на него же с другого угла.
Спортивная коллекция
Она же, вид сзади
Исторический отдел
В принципе, музей небольшой и его можно спокойно обойти за пару часов, если есть таковое желание. Как и многие другие музеи утонувших в во времени фирм, он представляет собой некое кладбище автомобильных идей, о которых или хорошо или никак. Людей там немного (полная ассоциация с кладбищами, кстати) и атмосфера не очень располагает к веселью (угу, я все о том же). Похожее настроение у меня было при посещении музея NASA на мысе Канаверал, на ум приходила только стандартная фраза о том, что «просрали все полимеры» и ничего больше.
Вот на этой жизнеутверждающей ноте, я и закончу сегодняшний, вводный, рассказ, а о самих машинах напишу в следующих сериях выпуска.
Когда это тебя в Швецию занесло? Судя по пейзажу — это была весна. Прошлого года? 🙂
Три недели назад 🙂
А чего это у них снега нет? Да и вообще, трава зеленая.
Глобальное потепление, сэр 🙂 Я тоже был удивлён, ибо морально готовил жену к -20, а там было всего -3
Хотя, судя по карте, этот город южнее Питера и недалеко от моря, так что понятно, почему там так тепло. В Мурманске тоже было не очень холодно, поскольку он тоже рядом с морем, хоть и весьма далеко за Полярным кругом. 🙂
Тролльхэттен где-то на уровне Москвы и там озеро какое-то. Мы, вообще-то, прилетели в Готеборг, там еще теплее было. Но все равно, природа мрачная, серая и тоскливая, вне зависимости от погоды.
Там, небось, летом красиво.
Возможно 🙂 но не думаю, что ещё раз поеду туда
Да понятное дело, что в одном и том же месте во второй раз делать нечего. За редким исключением. 🙂
Именно. В принципе, в районе Стокгольма есть парочка классных военных и авиамузеев, но ради них переться туда не стоит. Мы думали поехать туда из Гетеборга, но с их идиотским ограничением в 100км по трассе и абсолютной монотонности пейзажа, идея была зарублена на корню.
Я надеюсь, что в этом году прокачусь по Подмосковным авиационным и военным музеям. И, возможно, прокачусь по маршруту Москва — Нижний Новгород — Тольятти — Ульяновск — Москва, с посещением музеев при автозаводах. 🙂
Это моя мечта — не авиамузеи, а маршрут НН — Тольятти 🙂
В музей УАЗа тоже интересно заглянуть. Там, по слухам, есть всякие любопытные концепты с прототипами. 🙂
И туда тоже 🙂 да и вообще, хотелось бы на новом Патриоте (фейслифнутом в этом году) прокатиться. Вроде бы его более-менее довели до ума, за 14 лет 😉
Разве у него последний рестайлинг не в 2016 году был?
А в этом году, насколько я знаю, планируют выпустить второе поколение Патриота.
В этом году сделали. Поменяли движок на ЗМЗ-Про, подкрутили ходовую, уменьшили радиус разворота и наконец-то добились приличной управляемости на трассе.
А, помощней движок вкорячили? Давно пора было, а то динамика была на редкость позорной.
Да, наконец-то сподобились 🙂 всего-то 14 лет прошло 😉
Да это мелочи по сравнению с тем, сколько лет выпускалась пятая модель Жигулей, причем без изменений. 😀
Это да. Или с тем же SAAB 92 😉
[…] Продолжение. Начало здесь […]
[…] рассказ об истории фирмы в обзоре музея SAAB (6 частей): 1, 2, 3, 4, 5 и […]