Pofigism as a lifestyle 2.0

Автомузей в Бауске — Часть 1. Наше все

Posted in AZLK, Мирометания, автомобили, GAZ, Latvia, LuAZ, RAF, VAZ, ZiL by pofigist on Октябрь 31, 2016

Когда поездка в Латвию была еще на стадии планирования (а Рижский автомузей на ремонте), то мы прошерстили русскоязычную часть латнета (по аналогии с рунетом), чтобы понять машиннонасыщенность страны. Ну, то есть, понятно, что в Латвии никогда не было серьезных автопроизводителей, за исключением мелкосерийных РуссоБалт и Vairogs, а также микроавтобусного RAF. А посему, с автомузеями там оказалась напряженка и мы уже было подумали, что на два дня ехать в Ригу не стоит, благо что город особой красотой не блещет.

Но тут выяснилось, что у автомузея в Риге есть еще и запасная площадка в Бауске, что недалеко от Риги. А, надо сказать, я люблю ходить по запасникам и смотреть не только на заново отлакированные и отхромированные древности,  но и на то, что еще только предстоит отреставрировать. Так что мы решили оставить полдня на Бауску.

На самом-то деле, на этот музей и час-полтора много. Раритетов там особых нет, за исключением Hanomag, с которыми я вообще никогда не встречался, или, чудом дожившего до наших дней, ГАЗ-64. Впрочем, там есть еще ностальгический зал, где можно увидеть радиоприемник ВЭФ, радиолу Ригонда и магнитолу VEF Sigma (отличавшуюся исключительной паршивостью звука, надо заметить). В любом случае, много  времени там (что в автомобильной, что в радио части музея) провести не получится.

Поскольку музей небольшой, описание его тоже будет относительно коротким. В этой части я покажу машины страны Советов, а в следующей — все остальное. Так что не надейтесь на многосерийный рассказ в стиле того, что у меня получился про Рижский музей.

Начнем с техники ГАЗ и пойдем справа налево:

gaz

Первая машина справа — Победа М20 первой серии. Уникального в ней только то, что она очень хорошо сохранилась (это не результат реставрации). В 1950 году ей наградили некоего комбайнера и тот на ней практически не ездил. В итоге, когда в 1980-м году машину продали в коллекцию старинных автомобилей, в техпаспорте было указано, что она новая!

ГАЗ М20 «Победа»

Год выпуска: 1946-1958
Машина в музее выпущена в: 1950 году
Количество выпущенных машин: 235997
Мощность двигателя: 52
Максимальная скорость: 105 км\ч

ГАЗ 12 ЗиМ

Первый в мире автомобиль таких размеров с несущим кузовом (просто рама была такой тяжелой, что машина не смогла бы передвигаться, в итоге от нее пришлось отказаться).

Год выпуска: 1950-1959
Машина в музее выпущена в: 1953 году
Количество выпущенных машин: 21527
Мощность двигателя: 90
Максимальная скорость: 120 км\ч

ГАЗ 13 «Чайка»

Я думал, что уж в Латвии-то я увижу Чайку ГАЗ-13С, которую как раз выпускали в Риге, на RAF. Но я жестоко обломался — это самая обычная модель.

Год выпуска: 1959-1981
Машина в музее выпущена в: 1974 году
Количество выпущенных машин: 3179
Мощность двигателя: 195
Максимальная скорость: 160 км\ч

ГАЗ 14 «Чайка»

Хмм… я был на двести процентов уверен, что уж Чайку-то я уже здесь обозревал. Оказалось, что разговор был только по поводу 13-й модели, а вот про ГАЗ-14 ничего не было. Странно это как-то, ну да и ладно.

Это огромный семиместный лимузин, дизайн которого был нарисован в начале 1970-х годов в стиле американского автопрома. Интересно, что американского «прародителя» у Чайки ГАЗ-14 не было, это машина, так сказать, просто собирательный образ большой американской машины. Впрочем, ЗиЛ 111Г тоже сделан в том же стиле (ну разве что он менее квадратный), да и ЗиЛ 117 где-то в той же степи ошивается. В любом случае, несмотря на то, что данная машина — автомобильный долгострой по любым меркам (проектирование началось в 1967 году, а первые машины серии вышли в свет в 1976), выглядела она вполне прилично и современно.

С точки зрения технической начинки тут тоже все весьма хорошо: стереосистема (радио и магнитофон) с дистанционным управлением, кондиционер, автоматическая коробка, фароочистители, стекла с обогревом, электрическое все, что только можно — как говорят сегодня «полный фарш».

После постановки на конвейер (как раз к очередному дню рождения дорогого Леонида Ильича), машину выпускали малыми партиями — до 150 штук в год (а в иные года и меньше). В итоге, с начала выпуска и до его насильственного окончания (некто М. Горбачев приказал снять машину с производства и уничтожить всю конструкторскую документацию и техническую оснастку, дабы искоренить привилегии правящего класса), было сделано 1114 машин.

Год выпуска: 1976-1989
Машина в музее выпущена в: 1980 году
Количество выпущенных машин: 1114
Мощность двигателя: 200 л.с. V8, 5.5л
Максимальная скорость: 175 км\ч

ГАЗ-51А

gaz_51a

Это уже не настолько интересный автомобиль, хотя для народного хозяйства куда как более нужный и уж точно намного более массовый. Создавать эту модель стали еще во время войны, в 1 943 году, но в серию она пошла уже в мирное время.

Двигатель и некоторые части ходовой системы были цельнотянутыми у Dodge WC, чему очень рады американские энтузиасты-автоколлекционеры. Дело в том, что купить запчасти к ГАЗ-51 проще (ввиду количества выпущенных машин и относительной свежести модели), чем к Dodge, да и дешевле. Впрочем, я в этом ничего не понимаю, так что «за что купил, за то продал».

Год выпуска: 1946-1975
Машина в музее выпущена в: 1974 году
Количество выпущенных машин: около 3.5 миллионов
Мощность двигателя: 70 л.с.
Максимальная скорость: 70 км\ч

ГАЗ-64

gaz_64

А вот это уже большая редкость. Самый первый советский армейский «джип» был создан в невероятные сроки — 50 дней! Дело в том, что в январе 1941 года мелкая американская фирмочка American Bantam представила американской армии дизайн небольшого автомобиля высокой проходимости. Заметка об этой новости попалась на глаза кому-то из советского руководства и был отдан приказ «чтоб вотпрямщас у нас такое было!»

Кстати, American Bantam такие машины никогда не выпускала — у нее просто не было таких мощностей. После того, как они представили свой дизайн армии США, военные сказали им «спасибо» и передали заказ Willys-Overland, чтобы те сделали то, что впоследствии все стали называть «джипами». Сама же American Bantam выпускала мелкими партиями прицепы к этой модели, которую они назвали Bantam BRC-40, а весь остальной мир ее знает, как Willys MB. Но, в любом случае, здесь речь пойдет не о Bantam.

Машина получилась почти точной копией Bantam, с узкой колеей, высокими бортами и, как следствие, великолепной переворачиваемостью. Позже, в модели ГАЗ-67, это исправили.

Однако, ГАЗ-64 на конвейере продержался недолго. Дело в том, что на его базе был создан бронеавтомобиль БА-64, а в первые дни войны все, что могло иметь хоть какую-то защиту (и оружие тоже) было намного предпочтительней, чем простой, легкий и простреливаемый насквозь автомобиль. Поэтому ГАЗ-64 производили по остаточному принципу.

Кстати, в Бауске утверждают, что это единственный сохранившийся экземпляр, но товарищ Гугль имеет несколько другое мнение на этот счет. Такие же машины есть в музее ГАЗа и в Уральском музее военной техники, а, возможно, и где-то еще.

Год выпуска: 1941-1942
Машина в музее выпущена в: 1941 году
Количество выпущенных машин: 686
Мощность двигателя: 50 л.с.
Максимальная скорость: 100 км\ч

ГАЗ-67Б

gaz_67b

А это уже преемник ГАЗ-64 под названием ГАЗ 67Б. Ему, с точки зрения жизни на конвейере, повезло намного больше. Кстати, первый его вариант (ГАЗ-67) называли «козликом» из-за того, как он подпрыгивал на дороге, а второй (ГАЗ-67Б) — «бобиком» из-за буквы «б» в названием. Хорошо, что не было варианта с индексом на букву «Х»…

Год выпуска: 1943-1953
Машина в музее выпущена в: 1951 году
Количество выпущенных машин: 92843
Мощность двигателя: 54
Максимальная скорость: 90 км\ч

Москвич 400/422A

moskivch_400_422a

Самый дешевый Москвич 400-й серии был, как ни странно, кабриолетом, в полную противоположность мировой практике. Понятно, что у «советских собственная гордость», но все дело было в том, что металл после войны был очень дорог и дефицитен. Поэтому многие автопроизводители (например, FIAT или SIMCA с их 500-й моделью) вынужденно выпускали кабриолеты, чтобы сэкономить. Так сделали и в СССР, в результате чего на свет появилась эта машина.

Годы выпуска: 1949 — 1954
Машина на фото образца: 1950 года
Количество выпущенных машин: 17742
Мощность двигателя: 23 л.с.
Максимальная скорость: 85 км\ч

RAF 2203

raf_2203Странно, но в основном музее (том, который в Риге) места самой массовой машине латвийского производства не нашлось и ее отправили в ссылку в Бауску.

Год выпуска: 1976-1996
Машина в музее выпущена в: 1980 году
Количество выпущенных машин: 180000
Двигатель: 92 л.с. 2.5 л
Максимальная скорость: 120 км\ч

А теперь опять настала пора групповых портретов.

sov_avto

Слева направо: Москвич 401, Москвич 412ИЭ, Волга ГАЗ-21, Волга ГАЗ-24

Москвич 401

Подробное описание здесь

Год выпуска: 1946 — 1956
Машина на фото образца: 1954 года
Количество выпущенных машин: 216006
Мощность двигателя: 26
Максимальная скорость: 90 км\ч
Москвич 412ИЭ

Экспортный вариант 412-го. Описание здесь

Годы выпуска: 1969 — 1976
Машина на фото образца: 1975 года
Мощность двигателя: 75
Максимальная скорость: 140 км\ч

ГАЗ 21И «Волга»

«Волжанка» второй серии, так называемая «акулья пасть» из-за характерной формы радиаторой панели. На этой машине ездил Янис Круминьш, легенда, как утверждает надпись в музее, латвийского баскетбола.

Год выпуска: 1958-1962
Машина на фото образца: 1960 года
Количество выпущенных машин: 165211
Мощность двигателя: 65 л.с.
Максимальная скорость: 130 км\ч

ГАЗ 24 «Волга»

Любой, кто жил, как пела группа «Ундервуд» в эпоху застоя, переросшую в эпоху отстоя, помнит эти машины, благо что их наклепали достаточно. Да и сейчас они еще встречаются на дорогах, по крайней мере, в Москве и Минске.

Год выпуска: 1968-1992
Машина на фото образца: 1978 года
Количество выпущенных машин: 1 481 561
Мощность двигателя: 95 л.с.
Максимальная скорость: 145 км\ч

sov_avto2

А это уже зал внедорожной славы. Слева направо: ГАЗ М-72, Москвич 410Н, ЛуАЗ 969А «Волынь» и ВАЗ-2121 «Нива»

ГАЗ М-72

То самое чувство, когда точно знаешь, что про эту модель уже написал тонны текста, но при поиске ничего не находится. Склероз, альцгеймер и вообще старость не радость.

Эта машина сделана на базе ГАЗ-69 (ходовая часть), ГАЗ-21 (кузов) и ГАЗ-12 (полуось заднего моста). Фактически, это один из первых в мире комфортабельных внедорожников, и уж точно самый первый в мире такой внедорожник с несущим кузовом. Ну так уж получилось. Кроме того, у этой машины был первый в СССР омыватель лобового стекла, приводившийся в действие из салона (педалька такая была).

Данная конкретная машина «знаменита» тем, что на ней ездил председатель Стучкинского райисполкома. Ура, товарищи! К нам приехал начальник из Стучкина!

Год выпуска: 1955-1958
Машина на фото образца: 1957 года
Количество выпущенных машин: 4677
Мощность двигателя: 55 л.с.
Максимальная скорость: 90 км\ч

Москвич 410Н

«Раз уж сделали внедорожную машину для начальства, надо бы сделать что-то и для народа!», подумали в Госплане СССР и велели начать разработку 410-й модели Москвича. То, что получилось, вроде бы вышло неплохо, но мощности двигателя явно не хватало, так что машина не могла разогнаться быстрее 60 км\ч. Тогда на нее поставили другой двигатель, помощнее, а также  заменили коробку передач на четырехступенчатую от 407-й модели — и назвали это все  410Н.

Проблем у машины было ровно две. Первая заключалась в том, что она легко опрокидывалась на поворотах (сказывался высокий центр тяжести), а вторая — в недостатке производственных мощностей у МЗМА (в будущем АЗЛК) и переориентации оных на экспортные варианты, поскольку стране нужна была валюта. Поэтому долго 410-й на конвейере не задержался.

Год выпуска: 1958
Машина на фото образца: 1958 года
Количество выпущенных машин: 9340
Мощность двигателя: 45 л.с.
Максимальная скорость: 90 км\ч

ЛуАЗ 969А

Гражданский вариант ЛуАЗ 967 с минимальными отличиями от военного варианта — машина потеряла свои водные способности, но получила какую-никакую крышу, а водитель сидел, как в обычном автомобиле. Также в ней появились замки на дверях и улучшенный двигатель. Машина была приобретена в магазине «Военторг» (хм… всегда думал, что их продавали только через магазины «Автомобили») латвийской семьей, жившей на хуторе, поэтому машину эксплуатировали бережно, аккуратно и только в летний период. Как на мой взгляд, на ней лучше ездить по бездорожью зимой, но владельцу виднее.

Годы выпуска: 1973 — 1989
Машина на фото образца: 1976 года
Количество выпущенных машин: 30500
Мощность двигателя: 40 л.с.
Максимальная скорость: 95 км\ч

ВАЗ 2121 «Нива»

СССР и тут был впереди планеты всей, фактически, создав класс паркетников и малых внедорожников. Машина получилась настолько удачной, что выпускается до сих пор, несмотря на архаичность конструкции и дохлые двигатели. Niva (а сейчас она называется Lada 4×4) продается даже в Западной Европе и ее можно купить, например, в Англии примерно за 900 тысяч рублей в комплектации Евро-6. На мой взгляд, это очень дорого, но как причуда миллионера (особенно если не рублевого) — почему бы и нет?

Годы выпуска: 1977 — по сей день
Машина на фото образца: 1983 года
Количество выпущенных машин:
более 2 миллионов
Мощность двигателя: 80 л.с.
Максимальная скорость: 132 км\ч

vaz

Еще два «жигуленка»: ВАЗ 2101 (слева) и ВАЗ 21061.

ВАЗ 2101

Описание модели здесь или здесь.

Годы выпуска: 1970 — 1983
Машина на фото образца: 1974 года
Всего выпущено: 2 710 930 машин
Мощность двигателя: 62 л.с.
Максимальная скорость: 140 км\ч

ВАЗ 21061

Самый престижный из доступных (теоретически) советскому человеку автомобилей. Фактически, это рестайлинг 2103, но машина получилась настолько популярной и уважаемой в народе, что простояла на конвейере аж 30 лет. Данный конкретный вариант разрабатывался как экспортная модификация для Канады, но затем его постепенно стали продавать в других странах, а потом уже и в самом СССР. Движок тут, кстати, от «тройки», так что это не та самая «Lada 1600», которую продавали в наших Англиях.

Годы выпуска: 1975 — 2006
Машина на фото образца: 1983 года
Всего выпущено: 4.5 миллиона машин
Мощность двигателя: 73 л.с.
Максимальная скорость: 150 км\ч

ЗиЛ 111Г

zil_111g

Я об этой (ну, точнее, не конкретной этой, а о ее собрате ) писал вот только недавно, так что повторяться смысла точно нет.

Год выпуска: 1962-1967
Машина в музее выпущена в: 1962 году
Двигатель: 200 л.с. 6.0 л
Максимальная скорость: 170 км\ч

Окончание следует

комментариев 9

Subscribe to comments with RSS.

  1. julianikitina said, on Октябрь 31, 2016 at 20:58

    ГАЗ-М72 порадовал. Может, по сравнению с тем, что рядом) А цвет родной?

    • pofigist said, on Ноябрь 1, 2016 at 18:52

      Справедливости ради, там М-72 виден не полностью. Цвет, похоже, родной, но мне вообще о цветах судить тяжело 🙂

  2. PaPof said, on Ноябрь 1, 2016 at 07:48

    Газ-72. Кузов от М-20, т.е «Победы». Я, будучи пацаном, катался на такой (не за рулем, конечно), кто-то из Стройтреста № 7, живший в нашем доме, имел такую служебную машину и иногда, набивал ее детьми и делал пару кругов вокруг. Вот счастья-то было!!!!

    • pofigist said, on Ноябрь 1, 2016 at 18:53

      Было время. Зато если бы сейчас кто-то в машину набил кучу детей и повез кататься, то либо арестовали бы как педофила, либо за нарушение техники безопасности и правил движения. В любом случае, мало бы не показалось.

      • manowaroff said, on Ноябрь 1, 2016 at 20:14

        Какая у вас, мля, херовая европа…

        • pofigist said, on Ноябрь 1, 2016 at 20:43

          Какая есть. У вас не лучше 🙂

          • manowaroff said, on Ноябрь 2, 2016 at 07:44

            Не знаю, не проверял. 🙂

  3. julianikitina said, on Ноябрь 1, 2016 at 21:23

    В предложении «Мальчик в клубе склеил модель» за последние четверть века изменились значения всех четырех слов…Не только в Европе. Как хорошо, что сейчас авто уже не такая редкость, чтоб детей катать.И как хорошо, что, если вдруг у кого возникнет такая идея, у нас пока за это сразу соседи не настучат куда надо) Ой, даже не знаю, хорошо это или нет.. (да я б сама прокатилась в таком раритете!!! Жаль, за ребенка не сойду)). Спасибо за блог! Хоть посмотреть О_О

  4. […] Окончание. Начало здесь […]


Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: