Москва: Музей ретроавтомобилей — Часть 7. АЗЛК — агония
Продолжение. Начало здесь
После Перестройки, завод начал тихо загибаться. Для того, чтобы исправить ситуацию, срочно начали разработку новых моделей, причем, некоторые из них были достаточно интересными.
Москвич 2139 Арбат
В начале 90-х завод создал прототип семиместного минивэна на базе Москвич 2141. Машину должны были производить сразу на двух заводах — в Москве и Братиславе (Чехословакия), причем конструкция машины была довольно интересной — на раму из стальных профилей навешивали пластиковые панели корпуса. Но в дело вмешались финансовые проблемы и проект никогда не был реализован.
Годы выпуска: 1991
Мощность двигателя: 95 л.с.
Максимальная скорость: 175 км\ч
Москвич 2143 Яуза
Эту машину готовили на замену 2141, но, как обычно и бывает, что-то не срослось. Были построены три прототипа, а массовое производство планировали начать в 2000 году. Но, в итоге, на конвейре оставили 2141 и его производные, а 2143 списали в утиль, как неперспективную. Что интересно, один из вариантов был полноприводным.
Годы выпуска: 1991
Мощность двигателя: 70 л.с.
Москвич 2144 Истра
Еще один прототип, который начали создавать еще в 1985 году. Автоматическая коробка, дизельный движок, голографический проектор на лобовое стекло (то, что сегодня называется HUD -Head-Up Display). Расчетный расход топлива прекрасно смотрелся бы и сегодня — 2.2-3.5л\100км.
В 1991 году построили один макет, который и находится в этом музее. Как водится с любым хорошим начинанием в СССР, дальше прототипа дело не пошло.
Годы выпуска: 1991
Мощность двигателя: 85 л.с.
Москвич 3733
Восьмиместный минивэн, который как и 2143 планировали собирать в России и Чехословакии. Движки планировали ставить бензиновые и турбодизели, последний мощностью в 85л.с. Финансовое состояние завода, уже тогда растаскиваемого на составные части, не позволило выпустить эту машину в свет, так что после того, как были сделаны три опытных образца, проект был благополучно похоронен.
Годы выпуска: 1991
Мощность двигателя: 95 л.с.
Максимальная скорость: 155 км\ч
Москвич 2141-10
Вместо выпуска новых моделей, дышащий на ладан завод принялся за переделку того, что было. А было немного — только древний 2141. Его-то и стали «тянуть», чтобы обеспечить хоть какие-то продажи. В это время завод стал напоминать больше какое-то мелкосерийное предприятие, так что модификаций 2141 успели наплодить невероятное количество. Например, вот этот таксомотор с дизельным движком 1.8л от Форда.
Годы выпуска: 1992
Мощность двигателя: 60 л.с.
Максимальная скорость: 140 км\ч.
Москвич 2901
«Скорая» на базе 2141. По большому счету, это обычный 2141 с растянутым шасси и приляпанной сверху высокой крышей. Внутри это тоже был обычный 2141, вот только багажник стал воистину огромным и его сверху донизу забивали медицинским обородуванием. А вот скорость подкачала — эта машина явно не претендовала на звание «скорой» и даже «быстрой».
Годы выпуска: 1992
Мощность двигателя: 85 л.с.
Максимальная скорость: 134 км\ч
Расход топлива: 11л на 100 км
Разгон до 100 км\ч: 20 с
Москвич 214141 Юрий Долгорукий
Ну что, пора знакомиться с князьями? В целях улучшения имиджа и придания своим машинам патриотического шарма (в том смысле, что, может хоть из патриотических чувств купят), была выпущена целая серия таких вот уродцев с громкими именами.
Начнем с удлиненного 2141, которому дали имя «Юрий Долгорукий». Имя, кстати, пришлось впору, потому что машина действительно была длинной — на 20 см длиннее обычного варианта. Впрочем, без головотяпства тоже не обошлось — вместо того, чтобы как-то обыграть «растяжку» в дизайне, инженеры просто тупо расширили стойку между дверьми и всадили в нее неопускаемое стекло.
Годы выпуска: 1997
Мощность двигателя: 112 л.с.
Максимальная скорость: 175 км\ч
Расход топлива: 10л на 100 км
Разгон до 100 км\ч: 12.2 с
Москвич 214145 Святогор
Рецепт изготовления этой машины прост, как пареная репа — берем 2141, засовываем ему под капот 2.0л движок Рено (у Долгорукого такой же, кстати), переделываем морду под фары Hella, красим в металлик и вот она — новая модель! Только вот проблемы с качеством остались старые. Дошло до того, что АЗЛК расшифровавали как Автомобиль Заведомо Лишенный Качества!
Годы выпуска: 1997
Мощность двигателя: 112 л.с.
Максимальная скорость: 175 км\ч
Расход топлива: 10л на 100 км
Разгон до 100 км\ч: 11.5 с
Москвич 2142Z7 Иван Калита
Седан бизнес-класса тяп-ляпистой сборки и с заимствованиями дизайна от всего чего только возможно. В итоге получился эдакий Lincoln TownCar с решеткой радиатора а-ля Роллс, фарами от 2141, прикрытыми пластиковым колпаками (на разработку нового дизайна не хватило денег), огромным багажником и просторным салоном с пластиковой отделкой под дерево. Машину можно было заказать с электроприводом зеркал и стеклоподъемников, стереосистемой, холодильником и кожаным салоном. Но качество сборки (вернее, его отсутствие) и высокая цена убили продажи напрочь. Хотя несколько десятков машин все-таки собрали, причем кто-то получил даже полноприводный вариант.
Годы выпуска: 1998-2000
Мощность двигателя: 185 л.с.
Максимальная скорость: 187 км\ч
Расход топлива: 11.5л на 100 км
Разгон до 100 км\ч: 10.5 с
Москвич 2142R5 Князь Владимир
Предтеча Ивана Калиты, князь Владимир (я тут прямо историческое эссе пишу!) был меньшего размера, но все равно, достаточно внушительным, длиной в 4.7м (у наследника 4.9м). Большой седан с огромным багажником и без особых претензий, хотя список дополнительного оборудования был неплохим — можно было заказать даже кондиционер и кожаный салон. Но все равно, цена была слишком высокой для отечественной машины такого класса, а качество слишком низким. В итоге сделали около 1500 таких машин, да и то с помощью заказа московской мэрии.
Годы выпуска: 1998-2000
Мощность двигателя: 112 л.с.
Максимальная скорость: 173 км\ч
Расход топлива: 10.8л на 100 км
Разгон до 100 км\ч: 12.5 с
Москвич 233522
Ну вот, с князьями разобрались, возвращаемся к простонародным машинам и начнем с пикапа. Индекс у этой модели, конечно, интересный и напоминает телефонный номер из Карлсона. Помните? «Три, два, два, три, три, два… ой нет, два, два, три, три, два, два!»
Впрочем, кроме «запоминающегося» индекса, особо похвастаться этой машине нечем.
Годы выпуска: 1994-2001
Мощность двигателя: 85 л.с.
Максимальная скорость: 140 км\ч
Расход топлива: 10.3л на 100 км
Разгон до 100 км\ч: 15.5 с
Москвич 2142S7 Дуэт
Рецепт создания купе от АЗЛК: берем переднюю часть машины от нифига не продающегося Ивана Калиты, присобачиваем задницу от князя Владимира, делаем обрезание салона, так чтобы в нем остались только два сиденья, ставим ценник в три раза выше, чем 2141 (эксклюзив же, ясен пень!) и ждем набега толп восхищенных покупателей.Вот только покупателей на этот странный обрубок было мало.
Самое интересное, что, если верить слухам, идея этой машины принадлежала некоему Лужкову, бывшего тогда мэром Москвы. Он обмолвился, что было бы неплохо начать выпускать, наконец-то, что-то для простого народа. Видимо, понятие о простом народе у руководства АЗЛК было какое-то свое, поэтому они и выкатили этот Дуэт, причем в планах была еще и версия «кабриолет». Понятно, конечно, что русские любят прокатиться с ветерком, но экономическая обстановка не особо располагала к таким покатушкам — страна только-только начала оправляться от дефолта.
Годы выпуска: 1999-2001
Мощность двигателя: 146 л.с.
Максимальная скорость: 190 км\ч
Расход топлива: 10.5л на 100 км
Разгон до 100 км\ч: 9.5 с
Москвич 2142S0 Дуэт-2
Упрощенный вариант первого Дуэта с физиономией от Святогора. Кроме «морды», модернизировали двери и удешевили все, что только можно было удешевить, реагируя, видимо, на критику в адрес «народной» модели. В итоге, цена снизилась на треть, но покупателей все равно было очень мало.
Годы выпуска: 2000-2001
Мощность двигателя: 146 л.с.
Максимальная скорость: 190 км\ч
Москвич 2335Е1 Электро
Несмотря на общую паршивость положения завода, инженеры пытались придумать что-то новое и даже создали электромобиль в кузове пикап на базе серийной модели 2335.
Впрочем, недостаток средств на серьезные разработки давал о себе знать и, в результате, уровень кондовости машины зашкаливал по самые князья. На фотке выше — сборная аккумуляторная батарея на основе 12-вольтовых элементов глубокого разряда Trojan. Не знаю сколько таких машин было сделано (штуки две-три?), но в серию такое пускать нельзя.
Годы выпуска: 2000
Мощность двигателя: 65 л.с.
Максимальная скорость: 110 км\ч
Запас хода: 96 км
Разгон до 60 км\ч: 11 с
Автоспорт
Чтобы не заканчивать на сей грустной ноте, я просто выставлю несколько фоток, на которых показаны машины той поры, когда команда АЗЛК блистала в автоспорте, а будущее завода казалось безоблачным:
Вот и все об автомобилях марки Москвич.
Продолжение следует
Это как про известную кинозвезду узнать, что она еще была жива лет двадцать после того, как пропала из новостей, и даже снялась в нескольких ужасных сериалках, просто потому что кушать очень хотелось. Надо же, сколько АЗЛК еще успел понавыпускать убогих уродиков… «Мой мир никогда не станет прежним». Хотела спросить, а зеркала так далеко расположены (как на 403 экспортном, например) — там вообще обзор есть на таком расстоянии-то?
Не знаю, какой там обзор, но в те времена многие фирмы ставили такие зеркала.
А насчёт уродцев…. Прототипы у них были очень ничего, взять хотя бы те минивэны или Яузу. Не их вина, что в серию не смогли это все запустить .
С такими зеркалами обзор как раз весьма прекрасный. Мертвых зон нет. Недаром Тойота до сих пор ставит зеркала на крыльях своей топовой машины — Toyota Century. 🙂
Яуза — да, особенно для тех лет, Арбат — эээ…у всех разные вкусы… впрочем, для того времени — да. Но «исторический обзор князьев» — это нечто.
Интересные были некоторые прототипы. Жаль, в серию не пошли.
Помню, как в первый раз увидел Князя Владимира живьем. Стою на светофоре, глянул в зеркало — сзади Москвич подъехал. На следующем светофоре он перелез в соседний ряд и встал рядом со мной. Я глянул — опачки, это же не Москвич, а Вольво 940. Пропустил его чуток вперед, чтобы посмотреть, что на нем сзади написано — таки Москвич. 🙂
Модель 2141 у них комплектовалась двумя движками — уфимским 412-м и вазовским — 1600 (от шестерки). И тот. и другой были откровенно слабыми для такой массы. Были и другие откровенно технические недоработки. ШРУСы постоянно летели, в первую очередь из-за резиновых чехлов, которые приходилось менять после 2-3 тыс км, больше они не выхаживали (кстати, это низкое качество резинотехничских изделий было свойственно всей советской промышленности). О подвеске я и не говорю, качество деталей было таким поганым, что многие машинки не проходили техосмотры после первого года. А с запчастями в СССР всегда были проблемы…
Там ещё Рено движок был. А насчёт качества… Ну не зря же говорили, что если купишь Жигули, то первые три года будешь ездить, а потом чинить. А если купишь Москвич, то первые три года будешь чинить, а потом ездить 🙂
У меня получилось наоборот. Пару лет ездил без проблем, зато потом больше чинился, чем ездил…
[…] Продолжение. Начало здесь […]