Pofigism as a lifestyle 2.0

Москва: Музей ретроавтомобилей — Часть 6. АЗЛК

Posted in AZLK, Мирометания, автомобили, Russia by pofigist on 15 июня, 2016

Продолжение. Начало здесь

azlk_logo

Поначалу я хотел запихнуть обзор всех Москвичей в один выпуск, но дело в том, что в музее их просто невменяемое количество, так что выпуск получился бы просто огромным. А как известно, TL;DR не есть хорошо в современном мире (для непосвященных, это означает too long; didn’t read или, по русски: «слишком длинно, не читал»), так что даже у Льва Толстого не было бы шансов с его Войной и Миром. В итоге, я, скрепя сердце, разделил жизнеописание Москвичей на две части, но все равно каждый пост будет в два раза длиннее обычного формата. Се ля ви  и все такое.

Такое количество машин в этом музее имеет место быть из-за того печального факта, что АЗЛК (и, соответственно, его музей) приказали долго жить. Машины, которые не успели уничтожить, вывезли в музей на Рогожской, где я и имел счастье их узреть.

Посты разделены по Перестройке. То есть, все, что было разработано и выпущено до Перестройки, будет в этом посте, а все, что позже — в следующем. Честно говоря, я думал, что сразу после развала СССР АЗЛК не выпускал ничего нового (ну, кроме 2141, разве что), но оказалось, что завод отчаянно трепыхался и сумел наплодить кучу интересных прототипов, некоторые из которых были весьма интересными, как, например, 3733. В любом случае, забегать вперед я не стану, так что подождите до завтра.

КиМ 10-50

1940_Kim_10_50

Самая первая модель завода, которая, впрочем, не стала массовой. Сначала ее раскритиковал товарищ Сталин, который сказал, что не пристало советскому человеку корячиться, залезая на заднее сиденье (машина была двухдверной), затем все стало еще хуже из-за партайгеноссе Гитлера. В итоге, таких машин было сделано всего 500 единиц.

Годы выпуска: 1940 — 1941
Мощность двигателя: 26 л.с.
Максимальная скорость: 90 км\ч

Москвич 400

1946_M400

История создания этой машины была изложена мной здесь, так что повторяться не буду. Скажу только, что это самый первый послевоенный вариант Москвича (впоследствии его сменила модель 401).

Годы выпуска: 1946 — 1954
Мощность двигателя: 23 л.с.
Максимальная скорость: 90 км\ч

Москвич 401\422

1948_M401_422

Фургон с деревянным кузовом, ласково называемым американцами «вуди» (woodie). Продавали его только госпредприятиям, частникам же было сказано «низззя!». Впрочем, не очень-то и хотелось, ибо: а) дорого, б) грузоподъемность всего 200 кг и в) за рулем нифига не видно. Впрочем, «а» госпредприятия не волновало, на «б» все плевали, так что деревянный кузов просто разваливался, не выдерживая эксплуатации с трехкратным превышением максимальной загрузкой, а на «в» всегда есть русский авось.

Годы выпуска: 1948 — 1956
Мощность двигателя: 26 л.с.
Максимальная скорость: 90 км\ч

Москвич 402 и Москвич 410

1956_M402_M410

Новая модель Москвича, пришедшая на смену морально устаревшей модели 401 и внешне напоминающая уменьшенную Волгу. По тем временам, вполне современная машина, получившая такие «навороты», как дистанцинное открывание багажника (механика, конечно) и противообледенитель лобового стекла.

Годы выпуска: 1956 — 1958
Мощность двигателя: 35 л.с.
Максимальная скорость: 105 км\ч

Слева — один из немногих советских легковых автомобилей повышенной проходимости, сделанный для села (поскольку в деревнях с дорогами сами знаете как «хорошо»). Впрочем, не обошлось и без косяков, например, из-за большого веса машины, максимальная скорость едва достигала 60 км\ч, несмотря на заявленную куда большую скорость.

Годы выпуска: 1957 — 1958
Мощность двигателя: 35 л.с.
Максимальная скорость: 90 км\ч

Москвич 407

1958_M407

Один из самых красивых и массовых Москвичей того времени (всего сделали почти 360 тысяч таких машин). Модная двуцветная окраска и невысокая цена — чего еще хотеть советскому автолюбителю? Впрочем, двуцветный окрас не был доступен на внутреннем рынке — он предлагался только на экспорт, где, кстати, эти машины раскупались очень неплохо. С технической точки зрения это был модернизированный Москвич 402, но с другим мотором и коробкой, плюс пара-тройка других, не столь важных, отличий.

Годы выпуска: 1958 — 1963
Мощность двигателя: 45 л.с.
Максимальная скорость: 115 км\ч
Расход топлива: 8.1л на 100 км

Москвич 423Н

1958_M423H

Первый советский серийный «универсал» на базе Москвича 402. Фактически, это был гибрид 402 и  407 — от последнего машина унаследовала четырехступенчатую коробку и более мощный двигатель. В частные руки машину продавать не разрешали, хотя, казалось бы, почему бы и нет?

Годы выпуска: 1958 — 1964
Мощность двигателя: 45 л.с.
Максимальная скорость: 105 км\ч

Москвич 403Э

1962_M403E

Переходная модель от 407 к 408, но, тем не менее, выпускавшаяся приличным тиражом — почти 160 тысяч. На фотографии — экспортная модель, получившая индекс 403Э, а также более современную прямоугольную решетку радиатора.

Годы выпуска: 1962 — 1965
Мощность двигателя: 45 л.с.
Максимальная скорость: 115 км\ч

Москвич 408Э

1964_M408E

Легендарная модель 408 получилась весьма современной и отлично продавалась как в СССР, так и за рубежом. Экспортные модели можно было отличить по сдвоенным фарам, а также двигателю, который был более мощным, чем «внутренние» версии. Дизайн оказался долгожителем и, в различных вариациях, просуществовал почти до самой кончины завода. Машина поставлялась преимущественно в Западную Европу, а для Англии сделали даже праворульную модификацию. Это, кстати, первый советский автомобиль, который прошел краш-тест.

Годы выпуска: 1964 — 1969
Мощность двигателя: 50 л.с.
Максимальная скорость: 120 км\ч

Москвич 408

1967_M408

Миллионная модель Москвича, выпущенная с конвейера в 1967 году. На фотках из газет, кстати, приведена другая модель, с обычными, не сдвоенными фарами, но именно эта машина названа музеем, как та самая, юбилейная. И кто я такой, чтобы с ними спорить?

Годы выпуска: 1964 — 1969
Мощность двигателя: 50 л.с.
Максимальная скорость: 120 км\ч

Москвич 427

Moskvitch 427

Второй «универсал» завода, который, в отличие от первого, можно было купить простому представителю новой общности — советскому человеку. Сделали его на базе новой, 412-й модели, что видно по квадратным фарам.

Годы выпуска: 1968 — 1975
Мощность двигателя: 75 л.с.
Максимальная скорость: 130 км\ч
Расход топлива: 10л на 100 км

Москвич 434

Moskvitch 434

То же самое, что и 427, но грузовой вариант (то, что называется в наших краях van). Эту машину продавали только организациям, ибо не пристало нашим людям покупать грузовые машины — еще в частный бизнес потянет.

Годы выпуска: 1969 — 1975
Мощность двигателя: 75 л.с.
Максимальная скорость: 115 км\ч
Расход топлива: 10л на 100 км

Москвич 2150

1973_M2150

Прототип внедорожника, не пошедший в серию. В начале семидесятых, Минавтопром объявил о конкурсе на легковую машину повышенной проходимости для тружеников села и три завода (ВАЗ, АЗЛК и Ижмаш) представили свое видение такой машины. ВАЗ показал протоип Нивы, Иж — что-то страшно-квадратное под названием ИЖ-14 (интересно, что «морда» этого самого ИЖ-14 потом перекочевала на рестайлинговый ИЖ-Комби, где смотрелась явно не к месту), в АЗЛК выкатил советский Land Cruiser. В итоге соревнования победил ВАЗ и Нива отправилась на конвейер, а Москвичом вроде как заинтресовались вояки и даже затребовали план по выпуску 60 тысяч таких машин (правда, делать их должны были не в Москве, а в г. Кинешма), но из этого громадья ничего не вышло.

Годы выпуска: 1973
Мощность двигателя: 75 л.с.

Москвич С-1 Меридиан 1700 TS

1974_M_C-1

Трудно поверить, но это действительно Москвич, каким бы он мог стать в 1974 году. Тогда встал вопрос о замене 412-й модели, которая уже сильно устарела и инженеры завода на голом энтузиазме сделали вот эту машину, причем, всего за три недели (это невероятный рекорд даже для прототипа). Кузов у машины типа фастбэк (то есть, это вроде бы хэтчбек, но заднее стекло не поднимается). Приборная панель и отделка салона импортные, а цвет… какая краска была, в такую и покрасили. Заводчане называли машину «Крокодил Гена».

Интересно, что на ходовых испытаниях машине подобрали весьма странных партнеров: BMW 520 и Porsche 911 (почему не Ferrari?). Но в серию машина не пошла, потому что в Минавтопроме уже тогда предпочитали ВАЗ всем остальным заводам и для АЗЛК не нашлось ни времени, ни денег. Увы.

Годы выпуска: 1974
Мощность двигателя: 85 л.с.
Максимальная скорость: 150 км\ч

Москвич 3-5-6

1975_M3-5-6

После провала С-1, инженеры АЗЛК решили пойти по другому пути и сделали новое видение 412-й модели. Ничего хорошего из этого не получилось, несмотря такие новшества, как автоматическая коробка передач и двухкарбюраторный двигатель 1.8л. Несмотря на то, что машина была вполне готова к производству, в министерстве ее забраковали и отправили дизайнеров обратно за кульманы, перерисовывать машину. Те плюнули на все это дело и, рассудив, что ничего хорошего им сделать все равно не дадут, занялись глубокой модернизацией старой доброй модели 412, в результате чего, на свет появился Москвич 2140.

Годы выпуска: 1975
Мощность двигателя: 96 л.с.
Максимальная скорость: 149 км\ч

Москвич С-3

1975_M_C-3

Параллельно с группой, работавшей над 3-5-6, была еще и другая группа, которая изначально работала над С-1. После того, как первый вариант был забракован, они сделали другой — С-3. Эта машина была хэтчбеком и, на мой взгляд, чем-то напоминает Ford Sierra. Но все равно, машина получилась интересной внешне (это же 1975 год, не забыли?) и явно не хуже своих зарубежных аналогов. Но в целях пресечения самодеятельности АЗЛК, в министерстве решили, что время заднеприводных машин давно прошло (это они явно с BMW не советовались) и поэтому надо всем срочно переходить на передний привод, как у ВАЗа.

Поэтому, дизайнерам было сказано не выпендриваться, а просто срисовать «европейскую машину 1976 года», абсолютно невыдающуюся Chrysler Simca 1308 и все. Так они и сделали, в результате чего на свет появился Москвич 2141, правда, с неслабым запозданием, почти в 10 лет. Эх…

Годы выпуска: 1975
Мощность двигателя: 85 л.с.
Максимальная скорость: 150 км\ч

Москвич 412ИЭ

1976_M412IE

Лебединая песня 412-й модели, а точнее, ее последний рестайлинг (с клыками на бамперах), ставшая на конвейр в 1974 году. У машины появилась панель приборов из мягкого пластика, новая обшивка дверей, другие внутренние ручки и так далее. То есть, ничего существенного, кроме того, что автомобиль соответствовал европейским стандартам безопасности (об этом говорит индекс «И») и предназначался на экспорт (индекс «Э»). Кстати, эта модель собирали в Ижевске аж до 1997 года. Кто ее покупал вообще? И зачем?

Годы выпуска: 1969 — 1976
Мощность двигателя: 75 л.с.
Максимальная скорость: 140 км\ч

Москвич 2140

1976_M2140

Глубокая модернизация 412-й модели. Ничего особо интересного из себя не представляла, кроме того факта, что на ней появился обогрев заднего стекла, дисковые передние тормоза, а некоторые варианты красили в «металлик».  Вот, пожалуй, и все. А… вот еще — у варианта SL были омыватели фар, велюровый салон и другая приборная панель. А еще там были другие стоп-фары и пластиковые бампера. Ничего не забыл?

Годы выпуска: 1976 — 1988
Мощность двигателя: 75 л.с.
Максимальная скорость: 142 км\ч

Продолжение следует

 

 

комментариев 5

Subscribe to comments with RSS.

  1. manowaroff said, on 16 июня, 2016 at 07:02

    Вот один из главных недостатков госпредприятий — выпускать не то, что могло бы иметь популярность на рынке (я про Москвич 2150 и Москвич С-1 Меридиан 1700 TS), а то, что одобрил «дарагой Леонид Ильич». Впрочем, внутренний рынок все равно был безальтернативным и люди стояли годами в очереди за любой машиной.

    • pofigist said, on 16 июня, 2016 at 07:51

      На Москвичи (а уж тем более Иж) очередей во время развитого социализма вроде не было 🙂

      Но в целом согласен — плановая экономика на рынок не смотрела.

      • manowaroff said, on 16 июня, 2016 at 09:36

        Насчет Ижей не знаю, а вот за Москвичами у нас очереди были. Жена говорила, что у нее дед ждал 403 модель, ежели не ошибаюсь. Мой дед стоял в очереди за 408. У двоих одноклассников отцы ожидали 2140.
        Впрочем, это неудивительно, учитывая, что СССР старался по максимуму гнать продукцию на экспорт, а то, что оставалось, распределялось по 14 республикам. Ну а то, что оставалось после них — 50% в Москву, 50% во все остальные регионы РСФСР. 🙂

  2. PaPof said, on 16 июня, 2016 at 13:25

    Кстати, начиная с 1983 года цены на «Москвичи» вздули настолько, что народ перестал их покупать. И тогда их разрешили продавать в кредит! Лично я три года выплачивал кредит за «ИЖ-комби», который стоил дороже, чем ВАЗ-21011. Машина была практичная, но двигатель точно собирался 31, в конце квартала. За пробег в 189 тыс. км я дважды перебирал двигатель, с заменой поршневой, и все равно масло просачивалось в тосол, а тосол в масло. В общем — полный хлам, а не произведение Уфимского моторного завода. Зато мой приятель, купивший «Москвич-2140» сельский вариант, да еще на 76 бензине — горя не знал. Притом, что был полным «чайником» как в вождении, так и в обслуживании машины. Масло не менял годами, хотя ездил каждый день и пробег у него был приличный. Издевался над машиной, как мог, а она все бегала и бегала. Нонсенс какой-то….Я то со своей пылинки сдувал, ТО делал в срок, а она вредина……

  3. […] Экспортный вариант 412-го. Описание здесь […]


Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: