Pofigism as a lifestyle 2.0

Москва: музей техники Вадима Задорожного — Часть 6. ЗАЗ, ЗиЛ

Posted in Мирометания, автомобили, Russia, ZAZ, ZiL by pofigist on Ноябрь 30, 2015

Продолжение. Начало здесь

Ну вот, со всяческими там агентами капитализма разобрались, так что можно перейти к обозрению чисто нашенских машин. Правда, некоторые из них были сделаны для отдельно взятых «наших» (прямо как у Оруэлла получилось с его «все животные равны, но некоторые равнее).

ZAZ_logo

 

 

Если верить официальным заводоисторикам, то завод был основан аж в 1863 году неким голландцем Коопом. Но именно автомобилями там начали заниматься не так давно — с 1959 года. Был тогда в СССР некий любитель кукурузы, который решил, что страна должна догнать и перегнать США по выпуску всего на душу населения. Ну, то есть, с чугуном уже все в порядке, выпуск гуталина тоже освоили, теперь надо заняться кукурузой и автомобилями. А то они там на загнивающем Западе зажрались, панимаишь — а вот мы им покажем кузькину мать!

Для показывания этой самой кузькиной матери, было решено разработать и запустить в производство маленький неприхотливый и недорогой автомобиль, который можно было бы клепать в больших количествах. И партия сказала «надо», автопром ответил «есть!». МЗМА (он же будущий АЗЛК) начал проектирование такой машины, творчески подойдя к спионериванию FIAT 600. Но тут возникла одна маааленькая проблема — выяснилось, что производить такую машину просто негде, поскольку мощностей МЗМА на нее не хватило бы.

И вот тогда Хрущев обратил взгляд в сторону любимой Украины и обнаружил там завод Коммунар, который выпускал сеялки-веялки, комбайны и тому подобную сельхозтехнику. «Ежли они могут комбайн, то смогут и автомобиль!»,  — подумал он и приказал начать реконструкцию с целью выпуска машины Москвич-444 на этом заводе.

Выпуск «горбатого» Москвича начался в 1960 году, а саму машину переименовали в Запорожец (ну не называть же ее «Коммунарка», во-первых уже есть такие конфеты, а во-вторых, фраза «залезу ка я в Коммунарку» может быть неверно понята). Вместе с именем машины, поменяли и название завода — теперь он стал называться ЗАЗ, Запорожский Автомобильный Завод.

Поскольку модель, выпускаемая заводом, была всего одна, ее так и называли «Запорожец» (или Запорожець», на украинский манер — на некоторых машинах стоял именно такой логотип).

ЗАЗ 966

P1120051Вот он, «горбатый» Запорожец во всей свой красе. Дешевой и сердитой.

Год выпуска: 1960-1969
Количество выпущенных машин: 322106
Мощность двигателя: 27
Максимальная скорость: 90 км\ч

Что интересно, машина продержалась на конвейре не так уж и долго (по советским-то меркам) и была заменена на более прогрессивную модель — ЗАЗ-966. У него был совершенно другой кузов (привет NSU Prinz IV), но двигатель все так же располагался сзади, да и охлаждение осталось воздушным. Новую модель прозвали «ушастой» за характерные «уши» воздухозаборников.

Затем машину обновили, увеличили мощность двигателя с 27 (у 966В) до 31 (у «правильного» 966Г), а затем даже до 40 л.с. (968 и 968А). Последний, кстати, на фотке внизу.

ЗАЗ 968А

P1120053Была еще одна модификация 968-й модели: 968М. Там было меньше хрома и уши ей отрезали.

Год выпуска: 1971-1994
Количество выпущенных машин: более 2000000
Мощность двигателя: 40
Максимальная скорость: 118 км\ч

ЗАЗ 966/968 был первой собственной моделью завода, но не последней. Таковой оказалась Таврия, маленький хэтчбек, на базе которого позже сделали лифтбек Славута. Впрочем, что Таврия, что Славута, на мой взгляд, страшные, как атомная война. Несмотря на это, цена делала свое дело и эти поделки как-то продавались, что позволило заводу пережить Перестройку.  Затем завод прекратил разработки своих автомобилей и переключился на сборку иностранных (Daewoo, Opel, каких-то китайцев и даже ВАЗ). Своих же машин они больше не делают.

ZIL_Logo

 

В этой части поговорим о Заводе имени Лихачева, он же ЗиЛ, он же ЗиС, он же АМО.

Компания была основана в 1916 году, как Автомобильное Московское Общество и предполагало заниматься выпуском грузовиков FIAT 15. Она даже выпустила какое-то небольшое количество таких машин, но тут произошла революция и владельцам стало несколько не до автомобилей, а затем новое правительство вообще национализировало завод. До 1924 года завод занимался только ремонтом уже выпущенных машин, но сам ничего не производил.

В 1924 году выпуск FIAT 15 начался опять, но уже под названием АМО Ф-15, но все равно, крупные серии у завода никак не получались: за три года было сделано около тысячи грузовиков. Затем, в 1927 на завод (он к тому времени назывался ГАЗ (Государственный Автомобильный Завод) назначили первого «красного директора» Лихачева и дело пошло.

Первая всенародно известная машина завода также была чужой разработки. Это был Autocar 5S, на который купили лицензию и стали выпускать под названием ЗиС-5 (завод к тому времени переименовали в Завод имени Сталина). Выпуск же легковых машин начался только в 1936 году, с модели ЗиС-101 (он же переделанный Buick с кузовом Budd) и продолжался почти до самого банкротства завода.

Во время всей своей активной деятельности, завод выпускал грузовики и шикарные легковые автомобили для высшего партийного руководства. Но это ему не помогло и несмотря на широкую известность в стране, завод был практически уничтожен в 2000-х годах. В 2015 году он был признан банкротом и машин больше не выпускает.

ЗиС 110Б

P1120096В музее выставлены два таких автомобиля, оба с кузовом «фаэтон». Эти машины использовались, в том числе, на парадах, где сменили коней, на которых гарцевали маршалы, принимающие парад.

P1120028Год выпуска: 1947-1958
Количество выпущенных машин: 2089
Мощность двигателя: 140
Максимальная скорость: 140 км\ч

ЗиС-115

P1120025115-я модель выпускали только для Гаража Особого Назначения (ГОН), который обслуживал первых лиц государства. В музее выставлена машина, которая принадлежала Сталину. Вот она:

P1120027Таких машин было сделано несколько, чтобы коварный враг не смог догадаться, в какой из них едет, собственно, Сталин. Впрочем, он настолько опасался за свою жизнь, что никогда не ездил на предназначенном ему сидении — он предпочитал откидной стул.

К слову, машины были оборудованы по последнему слову техники, в них даже был кондиционер, полностью занимавший багажник. Автомобиль бронированный, а качество брони проверяли очень просто — в первый образец посадили конструкторов машины и расстреляли ее из пулеметов. Броня-то выдержала, а вот насчет нервов (и штанов!) находившихся в машине, история умалчивает.

Год выпуска: 1945-1959
Количество выпущенных машин: 32
Мощность двигателя: 162
Максимальная скорость: 110 км\ч

ЗиЛ 111В

В 1956 году завод переименовывают в честь Лихачева (сразу после его смерти) и теперь фирму называют ЗиЛ. Впрочем, на роде деятельности это переименования никак не отразилось, завод все так же клепает грузовики и, время от времени, делает лимузины и автомобили высшего класса.

P1120032Вариант 111В — только для парадов или торжественных встреч (космонавты там, члены дружественных правительств и так далее). Эту модель рисовали уже не с Buick, а с родственных им Packard.

Год выпуска: 1960-1962
Количество выпущенных машин: 12
Мощность двигателя: 200
Максимальная скорость: 190 км\ч

ЗиЛ 111Д

P1120034Еще один Зиловский кабриолет, но уже более модерновый, хотя под обшивкой скрывается все тот же 111В. Выглядит, конечно, классно, что и оценил Эрик Хонекер, которому «дорогой Леонид Ильич» решил ее подарить. С тех пор, когда высокие государственные деятели (например, сам Брежнев или Фидель Кастро) приезжали в ГДР, их встречали именно на этой машине.

Год выпуска: 1964-1967
Количество выпущенных машин: 8
Мощность двигателя: 200
Максимальная скорость: 190 км\ч

ЗиЛ 117ВЕ

P1120040Личная машина Брежнева. Он, кстати, был большим ценителем автомобилей и сам садился за руль, чтобы погонять как следует.  Вариант 117ВЕ — специальная, «драйверская» версия с форсированным двигателем и улучшенной управляемостью.

Год выпуска: 1973-1979
Количество выпущенных машин: 10
Мощность двигателя: 275
Максимальная скорость: 200 км\ч

А вот так выглядел типичный кортеж членовозов. Впрочем, он выглядит так и сегодня, за исключением того, что автомобили в нем другие, как правило, немецкие. Хотя, если все пойдет хорошо, то в 2017 году мы сможем увидеть импортозамещение в действии. Именно на этот год назначен выпуск машин проекта «Кортеж» (какое оригинальное название!), которые будут предназначены для президента России и ему сопутствующих лиц.

P1120036Окончание следует

 

 

комментариев 11

Subscribe to comments with RSS.

  1. manowaroff said, on Декабрь 1, 2015 at 11:55

    Проекта «Кортеж» можно назвать импортозамещением только с некоторой натяжкой. Скорее всего, движки и коробки будут импортными.

    • pofigist said, on Декабрь 1, 2015 at 11:57

      Как оно всегда и бывает 🙂 Но все-таки не очередной Мерс будет.

      • manowaroff said, on Декабрь 1, 2015 at 16:53

        Ну это да. 🙂

  2. julianikitina said, on Декабрь 1, 2015 at 19:49

    Офигеть, какой музей! И столько раритетов… Живем тут в Москве и не знаем (ладно, не все знаем)… А вот реально разве были первые Жопперы такого канареечного цвета?

    • pofigist said, on Декабрь 1, 2015 at 20:25

      Такого цвета я не видел. На ярко-красном я даже ездил (у отца был такой).
      Но в музее и BMW Dixi в таком же цвете стоит, хотя экскурсовод честно признался, что ее перекрасили.

      • julianikitina said, on Декабрь 1, 2015 at 21:36

        Надо же, был ярко-красный! Мне вспоминаются только бледно-голубые и бежевенькие. Было бы интересно докопаться, почему вдруг в рззных музеях они такие одинаково перекрашенные? Может, есть какая-нибудь история.

        • pofigist said, on Декабрь 2, 2015 at 09:37

          Я Запорожец такого цвета в музее видел первый раз. Впрочем, это для меня вообще первый Запорожец из музея 🙂 В Англии их нет, а в Европе я видел только двухцветную Ялту (она же 968).

          Что касается цветов, то никакой инфы по «стандартным» окрасам я найти не смог, кроме упоминания о том, что еще был зеленый вариант. Впрочем, советское производство было из серии «что привезли, то и употребили», так что меня это не удивляет. Например, у нас был ИЖ-Комби оранжевого цвета, заводской окраски (даже банка для подкрашивания царапин шла в комплекте). Больше ни одной советской машины такого цвета я не видел.

          • manowaroff said, on Декабрь 2, 2015 at 13:52

            Инфу по запорожским краскам я находил пару месяцев назад, когда делал обзор автовыставки на ВДНХ. Там было аж 27 цветов, вроде. Из них три желтых: желтый 222 (если твой фотик не переврал цвет, то это как раз он на фотке), желтый 225 (лимонный оттенок) и примула (бледно-желтый).

            • pofigist said, on Декабрь 2, 2015 at 22:13

              Фотик цвет мог и переврать, он вообще на ладан дышал всю поездку. Так что я бы не рассчитывал на идеальный цветовой баланс 🙂
              Впрочем, для меня, как дальтоника, слово «цветовой баланс» имеет примерно то же значение, что устрицы для тех, кто никогда не слышал о морепродуктах. 🙂

  3. […] этой машины, ЗиЛ 115Д (то же самое, но в кузове «фаэтон») я уже как-то […]


Обсуждение закрыто.

%d такие блоггеры, как: