Pofigism as a lifestyle 2.0

Мысли о фотографии

Posted in Просто трёп by pofigist on Сентябрь 2, 2015

Только что вернулся из Голландии, где прохлаждался в чем-то типа турбазы, ориентированной на детей и их родителей.
Обычно, во всех своих поездках я обращаю внимание на фотоаппараты, с которыми ходят люди (ну интересен мне мир фототехники, хотя по тому факту, что свой фотоаппарат я не менял аж с 2009 года — так и хожу с Panasonic FZ-38, можно подумать что это не так). Лет пять назад, народ, в основном, пользовался небольшими мыльницами (хотел написать «простыми и дешевыми», но это далеко не всегда так — то же семейство TZ у Panasonic совсем непростое и недешевое, зато камеры, которые входят в него, достаточно маленького размера, несмотря на впечатляющее оптическое увеличение линз. Было много людей, которые ходили с так называемыми Bridge-камерами (типа моего Panasonic FZ-38 — что-то получше мыльницы, но похуже зеркалки) и третья, самая немногочисленная категория народу, пользовалась зеркалками.

Пару лет назад, ситуация изменилась — bridge и мыльницы практически исчезли (зато появились смартфоны), но зеркалок стало больше. То есть, если человек сознательно решался на покупку фотоаппарата, он брал зеркалку или системную камеру со сменной оптикой. А в этот раз, то ли место было неподходящее, то ли еще что, но я вообще не видел у людей фотоаппаратов — никаких. И, в отличие от прошлых поездок в эти места, я не видел, чтобы кто-то вообще что-то фотографировал — в лучшем случае люди делали селфи или фотографировали детей на свои смартфоны.

В связи с этим, в голову приходят мысли о том, что фотография, как массовое хобби уже, как сейчас принято говорить,  все.

Для меня, например, наличие фотоаппарата в семье не обсуждалось — это что-то из серии «должно быть», вот как пылесос или там холодильник (а какой именно — неважно). Начинал я с подаренного мне «Смена 8М», затем перешел с него на автоматический Samsung с фиксированной оптикой и отсутствием какой-либо фокусировки (так называемые focus-free линзы, фокус на бесконечность с полутора метров). Зато у Samsung была система (неотключаемая, насколько я помню) автоматического впечатывания даты в кадр! После «Смены» это был настоящий технологический прорыв.

Smena

Затем, когда лет через 10 этот Самсунг помер, я купил еще один Самсунг, но уже длиннозумный (x4, что ли?) и со всеми наворотами, но практически им не пользовался — наступила какая-то фотоусталость и аппарат пролежал на полке несколько лет, после чего был подарен кому-то из родственников (о дальнейшей его судьбе мне ничего не известно).

Затем наступила эра цифры. Я долго пользовался фотоаппаратом, встроенным в замечательную видеокамеру Panasonic MX8 (она, кстати, жива до сих пор и я ей пользуюсь пару раз в год). Фотографии получались так себе, размером в 1 мегапиксель, а сама камера была здоровенной (по современным-то меркам!) дурой, но зато у нее была прекрасная оптика, которая спасала положение.
Через какое-то время, мне надоело таскать кофр с видеокамерой и я задумался о покупке небольшого цифрового фотоппарата, чтобы его можно было повесить на пояс или положить в карман. Выбор пал на Pentax Optio 555 (как сейчас помню — 5 мегапикселей, оптическое увеличение x 5 и 5 лет гарантии — вот так маркетологи обыграли название модели). По тем временам аппарат был просто революционным — никто больше не смог догадаться запихнуть в такой маленький (металлический, кстати!) корпус такую оптику. Все остальное в аппарате было так себе — тормозной, включение занимало больше минуты, на экране что-то разглядеть было нереально, жутко неудобное меню и так далее. Но эта камера стала моим основным фотоаппаратом на несколько лет, фактически отправив видеокамеру на полку, где она и пылится до сих пор.

Pentax 555
После того, как я распробовал все прелести большого зума в фотоаппарате (ну ленивая я личность, мне ножками ходить облом), мне, как водится, захотелось чего-то большего и я купил Fuji 5700. Этот аппарат пробыл у меня ровно месяц, потому что он мне жутко не понравился буквально всем. Преемником Fuji стал Panasonic FZ-38, который у меня наличествует до сих пор. Я периодически пытаюсь его сменить на что-то получше, но никак не получается. Например, Fujifilm X-S1, на который я возлагал большие надежды, оказался жутким отстоем, несмотря на кучу суперположительных обзоров, где эту камеру провозглашали чем-то типа «луча света в темном царстве». Зеркалку Pentax K-30 отобрало старшее дите, популярно объяснив, что в школе есть курс фотографии, куда без зеркалки — ну просто никак.

Panasonic FZ38
К чему этот экскурс в историю? А к тому, что фотоаппарат раньше был чем-то дорогим в использовании, требующим особого ухода и, зачастую, ремонта. Их даже передавали через поколения и отцы учили детей тому, как пользоваться этой капризной машинкой. Затем появились простые автоматические камеры, которые могли более-менее сносно запечатлеть кадр в одно нажатие кнопки. Но все равно, стоимость, как сейчас принято говорить, владения, оставалась достаточно высокой: пленка, проявка, печать — все это стоило денег и не всегда небольших.

После появления цифровых камер, на фоторынке начался бум продаж, поскольку цена снимка стала стремиться к нулю и оставалась на ненулевом уровне только за счет того, что народ, по привычке, печатал снимки. Теперь же в фотопечать отдают редкие кадры, которые по каким-то причинам хочется получить на физическом носителе. Интересно, что фоторамки так быстро померли, особенно если учесть, что кадры больше почти не печатают, но я не ставлю целью написать маркетинговое исследование рынка, так что рассуждать на эту тему я не буду.

Потом пришли смартфоны, на ярких и больших (если уж говорить о современной моде на фаблеты) экранах которых можно прекрасно просматривать сделанные на этих же смартфонах снимки. И вот это, на мой взгляд, убило фоторынок. И в самом деле, зачем покупать еще одно устройство, если мой телефон отлично снимает. «Что? Оптика? А что это такое? Нет, я не буду печатать снимки, я их перешлю через Скайп или Whatsapp. Или сразу их в Инстаграмчик или Фейсбук, если надо». То есть, массовый покупатель просто отказался от фотоаппаратов в пользу телефонов, которые и так все таскают с собой.

А теперь, похоже, настает следующий этап — народ перестает снимать даже и на смартфоны. То есть, вообще. Так сказать, логическое завершение истории фотографии.

Да что греха-то таить, я стал все чаще ловить себя на том, что даже когда еду в какое-то интересное место, то фотоаппаратом не пользуюсь. То есть, я могу его с собой взять, но он либо останется в багажнике автомобиля, либо так и останется лежать в рюкзаке. В лучшем случае, если мне придет в голову что-то запечатлеть, я сфотографирую это на айфон.

Причем, похоже, что я такой не один.Например, я не так давно был в компьютерном музее Блетчли Парк (Bletchley Park) — тот самый, где Enigma и Алан Тьюринг. Посетителей было много, некоторые даже ходили с зеркалками. Но я ни разу ни видел, чтобы кто-то что-то фотографировал, хотя обычно в музеях все что-то «щелкают». И это при том, что интересных экспонатов для фотографирования там хватало.

Так что я даже и не знаю, что по этому поводу и думать. Либо я все утрирую и никаких проблем в фотомире нет, либо фотография перестает быть массовым увлечением и возвращается в тот мелкий загончик, в котором она пребывала в момент своего появления, то есть, опять станет увлечением редких энтузиастов-фанатов.

Такие дела.

Tagged with:

комментариев 17

Subscribe to comments with RSS.

  1. Фил said, on Сентябрь 2, 2015 at 18:14

    Да!
    А если более развернуто, то даже на самой заре фотографии все фотографы делились на две категории. Профессионалы, которые знают что и как снимать, любят это дело и занимаются им постоянно. И эти люди никуда не делись. Они были, есть и будут есть. Вторая группа — это туристы (турист — это человек, проезжающий тысячи километров, чтоб сфотографироваться у своей машины). Турист фотографирует себя (друзей, семью, не важно) на фоне. Сам фон, как таковой, не важен. Ибо если нужен просто этот самый фон, то на 99% его уже сфотографировал некий профессионал и выложил качественный кадр в Сеть. Ну а себя фотографировать таки проще и удобнее на телефон.

    А вся массовая фотография 2000-2014 — это искусственно навязанное людям ощущение, что они тоже могут делать профессиональные снимки. Да, попробовали. Поняли, что это не так. Успокоились.

    P.S. Я тоже таки везде таскаю свою зеркалку, но в 9 случаях из 10 не достаю из рюкзака. А в том случае, когда достаю, то потом месяцами не доходят руки посмотреть что я там снял. Ибо моя морда мне не интересна, а пейзажи я лучше посмотрю снятые прямыми руками, а не моими.

    • pofigist said, on Сентябрь 2, 2015 at 18:27

      Интересный взгляд.
      Не согласен насчет туристов — мне, например, нравится, фотографировать места, в которых я был. Разумеется, с точки зрения пряморукости, мне далеко не только до корифеев, но даже до многих любителей (вот как Lexus или Sidorini, например). То есть, у меня получилось так, что играть в game of diminishing results (вот черт его знает как это будет по-русски) я не хочу. Поэтому, дойдя до, скажем, уровня в 70% от моего идеала, я не согласен тратить кучу времени и денег на медленное доползание до 80% и далее. Впрочем, я это к тому, что не все туристы делают снимки типа «я и пальма». 🙂

      Насчет руки не доходят посмотреть — на 100% согласен. У меня так же с этим дело обстоит. Фотки валяются на карточке в камере месяцами.

      А вообще, получается, что останутся две категории камер: зеркалки (или системные, если их когда-нибудь доведут до ума) и телефоны. Первые довольно серьезно подорожают. А вторые просто вытеснят все остальные виды камер.

      • Фил said, on Сентябрь 2, 2015 at 20:59

        «Профессионалы» в моем комментарии было не про людей, которые зарабатывают фотографией, а про тех, кто реально серьезно этим занимается. Не важно, по делу или просто из любви к искусству.
        И таки вот те самые 70% от своего потолка таки можно получить с смартфоном. А потому таки не стоит тратить силы и деньги на фототехнику, да.

        Что касается «нравится фотографировать места», то мне тоже нравится. Но потом смотреть эти фотографии даже мне самому скучно. Должно быть в фотографии что-то личное, отличающее ее от такой-же сделаной кем-то другим за год до тебя. Или через год после.

        А почему зеркалки (или системные) должны подорожать? Потому, что рынок уменьшится? Так он не сильно уменьшится. Профессионалы-же остаются. Их достаточно много, чтоб рынок оставался. Другое дело, что младшие модели могут исчезнуть. Это таки да. И это сильно повысит порог вхождения. Но подорожания самого по себе я не ожидаю.

        • pofigist said, on Сентябрь 3, 2015 at 10:36

          И таки вот те самые 70% от своего потолка таки можно получить с смартфоном. А потому таки не стоит тратить силы и деньги на фототехнику, да.

          Нельзя, по крайней мере, в моем случае. Ибо мне нравится фотографировать два типа объектов: достопримечательности, ко многим из которых просто так не подойдешь — нужен приличный зум и машины в музеях, где из-за недостатка освещенности смартфоны нормальных фоток не делают.
          Впрочем, FZ38 в последнем случае тоже делает препоганые фотки и по той же причине.
          Но если человек не заморачивается на таких вот исключениях, то действительно, ему хватит смартфона за глаза.

          Что касается «нравится фотографировать места», то мне тоже нравится. Но потом смотреть эти фотографии даже мне самому скучно. Должно быть в фотографии что-то личное, отличающее ее от такой-же сделаной кем-то другим за год до тебя. Или через год после.

          Ну, собственно, для этого я и пишу Мирометания. Потому что в тот момент, когда я это делаю, фотки ассоциируются с какими-то событиями. И именно это и делает их личными, в отличие от шикарных фоток того же места от хз кого.

          А почему зеркалки (или системные) должны подорожать? Потому, что рынок уменьшится? Так он не сильно уменьшится. Профессионалы-же остаются. Их достаточно много, чтоб рынок оставался. Другое дело, что младшие модели могут исчезнуть. Это таки да. И это сильно повысит порог вхождения. Но подорожания самого по себе я не ожидаю.

          Я таки думаю, что рынок сократится и весьма прилично. Хотя бы потому, как ты сказал, младшие модели уйдут. А поскольку их доля в закупке комплектующих была чувствительной, то автоматом повысятся цены на оставшиеся модели. Есть же разница — закупать, скажем, процессоры партиями в 10 милиионов штук или 100 тысяч. И разница в цене может быть в два-три раза запросто.

  2. trigadych said, on Сентябрь 2, 2015 at 21:00

    «А вообще, получается, что останутся две категории камер: зеркалки (или системные, если их когда-нибудь доведут до ума) и телефоны. »
    Фиг знает, как тут цитировать. Это уже случилось. Как представитель сервиса, могу рассказать, что с 2008 по 2012 год у меня на ремонте мыльниц сидело 4 человека. И загружены были по самое нехочу. Буквально в мыле, конвейер! Сейчас нет ни одного по этой специализации. Приносят 1-2 в неделю. и, как правило, утопленники. Либо уронили, объектив всмятку. Покойнички. И покупать очередную клиенты не собираются. Умерла, так умерла. А вот по зеркалкам буквально неделю назад отправил очередного учиться юстировке и прочему. А в тот же период с 2008 (когда мы начали заниматься ремонтом фото) по 2012 зеркалки были либо у свадебщиков и журналистов, либо у крутых начальников-бизнесменов. И буквально каждую в ремонт-настройку встречали с почестями. Зеркалки сейчас несут как раньше мыльницы. Причём каждая 4-я — «морковка», т.к. EOS MARK II — III и выше. Стеллажи завалены, мастера работают не покладая рук. Молодёжь (по детям и их знакомым сужу). Рождается ребёнок-покупают зеркалку. Едут отдыхать с зеркалкой. А вот видеокамеры остались только полу- и профессиональные практически. Либо в фотоаппарате есть функция, либо уж да, на смартфон.

    • pofigist said, on Сентябрь 3, 2015 at 10:26

      Интересно было почитать отзыв, что называется от человека в теме, спасибо 🙂

      Фиг знает, как тут цитировать.

      Я тоже не знаю другого способа, кроме как руками добавлять теги +blockquote- (поменяй + на ).

      Рождается ребёнок-покупают зеркалку. Едут отдыхать с зеркалкой.

      Дык прикол в том, что я не вижу, чтобы народ даже зеркалками фотографировал. То, что их покупают — понятно. Они сейчас стали намного дешевле, а имидж крутой камеры еще не ушел. Но вот пользуются ли ими?

      А вот видеокамеры остались только полу- и профессиональные практически. Либо в фотоаппарате есть функция, либо уж да, на смартфон.

      С видеокамерами это я уже давно заметил. Впрочем, сейчас вроде бы начинается очередной всплеск дешевых видеокамер из-за Go Pro и им подобных игрушек. Так что, может, пора учиться их ремонтировать? 🙂

  3. […] такого вопиюще-наглого поведения я говорил вчера, в «мыслях о фотографии», так что единственная фотка, которую я сделал в этой […]

    • Damballah said, on Сентябрь 4, 2015 at 14:01

      Я фотографировать не перестал. Вон, на московской автовыставке сделал около сотни фоток. 🙂
      Правда, последние пару лет фоткаю телефоном, если не нужно использовать зум.

      • pofigist said, on Сентябрь 4, 2015 at 14:52

        Ну, вот я если доберусь до Москвы, когда-нибудь, тоже, может, нащелкаю. Хотя, со своим айфоном 5S я там буду выглядеть, как нищеброд, так что лучше буду фоткать на камеру 🙂

        • Damballah said, on Сентябрь 4, 2015 at 15:11

          Да ладно, у нас владельцы айфонов составляют жалкие доли процента. Из всех моих знакомых, только у одного человека есть огрызок. 🙂

          • pofigist said, on Сентябрь 4, 2015 at 16:37

            Если почитать комменты на Mobile Review, так складывается впечатление, что там каждый второй с iPhone 6+, а у остальных Samsung Galaxy 6 Edge 🙂
            Или флагманы народ только обсуждает, а ходят с Fly, Dex и Explay? 🙂

            • Damballah said, on Сентябрь 4, 2015 at 17:09

              А много ли там этих комментаторов? Человек сто на всю Россию? 🙂
              Вообще, по моим наблюдениям в общественном транспорте, айфоны, в основном, у молодежи до 25 лет. Видимо, купленные родителями или взятые в кредит. 🙂
              Наиболее распростанены у нас, как мне кажется, телефоны НТС. Сони с Нокией тоже весьма часто встречаются. А у людей среднего и выше среднего возраста, очень много Алкателей. Стоит три копейки, с основными задачами справляется — чего еще надо? 🙂
              Ну и в последние пару-тройку лет наблюдается сильный рост китайчатины.

              • pofigist said, on Сентябрь 4, 2015 at 19:28

                Вообще, по моим наблюдениям в общественном транспорте, айфоны, в основном, у молодежи до 25 лет.

                Да? У нас, вроде бы, ситуация обратная. Хотя и молодежь тоже ходит с айфонами, благо что никаких кредитов не надо, их просто операторы выдают вместе с контрактами.

                Наиболее распростанены у нас, как мне кажется, телефоны НТС.

                Серьезно? Они у нас есть в магазинах, но я уже и забыл, когда видел такую игрушку у кого-то в руках. В основном из Андроидов либо Самсунги либо Соньки. Ну еще и операторский нонейм тоже присутствует.

                А у людей среднего и выше среднего возраста, очень много Алкателей.

                Здесь это больше детские аппараты (например, Pixi 3 стоит 20 фунтов), либо пенсионерские.

                Китайцы практически отсутствуют, за исключением ZTE у мелких операторов и Huawei (все начальные модели, только у Three есть Honor 6+).

                Вот такой рынок 🙂

        • Damballah said, on Сентябрь 4, 2015 at 15:12

          З.Ы. Так ты еще к нам собираешься в октябре или уже передумал? 🙂

          • pofigist said, on Сентябрь 4, 2015 at 16:37

            Я не передумал, но тут дело не только во мне, а еще в народе, с которым я собираюсь ехать.

            • Damballah said, on Сентябрь 4, 2015 at 17:11

              Ну, ежели соберешься и будет желание и время, то можно пересечься, пивка попить. 😉

              • pofigist said, on Сентябрь 4, 2015 at 19:22

                Это завсегда пожалуйста 🙂 Можно будет и на автовыставку какую сходить.


Обсуждение закрыто.

